Джон харт последний ребенок краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Замечательный детектив. Вспомнилась "Зеленая миля" Кинга. Есть некая параллель с одним из персонажей.

Книга читается легко. Возможно покажется на первый взгляд скучноватой, но самый сок в конце, ради которого стоит прочитать книгу) Произведение очень атмосферное, автор подробным описанием передаёт быт людей, их эмоции, и природу Америки. Книга буквально затягивает, погружает и не отпускает до конца) Всем советую к прочтению!

Трагедия способна объединить, либо уничтожить группу людей.

Семья Моррисонов пошла по 2-му пути. Отец, кажется, сбежал, мать ушла в опьяняющий мир, где нет боли, невыносимо терзающей в реальном. Хозяйство, забота о ней упали на плечи тринадцалитнему сыну, Джонни.

Мальчику тоже тяжело, и он не оставляет попыток найти сестру и по прошествии года. Также как детектив, превышающий полномочия и положивший на это дело свою семью.

Драм здесь хоть отбавляй. Пропажа Алиссы; других детей; работа, развалившая семью; брошенный на произвол судьбы ребёнок; разрушительные отношения, где один другому поставляет и связывает только половое; враньё близкого человека.

Повествование на протяжении всей истории перетекает от драмы к детективу и обратно. Если вы не любите подобное смешение жанров, не беритесь. Меня одинаково захватили оба направления. Вероятно, потому что не являюсь искушённым читателем триллеров, мне ближе трагедии. Только разборки полицейских бессмысленные под конец утомили, но не испортили мнение о книге.

Хорошая остросюжетная проза, на протяжении чтения которой запал не угасает, при этом не лишённая смысла. Балл снимаю за небольшое провисание, моментами излишнюю пронырливость подростка.

Читала, как-будто смотрела фильм, настолько все красочно и точно описывается. Динамичный сюжет с множеством персонажей. Поражалась мужеству и упорству Джонни, а его мамаша кроме отвращения никаких чувств не вызывала. Мне было тяжело читать эту книгу - не терплю издевательств над детьми и все, что с этим связано. Финал удивил своей банальностью и простотой (несчастный случай). Мораль данного произведения - просто так ничего не происходит, каждое действие влечет за собой последствия. В книге подробно представлены несколько типов родителей: 1. на что только не пойдут некоторые родители (в том числе и при погонах), чтобы выгородить своего подающего большие надежды отпрыска , 2. которые готовы окунуться в своем горе в алкоголь и наркотики и оплакивать пропавшего ребенка, а на оставшихся в живых (Последний ребенок) "наплевать", 3. те родители, которые принимают своих детей со всеми их недостатками и помогают справляться с трудностями и оставаться при этом людьми.

Ну что сказать, браво, супер, класс. Вот такие книги я люблю, книга из серии, когда открыл первую страницу и опомнился только на последней.

И ещё один автор отправляется в мою книжную копилку

Жаль, что нет экранизации(((

Любителям жанра триллер/детектив рекомендую к прочтению.

Крутой детектив! Реально интересный и захватывающий сюжет! Динамичное развитие событий, невозможно оторваться от чтения! Советую!

Хороший детектив. Динамичный, насыщенный событиями, без ненужных топтаний на месте и бесконечных тягомотных разжевываний. Я бы сказала, что классически голливудский. Так и просится на экран! Конечно, герои довольно плоские, то есть шаблонные, без особых претензий на какую-то глубокую философию или нестандартоность. Но, думаю, у автора это и не было задачей. А вот задачу увлекательного чтива он выполнил. Поэтому могу смело рекомендовать для любителей жанра

Мне очень понравилось произведение. Динамичное и захватывающее развитие сюжета. Книгу просто проглотила за день!
Из минусов - мне показалось, что немного перегружен событиями, хотя ничего лишнего. А ещё немного предсказуемая развязка.
Рекомендую!!

одна из лучших прочитанных мною книг за последнее время. Не могла оторваться. Динамичный, захватывающий, местами жутковатый сюжет. Книга очень понравилась. Всем рекомендую к прочтению.

Открыла для себя этого автора! Вот прям не зря дважды получил одну из главных остросюжетных литературных наград - премию Эдгара Аллана По.
Роман прочитала за ночь! С первых страниц было понятно, что история обещает быть интересной. Читается на одном дыхании, невозможно оторваться. А окончание произведение поразило меня. Однозначно советую ее прочитать.

Очень незаурядно . Первые 20 страниц дались с трудом , а потом . потом я был уже на 155 и даже не заметил этого. Ты настолько погружаешься в эту историю , ты становишься - тем самым Джонни. Искренние переживания не отпускали меня до самого конца. Неожиданная и трогательная развязка .

Книга и правда хороша, редкий случай, когда высокий рейтинг полностью оправдан.
Вот только не стоит автора сравнивать с Кингом. Как бы объяснить? Понимаете, можно соглашаться или не соглашаться, но все мы знаем, что Кинга уже при жизни вписали в число классиков. А это значит, что любой автор, сравниваемый с классиком, обречен на поражение. А по отношению к автору этой книги - это совсем несправедливо, потому что он достоин того, чтобы его оценивали непредвзято и не сравнивали с другими, пусть и очень достойными, писателями.
На мой взгляд, эта книга совсем не про убийства, и не про похищение, и не про серийного убийцу. Она про любовь, и про дружбу, про семью, и про то, стоит ли жизнь того, чтобы в сложившихся и очень непростых обстоятельствах набраться мужества и жить дальше, и любить. А еще о том, как простить и пережить то, что простить и пережить нельзя.
Перечитала отзывы и была поражена рецензией, ругающей перевод. Мы и правда одну и ту же книгу читали?
Я не назову эту книгу ни триллером, ни детективом, ни мистической историей. Все признаки этих жанров есть (а мистики прям совсем чуть-чуть), но все они предназначены обслуживать основной сюжет - семейную драму и драму не одну.
Ну и без сомнения, обязательно куплю следующую книгу автора.

Давно мне не попадалась такая классная книжка.
В аннотации написано - "история, достойная пера Стивена Кинга" - это правда.
Захватывающая история, невозможно оторваться от книги. Несколько дней ходила под сильным впечатлением от прочитанного и не могла ничего другого читать..

Это стала одна из любимых книг. Читала на одном дыхании, забыв про все дела заботы. Буду советовать всем и каждому.

Феноменальная книга, которая держит в напряжении с первой страницы. Читала везде, где только можно. Нет слов. Динамичная, местами мистическая история от которой мурашки по коже.

Сначала о издании - исполнение качественное, приятное, обложка супер, страницы - были бы не газетные - поставила бы пять звёзд. Моё первое знакомство с автором, и удачное. Книга захватывает с первых страниц, не оторваться, читаю в очередях, в поликлинике, в автобусе - вот так не отпускает. Характеры прописаны как с натуры, сама история леденящая, на протяжении всей книги сопровождает надежда. Читаю, как-будто смотрю кино - настолько живо прописаны все сцены. Ещё не знаю развязку, думаю будет много слёз. и потом писать не смогу. Мальчик сильнее многих взрослых, так рано лишился детства и приобрёл завидные мужские качества. Советую к прочтению.

Купила книжку из-за высокого рейтинга и хороших отзывов. А на самом деле, книга оказалась низшего "пошива". Вопрос - чем автор заслуживает "высшее творение"?! Или сам себя не похвалишь - никто не похвалит?! Ощущение, что книгу прогнали через он-лайн-транслэйт переводчик и не удосужились отредактировать до литературного перевода! Куцые и деревянные предложения! Но даже с учётом ужасного перевода, понимаешь, что оригинал практически такой же - несочитаемые словосочетания, которые никогда не встречаются в нашем красивом русском языке и вообще по жизни не сочетаются слова, которые автор применяет для сравнения местности, людей и т.п. Для того, чтобы книга была большой он наполнил ее 25 (!) действующими лицами и ещё столько же дополнительными персонажами плюс ко всему прочему, при этом рассказал практически о каждом! А ещё умудрился описать своим деревянным языком ~ 20 убийств и парочку убийств из воспоминаний, тем самым заполняя полнейшей чепухой книгу и отдаляя от основного сюжета. Читаешь и не понимаешь, для чего тут столько ненужной информации, пытаешься анализировать - раз уж тут это написали, то наверно это как-то взаимосвязано. и читаешь дальше. а потом, когда дочитываешь до конца, понимаешь, что все было просто добавлено в текст как "прочая ненужная информация". зачем . А в итоге концовка сжата и развязка происходит на последних трёх страницах, которые сжаты в кучу маленьких отрывков о каждом действующем лице (!). Если это великое творение, то как же тогда выглядит "невеликое". Ужасная книга! Название совсем не соответствует тому, о чем написано в книге. Бред полнейший! Есть книги, которые достойны большего внимания, нежели это второсортное чтиво, написанное на коленке! Прикладываю пару фотографий. Сама книга в твердом переплете, но при этом толщина страниц, как у картона и из-за этого толщина книги большая. В нормальной бумаге, книжка была бы в два раза худее.

Джон Харт - Последний ребенок

Джон Харт - Последний ребенок краткое содержание

Джон Харт – единственный писатель в истории, дважды подряд получивший одну из главных остросюжетных литературных наград – премию Эдгара Аллана По. Его произведения переведены на 30 языков и продаются в 17 странах мира. Перед вами – история, достойная пера Стивена Кинга. Феноменальная история потери и надежды, обретения себя, стойкости перед лицом зла. Детство Джонни закончилось в одночасье – когда год назад пропала его сестра-близнец Алисса. Отец, не выдержав бремени вины, ушел из семьи. Мать нашла забвение в алкоголе и таблетках. А сам Джонни перестал быть обычным мальчишкой и превратился в одержимого. Каждый день он творит странные ритуалы и посвящает все свое время поискам сестры. Все окрестности и подозрительные соседи изучены вдоль и поперек. Но надежда разгорается с новой силой, когда Джонни внезапно становится свидетелем жуткой погони со смертельным исходом. Последние слова сбитого мотоциклиста дают ему новую зацепку…

Последний ребенок - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Text Copyright © 2018 by John Hart

Published by arrangement with St. Martin’s Press. All rights reserved

© Перевод на русский язык, Самуйлов С. Н., 2018

Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет за собой уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Посвящаю эту книгу Нэнси и Биллу Стэнбек,

Энни и Джону Харт, Кей и Норду Уилсон.

Родителям, друзьям, верным советчикам

Множество людей способствовали тому, чтобы эта книга удалась. За все, что они сделали – задали тон, управляли ресурсами, создали такую сильную команду, – я хотел бы поблагодарить Сэлли Ричардсон, Мэтью Шира, Эндрю Мартина и Томаса Данна. За гениальную работу по продвижению книги спасибо Мэтту Болдаччи и прекрасным людям, которые работают с ним: Таре Чибелли, Ким Ладлэм и Нэнси Трайпак. Обложка восхитительна и в полной мере передает дух книги, и за это я благодарю Дэвида Ротштейна и Эрвина Серонну. За производство – мои благодарности Кеннету Дж. Сильверу, Кэти Туриано и Нине Фриман, за дизайн – Джонатану Беннету. Как всегда, особая благодарность трудолюбивым сотрудникам отдела продаж – вы лучшие. Не многие книги имели бы успех без мощной рекламы, поэтому моя признательность – работникам рекламного отдела: Гектору Дежану и Тэмми Ричардсу. Я счастлив, что у меня лучшие редакторы в этом бизнесе – Пит Вулвертон и Кэти Джиллиган. Они знают, сколь сильно я ценю их труд. И тем не менее я скажу это здесь: спасибо вам двоим, вы великолепны. Спасибо, как всегда, моему агенту Мики Чоэту. И читателям первых версий, Клинту Робинсу, Марку Уитту, Джеймсу Рэндольфу и Дебби Бернхардт – вы, ребята, продолжаете играть жизненно важную роль в процессе, так что спасибо за это. Особая благодарность – Клайду Ханту и Джону Йокаму, которые дали свои имена, прекрасно зная, что я могу злоупотребить ими. Спасибо Марку Стэнбеку и Биллу Стэнбеку, рассказавшим мне об орлах. И, наконец, самое важное: спасибо моей жене Кэти, которая остается лучшим другом и любовью всей жизни, а также моим дочерям, Сэйлор и Софи, большеглазым мастерицам круглосуточного веселья и невинной восторженности.

Асфальт словно рассек землю шрамом, жарким, плавящимся следом черного лезвия. Воздух еще не колыхался от зноя, но водитель знал, что оно приближается, это обжигающее сияние, это приглушенное мерцание вдали, там, где куется раскаленная голубизна. Он поправил солнцезащитные очки и бросил взгляд в большое зеркало над ветровым стеклом. Зеркало показывало и салон автобуса во всю длину, и пассажиров: симпатичных девушек, поломанных жизнью мужчин, пьянчуг, чокнутых, грудастых женщин с краснолицыми сморщенными детишками. Неприятность водитель чуял за милю и мог определить, кто в порядке, а кто в бегах.

Он посмотрел на паренька.

Мальчишка смахивал на беглеца.

Нос у него шелушился, но под загаром проступала болезненная бледность, возникающая обычно от недосыпа, или недоедания, или от того и другого вместе. Острые тонкие скулы туго натягивали кожу. Маленький, лет десяти, с растрепанными, торчащими во все стороны черными волосами. Волосы подрезаны неровно, ступеньками, как будто мальчишка стриг себя сам. Истрепанный воротник рубашки, протершиеся на коленях джинсы. Изношенная едва ли не до дыр обувь. На коленях синий рюкзак, если и не пустой, то уж точно не набитый.

Мальчишка был симпатичный, но больше всего водителя поразили его глаза. Большие и темные, они постоянно двигались, как будто реагируя на присутствие других пассажиров, жаркий людской пресс, типичный для разбитого автобуса в прокаленное солнцем утро посреди песчаных холмов Северной Каролины: полдюжины рабочих-мигрантов, кучка шумных типов, с виду бывших военных, пара семей, несколько старичков и двое уединившихся сзади панков, покрытых татуировками.

Чаще всего взгляд мальчика находил сидящего по другую сторону прохода мужчину с прилизанными волосами, похожего на торговца, в мятом костюме и лоферах с резиновой вставкой. Был и еще один пассажир, ловивший взгляд ребенка, – чернокожий, с помятой Библией и зажатой между коленями бутылкой газировки. Позади мальчика сидела пожилая леди в бумазейном платье. В какой-то момент она наклонилась вперед и о чем-то спросила; тогда он качнул головой и осторожно ответил.

Его слова потянулись вверх, словно дым, и женщина откинулась на спинку сиденья, сжав пальцами, прошитыми синими жилками вен, цепочку очков.

Она посмотрела в окно, стекла вспыхнули и тут же потемнели – дорога мягко вре́залась в сосновую рощу, где под кронами собирались зелеными лужами тени. Потом свет снова заполнил салон, и водитель внимательнее присмотрелся к мужчине в мятом костюме. Бледная кожа, нездоровый, будто с похмелья, пот, непривычно маленькие глаза и неспокойность, дергавшая водителя за нервы. Он то ерзал, то клал ногу на ногу, то подавался вперед, то отклонялся назад. Пальцы барабанили по колену; мужчина то и дело сглатывал, поглядывая на мальчишку и тут же отводя глаза, и снова косился.

Водитель разуверился в жизни и ничего хорошего от нее не ждал, но в своем автобусе поддерживал порядок и не терпел пьянства, распутства и громких криков. Таким пятьдесят лет назад воспитала его мать, и причин меняться он не видел. А потому, посматривая за мужчиной в мятом костюме, заметил, как тот сдвинулся подальше на засаленном сиденье, когда появился нож.

Паренек небрежно достал его из кармана и, зацепив ногтем большого пальца, открыл лезвие. Подержал секунду на виду, потом вытащил из рюкзака яблоко и разрезал его резким, точным движением. Запах тут же растекся над испачканными сиденьями и заляпанным полом. Острый сладкий аромат перебил даже неистребимую вонь дизеля, так что и водитель уловил его. Мальчишка посмотрел в широко расставленные глаза на сглаженном, размытом лице мужчины в мятом костюме, закрыл нож и убрал в карман.

Книга "Последний ребенок" Джона Харта является новинкой только для русскоязычных читателей. На самом деле в англоговорящих странах она вышла еще в 2009 г., а в 2018 вышло что-то вроде продолжения от этого же автора - книга "Тишина". Но сейчас не об этом, а о том, почему "Последний ребенок" - лучший триллер этого года.

Досье на автора

Джон Харт родился в 1965 г. в Северной Каролине. Долгое время работал адвокатом и биржевым маклером, но потом все же решился посвятить себя написанию книг. Его произведения сравнивают с романами Джона Гришема (но на мой взгляд они даже лучше, хоть Джона Гришема я и обожаю читать), что не удивительно, ведь эти два писателя дружат, а в начале карьеры Джона Харта именно Джон Гришем был его кумиром.

Джон Харт - это единственный автор, который два раза подряд получал премию Эдгара По. Последний раз премия досталась как раз за книгу "Последний ребенок". Это произведение неоднократно признавалось лучшим многим критиками и читателями. К 2019 г. в США вышло 6 книг Джона Харта:

  • 2006 - Король лжи
  • 2007 - Вниз по реке
  • 2009 - Последний ребенок
  • 2011 - Железный дом
  • 2016 - Дорога выкупа
  • 2018 - Тишина (продолжение книги "Последний ребенок")

"Писать трудно, а зарабатывать на жизнь этим еще труднее. Даже пытаться добиться успеха означает риск, пот и боль - потому что вы должны положить все это на страницу, сердце и душу. "

Дело №1 "О книге"

Книгу "Последний ребенок" по тому, с каким нетерпением и восторгом она читается, могу сравнить лишь с романом "Милые кости" Элис Сиболд. Это шокирующее произведение, которое я поначалу восприняла весьма скептически. Но уже спустя 10 страниц не смогла оторваться. Я позабросила все остальные книги и читала "Последний ребенок", я позабыла о еде и работе, на меня обиделся кот, которого я целый день игнорировала, я перестала отвечать на звонки - это все отвлекало жутко)

О чем же таком интересном рассказывается в романе?

Джонни еще ребенок во многих смыслах. Он пьет пиво и тайком курит, но при этом свято верит в то, что стоит Алисе найтись, как матери станет лучше, отец вернется и все переедут в старый дом, вновь обретя счастье. Мальчик решает провести собственное расследование. В течение многих месяцев он обшаривает каждое пустое здание в городе, вычисляет подозрительных личностей и следит за ними. Он уверен в том, что Алиса близко, очень близко, вот только найти ее непросто. Лучший друг не верит в успех предприятия, в школе Джонни считают фриком, детектив, расследующий дело, просит мальчика воздержаться от каких-либо действий, но что если ребенок прав? Загадочное убийство профессора местного колледжа, случившееся на глазах Джонни лишь подтверждает его догадки. Умирающий человек произносит всего несколько фраз, но услышав их Джонни решается на опасное, но возможно, успешное мероприятие.

В этой книге каждый герой на своем месте и каждый запоминающийся. Джонни - умный, смышленный, проказливый, как и все дети. Он такой, каким бывают все мальчишки в его возрасте и это по-настоящему хорошо, поскольку видишь при чтении не придуманный образ, а живого мальчика.

Детектив Хант - такой, каким должен быть полицейский. Жесткий, но не жестокий, сочувствующий, стремящийся востановить справедливость если и не во всем мире, то для отдельно взятой семьи. Он влюблен в мать Джонни и невозможность порадовать ее новостью о том, что дочь найдена, угнетает мужчину, заставляя забывать о собственных нуждах, семье, отдавать всего себя работе. Возможно это неправильно, но кто в этом мире идеален?

Кэтрин (мать Джонни) - именно так обычно ведут себя люди, не справившиеся с обстоятельствами. Ее образ ну очень реалистичен. Молодая, гордая, но почти сломленная тем, что переживать горе от потери ребенка ей приходится одной, тем, что этого ребенка все никак не найдут, что дочка и вовсе не должна была пропасть, если бы не невнимание к ней со стороны отца.

В этой книге интересно все, начиная от описания погоды и заканчивая описанием чувств главных героев. Чувствам здесь уделено много времени, книга тяжелая в этом плане, все эти переживания не добавляют настроения, но они крайне важны.

Читается очень легко, не быстро, но легко. Если Вы любите триллеры, то это та самая книга, которую Вам не следует пропускать. Пожалуй, я бы хотела иметь и бумажный вариант этого произведения, но пока на полках местного книжного магазина "Последнего ребенка" я не нашла.

Отзывы о произведении:

. Это увлекательная, реальная и ужасающе прекрасная книга. Автор показывает в ней, можно сказать, феноменальную историю из жизни двух близнецов брата и сестрички. История не может не запасть в душу своему читателю, читая книгу у меня в некоторые моменты накатывались слезы на глаза.

Это не просто книга - это восторг в чистом виде! Я неожиданно и очень приятно поражена!

Книгу Последний ребенок - Джон Харт читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!

Последний ребенок - Джон Харт

Последний ребенок - Джон Харт краткое содержание

Последний ребенок - Джон Харт читать онлайн бесплатно

Джеффри Дивер

Дэвид Болдаччи

Library Journal

Посвящаю эту книгу Нэнси и Биллу Стэнбек,

Энни и Джону Харт, Кей и Норду Уилсон.

Родителям, друзьям, верным советчикам

Множество людей способствовали тому, чтобы эта книга удалась. За все, что они сделали – задали тон, управляли ресурсами, создали такую сильную команду, – я хотел бы поблагодарить Сэлли Ричардсон, Мэтью Шира, Эндрю Мартина и Томаса Данна. За гениальную работу по продвижению книги спасибо Мэтту Болдаччи и прекрасным людям, которые работают с ним: Таре Чибелли, Ким Ладлэм и Нэнси Трайпак. Обложка восхитительна и в полной мере передает дух книги, и за это я благодарю Дэвида Ротштейна и Эрвина Серонну. За производство – мои благодарности Кеннету Дж. Сильверу, Кэти Туриано и Нине Фриман, за дизайн – Джонатану Беннету. Как всегда, особая благодарность трудолюбивым сотрудникам отдела продаж – вы лучшие. Не многие книги имели бы успех без мощной рекламы, поэтому моя признательность – работникам рекламного отдела: Гектору Дежану и Тэмми Ричардсу. Я счастлив, что у меня лучшие редакторы в этом бизнесе – Пит Вулвертон и Кэти Джиллиган. Они знают, сколь сильно я ценю их труд. И тем не менее я скажу это здесь: спасибо вам двоим, вы великолепны. Спасибо, как всегда, моему агенту Мики Чоэту. И читателям первых версий, Клинту Робинсу, Марку Уитту, Джеймсу Рэндольфу и Дебби Бернхардт – вы, ребята, продолжаете играть жизненно важную роль в процессе, так что спасибо за это. Особая благодарность – Клайду Ханту и Джону Йокаму, которые дали свои имена, прекрасно зная, что я могу злоупотребить ими. Спасибо Марку Стэнбеку и Биллу Стэнбеку, рассказавшим мне об орлах. И, наконец, самое важное: спасибо моей жене Кэти, которая остается лучшим другом и любовью всей жизни, а также моим дочерям, Сэйлор и Софи, большеглазым мастерицам круглосуточного веселья и невинной восторженности.

Асфальт словно рассек землю шрамом, жарким, плавящимся следом черного лезвия. Воздух еще не колыхался от зноя, но водитель знал, что оно приближается, это обжигающее сияние, это приглушенное мерцание вдали, там, где куется раскаленная голубизна. Он поправил солнцезащитные очки и бросил взгляд в большое зеркало над ветровым стеклом. Зеркало показывало и салон автобуса во всю длину, и пассажиров: симпатичных девушек, поломанных жизнью мужчин, пьянчуг, чокнутых, грудастых женщин с краснолицыми сморщенными детишками. Неприятность водитель чуял за милю и мог определить, кто в порядке, а кто в бегах.

Он посмотрел на паренька.

Мальчишка смахивал на беглеца.

Нос у него шелушился, но под загаром проступала болезненная бледность, возникающая обычно от недосыпа, или недоедания, или от того и другого вместе. Острые тонкие скулы туго натягивали кожу. Маленький, лет десяти, с растрепанными, торчащими во все стороны черными волосами. Волосы подрезаны неровно, ступеньками, как будто мальчишка стриг себя сам. Истрепанный воротник рубашки, протершиеся на коленях джинсы. Изношенная едва ли не до дыр обувь. На коленях синий рюкзак, если и не пустой, то уж точно не набитый.

Мальчишка был симпатичный, но больше всего водителя поразили его глаза. Большие и темные, они постоянно двигались, как будто реагируя на присутствие других пассажиров, жаркий людской пресс, типичный для разбитого автобуса в прокаленное солнцем утро посреди песчаных холмов Северной Каролины: полдюжины рабочих-мигрантов, кучка шумных типов, с виду бывших военных, пара семей, несколько старичков и двое уединившихся сзади панков, покрытых татуировками.

Чаще всего взгляд мальчика находил сидящего по другую сторону прохода мужчину с прилизанными волосами, похожего на торговца, в мятом костюме и лоферах с резиновой вставкой. Был и еще один пассажир, ловивший взгляд ребенка, – чернокожий, с помятой Библией и зажатой между коленями бутылкой газировки. Позади мальчика сидела пожилая леди в бумазейном платье. В какой-то момент она наклонилась вперед и о чем-то спросила; тогда он качнул головой и осторожно ответил.

Его слова потянулись вверх, словно дым, и женщина откинулась на спинку сиденья, сжав пальцами, прошитыми синими жилками вен, цепочку очков.

Она посмотрела в окно, стекла вспыхнули и тут же потемнели – дорога мягко вре́залась в сосновую рощу, где под кронами собирались зелеными лужами тени. Потом свет снова заполнил салон, и водитель внимательнее присмотрелся к мужчине в мятом костюме. Бледная кожа, нездоровый, будто с похмелья, пот, непривычно маленькие глаза и неспокойность, дергавшая водителя за нервы. Он то ерзал, то клал ногу на ногу, то подавался вперед, то отклонялся назад. Пальцы барабанили по колену; мужчина то и дело сглатывал, поглядывая на мальчишку и тут же отводя глаза, и снова косился.

Водитель разуверился в жизни и ничего хорошего от нее не ждал, но в своем автобусе поддерживал порядок и не терпел пьянства, распутства и громких криков. Таким пятьдесят лет назад воспитала его мать, и причин меняться он не видел. А потому, посматривая за мужчиной в мятом костюме, заметил, как тот сдвинулся подальше на засаленном сиденье, когда появился нож.

Паренек небрежно достал его из кармана и, зацепив ногтем большого пальца, открыл лезвие. Подержал секунду на виду, потом вытащил из рюкзака яблоко и разрезал его резким, точным движением. Запах тут же растекся над испачканными сиденьями и заляпанным полом. Острый сладкий аромат перебил даже неистребимую вонь дизеля, так что и водитель уловил его. Мальчишка посмотрел в широко расставленные глаза на сглаженном, размытом лице мужчины в мятом костюме, закрыл нож и убрал в карман.

Водитель расслабился и на несколько долгих минут сосредоточился на дороге. Мальчишка показался ему знакомым, но это ощущение прошло. Тридцать лет… Он подвинулся, поворочался, устраиваясь поудобнее в кресле.

Сколько он видел их, мальчишек…

Сколько их было, беглецов…

Каждый раз, когда водитель смотрел на него, мальчишка чувствовал этот взгляд. Такой у него был дар. Или способность. Он чувствовал взгляд, несмотря на темные очки шофера и кривизну зеркала, искажавшего его лицо. За три последних недели эта поездка в автобусе была у него третьей. Каждый раз он сидел на другом месте и в другой одежде, но понимал, что рано или поздно кто-нибудь спросит, что он делает в автобусе дальнего следования в семь часов обычного, школьного дня.

Читайте также: