Джек восьмеркин американец краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

год 1987
страна СССР
режиссер Евгений Татарский
сценарий Анатолий Козак, Николай Смирнов, Евгений Татарский
оператор Валерий Мюльгаут
композитор Александр Журбин
жанр комедия
время 158 мин

В главных ролях: Александр Кузнецов, Любовь Малиновская, Ирина Ракшина, Михаил Васьков, Лев Дуров, Надежда Смирнова, Евгений Евстигнеев, Александр Галибин, Юлия Чекмарева, Алексей Кожевников

Чудная советская комедия, одна из последних. Для несмотревших — вот описание из Википедии:


Мужики, "не понимающие тонкостей капиталистических отношений". Фильм снят в разгар перестройки — когда у нас пытались "строить капитализм", и первый блин шел, как всегда, комом. Но ирония авторов фильма — вполне себе добрая. Отрицательных героев почти нет (ну, есть двое — но это ж очень мало! )
А еще это — не просто комедия, но музыкальная. И поет там. в ту пору никому не известный Максим Леонидов. Да-да, тот самый, который "мы задолбались наблюдать, не задолбались ли они". и который играл Касыма в новогоднем "Али-Бабе" пару лет назад. И, надо признать, в "Джеке Восьмеркине" он вправду хорошо поет.
Кто смотрел — давайте делиться впечатлениями. Меня лично этот фильм (при пересмотре в 2002-м году. до этого я его видел один раз в глубоком детстве) очаровал несказанно.

Это который один из Секретовцев никому не известный?

А фильм стоящий.

Мне книга больше понравилась. Просто я не очень люблю мюзиклы и "актеров синтетического жанра", а из фильма до сих пор вспоминается песенка "В Америке для всей страны возможности равны". И как при этом пляшут что-то среднее между канканом и ковбойскими-что ли-танцами.
Книга же мне в 12-13 лет показалась намного серьезнее и глубже, хотя как бы читалось сейчас — не могу сказать. Но это если их сравнивать. А так — сюжет нестандартный, конфликты отражены остроумно. Не откажусь посмотреть еще раз.

zmey-uj

книга насквозь пропитана духом "строительства социализма" и поиска идейных врагов. А в фильме — ирония по отношению к этому. Я, ясно дело, предпочту второе.

Kurok

возможно, я туп, но. кто такие "Секретовцы"

Книга неплохая, особенно первая часть. Кино — нудный ацтой с песенками. Авторы перевернули стрелки юмора на 180 градусов, от этого ощущение какой-то неестественности.

Я уже сказал: мне больше нравится фильм.


А по-моему, правильно сделали Про строительство социализма всерьез в годы перестройки фильм уже было не снять — что им еще оставалось?

glupec Мне кажется, авторы хотели сделать второго Бумбараша — но получилось нечто под цифрой 3, а не 2

-Максим Леонидов
-Николай Фоменко
-Андрей Заблудовский
- Алексей Мурашов

Книга неплохая, особенно первая часть. Кино — нудный ацтой с песенками. Авторы перевернули стрелки юмора на 180 градусов, от этого ощущение какой-то неестественности.

+ мильён. Посмотрев фильм, был разочарован. Хотя, еслиб не читал книгу, то отношение к фильму было бы намного лучше.

Пропогандистское перестроечное кинцо, очерняющее подвиг крестьян, покончивших с вековыми эксплуататорами — кулачьём. Люди, привыкшие к социалистическому благополучию, забыли своих классовых врагов и угнетателей, пустили слезу по "невинно-убиенным", но гнилая современность, после реставрации капитализма с 90-х им это напомнила, кто им друг, а кто им враг.

А на мой вкус забавное легкое музыкальное кино, каких в момент выхода и не было уже. Смотрел с удовольствием, но несколько опасаюсь смазать прежние эмоции при пересмотре

Тоже фильм очень понравился. Редко, когда фильм лучше получается. А мне и первоисточник в детстве нравился.

Середина 80-х, только такие и делают. Да что далеко ходить, в том же году "Человек с бульвара Капуцинов" вышел

Книгу не читала, а фильм смотрела в 1987 году. Тогда не понравился, хотя шли с настроем на легкую комедию. Шутки показались несмешными за небольшим исключением, характеры чересчур лубочными, переигранными.

В год выхода фильма мне было ещё мало лет, чтобы судить фильм критически. Мне смотреть было интересно. Кажется, я смотрел его ещё пару раз, став постарше. Показалось, что фильм довольно смешной, но не более того. Может быть, пересмотрю в ближайшее время, чтобы воспоминания освежить, но это далеко не актуально.


Краткий пересказ фильма.
Америка, Джека провожает в СССР его друг - негр, судя по всему, являющийся успешным фермером т.к. имеет пастбища, дарит Джеку в дорогу автомобиль и имеет белую подругу.
Напомню, дело в 1928 году, когда негры не могли о таком даже мечтать.
Джек приезжает в Россию (это его родина) чтобы завести ферму, поскольку он услышал что здесь землю дают всем кто готов на ней трудиться.
В России он сталкивается с грязью, бардаком, нищетой. Отдельная тема - отталкивающая внешность работников гос учреждений:

Родня Яшки (изначальное имя Джека) — мать и сестра, показаны гипертрофированными идиотами, постоянно демонстрирующие это всеми своими жестами как в немом кино (тоже относится к их речи).

Они живут в бедноте, грязи и долгах. Остальные люди в деревне также каждый по своему хитер\туп\комичен. Главные действующие стороны - Яшка и его семья, кулак Скороходов с сыном (хитрые ростовщики) и коммуна.

Решил почитать книгу. В ней всё не так. Всё ровно наоборот.
Фильм использует небольшой фрагмент книги, искажённый и поданный с противоположным смыслом.
Начало книги повествует от том как Яшка попал в США (в период гражданской войны поезд с детьми захватили белые и через западные организации их, вопреки воле, забрали в США)
Далее Яшка отделяется от других детей, приобретает местного друга сироту Чарли и идёт долгое описание про жизнь американских беспризорников, про невозможность рабочих выйти из нищеты упорным трудом.
Чарли и Джек самоотверженно пытаются заработать на собственную ферму, но чем больше работают тем дальше кажется мечта, а лечение в больнице забирает годовое накопление тружеников. Некоторые цитаты из размышлений главного героя:

Жизнь устроена, так что даже самые маленькие мечтания со всех сторон окружены непреодолимыми препятствиями.

Цены в америке стоят такими, что уборочные рабочие (наемные рабочие на фермах) не могут сделаться хозяевами.

— Чорт подери! Прямо не верится, что все это получено бесплатно.
Из сада спустились к пруду, круглому пруду, с островом посредине.
— И пруд! — закричал Чарли. — Прости меня, Джек, но я отказываюсь верить, что даже здесь, в СССР, такие усадьбы раздаются бесплатно. Ты меня обманываешь!
И он стал смотреть на остров, а по его лицу текли слезы. Он не верил своим глазам, он не мог верить, что их мечты осуществились полностью так скоро и так блестяще. Он не представлял себе, какие законы должны быть в стране, чтобы за короткий срок рабочие люди могли обзаводиться фермами с садом и прудом. Тщетно он старался объяснить себе это: у него ничего не выходило.

К слову, у произведения существует несколько редакций, я слушал аудиокнигу и когда искал цитаты, выяснилось что в сети много сокращенных вариантов.

Содержание

Сюжет

Джек Восьмёркин

В фильме он проиграл всем — и кулакам, что сумели приспособиться, и своим сверстникам, что встали на путь строительства чего-то там, и в любви. Но может быть, не проиграл, а выиграл — быть может так хотели сказать создатели фильма? Очень честный человек окунулся в российскую действительность 20-х годов XX века и назло всем прошёл всё, оставшись чистым!

Пролетариат: - Итак, перед вами продукт.

Джек: - Сам ты продукт.

В ролях

    Яков Восьмёркин
  • Любовь Малиновская — Пелагея, мать Якова
  • Ирина Ракшина — Катя Восьмёркина — Пал Палыч Скороходовадмирал Кацауров
  • Надежда Смирнова — Таня Кацаурова (дочь адмирала) — Василий
  • Марина Мальцева — жена Скороходова
  • Юлия Чекмарёва — дочь Скороходова

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Анатолий Козак, Евгений Татарский
  • Режиссёр: Евгений Татарский
  • Оператор: Валерий Мюлгаут
  • Художник:

Ссылки

Тридцатые годы прошлого века - сложное для писательского творчества время, все гримасы коллективизации вылились на люди уже после смерти Сталина, в шестидесятые годы. Тем не менее, сохранилось несколько странных произведений и "Джек Восьмеркин - американец" - одно из них. Николай Смирнов успел написать его к тридцатому году, а в начале тридцатых уже ушел из жизни. Поэтому ему не довелось увидеть всего того, что на ниве сельскохозяйственных угодий происходило дальше.

В конце восьмидесятых мы все дружно посмотрели одноименный фильм, снятый по мотивам его книги, я, так вообще его ждал с нетерпением в своем нежно-мальчишеском возрасте, он был прекрасно-музыкальный и даже иногда смешной, но в общем и целом, пусть и по тем временам, бестолковый и глуповатый. Книгу же я прочитал совершенно случайно, хотя и ни разу в последствии об этом не пожалел.

Конечно, если воспринимать это произведение всерьез, то в нем сложно найти особые художественные достоинства, а содержание и вовсе не выдерживает никакой критики. По сути, "Джек Восьмеркин - американец" - это деревенская (сельскохозяйственная) повесть, относящаяся к жанру "сказка-утопия". Но какая-то общая несерьезность спасает эту книгу, а очень легкий текст делает ее доступной для всех.

Кинематографисты, конечно, этот гротеск уловили, хотя и довели его до крайности (на улице тогда перестройка была), поэтому фильм совсем уж неудачным не назовешь. Мне так вообще нравятся там моменты с семьей кулака Скороходова (играет Лев Дуров), а сватовство его сына и вовсе гениальное. Посмотрите момент, отмотав 2 часа и 10 минут.

В книге утопические признаки сразу же бьют в глаза, автором взят совершенно мифический случай, когда человек, который случайно попал из России в США, вернулся назад, привлеченный бесплатной землей. Этот курьез преподнесен как стечение обстоятельств, хотя Смирнов и пытается все исторически обосновать, ибо Америка времен великой депрессии действительно не выглядела в те времена привлекательно. Но на подобных стечениях обстоятельств и держится все повествование.

Коммуна, которая в те годы в основном существовала исключительно на бумаге, являясь некоей теоретической формой типа научного коммунизма, в "Джек Восьмеркин - американец" довольно привлекательна, повседневные трудности герои преодолевают с какой-то детской непосредственностью. Книга действительно временами напоминает какой-то пионерский журнал, может именно поэтому она мне понравилась, экскурсия в юные годы, но журнал очень безобидный, без особого пафоса и жертвенного негатива. По ходу чтения я буквально вжился в эти проблемы запашки зерновых, теплиц с ранними огурцами, покупки динамо и переселения коммунарщиков в дом помещиков Кацауровых.

Судя по всему, Николай Смирнов, автор другой вовсе фантастической утопии "Государство Солнца" (явная параллель с "Городом Солнца" Томмазо Кампанеллы), и взаправду верил в нечто светлое и отдаленное, может эта книга в 30-е и раздражала (к сожалению, моя бабушка о ней даже не слышала в свое время), предназначалась для зомбирования городских жителей и нового поколения, но в настоящее время читается как сказка, а писатель воспринимается очень незлобивым и понимающим сельскохозяйственные процессы.

Образы кулака Скороходова с сыном и здесь довольно карикатурные (а может так сильно фильм повлиял), но это распространяется не только на них. Бывшие помещики Кацауровы, переживающие дикий упадок, показаны с каким-то иронической интеллигентностью, книги на английском и теннис на куриных полях выглядят дичью. Деятели московской прессы (здесь Смирнов себя выдал, почему именно пресса, ведь коммунами занималось совсем иное ведомство) сами называют случай с коммуной "Новая Америка" курьезным. В книге по сути воплотились все несбывшиеся мечты коллективизации, но она не выглядит злобным пасквилем к неудавшемуся, потому что была написана раньше. В тридцатые же годы, в период дружбы нашей страны с Германией, никакой "американизм" был бы вообще невозможен, но автор до этого периода тоже не дотянул.

Произведение выделяется своей особенностью, подобных трудов не сохранилось, а может просто я не сталкивался с ними, тридцатые годы в моем представлении являются разгулом советской цензуры. Может поэтому данное произведение издавалось потом только в конце 60-х и о нем вспомнили исключительно в годы перестройки. Здесь нечего было делать цензуре, хотя сомнительных моментов более чем достаточно.

Сюжет интересен еще и тем, что читателю здесь предоставляется возможность вместе с главным героем, начав с небольшого картофельного участка, дорасти до размеров председателя огромного по тем временам хозяйства, в котором будет даже американский автомобиль, ввезенный в нашу страну беспошлинно. Представляю, правда, какой несмешной цирк случился бы в дальнейшем, когда от Восьмеркина начали бы требовать выполнения плана по борьбе с кулачеством и понавешали бы на него обязательств в виде кормления за свой счет всей области. В общем, удачи Джеку Восьмеркину, а я заканчиваю.

Книгу могу порекомендовать абсолютно всем, она для разных возрастов, написана интересно и очень просто. Сама же она не укладывается ни в какие рамки, хотя и относится к стандартному жанру того времени "советская утопия".

Джек Восьмеркин американец, Николай Смирнов - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

Краткое содержание

Н.Г.Смирнов - детский писатель, хороша известный в 20-30-е гг. "Джек Восьмеркин американец" - повесть о русском мальчике, попавшем во время гражданской войны в Америку и вернувшемся на родину в годы коллективизации. Занимательный правдивый сюжет, стремительный разворот событий, революционная романтика строительства новой жизни - все это делает книгу интересной и современному молодому читателю. Послесловие Н.Фалеева.

Читайте также: