Эффект розенталя эксперимент в школе

Обновлено: 04.07.2024

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона) Эффект Розенталя, Лига психотерапии, Длиннопост


Лига психотерапии

4.2K поста 23K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Лучшие посты Лиги

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

После прочтения эксперимента Якобсона и Розенталя вспомнил, что нечто похожее читал у Циолковского (он, вообще, учителем был). Суть, кажется, была такой, что если хвалить, поощрять ученика сверх того, чем он фактически своими данными и результатами "заслуживает", то ученик начинает подтягиваться до более высокого уровня.

Абсолютно согласна, часто встречаю в жизни.
Когда мне было 5, мама в гороскопе (!) прочитала что "стрельцам легко даются иностранные языки". И повела к репетитору . С тех пор, действительно, легко даются:))

Так а почему статуя-то ожила?

спасибо за пост, буквально на днях пытался вспомнить, где же я об этом слышал:)

Так вот почему мои желания исполняются. Я просто в них верю и подстраиваю все, чтоб они сбылись XD


Анонимный постинг временно приостановлен

В связи с большим количеством непроверенной информации и нарушения правил анонимный постинг был временно приостановлен. При стабилизации ситуации постинг с анонима будет восстановлен.

Мы будем держать вас в курсе событий и просим уважительно относиться друг к другу несмотря ни на что.


Война

Меня зовут Данил. Я Киевлянин. Пишу, чтобы выговориться - все мы знаем, что сейчас началось между нашими странами: России и Украины.

Мне жаль, что так происходит. Пожалуйста, найдите силы, чтобы оставаться людьми, будьте рядом со своими родными и близкими, и сил каждому из нас!

Я не осуждаю никого, я всё понимаю - это жизнь. Такое бывает. Я лишь хочу сказать, что надеюсь на лучшее. Надеюсь, что все слухи про Третюю Мировую лишь слухи. Я надеюсь, что среди наших народов есть здравомыслящие и адекватные люди, которые не будут поддаваться массовой панике и провокациям. Я надеюсь и молюсь за мир над нашими головами.

Сегодня в центре Киеве были взрывы, звучала сирена. Жуткое чувство внутри.

От себя скажу, что мне 25 лет, я был пограничником на границе с Польшей и меня сегодня мобилизировали. Надеюсь мои руки останутся чисты.

Каждому желаю мира над головой!

Спасибо за внимание и понимание.


Пару лет.

Пару лет.

Вся суть войны в комментарии

Вся суть войны в комментарии Комментарии, Комментарии на Пикабу, Пикабу, Война, Украина, Донбасс, Обстрел, Политика, Скриншот

Что меня удивляет

Самое непонятное во всей сегодняшней ситуации: КАК РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ СМОГЛИ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТО НИ ОДИН СОЛДАТ НЕ ВЫЛОЖИЛ В ЮТУБ РОЛИК ВИДА 'Готовимся принуждать Украину к миру. гы-гы. Завтра с утра начинаем'. И не было ни одного поста "мне кореш позвонил и сказал что завтра идут вперед".

Аккуратнее, пожалуйста

Хочу напомнить, что война идет не между территориями, не между населением, а между начальниками, к которым мы все относимся с адекватным их репутации уважением.

Я в вас не стреляю, и вы в меня не стреляете. Все происходящее происходит против нашей с вами воли.

Время нервное.
Пожалуйста, относитесь друг к другу бережно.

Если кто-то говорит вам дурные слова - возможно, ему просто страшно. Не отвечайте ему тем же.

Это моя личная просьба.


Санкции Талибана (организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность)

Движение Талибан (организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность) выступило с критикой внешней политики Российской Федерации.

Обсуждается пакет санкций, направленный на отключение РФ от наркотрафика.


Цель оправдывает средства

Тег "политика" нужен?

Цель оправдывает средства Скриншот, Комментарии на Пикабу, Данила Козловский, Чернобыль, Российское кино, Политика

Сегодня тоже подруге расписывала правила, скопирую из ВК сюда, не судите строго за такое себе оформление:

Сейчас народ Украины заживет по тем правилам, по которым жили на Донбассе все эти годы - железки не пинать, по лесу не гулять, в огороде копаться с осторожностью, смотреть под ноги, прятаться в ванне.

ванна, особенно чугунная - лучшая вещь. Но если ее нет, то для прятаться от обстрелов подойдет и коридор, если мы говорим о жилье типа хрущевки. Хотя, конечно, подвалы с запасами солений - наше всё.

Рядом с окнами и зеркалами во время обстрелов не стоять, видеоблоги не вести, военных и полицию НЕ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ни в коем случае, не важно, чью.

Если по улице идет техника - не важно, чья - тоже не фотографировать.

по телефону говорить очень осторожно, потому что я тебя уверяю, прослушивают всех. Спрашивать только личные вопросы, отношение ни к одной стороне высказывать настоятельно не рекомендую.

Потому что я в момент обострений пару раз буквально слышала переговоры какого-то колцентра на заднем плане, а в основном этом были автоматические сигналы о начале записи.

Пусть наполнят все емкости, которые есть в доме, водой - все бутылки банки и т.д., пусть стоят. Потому что есликогда перебьют водопровод, воды может не быть неделями.

Ванну тоже лучше до краев наполнить водой и по возможности наполнять.

Будьте готовы к обрыву телефонной связи на некоторое время вообще, кстати.

Деньги я не знаю, можно ли сейчас посылать. Я бы послала. Потому что потом могут закрыть транзакции.

Пусть берегут папку с важными документами. Во-первых, чтобы она всегда была в доступе типа "схватить и бежать", во-вторых, когда начнут выдавать гумпомощь, лучше встать в первые ряды.

Главное - понимать, что когда идет обстрел, в окно смотреть не надо. Самое интересное потом покажут по телевизору, а вот прилететь может откуда угодно прям в окно. Во время обстрелов уходить вглубь квартиры или спускаться в подвал, если есть возможность.

Вообще нормальные власти должны бы еще сейчас обязать все более-менее социальные объекты типа госучреждений и аптек оборудовать бомбоубежища. Если обстрел начался, когда ты на улице - надо бежать в ближайшее помещение, в подъезд ну или хотя бы падать за хоть какой-нибудь забор и лежаааааать

Если слышно фейерверк, как на свадьбе - то это не фейерверк.

Носить с собой всегда удостоверение личности.

В общем-то всё. Еще раз напомню про воду. Думаю, запастись крупами-макаронами твои сами догадаются.

еще вот чтооооооо нащет окон сообразила

пусть заклеют их крест-накрест, как в Ленинграде. Разлет осколков будет меньше. Пусть не боятся выглядеть глупо, Весь Луганск так обклеен был.

Не факт, что окна выбьет (у нас за все годы только один раз на углу разорвалось и стекло треснуло, но не вылетело), но чуть меньше стекла придется вычищать из ковра, если не дай бог.


Как поддерживать в ребёнке мотивацию: откровенно указывать на его недочеты и ошибки или делать вид, что не замечаешь их? Наш блогер Вадим Мелешко считает, что можно и так, и так, главное — верить в то, что в итоге у ребёнка все получится.

Эта анекдотическая байка, автор которой закономерно неизвестен, ходит по социальным сетям уже давно и пользуется большим успехом. Попытаемся понять почему.

Признаюсь, я сам стал заложником банального стереотипа, согласно которому если кого-то в детстве считали полной бездарью и тупицей, он непременно должен потом добиться невероятных успехов и доказать своим обидчикам, насколько те были неправы.

Среди моих коллег-учителей было немало тех, кто, проработав в школе невероятное количество лет, мог, пообщавшись с незнакомым школьником всего несколько дней, сказать: вот этот далеко пойдет, у него высокий потенциал; этот может добиться многого, но лишь при условии, если рядом будет стоять кто-то и постоянно направлять его в нужное русло; вот этот имеет все шансы спиться и сесть в тюрьму; а вот этот в лучшем случае станет трактористом без перспектив карьерного роста. Что интересно, их прогнозы сбывались гораздо чаще, чем у наших метеорологов и экономистов, хотя были и исключения, которые, как мы знаем, лишь подтверждают правило.

Но были и другие коллеги, которые обо всех детях говорили только хорошее. И если ребенок побеждал на олимпиаде, искренне радовались за него и пророчили ему будущее великого ученого, дипломата, инженера или знаменитого артиста. А если школьник получал двойку в четверти или его ставили на учет в детской комнате милиции, говорили, что, увы, так бывает, и у многих знаменитых людей в прошлом тоже было не все хорошо, тем не менее мы верим, что этот ученик перебесится, вырастет, остепенится и станет примерным гражданином!

Вот как раз их прогнозы сбывались далеко не так часто, как всем хотелось бы

Возникает вопрос: кто из учителей, принадлежащих к этим двум категориям, более достоин носить высокое и благородное звание учителя? Не спешите с ответом. Тут все далеко не так просто, как кажется.

Представьте: преподавателю вуза сказали, что определённая группа на курсе собрана из исключительно одаренных и неординарных личностей. Теперь он будет видеть в каждом студенте этой группы талант, с которым надо обращаться бережно. В свою очередь сами учащиеся, почувствовав к себе такое отношение, станут более раскрепощенными, уверенными в себе, смогут проявить весь свой творческий потенциал. Что опять же еще сильнее укрепит преподавателя во мнении: о да, это и правда потрясающие люди, совсем не похожие на остальных! Хотя разницы между этой и другими группами нет никакой, есть лишь установка, и она работает.


Он презирал институт семьи, не имел детей, но стал великим педагогом: история жизни Антона Макаренко

Так вот, из двух описанных мной категорий искренняя вера в ученика вполне может присутствовать в обеих

Если учитель действительно понимает, что конкретно для его ученика лучше, он будет делать именно это. И, скорее всего, добьется вместе с ним заметных успехов благодаря своим профессиональным качествам. Если же педагог во главу угла поставит желание ребенка и его родителей, то ему придется либо делать то, во что он не верит, но стараться делать это на совесть, либо всеми силами попытаться убедить себя, мол, раз уж вы этого хотите, значит, все правильно, к этому и следует стремиться.


Я могу понять педагога, который, обучая первоклассника, понимает, что перед ним очень непростой ребенок, он в пубертатном возрасте гарантированно задаст перца всей школе. В результате чего этот педагог ведет себя с ним не так, как со всеми, давая ему особые задания и специальные поручения, уделяя ему больше внимания, чем кому-либо еще. Потому что кто предупрежден, тот вооружен.

А теперь давайте вспомним про вторую категорию. Про тех, кто всегда и во всех видит только светлое. Вроде бы это как раз идеальные учителя, пожалуй, именно таких людей родители хотят видеть в школе. Но тут важно понимать, что же на самом деле стоит за тем или иным добрым словом. Если это искреннее желание помочь детям, стимулируя развитие только их самых лучших качеств, поощряя только хорошие поступки и игнорируя плохие, тут впору говорить о некой христианской добродетели. Если же это просто роль, исполняемая обычным живым человеком, который прекрасно видит и знает, что ребенок совершил мерзкий поступок, но надо обязательно сыграть в доброго полицейского, пардон, учителя, то этот гуманизм на самом деле дутый, сомнительный, потому что неискренний.

Здесь мы имеем дело с ситуацией, в которой оказываются многие тысячи работников сферы образования (да и не только, кстати)

Беда в том, что вера — очень тонкая материя, которая легко рвется и плохо срастается. Однажды потеряв ее, потом крайне сложно вернуть опять. Поэтому приходится работать просто на автомате, видя перед собой будущих неудачников, распутников, криминальных элементов и пьяниц, но не находя в себе сил поверить, что ты в состоянии помочь им стать другими…

Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом

В современном мире коммуникация, наверное, один из самых важных soft skills. Умение вести беседу, убеждать в ценности собственного проекта, вдохновлять окружающих людей – это часто недооцененный навык коммуникации среди современных энтузиастов, которые готовы покорять карьерные вершины.

И при том, что азы и основы человеческой коммуникации начали изучать еще в середине прошлого столетия, мало кто догадывается об их открытии. Например, малоизвестный феномен важности невербального общения часто может не только сыграть злую шутку, но даже навредить достижению желаемого результата.

Сегодня мы поговорим о мощном психологическом приеме, который часто называют средством манипуляции, самогипнозом и даже мистикой. Речь пойдет об эффекте Пигмалиона, который доказывает механизмы воздействия наших убеждений и желаний на эффективность и результативность не только нас самих, но и других людей.

Роберт Розенталь и его вклад в экспериментальную психологию

В 2002 году Американская ассоциация психологов отдала почетному профессору Роберту Розенталю 84 место в списке 100 самых цитируемых психологов 20 столетия.

Известный в будущем психолог-экспериментатор Роберт Розенталь переехал с родителями из Германии в Соединенные Штаты, когда ему было шесть лет. Его академическая карьера сложилась в сфере популярной в 1950-1970-х годах поведенческой психологии (бихевиоризма), где он совмещал насколько научных направлений. В 1956 году Розенталь закончил Калифорнийский Университет Риверсайда и некоторое время специализировался на клинической психологии, но уже через несколько лет его научные интересы сфокусировались на социальной психологии, изучение которой он продолжил в Гарварде.

Роберт Розенталь – автор почти пяти сотен научных статьей и нескольких монографий, свой интерес фокусировал на нескольких аспектах поведения человека в таких сферах как:

  • прикладная социальная психология;
  • природа и влияние невербальной коммуникации на общение;
  • роль коммуникации и языка в передаче информации;
  • самореализующиеся пророчества в повседневной жизни;
  • безличные процессы; ;
  • психология личности;
  • личностное восприятие невербальной и вербальной информации;
  • научная методология исследования и оценки научного измерения.

Главные открытия, которые принесли известность Розенталю, были сделаны в области невербальной коммуникации, им были исследованы такие аспекты человеческого поведения как:

  • посредничество безличного воздействия в коммуникации;
  • примеры и источники поведенческого изучения общения;
  • анализ данных и анализ экспериментальных моделей;
  • сравнительный анализ и метаанализ моделей поведения.

1968 году Роберт Розенталь и его коллега Ленора Якобсон провели наблюдение в одной из школ Сан-Франциско. Это исследование должно было помочь проверить, как невербальные и неосознанные стимулы влияют на межличностную коммуникацию учителя и учеников.

Сначала Розенталь и Якобсон провели проверочный тест на IQ, который в то время был главным каноном предполагаемой эффективности среди учеников, он помог закрепить успеваемость учеников в классе. Далее новым учителям сказали о предполагаемом потенциале 10 учеников из класса, фамилии которых Розенталь выбрал случайным образом.

Эффект предвзятости экспериментатора – это уже пророчество, ведь ожидания от человека и его действий уже поднимают планку его результативности.

Суть этого психологического приема состоит в том, что мы можем управлять силой собственных ожиданий, удерживать высокий уровень мотивации и пожинать плоды от своего воздействия на реальность, то есть быть скульпторами реальности. Такое воздействие одного человека на другого по предположениям Розеталя возможно с помощью невербальной коммуникации – мимики, жестов и эмоций.

  1. Высокие ожидания учителя ведут к более хорошей производительности учеников.
  2. Убеждения учителя влияют на действия учеников и их убеждения о своих способностях.
  3. Убеждения учеников о своих способностях подтверждают способность учителя к прогнозированию реальности.

Этот случай убеждения в истинности собственного понимания ситуации был доказан и в другом эксперименте Розенталя, когда он разделил студентов в лаборатории на две группы: одним сказал, что у них крысы хорошо обучаемы, а другим – что плохо. Хотя крысы были одни и те же, результат в конце эксперимента был разным. В отличие от школьного эксперимента, где проявлялось воздействие между учителем и учеником, в лабораторных условиях акцент был сделан только на роли экспериментатора и его упорстве доказать истинность своих убеждений.

Также Розенталь исследовал данное проявление эффективности и важности невербальной коммуникации в межличностном общении на малых группах, таких как:

  • учитель и ученик;
  • врач и пациент;
  • судья и присяжные;
  • руководитель и подчиненные.

Подвергнуть любого человека эффекту Голема можно в случае, если:

  • игнорировать личную инициативу и идеи подчиненных;
  • давать слишком много советов и не учитывать способности личности;
  • демонстрировать чрезмерную власть, категоричность и непреклонность;
  • акцентировать внимание на неудачах и не замечать достижений.

В психологии существует достаточно большое количество когнитивных искажений, которые в значительной степени влияют на действия человека. Одним из таких является эффект Розенталя — психологический феномен, тесно связанный с пророчествами и ожиданиями.

Понятие эффекта Розенталя-Пигмалиона в психологии

Эффект Пигмалиона или Розенталя в психологии — явление, характеризующееся гипертрофированными ожиданиями человека к реализации пророческих явлений. Психологический феномен во многом определяет характер дальнейших действий индивида к интерпретированию внешней реакции окружающих. Результатом является самоосуществление пророчеств.

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Собственное название эффект получил благодаря американскому специалисту в сфере клинической и поведенческой психологии Роберту Розенталю, который вдохновился персонажем из мифологии Древней Греции. Явление было открыто в 1966 году.

По одной из легенд, Пигмалион воссоздал статую прекрасной девушки, для которой использовал материал из слоновой кости. Увидев результат кропотливой работы, герой до безумия влюбился в свое творение, что вылилось в бесконечные ухаживания: преподношения дорогих подарков, цветов, дарение поцелуями.

После многочисленных утех в сторону бездушной статуи, Пигмалион обратился к богине любви Афродите с целью встретить похожую на его создание девушку. Его чувствования и желания были настолько сильны, что божество сжалилось над ним, сделав статую живой.

В истории Розенталь выделял основной подтекст — ярко выраженную демонстрацию того, на что способна искренняя вера и побуждение человека, что любая информация извне будет подпадать под личностные желания, тем самым получая реальное подтверждение исходя из его действий. Главный критерий — обязательная вера и убеждение.

Сила эффекта заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы второй вел себя в соответствии с личными представлениями о его внутреннем мире.

Эффект Розенталя и исследования в области психологии

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Эффект Розенталя в психологии получил клинические подтверждения со стороны психотерапии, на что указывают репрезентативные исследования со стороны ученых.

Помимо косвенного анализа, феномен используется в научных исследованиях, среди которых основным является проверка процедуры эксперимента. Вместе с этим, явление имеет и негативное влияние, поскольку отражается на внутренней валидности — уровня влияния неизвестной переменной на зависимую.

При этом никакой разницы между исследуемыми животными не было. Эксперимент многократно повторялся в разных лабораторных условиях, включая исследование влияния учителей на студентов, исходя из завышенных ожиданий.

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Классическое и наиболее популярное исследование эффекта появилось в 1960 г., когда в самом начале учебного года, научные исследователи провели тестирование в школе, предварительно сообщив учителям о выявлении одаренных учеников.

Фактически, результаты тестирования ничего не значили, поскольку потенциальные кандидаты были выбраны случайным образом. При этом средний коэффициент IQ теста указывал на то, что выбранные ученики проходили его куда лучше остальных.

Из этого следует вывод о незаметном, подсознательном выборе учителей по отношению к тем студентам, в успех которых они верят. Учащиеся при этом неосознанно начинают верить в себя, что приводит к повышению оценок или успеваемости в целом.

Ключевые моменты явления, по мнению Розенталя

Эффект Розенталя в психологии подтверждается не только многочисленными экспериментами, но и логическими выдержками основных моментов феномена:

  • Преждевременные ожидания индивида прямо пропорционально влияют на качество получаемой в результате оценки информации.
  • Когда человек думает о влиянии эффекта, реальность к настоящим сведениям меняется с целью отсутствия предвзятости со стороны подсознательного. По мнению Розенталя, этот момент является парадоксальным.
  • Благоприятные сведения под влиянием человеческого мышления еще сильнее улучшаются посредством феномена, плохие же — искажаются и ухудшаются.
  • Бессознательно человек воспринимает только те данные и действия, которые подпадают под определенную информацию. При этом индивид склонен к ее подсознательной фальсификации.
  • Если в процессе принятия информации индивид взаимодействует с кем-либо еще, феномен заметно проглядывается в таких внешних аспектах, как: интонация, визуальные характеристики или любые другие действия со стороны нервно-мышечной системы.
  • Женщины являются более предвзятыми к эффекту, нежели мужчины.

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

В случае, когда эффект влияет на качество исследований, высока вероятность появления ряда ошибок, что приводит к искажению результатов эксперимента. К примеру, неумышленное завышение низких оценок, или же наоборот — повышение высоких. Также отмечается взаимосвязь между явлением и стремлением к частому усреднению данных.

Эффект Пигмалиона в значительной степени угрожает валидности психиатрических исследований, что приводит к искажению экспериментатором и принятию субъективных оценочных данных как истинных. Одновременное проведение эксперимента несколькими специалистами способно усиливать искажение за счет действия феномена.

Эффект Розенталя, примеры

Эффект Розенталя в психологии находит свое влияние и в жизни. Осознав его смысл и разобравшись в основном алгоритме, индивид способен значительно улучшить свою жизнь, понизив шанс на искажение. Наиболее распространенным примером является факт занижения самооценки.

Так, если индивид думает, что обладает непривлекательной внешностью и низким интеллектом, ему вряд ли получится достигнуть каких-либо высот — будь то бизнес, или любовные отношения.

Другой известный пример, с которым сталкивается практически каждый — лечение в больнице. Если врач и пациент нацелены на благоприятный результат, то в 90% он таким и будет. Однако когда негативный настрой лечащего специалиста распространяется и на человека, его состояние и настрой заметно ухудшаются.

Эффект Розенталя в бизнесе

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Современных ученых и специалистов в сфере исследовательской деятельности интересует влияние феномена на деловые и межличностные отношения в рамках карьерного роста и бизнеса.

Многочисленные эксперименты показывают взаимосвязь производительности отдельной компании от настроения и веры в ее успех главного руководителя. При этом основополагающая разница между плохим работником и хорошим выявляется отношением руководства.

Основная разгадка эффекта кроется в том, как руководящие должности оценивают сотрудников — им либо верят, либо нет. Начальство, которое осознанно ожидает от своих людей высоких действий, мотивирует их на положительный результат.

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Помимо конкретных действий и бизнес-планов, большое влияние оказывают невербальные сигналы, при этом более теплые отношения к сотрудникам ощущаются куда лучше, нежели негативные. Низкий результат сотрудника формирует в нем такое поведение, при котором чаще всего проявляются нежелательные комплексы и страхи.

В случае, когда молодой и неопытный специалист приходит на новую работу, наибольшее влияние оказывают ожидания со стороны начальства и сотрудников. Некоторые исследования показывают, что позитивное воздействие руководства в течение полугодия окупаются в долгосрочной перспективе — до 5 лет продуктивной работы новичка.

Использование Эффекта Пигмалиона в своих целях

Поскольку совокупность поступающих сигналов в мозг формирует понимание человека об окружающем мире, использование эффекта Розенталя способствует формированию качественной и счастливой жизни. Любая похвала, лишний взгляд или интонация создает в человеке уверенность и заинтересованность.

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Аналогичным образом работают ожидания человека в собственный адрес. Так, люди уверенные в себе и своих способностях, могут формировать характер и поведенческие установки таким образом, что любые их поступки приводят к желаемому результату. Наблюдая за негативным влиянием эффекта, человек может поддаваться на различные искажения.

К примеру, если конкретный индивид доверяет своему партнеру и верит в здоровые отношения, это приведет к значительным успехам в личной жизни и подтолкнет к лучшим изменениям. Исходя из этого, рекомендуется говорить детям, друзьям или другим дорогим людям хорошие и мотивирующие слова.

Осознавая, как именно работает эффект Пигмалиона, можно добиться огромных успехов, взяв его под собственный контроль. Необходимо только суметь правильно распоряжаться информацией.

Однако стоит помнить и о том, что у каждого человека есть свой предел, из-за чего, надеяться на что-то нереальное и ставить перед другими слишком завышенные цели не следует. В противном случае можно уничтожить или понизить мотивацию.

Рекомендации

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Придерживаясь общих рекомендаций, можно использовать эффект Пигмалиона в качестве положительной техники, которая позволит в большей степени узнать людей и их поступки. Также это понизит вероятность искажения собственных действий, что значительно улучшит качество жизни.

Как сбывается самореализующееся пророчество

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Основным примером пророчеств можно считать мысленный эксперимент с вагоном, куда по очередности заходят люди, которых пассажиры исходя из внешних признаков, считают контролерами. Так, если у индивидов отсутствуют какие-либо сомнения по поводу кондукторов, реальность проявляется исходя из ее последствий — пассажиры начинают предоставлять билеты для их проверки.

Также в одной из работ ученого была рассмотрена вымышленная ситуация, в которой ключевую роль играл гипотетический банк Картрайта Миллингвилля. Предполагалось, что изначально финансовое положение учреждения обстоит хорошо — в нем есть некий запас активов, большая часть из которых инвестируется в другие проекты.

Психолог предлагает представить ситуацию, когда в банк неожиданно заходит большое число новых вкладчиков, из-за которых старые пускают слух о возможном банкротстве и финансовых неурядицах. В итоге учреждение действительно признается банкротом и закрывается.

Для группы лиц, которые страдают депрессивным расстройством, также отличительны дисфункциональные убеждения, которые несут за собой самореализующееся пророчество. К примеру, мысли человека о невозможности счастья без любви и признания в этом окружающих может его переубедить и понизить шансы на успех.

Как сделать самоисполняющееся пророчество позитивным

Эффект Розенталя-Пигмалиона в психологии. Что это означает

Помимо основных рекомендаций, направленных на устранение негативного аспекта эффекта, в психологической практике существует алгоритм из последовательных действий, которые превратят самоисполняющееся пророчество в позитивную практику.

Для этого необходимо:

При правильном, структурированном подходе, а также нужной вере в собственную значимость, включая развитие осмысленных действий и своевременное преодоление трудностей, существует большой шанс того, что пророчество сбудется.

Правильное понимание эффект Розенталя, а также его применение в жизни, позволит человеку добиться значительных успехов — от бытовых ситуаций, до развития или улучшения отношений, включая деловые. Подобное решение нередко используется в психологии в качестве дополнительной техники, позволяющей улучшить психическое состояние человека.

Видео об эффекте Розенталя-Пигмалиона

Как мысли формируют реальность:

Читайте также: