Эффективность внедрения инноваций в школе

Обновлено: 05.07.2024

Самооценка инновационной деятельности образовательного учреждения(реализуемые в образовательном процессе инновационные образовательные технологии; тематика, содержание и результаты экспериментальной\инновационной деятельности; участие в конкурса, фестивалях; публикации, выступления, обобщение инновационного педагогического опыта)

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О школьных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Наше учреждение на протяжении всей своей истории, т.е со дня своего основания работает в режиме развития. Динамика развития деятельности образовательного учреждения по внедрению и реализации современных программ и технологий состояла в их введении в образовательный процесс. Появились многообразные точки зрения, взгляды на эффективность применяемых технологий. Необходимо отметить, что обнаружено стремление учителей изменить содержание собственной деятельности, что выразилось в применении разнообразных технологий развития, образования и воспитания детей. Проведя диагностику деятельности педагогов, мы выявили, что подавляющее большинство из них ориентируют свою деятельность не только на результат, но и на творческий процесс. Педагоги реализуют личностно-ориентированную модель образовательного процесса, направленную на развитие личностных образований: стойкого и высокого интереса, устойчивой мотивации, произвольности психических процессов: внимания, мышления, воображения. Все педагоги адекватно оценивают результаты своей деятельности и стремятся строить свою работу с учетом анализа и перспективного прогноза, используя различные методы и формы воспитательной и учебной деятельности.

Следует отметить, что за последние годы именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания, многие педагоги, работающие творчески и в условиях модернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности.

Инновации в области воспитания зависят, прежде всего, от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно и мотивационно. В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности учителя-творца: 1) общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы; 2) креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях; 3 постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий; 4)знание и использование национально – региональных особенностей в контексте воспитательной системы; 5)уверенность и ответственность за порученные дела; 6)способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.

Наша школа активно использует инновационные технологии в воспитательной работе. Примером внедрения инновационных форм и методов в воспитательную работу школы является :

- применение информационных технологий,

-применение методов проектной и исследовательской деятельности;

- работа экспериментальной площадки по работе с семьей;

- создание портфолио педагогов и учащихся.

Наш педагогический коллектив считает внедрение вышеуказанных инновационных технологий в УВП очень актуальным, так как на наших глазах жизнь стремительно развивается, неотъемлемой частью бытия становятся информационно-коммуникационные технологии, которые широко внедряются в школьное образование. Остановимся поподробнее на каждой из инноваций.

1. Использование ИКТ в воспитательном процессе .

В системе воспитательной работы разных школ имеется опыт как игнорирования ИКТ, так и успешного их применения. Мы исходим из принципиального убеждения, что необходимо широко использовать ИКТ, т.к. их возможности в организации воспитательного процесса велики. Мы считаем, что ИКТ:

Использование возможностей мультимедийной системы, имеющейся в школе, не посягает на традиционные формы воспитания. Общение учителя и ученика не подменяется техническим устройством. Идея использовать мультимедийный проектор возникла при подготовке выпускного вечера в 2005 году. Тогда предполагалось включить лишь элементы зрительного ряда, но в процессе работы мы увидели необходимость создания полноценной компьютерной презентации. Сила ее воздействия на аудиторию была настолько велика, что сразу утвердила нас в мысли: компьютерные презентации могут и должны стать органичной частью сценариев школьных дел. Нам трудно теперь представить без них школьное мероприятие, будь то Уроки мужества и памяти, классные часы и т.д. С тех пор появилась целая коллекция мультимедийных презентаций, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты, что создает полноценный зрительный и звуковой ряды. Аудиовизуальные средства в данном случае выступают мощными концентраторами внимания, что делает проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся.

Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности. Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сегодня не возможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса. Информационно-компьютерные технологии делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным, значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации, оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации, обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий, делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям, способствуя адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры .А также ИКТ повышают качество педагогического труда, способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.

Каждый год наши ребята и педагоги принимают участие в районных и областных конкурсах с применением ИКТ (Приложение 1)

Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.

2. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Сегодня в центре внимания педагогов находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность воспитанников и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков обучаемых; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Большие возможности в этом плане открывает проектная и исследовательская деятельность школьников, направленная на становление личности через активные способы действия. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических данных, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). В наше время индустриальное общество уступает место информационному обществу. Во всех сферах деятельности человека возрастает роль информации, умения ее находить. Современному человеку приходится самостоятельно добывать необходимую информацию из огромного потока. Нам надо научить наших учеников самостоятельно ориентироваться в этом большом потоке.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько участники включены в этот процесс. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность каждого ученика. Используя информационные технологии, проектную деятельность, можно добиться этой включенности.

Участвуя в проектной деятельности, обучающиеся становятся независимыми, могут самостоятельно принимать решения, судить о своей деятельности, участвуют в поиске текстовой, видео информации в Интернете, электронных справочниках, энциклопедиях, фонотеках, видеотеках. Роль педагога в проектной технологии очень велика, именно от него зависят и процесс, и результаты. Поэтому руководитель проекта должен уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя своим авторитетом; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Внедрение проектной технологии в практику воспитательной работы - одно из важнейших направлений современного образования. Педагогический коллектив нашей школы считает, что, метод проектов является эффективным средством повышения профессионального мастерства педагогов и повышения качества образования и воспитания учащихся и поэтому закономерным является тот факт, что с 2004 года учащиеся 7-11 классов, а с 2009 г-5х-9 классов принимают активное участие в разработке и защите проектов по технологии, музыке, туризму, исследовательских работ по краеведению. (Приложение 2)

3.Работа экспериментальной площадки по работе с семьей.

Формой ежегодной оценки качества исследовательских и методических разработок являются традиционные выступления на педсоветах, семинарах районного масштаба , участие в мероприятиях различного уровня.(Приложение 3)

4. Создание портфолио учащихся

Портфолио (портфель достижений) – это коллекция различных материалов, которые могут показывать достижения школьника в самых разных областях.

Тема портфолио занимает важное место в нашем ОУ. В настоящее время учащимися и педагогами разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними. Сложившийся опыт показывает, что портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. И поэтому ведение портфолио в школе -это маленький переворот во всей УВП системе . Акцент делается на становление ученика как личности, прежде всего: оценка уступает место самооценке, контроль- самоконтролю.

В нашем филиале работа по созданию портфолио была начата с сентября 2008 г.Были разработаны положение и рекомендации по ведению портфолио, в которых было прописаны критерии ведения портфолио начиная с 1 –го класса. Следует отметить, что портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе, эта работа ещё находится в стадии эксперимента. Но педагоги и учащиеся нашей школы решили постигать азы нововведений с самого начала школьного пути и поэтому учащиеся 1-го класса, совместно с классным руководителем и родителями начинают работу по созданию портфолио. Следует особо отметить роль семьи в создании портфолио ученика младших классов.

Создавая портфолио учащегося начальных классов, педагоги и родители стараются с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Портфолио ученика 1 класса Старо-Дубовского филиала- это его творческие работы, и по мнению учителей начальных классов « каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

  • Отдел общей и учебной работы
  • Отдел развития профессионального образования
  • Информационно-технологический отдел
  • Редакционно-издательский отдел
  • Отдел по реализации проектов и программ
  • Административно-хозяйственный отдел
  • Конференции
  • Круглые столы, мастер-классы
  • Фестивали, слёты, выставки, акции
  • Конкурсы
  • Сетевые мероприятия
  • Форумы
  • План курсовых мероприятий
  • Региональный банк модульных программ
  • Обучение по индивидуальным образовательным программам
  • Площадка дистанционного обучения
  • Неформальное повышение квалификации
  • Форум
  • Эффективность повышения квалификации
  • Реализация Национального проекта "Образование"
  • Школы капитального ремонта
  • Центр онлайн-образования
  • Сберкласс
  • Стажировочные площадки Тамбовской области
  • Педклассы
  • ФЦП "Русский язык"
  • Дистанционное обучение детей-инвалидов
  • Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений подростков и молодежи
  • Школьный учебник
  • ТамбовВИКИ
  • Доступная среда
  • Концепция преподавания русского языка и литературы
  • Реализация Концепции математического образования
  • ПНП "Образование"
  • Основы религиозных культур
  • Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
  • Финансовая грамотность
  • Августовский педагогический форум 2021
  • Агробизнес образование

eyes
adress1

Консультирование

Отдел по реализации проектов и программ

Консультирование

Оценка эффективности инновационной деятельности как условие управления качеством образования в школе

Ключевые понятия: качество образования, инновации, критерии, показатели, качество образования, оценка эффективности инновационной деятельности.

Проблема

В современном мире в системе общего образования четко наблюдается тенденция перехода образования от режима простого функционирования в инновационный режим развития. Эти изменения продиктованы и меняющейся политикой в сфере образования, и тем, что образовательные организации вступают на путь конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Вместе с тем школе необходимы не любые изменения, а лишь только те, которые бы приводили к положительным изменениям ее образовательной системы и результатов образования.

Оценка эффективности деятельности образовательной организации, функционирующей в инновационном режиме, - это один из ключевых механизмов регулирования развития системы образования в целом и отдельных ее компонентов.

Переход образовательной организации в режим инноваций влечет за собой необходимость создания механизмов, обеспечивающих оценку эффективности и перспективности, происходящих в организации процессов, которые в свою очередь направлены на повышение качества образования в целом.

В последние годы в системе образования происходят значительные изменения: появляются новые образовательные парадигмы, концепции, новые модели образовательных учреждений, обновляется содержание образования, разрабатываются новые стандарты и пр. В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В первую очередь современное качество образования – это:

1) качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности,

2) качество процесса, которое определяется изменениями в профессионально - педагогической деятельности учителя,

3) качество управления образованием.

Инновационные процессы в современной системе образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности, и как результат – повышение качества образования.

Проблема внедрения инноваций в образование сегодня становится актуальной в виду нескольких причин:

так инновации признаны необходимым условием развития образования и находят отражение в федеральных государственных стандартах;

на современном этапе модернизации образования первостепенную важность приобретают проблемы управления инновационным развитием образовательных систем;

современное обучение напрямую связано с тем, насколько развита инновационная деятельность в образовательном учреждении.

Кроме того, потребность в инновациях определяется несколькими факторами:

1. Изменение содержания образования, введение новых дисциплин, поиск современных технологий обучения.

2. Социальные и экономические изменения в политике государства предопределили необходимость кардинальных перемен в системе образования. Средством обновлений сегодня является именно инновационная деятельность педагогов, которая включает в себя формирование, освоение и применение педагогических инноваций.

3. В современном обществе создаются новые типы учебных заведений, тем самым происходит реальная конкурентоспособность, что заставляет задуматься о качестве обучения.

Деятельность образовательного учреждения, функционирующего в инновационном режиме, нуждается в системе отслеживания её результативности. Следует отметить, что для обеспечения положительного воздействия новшеств на качество образовательного процесса в современной школе необходим системный анализ и оценка эффективности инновационной деятельности. Такой анализ должен проводить педагогический коллектив школы, чтобы самим оценивать изменения в образовательной системе и динамику развития школы. Анализ качества инновационной деятельности – это метод исследования совокупности свойств (характеристик) инновационной системы школы. Для анализа и оценки педагогическим коллективом свойств инновационной системы школы необходимо разработать методики анализа, критерии и инструментарий оценки, то есть мониторинг эффективности инновационной образовательной деятельности, который должен давать возможность применить его для понимания эффективности не только педагогической, но и управленческой деятельности.

Главной задачей мониторинга инноваций в образовательной организации является исследование эффективности образовательного процесса, организация обратной связи в системе.

Для того чтобы определить содержание обратной связи в образовательной организации необходимо разделить два системно связанных аспекта эффективности деятельности образовательного учреждения:

1. Уровень образовательных результатов - уровень знаний, умений и навыков, полученные обучающимися в результате изучения конкретных учебных дисциплин.

2. Уровень и качественные характеристики образовательных эффектов – новых способностей, способов действия, компетентностей, возникающих у школьников в результате целой системы реализации инноваций. Речь идет о развитии у обучающихся ряда метапредметных способностей, являющихся не столько результатом освоения учебной программы, сколько результатом не относящихся к ней прямо способов организации образовательного пространства и форм взаимодействия в нем.

Цели образовательного процесса в организации становятся основанием в определении критериев оценки качества образования, на основе которых проводится мониторинг. По каждому критерию отработаны составляющие его показатели, методы диагностики, сроки проведения, форма представления результатов, кто проводит, кто ответственен. Все это будет составлять систему мониторинга качества образования в образовательной организации.

Таким образом, мониторинг инноваций в образовательном учреждении предполагает решение следующего спектра задач:

отслеживание развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;

использование результатов в управленческой деятельности с целью коррекции и предотвращения негативных вариантов развития ситуации;

подготовка аналитических и справочных изданий;

прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития инновационной деятельности образовательного учреждения.

При проведении мониторинга инноваций в образовательной организации достаточно эффективным является использование показателей.

Признаками показателей являются:

диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять;

валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить инноватор;

комплексность – возможность через совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого объекта инновационного процесса;

нейтральность – устойчивость от воздействий на исследуемые процессы.

В таблице приведены примеры критериев и показателей, которые наиболее часто используются образовательной организацией в описании результатов инновационной деятельности (табл. 1).

Критерии и показатели результативности инновационной деятельности образовательной организации

Критерии Показатели
качество обучения в ОО соотношение качества знаний и количества, поступивших в ВУЗы 11-классников
сформированность активной жизненной позиции количество выпускников, занимающихся общественной деятельностью
социализация, умение брать на себя ответственность количество выпускников совмещающих обучение в ВУЗе с работой (подработкой)
наличие образовательной среды с многовариантным выбором количество обучающихся, занятых в системе дополнительного образования в ОУ
уровень познавательного интереса и учебной мотивации участие обучающихся в научно-исследовательской деятельности
отношение и готовность к участию в инновационной образовательной деятельности предпочтительные формы участия в инновационной деятельности педагогов, родителей и обучающихся

Таким образом, организация, проведение и оценка инновационных преобразований в школе в современных социально-экономических условиях, безусловно, является действием прогрессивным, способствующим развитию образовательного учреждения, его конкурентоспособности в соответствие с сегодняшними тенденциям в образовании, потребностями в экономике и общественной жизни страны.

Список литературы:

1. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. – СПб.: КАРО, 2007. – 144с.

2. Бедешко Т.Г., А.В. Зеленцова, А.Н. Кузибецкий и др. Под ред. А.Н. Кузибецкого. Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: учеб. пособие для системы доп. проф.- пед. образования. – Волгоград: Перемена, 1998.- 132 с.

4. Инновационные проекты и программы в образовании. / Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений.- Москва: 2008. - № 1.

5. Инновационные проекты и программы в образовании. / Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений.- Москва: 2008. - № 2.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

«Управление инновационными процессами в образовательном учреждении

Целиковская Ирина Павловна,

2020 г
АННОТАЦИЯ

Раздел 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………. 6

1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация ………………….6

1.2 Методы руководства инновационной деятельностью…………………. 12

1.3 Формы интеграции инноваций ……………………………………………….13

2.2. Характеристика социальной среды…………………………………………….15

2.3. Материально-технические условия……………………………………………16

Раздел 3. Описание внедрения инновационных процессов в отдельные направления воспитательной работы …………………………………………………………….24

3.1 Патриотическое воспитание…………………………………………………. 26

3.2 Работа с родителями ………………………………………………………. 28

Список использованной литературы ………………….………………….…. …. 37

Требования к уровню и качеству образования меняются в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни. Поэтому и характер образовательного процесса должен быть инновационным. В современных условиях учителю необходимо не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы и методики обучения, но и создавать свои собственные. Это возможно в том случае, если преподаватель обладает необходимыми способностями, получил соответствующую подготовку, владеет средствами и способами рефлексии по отношению к своей деятельности, владеет средствами перехода от описания деятельности к ее критике и нормированию.

В нашей школе особое внимание уделяется проблеме повышения качества образования, в свою очередь, эта проблема связана с инновациями.

Цель работы:

исследование механизма системы управления, базирующейся на закономерностях и принципах организации инновационной деятельности.

- провести исследование понятий инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением;
- с истематизировать знания в области инновационной деятельности на основе изучения теории, опыта работы;

- привести примеры инновационной деятельности в образовательном учреждении;
- определить влияние внедрения инноваций в школе на качество образования;

Объект: инновационные процессы в образовании.

Предмет: процесс внедрения инновационных процессов в образовательном учреждении.

Гипотеза: управление инновационным процессом в образовательном учреждении будет способствовать развитию творческих способностей педагогов и учащихся.

Методы исследования: тестирование, анкетирование, анализ срезов, посещение уроков, методических недель, самоанализ деятельности учителей, проведение открытых уроков, мониторингов.

Раздел 1. Теоретические аспекты инновационных процессов

1.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Для обеспечения современного качества образования, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства важную роль играет модернизация системы образования. Для этого необходимо работать над развитием образовательной системы. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Немаловажную роль в них играют инновации. Существует огромное множество нововведений, применимых к образованию. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии современного образовательного процесса.

Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина, О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова, С.Д. Полякова, А. И. Пригожего и других. Харин А.А. и Майборода В.П. выявили различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов.

Таким образом, большинство образовательных учреждений встало на путь инновационного развития. Это и внедрение в практику школы новых предметов, новых форм и методов обучения, воспитания, и изменения, направленные на усовершенствование всей системы школы. Значит, при использовании инновационных подходов в образовании следует опираться на принцип непрерывных инноваций, который предполагает постоянное развитие и внедрение в образовательную деятельность учреждения продуктовых, организационных и технологических инноваций. [7]

Продуктовые инновации

Организационные инновации

Технологические инновации

Развитие новых видов образовательных услуг – образовательных программ, направлений и специальностей, услуг в сфере дополнительного образования.

Предполагают создание новых форм реализации.

Использование новых методов и технологий .

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:

- выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием;

- внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук;

- освоение передового педагогического опыта;

- изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы;

- изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения;

- выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы;

- повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью является сложным процессом. Он включает в себя разнообразную совокупность действий, среди которых:

- анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска;

- анализ инфраструктуры и возможностей учреждения;

- прогнозирование будущего состояния учреждения;

- поиск источников творческих идей и их финансирования;

- управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций.

Ученые считают (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.П. Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

- работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

- работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

- работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

- осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

- осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности.

Инновационный процесс в образовательном учреждении – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от системы управления и эффективности каждой её подсистемы.

Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления. К факторам, влияющим на инновационный процесс в образовательном учреждении, как правило, относят (Н.П. Фетискин, И.Е. Пискарева):

1. экономические (недостаточное материально-финансовое обеспечение инновационной деятельности);

2. социальные (неэффективная система распространения нововведений);

3. психологические (убеждения и отношения педагогического коллектива к нововведениям);

4. педагогические (бытующие традиции организационно-педагогической, управленческой работы)

Как отмечает К.М. Ушаков, уровень зрелости персонала образовательного учреждения по отношению к инновационной деятельности обратно пропорционален уровню сопротивления инновациям. [10] Проблема сопротивления нововведениям является основной психологической проблемой педагогов и руководителей образовательных учреждений в условиях инновационных изменений.

Антиинновационные настроения порождаются целым рядом причин:

· неопределенностью, когда у педагога нет ясного понимания целей предполагаемого новшества и он плохо себе представляет свою роль в предстоящем процессе;

· привычкой работать по-старому;

· отсутствием опыта исследовательской работы;

· боязнью увеличения учебной нагрузки, которая не будет компенсирована;

· неверием в инновационный потенциал своего коллектива;

· отсутствием у администрации школы или руководителей инновационного процесса авторитета в педагогическом коллективе и др.

По отношению к идее нововведения и способам её реализации К.М. Ушаков выделяет четыре группы сотрудников: [11]

1 группа. Сотрудники согласны с внедряемыми нововведениями, способом руководства и методами решения проблем. В восприятии этой группы руководитель совмещает позиции делового и эмоционального лидера. Члены этой группы – союзники и последователи руководителя. Их позиция по отношению к конкретному нововведению определяется, как инициатива.

3 группа. Эти сотрудники согласны с нововведением, но не доверяют руководителю, являясь потенциальными союзниками и последователями. Позиция по отношению к конкретному нововведению – бездействие.

4 группа. Сотрудники, которые не согласны с нововведением и не доверяют руководителю. Это группа противников инновации, их позиция – противодействие.

Наличие всех четырёх групп– норма. Успешность внедрения инновации в значительной степени зависит от наличия в образовательном учреждении многочисленной и сплочённой команды сотрудников (1-я группа по К.М. Ушакову), инициирующих инновационный путь развития школы, транслирующих всем членам педагогического коллектива организационную культуру, в которой элементы инновационного типа преобладают над элементами других типов организационных культур.

Также К.М. Ушаков выделяет пять стадий в поведении человека, сталкивающегося с изменениями: [12]

Сопротивление. Этот этап производимых в школе изменений может сопровождаться у педагогов раздражением и депрессией. Педагог как бы ощущает личное поражение. При этом уровень его самооценки падает. Рекомендуемые действия руководителя заключаются в том, чтобы слушать, давать обратную связь, оказывать поддержку, чрезвычайно важно, чтобы этому этапу предшествовало формирование позитивного эмоционального отношения к инновациям.

Вовлечённость. Характерными признаками данного этапа является образование групп-команд, уточнение целей деятельности, их координация, возникновение новых ритуалов. Рекомендуемые действия сводятся к совместному определению долгосрочных целей, по-прежнему актуальным остаётся насыщение нововведений системой возможностей адекватной потребностям членов педагогического коллектива и сценирование разного уровня социальных ситуаций, в которых эти потребности проявляются.

Традиционализация. Это последний этап, когда проводимые в школе изменения входят в повседневную жизнь сотрудников. На данном этапе нововведения становятся личностной ценностью сотрудников.

1.2 Методы руководства инновационной деятельностью

Можно отметить, что управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные только для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров). (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

1 .3 Ф ормы интеграции инноваций

В управленческой практике известны формы интеграции инновационных усилий, которые способствуют повышению инновационного потенциала образовательного учреждения и служат для вовлечения педагогов в инновационную деятельность: семинары по актуальным проблемам, над которыми работает образовательное учреждение:

- повышение квалификации; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных методических объединениях;

- самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы;

- инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы;

- описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах;

- творческие отчеты учителей по обобщению опыта и многие другие.

Управление образовательным учреждением – это регулирование информационных потоков и коммуникативных процессов внутри образовательного учреждения, делегирование полномочий и совместное решение ключевых вопросов, способствующих вовлечению педагогов в инновационную деятельность.

Итак, предназначение инновационных процессов – это развитие образовательного учреждения, как педагогической системы и особой социальной организации, с целью достижения качественно новых, более высоких результатов образования, способствующих повышению конкурентно-способности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Результатом инновационной деятельности образовательных учреждений являются конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности.

2.1. Краткие сведения

Дата рождения школы – 13 января 1980 года. Проектная мощность школы – 30 классов, 1176 учеников. На начало 2019-2020 учебного года в школе 625 обучающихся в 26 классах, средняя наполняемость - 24,0.

Школа является юридическим лицом. В наличии имеется весь пакет учредительных документов: Устав, свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на учёт юридического лица в налоговом органе, документы на имущество, свидетельство о государственной аккредитации, лицензия на реализацию трёх ступеней образования (начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование).

Общеобразовательное учреждение филиалов не имеет.

Социальная среда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, укрепляющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой стороны - содержащих необходимые условия успешного развития этого процесса.

Общеобразовательное учреждение расположено в центре города Кировское. Это делает его доступным для жителей любого микрорайона

2.3. Материально-технические условия

26 учебных кабинетов для обучающихся 5-11 классов и 11 классных комнат для обучающихся 1-4 классов имеют удовлетворительное обеспечение, в двух кабинетах информатики есть в наличии 23 компьютера в рабочем состоянии, где обучающиеся получают знания, соответствующие принятым Государственным образовательным стандартам. Внеклассные мероприятия проводятся в актовом зале общеобразовательного учреждения на 120 мест.

Медицинский контроль над состоянием здоровья обучающихся осуществляет центральная городская больница. В школе оборудован кабинет медицинской сестры, подготовлена столовая на 150 мест. На уроках физической культуры ученики занимаются в спортивном зале площадью 288 м 2 .

На территории школьного двора функционируют: 2 волейбольные площадки, 2 баскетбольные площадки, 2 футбольных поля, одно мини-поле с искусственным покрытием для футбола; гимнастический городок с 4-мя перекладинами, 2-мя деревянными брусьями, шведской стенкой дают возможность на должном уровне проводить уроки физической культуры, спортивные соревнования, дни здоровья.

Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.

Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

инновационная деятельность в школе

Причины внедрения инноваций в школе:

  1. распространение цифровых технологий;
  2. широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;
  3. личностный подход в обучении и воспитании ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;
  4. ритм современной жизни, требующей определенной успешности и конкурентоспособности.

инновации в школе, инновационные методы обучения в школе

Инновационная деятельность школы

Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
  • внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
  • методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

современные методика преподавания в школе

Инновационные формы обучения

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

Модульное обучение.

В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).

Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.

Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

инновационные формы обучения, инновационная работа в школе

Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.

В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.

Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

новые современные методы обучения, инновационная деятельность школы

Инновационные методы обучения

  • Метод кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока в домоводстве для девочек: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор продуктов, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить вкусное блюдо с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу.
  • Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для начальной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Например, в городах России проходили 3-d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио- и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методик.
  • Урок-дебат, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы.
  • Мастер-класс. Особенно хорош будет на уроках труда, рисования, лепки и т. д.
  • Урок-спектакль, посвященной какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.

Читайте также: