Дюк степанович былина краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Чурила Пленкович, поехав вместе с князем Владимиром в Киев, встретился там с другим заезжим богатырем, Дюком Степановичем.

Этот богатырь прибыл в Киев из Индии богатой. За столом князя Владимира Дюк Степанович вёл себя довольно невежливо:

Пирожок только прикусывает,
А нижнюю корочку под стол мечет;
Одну чару выпивает,
А другую за окно льет.

Туда подведены ветры буйные;
Как повеют ветры буйные,
Пойдут воздухи по погребам,
Так загогочут бочки, будто лебеди,
Будто лебеди на тихих на заводях,
Так век не затхнутся напиточки сладкие.

Князь Владимир не обижается на своего гостя, он восхищен рассказами об Индии богатой. Но Чурила Пленкович, богач и щеголь, задет за живое; он предлагает Дюку вступить с ним в своеобразное состязание: каждый день они должны появляться на улицах Киева в новых одеждах, и выиграет тот, у кого окажется больше платья.

По былине о Дюке Степановиче мы видим, как относились русские люди к иностранцам: приветливо, гостеприимно, без всякой зависти к их преимуществам, доброжелательно и с интересом к чужим странам.

Из славного города Галича, из богатой земли Волынской выехал добрый молодец, Дюк Степанович, на охоту. Но не заладилась охота – даром он расстрелял свои дорогие стрелы. Собрал Дюк все стрелы в колчан и вернулся домой в Галич, а дело было в Великую Субботу. Дюк отстоял вечерню и попросил у матушки благословения съездить в стольный Киев-град, повидать князя Владимира и княгиню Апраксию.

Мать его стала отговаривать: в Киеве живут люди лукавые, изведут добра молодца. Сын матушке ответил: “Дашь, мать, прощенье, поеду, и не дашь прощенья, поеду”.

Пошел Дюк в конюшню, выбрал себе там коня богатырского, бурушку косматого, надел на него богатую сбрую.

Конь поскакал в Киев: скачки делал и по версте, и по три, и по пяти верст, реки и озера между ног спускал и гладкие мхи перескакивал. Налетела на молодца Горынь-змея о двенадцати головах, хотела огнем сжечь – добрый конь от нее ускакал. Напал на молодца лютый зверь, хотел коня проглотить – добрый конь от зверя ускакал.

Налетела стая воронов, хотела молодца разметать – и от них ускакал добрый конь.

Проехал Дюк три заставы, приехал

на четвертую. На заставе стоит шатер, в шатре спит добрый молодец, старый казак Илья Муромец Дюк не знал, кто в шатре, стал его на бой вызывать. Когда же Илья Муромец вышел из шатра, Дюк повалился к нему в ноги и сказал: “Один на Руси могуч богатырь, старый казак Илья Муромец”. Илье эти речи полюбились.

Он наказал Дюку: если в Киеве его обидят, пустить весть со стрелой в чисто поле. Сокол стрелу подберет, Илье принесет, Илья приедет и Дюку поможет.

Приезжает Дюк в Киев прямо в палаты княжеские, крест кладет по-писаному, поклон ведет по-ученому. Князя Владимира дома не было – был он в церкви у заутрени. Дюк сел на своего бурушку, приехал в собор Богородицы, стал возле князя Владимира между Бермятой Васильевичем и Чурилой Пленковичем. Князь спрашивает добра молодца: кто он, из какой земли и какого племени?

Дюк отвечает: он из города Галича, из богатой земли Волынской, молодой боярский сын Дюк Степанович. Давно ли он из Галича? – спрашивает князь. Дюк отвечает: вечерню стоял он в Галиче, а к заутрене поспел в Киев.

Бояре же говорят: “От Галича до Киева прямой дорогой езды три месяца, а окольной – шесть месяцев, если есть кони переменные”. Князь спрашивает, дороги ли кони в Галиче. Есть и по рублю, и по два, и по сту, и по пяти сот, – отвечает Дюк, – а моему коню я и цены не знаю. Кончилась заутреня, вышли все на улицу, а там весь народ любуется на Дюкова коня.

Поехал Дюк по Киеву, головой качает: “У матушки моей мостовые все дубовые, а твои мосты, государь, неровные все, сосновые”. И на что он ни взглянет, все так: и икон у князя над воротами мало, и пшена коням не насыпано, и вино горькое, и калачи пахнут на хвою сосновую, а в Галиче все лучше и богаче.

Обиделся наконец Чурила Пленкович, решил с Дюком удариться об заклад, кто кого перещапит (богаче оденется). Постави-ли поруку пятьсот рублей. За Чурилу ручается и князь, и все бояре, а за Дюка готова ручаться одна голь киевская.

Догадался тогда Дюк, послал стрелу с весточкой в чисто поле Илье Муромцу. Илья Муромец приехал в Киев, поручился за Дюка. Чурила Пленкович обул сапожки зелен сафьян, под пяту хоть соловей лети, а кругом пяты хоть яйцом кати; одел и шапку ушисгу, пушисту, завесисту. А Дюк Степанович обул лапотцы семи шелков, яхонтами украшенные, каждый камень стоит всего города Киева; да одел шубу свою расхожую: в пуговках литы лютые звери, в петельках шиты лютые змеи.

Подернул Дюк по пуговкам и по петелькам – звери заревели, змеи зашипели, от их рева и шипа все в Киеве на землю попадали. Перещапил Дюк Чурилу Пленковича, взял свои пятьсот рублей, купил на них киевской голи зелена вина

Сказал тогда Чурила: “Пошли, князь, в Волынскую землю переписчика Дюково богатство описывать”. Послали в Галич Добрыню Никитича. Приехал Добрыня в Галич, нашел высокие три терема, в них сидит старуха в шелку да в золоте.

Добрыня ей поклонился как Дюковой матушке – оказалось, это Дюкова калачница. На другой день встретил другую старуху в золоте – оказалась Дюкова нянюшка. А Дюкову матушку Добрыня встретил на главной улице, дорогу ей выстилали сукном, а перед ней шли лопатники и метельщики – дорогу расчищали.

Дюкова матушка Добрыню напоила, накормила, повела богатства показывать. И написал Добрыня так: “Нам из города Киева везти бумаги на шести возах, да чернил везти на трех возах – да не описать будет Дюкова богатства”. Вернулся в Киев, показал князю свое писание: вышел Дюк во всем прав.

Опять побился Чурила с Дюком об заклад: кто из них перескочит на коне Почай-реку. А заклад у них был не на деньги, а на буйну голову. Чурила издалека разгонялся, а Дюк Степанович без разгона с крутого берега прыгнул и Почай-реку перепрыгнул.

Хотел он Чуриле голову срубить, да упросили за того князь и княгиня. Тогда Дюк над Чурилой посмеялся, с князем, с княгиней и со всем народом попрощался и вернулся домой в Галич-град.

Дюк Степанович. И. К. Тарнагурская

Дюк Степанович — герой киевского эпоса, славный не только своей доблестью, но и богатством. Данная особенность не слишком характерна для русских былин. Можно назвать всего двух персонажей помимо Дюка, на состоятельности которых заостряется внимание, — это Садко и Ставр.

История о Дюке Степановиче считается одной из наиболее оригинальных. Это былинный сюжет, который продолжал обрастать новыми и новыми подробностями вплоть до XVII в.

Согласно самым древним свидетельствам, Дюк Степанович был родом из галицко-волынских земель. Во времена возникновения предания (XII–XIII вв.) это было могущественное, богатое и независимое от Киева княжество.

ИНДИЙСКИЕ КОРНИ

В чем же оригинальность былины о Дюке Степановиче? В том, что он, в отличие от других богатырей, приезжает в Киев не для того, чтобы послужить Русиматушке, и не из простого любопытства, а с недобрыми намерениями.

Согласно одной из версий былины, после трех застав Дюк Степанович встречается с Ильёй Муромцем. Славный богатырь, естественно, хочет испытать незнакомого воина и помериться с ним силушкой. Но чужестранец сразу же признает превосходство русского витязя, и Муромец обещает ему свою помощь в Киеве, если таковая понадобится.

БЫЛИННЫЙ СЮЖЕТ

4003916_20161209_111357 (629x558, 150Kb)

"Как из той Индеюшки богатоей,

Да из той Галичии с проклятоей,

Из того со славна й Волын-города

Да й справляется, да й снаряжается

А на тую ль матушку святую Русь

Молодой боярин Дюк Степанович -

Посмотреть на славный стольный Киев-град..."

Из славного города Галича, из богатой земли Волынской выехал добрый молодец, Дюк Степанович, на охоту. Но не заладилась охота — даром он расстрелял свои дорогие стрелы. Собрал Дюк все стрелы в колчан и вернулся домой в Галич, а дело было в Великую Субботу.

Дюк отстоял вечерню и попросил у матушки благословения съездить в стольный Киев-град, повидать князя Владимира и княгиню Апраксию. Мать его стала отговаривать:

- В Киеве живут люди лукавые, изведут добра молодца!

Сын матушке ответил:

- Дашь, мать, прощенье, поеду, и не дашь прощенья, поеду.

Дала ему матушка благословенье, дала и плёточку шёлковую. Пошёл Дюк в конюшню, выбрал себе там коня богатырского, бурушку косматого, надел на него богатую сбрую.

Конь поскакал в Киев: скачки делал и по версте, и по три, и по пяти вёрст, реки и озера между ног спускал и гладкие мхи перескакивал. Налетела на молодца Горынь-змея о двенадцати головах, хотела огнём сжечь — добрый конь от неё ускакал. Напал на молодца лютый зверь, хотел коня проглотить — добрый конь от зверя ускакал. Налетела стая воронов, хотела молодца разметать — и от них ускакал добрый конь.

Проехал Дюк три заставы, приехал на четвёртую. На заставе стоит шатёр, в шатре спит добрый молодец, старый казак Илья Муромец.

Дюк не знал, кто в шатре, стал его на бой вызывать. Когда же Илья Муромец вышел из шатра, Дюк повалился к нему в ноги и сказал:

- Один на Руси могуч богатырь, старый казак Илья Муромец!

Илье эти речи полюбились. Он наказал Дюку:

- Если в Киеве его обидят, пустить весть со стрелой в чисто поле. Сокол стрелу подберёт, Илье принесёт, Илья приедет и Дюку поможет!

Приезжает Дюк в Киев прямо в палаты княжеские, крест кладёт по-писаному, поклон ведёт по-учёному. Князя Владимира дома не было — был он в церкви у заутрени. Дюк сел на своего бурушку, приехал в собор Богородицы, стал возле князя Владимира между Бермятой Васильевичем и Чурилой Пленковичем.

Князь спрашивает добра молодца:

- Кто он, из какой земли и какого племени?

- Он из города Галича, из богатой земли Волынской, молодой боярский сын Дюк Степанович.

- Давно ли он из Галича? — спрашивает князь.

- Вечерню стоял он в Галиче, а к заутрене поспел в Киев.

Бояре же говорят:

- От Галича до Киева прямой дорогой езды три месяца, а окольной — шесть месяцев, если есть кони переменные.

Князь спрашивает, дороги ли кони в Галиче.

- Есть и по рублю, и по два, и по сту, и по пяти сот, — отвечает Дюк, — а моему коню я и цены не знаю.

Кончилась заутреня, вышли все на улицу, а там весь народ любуется на Дюкова коня. Поехал Дюк по Киеву, головой качает:

- У матушки моей мостовые все дубовые, а твои мосты, государь, неровные все, сосновые.

И на что он ни взглянет, все так: и икон у князя над воротами мало, и пшена коням не насыпано, и вино горькое, и калачи пахнут на хвою сосновую, а в Галиче все лучше и богаче.

Ради чего приезжает Дюк в Киев, ищет встреч с Владимиром? Похоже, ради того, чтобы покрасоваться, показать свое превосходство перед киевлянами, и главное — чтобы показать, насколько Киев беднее, неустроеннее его Галича, насколько он уступает его городу во всем. Идет серия сравнений — как в Галиче и как в Киеве. Большая часть описаний при этом не содержит ничего исторически реального, они выдержаны в условно-былинной манере, но важна их направленность — возвысить Галич и унизить Киев.

4003916_20161209_111327 (469x629, 167Kb)

Князя сопровождал и русский богатырь Чурила Пленкович. Обиделся он на такие речи Дюка, и решил с Дюком удариться об заклад, кто кого перещапит (богаче оденется). Чурила был известен как большой модник, щеголь. Чтобы защитить честь Киева, он вызывает Дюка на спор — кто кого перещеголяет в нарядах. Поставили поруку пятьсот рублей. За Чурилу ручается и князь, и все бояре, а за Дюка готова ручаться одна голь киевская.

Догадался тогда Дюк, послал стрелу с весточкой в чисто поле Илье Муромцу. Илья Муромец приехал в Киев, поручился за Дюка.

Чурила Пленкович обул сапожки зелен сафьян, под пяту хоть соловей лети, а кругом пяты хоть яйцом кати; одел и шапку ушисгу, пушисту, завесисту.

А Дюк Степанович обул лапотцы семи шёлков, яхонтами украшенные, каждый камень стоит всего города Киева;

Да одел шубу свою расхожую: в пуговках литы лютые звери, в петельках шиты лютые змеи.

Подёрнул Дюк по пуговкам и по петелькам — звери заревели, змеи зашипели, от их рёва и шипа все в Киеве на землю попадали.

Перещапил Дюк Чурилу Пленковича, взял свои пятьсот рублей, купил на них киевской голи зелена вина.

Сказал тогда Чурила:

- Пошли, князь, в Волынскую землю переписчика Дюково богатство описывать.

Послали в Галич Добрыню Никитича. Приехал Добрыня в Галич, нашёл высокие три терема, в них сидит старуха в шёлку да в золоте.

Добрыня ей поклонился как Дюковой матушке — оказалось, это Дюкова калачница.

На другой день встретил другую старуху в золоте — оказалась Дюкова нянюшка.

А Дюкову матушку Добрыня встретил на главной улице, дорогу ей выстилали сукном, а перед ней шли лопатники и метельщики — дорогу расчищали.

Вернулся в Киев, показал князю своё писание: вышел Дюк во всем прав.

Опять побился Чурила с Дюком об заклад: кто из них перескочит на коне Почай-реку. А заклад у них был не на деньги, а на буйну голову.

Чурила издалека разгонялся, а Дюк Степанович без разгона с крутого берега прыгнул и Почай-реку перепрыгнул. Хотел он Чуриле голову срубить, да упросили за того князь и княгиня.

Тогда Дюк над Чурилой посмеялся, с князем, с княгиней и со всем народом попрощался и вернулся домой в Галич-град.

Тут удалые дородны добры молодцы

Проходили й в горенку й столовую,

Да й садились за столички дубовые,

Да й за тыя скамеечки окольные;

Они ели ествушки сахарные,

Они пили питьица медвяные:

А ведь чарочку повыпьешь – и по другой-то душа горит,

А ведь другу й выпьешь – третьей хочется.

Тут удалые дородны добры й молодцы

Наедалися да й они досыти,

Напивалися да й они допьяна.

Да й тым былиночка й покончилась.

Спасибо за просмотр!

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. Рамзан Саматов

Читайте также: