Дж морено к левин являются представителями школы

Обновлено: 04.07.2024

  • Курт Левин
  • Чарльз Кули
  • Джекоб Морено
  • Б. Такмен

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • Курт Левин
  • Чарльз Кули
  • Джекоб Морено
  • Б. Такмен

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

Бихевиоризм (психология поведения) - это направление психологии, возникшее в конце XIX - начале XX вв. под влиянием экспериментов, заключающих в наблюдение за поведением животных. Бихевиоризм основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них.
Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, которое формируется в результате взаимодействия стимулов и реакции на них

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории менеджмента.doc

Министерство образования и науки РФ

Институт фундаментального образования

Кафедра социологии и социальных технологий управления

по истории менеджмента

Выполнила: Безукладникова К.Е.

Проверила: Тесленко И.В.

1.Научная деятельность Курта Левина……………………………………………3-9

1.2. Учение о групповой динамике………………………………………………..6- 9

2. Исследования Джекоба Морено……………………………………………….9-15

2.1. Что такое социометрия……………………… ……………………………….9-13

2.2. Методы психодрамы и социодрамы………………………………………..13- 15

Бихевиоризм (психология поведения) - это направление психологии, возникшее в конце XIX - начале XX вв. под влиянием экспериментов, заключающих в наблюдение за поведением животных. Бихевиоризм основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них.

Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, которое формируется в результате взаимодействия стимулов и реакции на них. В своей классической форме бихевиоризм получил наивысшее развитие в 1920-х годах. Основные его понятия и идеи стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека (социология, антропология, педагогика и т.д.). Более того, в бихевиориальные науки иногда включали все общественные науки, а также науку об управлении.

Бихевиориальный подход стал использоваться в менеджменте примерно с середины 1930-х годов. Среди выдающихся теоретиков этого направления выделяют А. Маслоу, Ф. Херцберга, Р. Лайкерта и Д. Макгрегора, авторов известных своими мотивационными теориями.

Однако не следует забывать, что управленческая наука того периода развивалась под влиянием смежных наук, таких как психология, социологияи др. Значительный вклад в развитие поведенческой школы внесли психологи Курт Левин и Джекоб Морено.

Курт Левин (1890—1947) был профессором Берлинского университета в Германии, затем эмигрировал в США и с 1945 г. занимал пост директора исследовательского Центра групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Левин был страстным поборником эксперимента в психологии. Как ученый Левин сформировался в русле школы гештальтпсихологии. Главная идея гештальтпсихологии заключалась в том, что поведение человека определяется психофизическим полем, в которое оно включено.

Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свои знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, что расширяет его адаптационные возможности.

Продолжая исследования влияния поля на поведение человека, Курт Левин провел ряд экспериментов. Один из них заключался в следующем:

Испытуемого приглашали в комнату для проведения эксперимента по изучению интеллекта. После этого экспериментатор говорил, что он что-то забыл в другом здании, просил подождать и уходил. Испытуемый оставался один в комнате, но за ним скрытно наблюдал экспериментатор. Испытуемыми были и студенты, и профессора университета, все без исключения вели себя странно: они начинали трогать окружающие предметы – звонили в колокольчик на столе, перелистывали книги и т. д.

Левин сделал вывод: в ситуации, в которой человек не занят осмысленным действием, его поведение становится ситуативно обусловленным. На основе результатов эксперимента он выделил два вида поведения:

1) поведение намеренное, когда человек подчиняется смыс лу (зову) потребности;

2) поведение полевое, ситуативное, не намеренное, когда человек подчиняется валентности (зову) вещей.

Поведение человека, по мнению Левина, определяется не особенностями среды, которые влияют на личность; оно обусловлено той конкретной целостностью, в состав которой входит и личность, и ее психологическое окружение. Левин выразил это отношение в виде следующей формулы:

где В – поведение (behavior); P – личность (personality); E – окружающая среда (environment).

Теория поля была распространена Левиным на групповую динамику и активность. Левин предположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система формирующая социальное поле, по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяется взаимоотношениями внутри нее. Все эти процессы, происходящие в группе, определяются внешними обстоятельствами и двумя универсальными, противоположными векторами ее развития — групповой интеграцией и групповой дифференциацией.

Под групповой сплоченностью (интеграцией) понимается один из базовых процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Она является результирующей действия сил, которые влияют на членов группы, побуждая их оставаться в группе и любой ценой сохранять ее. Основными факторами, "подпитывающими" групповую сплоченность, являются следующие: удовлетворение личных потребностей участников; симпатия между членами группы; стремление к членству, включая усилия, приложенные для попадания в группу; комфортная атмосфера внутри группы; престиж группы; групповая деятельность; соперничество с другой группой; наличие внешнего давления или угрозы; наличие в группе девианта; определенная и одобряемая структура неформальной власти в группе, ее кооперация и совместимость с официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).

Групповое напряжение (дифференциация) понимается как следствие противоречия между личными интересами и необходимостью иметь в виду потребности остальных членов группы и группы в целом, а также соблюдать групповые нормы и следовать групповым традициям. Оно также связано с внутренним напряжением каждого индивида. К факторам, "подпитывающим" групповое напряжение, обычно относят: агрессивное поведение членов группы; деструктивные способы коммуникации (двойные послания, подтексты и т. п.); неадекватное поведение лидера; отсутствие ясно сформулированной цели; дефицит ресурсов (некомпетентность); дефицит информации (неизвестность и неопределенность); неопределенность и слабую легитимность распределения неформальных властных полномочий в группе; конкуренцию между сложившейся структурой неформальной власти в группе и официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).

С точки зрения эффективного функционирования, важен динамический баланс между сплоченностью и напряжением. Избыток группового напряжения приведет к распаду группы, однако следует принимать во внимание, что наличие напряжения — это необходимое условие динамики развития группы, т.к. полное доминирование факторов сплоченности неизбежно приводит к стагнации. Если сплоченность и напряжение одинаково низки, то группа будет существовать как формальное и недееспособное сообщество. Классическим примером такого рода были многие из "первичных комсомольских ячеек" в советских школах и институтах, собиравшиеся раз в год для очередных перевыборов "актива". Для полноценного развития и эффективного решения содержательных проблем баланс сплоченности и напряжения в группе необходимо поддерживать на достаточно высоком уровне.

С точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой пять стадий, характеризующихся сконцентрированностью на определенных динамических процессах.

Теория психологического поля Левина легла в основу психологических теорий мотивации Г. Мюррея и А. Маслоу, теории каузальной атрибуции Г. Келли, теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Идея о взаимодействии личности и социального окружения приобрела в настоящее время фундаментальное значение.

Джекоб Морено (1889—1974) создател социометрию как экспериментального метода и науки об обществе; групповую психотерапию, психо- и социодраму, социатрию – науку об оздоровлении общества, социономию – науку о том, какими бывают люди и группы. Идеи Морено серьезно повлияли на развитие современной психологии, социологии, философии, театра.

ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.



Направление психологии

Предмет исследования

Психология сознания

Сознание

Бихевиоризм

Поведение

Фрейдизм

Бессознательное

Гештальтпсихология

Целостные структуры психики

Гуманистическая психол.

Личность, индивидуальность

Когнитивная психология

Познавательные процессы

Советская психология

Психика

В развитии психологии выделились три теоретические школы — психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология.

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений — бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений — необихевиоризма

(Э. Богардус, Г. Олпорт, В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мэйо и др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер; Э. Шилз, А. Адлер); теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли); социометрии

(Дж. Морено, Э. Дженнинге, Дж. Крисуэл, Н. Бронденбреннер и др.); трансактивной психологии (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эймес и др.); гуманистической психологии (К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а также интеракционизма

(Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др.). который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.

Исследования в социальной психологии основном концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979).

Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление - интеракционизм - представляет социологический источник.

Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те варианты этого

общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. Как известно, в

нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К. Халла (введение идеи

промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее

ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в

социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации -

агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода

разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в

работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является

использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в

социально-психологическом нео-бихевиоризме идеи так называемого социального

обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей

присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея

подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания).

Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта

подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом,

техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается

бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на

животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть (А.

Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми

Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной

позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых

процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому

именно в рамках этого течения меньше всего улавливается "социальный контекст", и

социальная психология имеет наименее "социальный" вид.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной

психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-

психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности,

работы Э. Фромма и Дж. Салливана. Вместе с тем существует и другой ряд теорий,

более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи

классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых

процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от

бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического

взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в

рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е.

групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы

воздействия людей друг на друга.

В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими

основные идеи психоанализа: скорее всего они представляют собой так называемый

рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в

исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под

руководством Т. Адорно "Авторитарная личность", где использована идея

фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для

выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал

толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической

психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на

теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно

разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология

претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983).

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.

Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с

точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие

когнитивистской ориентации в социальной психологии связано с общим ростом

"когнитивных" идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли

психологического знания, так называемой "когнитивной психологии"

(Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии

имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о

том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является

потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной

структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф.

Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного

диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские

исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение

личности. Однако специфика основной объяснительной модели - идея о том, что все

поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой

картины мира в сознании человека, - делает эту модель крайне уязвимой.

Абстрактное "соответствие", достичь которого стремится индивид, никак не связано с

противоречиями реального мира.

Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получает все

более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от

бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчеркивает с особой

силой роль и значение "менталистских" образований в объяснении социального

поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последовательно,

поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий,

поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно

действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам

рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира

делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на

исследования фундаментальных проблем социальной психологии (Трусов, 1983).

Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению

теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического

интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии

интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух

школах: чикагской - Г. Блумером и айовской - М. Куном), но и ряд других теорий,

объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию

референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются и

идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в

большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить

именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в

качестве ключевого понятие "взаимодействие" (откуда и название ориентации), в ходе

которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией

"взаимодействия" и ограничивается анализ социальных детерминант поведения.

Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из

анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных

отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая "социологичность"

интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней,

коренные методологические проблемы включения "социального контекста" в

исследования остаются нерешенными и здесь.

Страус вовсе не прячет голову в песок — он показывает нам задницу. Мечислав Шарган
ещё >>

Как уже упоминалось, социальная психология – это отрасль психологии, предметом изучения которой являются закономерности психических явлений и поведения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Говоря об истории становления социальной психологии, мы рассмотрели в общих чертах и историю изучения групп. Тем не менее остановимся на этом вопросе еще раз.

Все же общая тенденция была такова, что на протяжении веков в центре внимания философского анализа был отдельный человек. А группа людей представала лишь как арифметическая сумма индивидуальностей [1].

Исследования малых групп начались лишь во второй четверти XX века. Но очень быстро приобрели широкий размах и составили основное содержание социально-психологических исследований в зарубежной (прежде всего в американской и европейской) психологии.

Условно можно выделить ряд этапов исследования групп.

Впрочем, в сфере внимания этих авторов были преимущественно большие группы. А собственно первые работы, посвященные изучению малой группы и влиянию, которое она оказывает на личность, принадлежат Георгу Зиммелю (1858–1918) и Чарльзу Кули (1864–1929). Работы этих ученых ознаменовали наступление экспериментального этапа в изучении групп.

Который ознаменовался интересом к вопросу о влиянии группы на действия человека, сравнением эффективности деятельности в одиночку и в присутствии других. При этом акцент делался именно на факте простого присутствия других. То есть изучалось не совместное действие, а действие рядом (коация). Результаты исследования коактных групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий человека.

Эффект повышения скорости или продуктивности деятельности человека в результате присутствия другого человека получил название социальной фасилитации (от англ. facilitate – облегчать).

А ухудшение деятельности, в результате присутствия других людей получило название социальной ингибиции (от лат. inhibere – сдерживать, останавливать). Но в социальной психологии наибольшее распространение получили исследования социальной фасилитации. Эти явления были описаны Ф. Олпортом и В. Меде. В России исследованием влияния групп на деятельность человека занимались В.М. Бехтерев и М. В. Ланге.

В настоящее время установлено, что на продуктивность деятельности может влиять не только реальное присутствие других людей, но и актуализация их образов в сознании [2].

На третьем этапе исследований в центре внимания оказалось изучение групп, объединенных совместной деятельностью. Было установлено, что при условии совместной деятельности в группе проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении. Особенно на ранних стадиях решения задач: группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость решения задач. Однако при более детальном анализе было установлено, что результаты зависят и от характера деятельности.

Сами исследования приобретают все более разветвленный характер. Начинает изучаться не только влияние группы на человека, но и характеристики самих групп.

Большой интерес вызвали исследования того, в какой мере влияют на повышение производительности труда межличностные отношения. В ходе хотторнских экспериментов (Хотторн – город в США), проведенных Э. Мейо, были сделаны выводы, которые послужили основой для последующих исследований роли психологических факторов в современном производстве.

Исследования Э. Мейо носили сугубо прикладной характер и проводились с целью повышения производительности труда сборщиц электротехнических реле. Эксперимент длился несколько лет с 1924-го по 1936 год, в течение его проведения вводились разнообразные нововведения, призванные повысить производительность. Результата удалось достигнуть, но когда по условиям эксперимента все нововведения были отменены, производительность труда хоть и снизилась, но осталась на более высоком уровне по сравнению с первоначальными результатами.

Было выявлено, что производительность труда каждого рабочего зависит от его самочувствия в группе и соответствует не столько его возможностям, сколько системе ценностных ориентации, норм, сложившихся в группе. Определяется не только оплатой и условиями труда, но и характером возникших неформальных отношений. Неформальная структура способна как тормозить, так и, наоборот, обеспечивать производительность труда.

Было установлено, что характер неформальных отношений влияет на текучесть рабочей силы, а также на отношение рабочих к изменению производственных норм и расценок.

Существенным было влияние Э. Мейо и на методологию исследования в социальных науках. Он даже провозгласил принцип эмпиризма основным принципом исследования. По его мнению, научный прогресс исчерпывается следующими стадиями: наблюдением, умением, экспериментом и логикой.

Исследованию групп способствовала Вторая мировая война. Исследовались сплоченность и боеспособность групп, эффективность деятельности групп в зависимости от стиля руководства. Групповые процессы становятся предметом экспериментального изучения.

С точки зрения теоретических обоснований, основы социальной психологии первоначально закладывались в рамках гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе. На общее развитие социальной психологии групп оказали влияние теория поля К. Левина, концепция Дж. Морено и др.

К. Левину принадлежит создание специального Центра при Массачусетском технологическом институте. Опираясь на идеи ортодоксальной, гештапьтпсихологии, Левин создал теорию поля, которая была положена в основу изучения малых групп.

Основная проблематика исследований сводилась к выяснению: природы групп, условий их формирования, взаимосвязи с индивидами и с другими группами, условиями успешного функционирования. Большое внимание было уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах.

Дж. Морено принадлежит создание социометрического направления в изучении малых групп. Морено исходил из того, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру.

Все напряжения и конфликты, согласно Дж. Морено, обусловлены несовпадением микро и макроструктуры. Система симпатий и антипатий не вмещается в рамки заданной человеку макроструктуры. Ближайшее окружение не всегда оказывается приемлемым для человека в психологическом смысле. Задача состоит, следовательно, в том, чтобы привести в соответствие макроструктуру и микроструктуру. Достижение этой цели предполагало использование социометрии.

В современной социальной психологии социометрическая методика получила широкое распространение. Что касается теоретических воззрений Дж. Морено, то они представляют преимущественно исторический интерес. Основным недостатком социометрического направления является концентрация внимания на эмоциональных отношений в группе (симпатии-антипатии), деятельностный аспект функционирования групп полностью игнорируется.

Социометрия позволяет выявить социометрическую структуру малой группы, под которой понимается: совокупность связей между членами группы, обусловленных взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрической процедуры.

Основными характеристиками социометрической структуры малой группы являются:

• социометрический статус членов группы – положение, занимаемое членом группы в системе межличностных предпочтений и отклонений;

• характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

• наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, а также характер отношений между ними;

• относительное число взаимных предпочтений.

Отдельная область психологии групп – сугубо прикладная, существующая преимущественно в рамках психотерапии. Истоки этого направления можно проследить, начиная с опытов Франца Месмера.

Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения групп, был американский врач Дж. Пратт. В 1905 году он впервые организовал психотерапевтические группы для больных туберкулезом. Пратт пришел к выводу, что группа способна оказывать терапевтический эффект на ее участников. Этот эффект заключался в возникающих в группе взаимном понимании и солидарности, помогающих преодолевать пессимизм и ощущения изоляции.

В дальнейшем практически все психотерапевтические направления XX века в той или иной мере использовали групповые формы работы. Особо надо сказать о гуманистическом направлении, в частности о взглядах Карла Роджерса.

Огромный интерес к групповому движению, проявившейся в 50-х, 60-х годах XX века, по мнению К. Роджерса, обусловлен растущей дегуманизацией культуры, что проявляется в стремлении к материальным ценностям в ущерб искренним взаимоотношениям, при которых можно выражать непосредственные переживания без их подавления.

В целом для современной зарубежной социальной психологии характерно огромное количество накопленного эмпирического материала, посвященного изучению групп. Библиография только по прикладным аспектам социальной психологии достигла к концу 70-х годов в США свыше 10 000 наименований [11].

Данное определение в отечественной социальной психологии имело определенное идеологическое содержание. Что обусловлено наличием в качестве общеметодологического подхода философии исторического и диалектического материализма К. Маркса вообще и его понимания коллектива в частности.

К началу 70-х годов начинаются исследования групповой совместимости и сплоченности, проблемы поведения личности в условиях группового давления (В.В. Шпалинский, А.В. Петровский, В. А. Бакеев). Проблема социальной перцепции разрабатывается А. А. Бодалевым [1].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

25. Определение и классификация малых групп

25. Определение и классификация малых групп Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,

27. Методы исследования amp; малых групп

27. Методы исследования amp; малых групп Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. В 1928 г. Э. Мэйо поставил эксперимент для выявления влияния на производительность труда освещенности рабочего

ВВЕДЕНИЕ Краткая история изучения психологами проблемы общения

ВВЕДЕНИЕ Краткая история изучения психологами проблемы общения Проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20-30-х гг. ХХ в. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В. М. Бехтерев в связи с разрабатываемой им социальной

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных

Глава 13 Развитие малых групп

Глава 13 Развитие малых групп В демократических странах умение создавать объединения – первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области Алексис де Токвиль В социальной психологии изучению малой группы посвящено

Глава 14 Динамика малых групп

Глава 14 Динамика малых групп Люди никогда не способны так правильно поставить вопрос, как при свободном его обсуждении. Джон Стюарт Милль Группа – это живой организм, который способен к ежедневному изменению и развитию. Это обусловлено процессами, свойственными

43. Теоретические подходы к исследованию малых групп

43. Теоретические подходы к исследованию малых групп Теория поля К.Левина основывается на том, что поведение личности, как правило, определяется ее жизненным и социальным пространством. Левин полагал, что одним из отличительных признаков группы является принцип

44. Виды малых групп

44. Виды малых групп По порядку возникновения:первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей,

Психология малых групп

Психология малых групп

Психология малых групп

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными

9. Мир в малых дозах

9. Мир в малых дозах Если вы прислушаетесь к какой-нибудь философской дискуссии, то увидите, что люди используют множество слов в попытке определить, что такое реальное и нереальное. Один скажет, что реальное — это то, к чему мы можем прикоснуться, что можем увидеть и

Читайте также: