Дырчатая луна краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Главное ощущение: талант автора нисколько не ослаб. Мне очень понравилась идея с солнечными кузнечиками — очаровательно-сказочная и притом достоверно встроенная в реальность.

Вообще уважительное соперничество, переходящее затем в дружбу — очень крапивинский мотив. Где-то у него такое уже несколько раз встречалось.

По характерам симпатичны все четверо основных персонажей-детей: деловитый, изобретательный и отзывчивый Лесь; застенчивая, но верная Гайка; загадочный, вредный и всё-таки положительный Вязников; ранимый и грустный Ашотик.

Так или иначе, хоть Крапивин и пытается остаться над схваткой, видно, что для него все эти вопросы вовсе не праздное теоретизирование, и ему по-настоящему горько от всего происходящего.

Своего рода нравственным якорем в этом бушующем море страстей Крапивин изображает детей, которые, в отличие от взрослых, не заражены бациллой ненависти и раздоров. Дети умудряются сохранять удивительное здравомыслие, великодушие и даже прозорливость, не превращаясь притом в ходячих моралистов, а оставаясь совершенно нормальными детьми со своими детскими заботами, играми, радостями и огорчениями.

Жаль также, что, как и в большинстве других Крапивинских повестей, распределение сюжетного внимания между мальчиками и девочками страдает диспропорцией. Тот же Лесь гораздо сильнее поглощён своим соперничеством с Вязниковым, чем приятельством с Гайкой. А вообще я думал, что Вязников в финале окажется инопланетным гостем, как кузнечик Велька. Но гипотеза не подтвердилась.

Владислав Крапивин - Дырчатая Луна

Владислав Крапивин - Дырчатая Луна краткое содержание

Это первая книга из цикла, рассказывающего о жизни Безлюдных Пространств. Впрочем, Пространства эти вовсе не безлюдны. Но они пускают к себе только тех, кто не хочет людям зла… Здесь немало тайн и очень подходящие места для приключений. Но приключения порой вырываются из-под власти Пространств и становятся страшными и угрожающими жизни героев…

Дырчатая Луна - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Бухта, о которой никто не знает

Народ весело загалдел и помчался из школы: кто домой, кто на пляж. Первые дни сентября в здешних местах – это еще полное лето. Море сияло спокойной синевой, желтые древние камни пахли жарко и сухо.

Гайка Малютина пошла от школы одна. Здешних ребят она пока знала плохо и не то чтобы стеснялась, а не хотела показаться слишком приставучей.

Солнечный жар был все ближе. Аллея выводила на бугристые пустыри, которые заросли серой полынью, сурепкой и грудами непролазного дрока. По пустырям ветвисто разбегались тропинки, они вели к береговым обрывам.

Поскольку на Гайку свалились полтора часа свободного времени, она решила погулять по берегу. Несмотря на жару. Здешние места были ей почти незнакомы, а незнакомое – оно всегда манит к себе.

Гайка приметила Гулькина еще в первый день. Потому, что у мальчишки был странный взгляд. Столкнувшись в коридоре или на дворе, он смотрел вроде бы и прямо на тебя, и в то же время чуточку в сторону. Словно видел рядом что-то еще – понятное и заметное только ему. В общем, с загадкой были его желтовато-серые глаза. Хотя, возможно, Гайке это просто чудилось. Фантазий-то в голове у нее хватало.

А кроме глаз, ничего загадочного в Гулькине вовсе даже не было. Самый обыкновенный. Совершенно белобрысый, но, видимо, не от природы, а от южного солнца. У многих русых мальчишек волосы здесь летом выгорают добела…

Гайка шла шагах в двадцати и смотрела Гулькину в спину. Спина была с глубоким желобком и треугольными торчащими лопатками. Они ритмично двигались. Гайка поймала себя на том, что глядит на эти лопатки чересчур пристально. Испугалась, что Гулькин ощутит ее взгляд, и начала смотреть поверх головы.

Струился нагретый воздух, в зарослях стрекотала всякая мелкая живность. Но от обрывов уже доносилось йодистое дыхание моря и смягчало жару.

Тропинка огибала полукруглое приземистое строение из треснувшего бетона. Скорее всего, разрушенный дот, который остался после давней войны. Гулькин скрылся за дотом. Гайка заспешила, чтобы не остаться одной. Тоже обогнула бетонную развалину с черной амбразурой (из которой резко дохнуло холодом). И… чуть не налетела на Гулькина.

Тот сидел на круглом пористом камне, боком к Гайке. Рядом валялся ранец, а на нем – какая-то желто-черная тряпица. Гулькин сильно согнулся и шевелил пальцами на ногах. К ногам упала Гайкина тень. Гулькин повернулся – неторопливо и без удивления. Глянул Гайке в лицо (и вроде бы чуточку в сторону). Спросил, словно у старой знакомой:

– Ты не знаешь, как он называется? – И зажатой в руке травинкой показал на один из пальцев левой ноги.

– Знаю… Палец, – отозвалась Гайка слегка озадаченно.

Гулькин терпеливо объяснил:

– Естественно, что палец. Но как именно. Вот – мизинец, вот, кажется, безымянный (как на руке), вот средний. Этот – большой. А этот? – И он коснутся того пальца, что был между большим и средним. – Если на руке, то указательный. А здесь? Он же тут никуда не указывает… Ну, как?

– Н-не знаю… – Она искренне огорчилась, что не знает.

Но Гулькин не огорчился. Сказал с удовольствием:

– И я не знаю. И все, кого спрашивал, тоже не знают. Это хорошо. На нем и завяжем. – Он дотянулся до желто-черной тряпицы, выдернул из нее мохнатую нитку. Трижды обмотал ее вокруг пальца и завязал каким-то хитрым узелком.

Гайка была рада, что завязался разговор. Теперь у нее было полное право спросить:

– А зачем тебе это?

– От злого колдовства. Такая примета есть…

Гайка помолчала и сказала осторожно:

– А ты правда веришь в это?

Гулькин посмотрел на нее из-за острого шоколадного плеча:

– Отчею же не верить? На свете столько всякого… неразгаданного.

– Я знаю. Но про такую примету я не слыхала.

– Неужели ты не читала про Тома Сойера и Гека Финна?

– Читала. Ну и что?

– Там негры обматывают пальцы шерстяными нитками, чтобы ведьмы и колдуны не привязались. А если обмотать палец без названия – это еще надежнее. Ведь они это название тоже не знают, оттого и вредить сильно не смогут…

– А ты уверен, что эта нитка – шерстяная?

– Она же из флагдука! Из специальной шерстяной материи для флагов. Смотри! – Он схватил и расправил тряпицу.

Это и правда был флаг. Длиной в полметра. Желтый с черным кругом посередине.

Владислав Крапивин - Дырчатая Луна

Владислав Крапивин - Дырчатая Луна краткое содержание

Владислав Крапивин - Дырчатая Луна читать онлайн бесплатно

Бухта, о которой никто не знает

Народ весело загалдел и помчался из школы: кто домой, кто на пляж. Первые дни сентября в здешних местах – это еще полное лето. Море сияло спокойной синевой, желтые древние камни пахли жарко и сухо.

Гайка Малютина пошла от школы одна. Здешних ребят она пока знала плохо и не то чтобы стеснялась, а не хотела показаться слишком приставучей.

Солнечный жар был все ближе. Аллея выводила на бугристые пустыри, которые заросли серой полынью, сурепкой и грудами непролазного дрока. По пустырям ветвисто разбегались тропинки, они вели к береговым обрывам.

Поскольку на Гайку свалились полтора часа свободного времени, она решила погулять по берегу. Несмотря на жару. Здешние места были ей почти незнакомы, а незнакомое – оно всегда манит к себе.

Гайка приметила Гулькина еще в первый день. Потому, что у мальчишки был странный взгляд. Столкнувшись в коридоре или на дворе, он смотрел вроде бы и прямо на тебя, и в то же время чуточку в сторону. Словно видел рядом что-то еще – понятное и заметное только ему. В общем, с загадкой были его желтовато-серые глаза. Хотя, возможно, Гайке это просто чудилось. Фантазий-то в голове у нее хватало.

А кроме глаз, ничего загадочного в Гулькине вовсе даже не было. Самый обыкновенный. Совершенно белобрысый, но, видимо, не от природы, а от южного солнца. У многих русых мальчишек волосы здесь летом выгорают добела…

Гайка шла шагах в двадцати и смотрела Гулькину в спину. Спина была с глубоким желобком и треугольными торчащими лопатками. Они ритмично двигались. Гайка поймала себя на том, что глядит на эти лопатки чересчур пристально. Испугалась, что Гулькин ощутит ее взгляд, и начала смотреть поверх головы.

Струился нагретый воздух, в зарослях стрекотала всякая мелкая живность. Но от обрывов уже доносилось йодистое дыхание моря и смягчало жару.

Тропинка огибала полукруглое приземистое строение из треснувшего бетона. Скорее всего, разрушенный дот, который остался после давней войны. Гулькин скрылся за дотом. Гайка заспешила, чтобы не остаться одной. Тоже обогнула бетонную развалину с черной амбразурой (из которой резко дохнуло холодом). И… чуть не налетела на Гулькина.

Тот сидел на круглом пористом камне, боком к Гайке. Рядом валялся ранец, а на нем – какая-то желто-черная тряпица. Гулькин сильно согнулся и шевелил пальцами на ногах. К ногам упала Гайкина тень. Гулькин повернулся – неторопливо и без удивления. Глянул Гайке в лицо (и вроде бы чуточку в сторону). Спросил, словно у старой знакомой:

– Ты не знаешь, как он называется? – И зажатой в руке травинкой показал на один из пальцев левой ноги.

– Знаю… Палец, – отозвалась Гайка слегка озадаченно.

Гулькин терпеливо объяснил:

– Естественно, что палец. Но как именно. Вот – мизинец, вот, кажется, безымянный (как на руке), вот средний. Этот – большой. А этот? – И он коснутся того пальца, что был между большим и средним. – Если на руке, то указательный. А здесь? Он же тут никуда не указывает… Ну, как?

– Н-не знаю… – Она искренне огорчилась, что не знает.

Но Гулькин не огорчился. Сказал с удовольствием:

– И я не знаю. И все, кого спрашивал, тоже не знают. Это хорошо. На нем и завяжем. – Он дотянулся до желто-черной тряпицы, выдернул из нее мохнатую нитку. Трижды обмотал ее вокруг пальца и завязал каким-то хитрым узелком.

Гайка была рада, что завязался разговор. Теперь у нее было полное право спросить:

– А зачем тебе это?

– От злого колдовства. Такая примета есть…

Гайка помолчала и сказала осторожно:

– А ты правда веришь в это?

Гулькин посмотрел на нее из-за острого шоколадного плеча:

– Отчею же не верить? На свете столько всякого… неразгаданного.

– Я знаю. Но про такую примету я не слыхала.

– Неужели ты не читала про Тома Сойера и Гека Финна?

– Читала. Ну и что?

– Там негры обматывают пальцы шерстяными нитками, чтобы ведьмы и колдуны не привязались. А если обмотать палец без названия – это еще надежнее. Ведь они это название тоже не знают, оттого и вредить сильно не смогут…

– А ты уверен, что эта нитка – шерстяная?

– Она же из флагдука! Из специальной шерстяной материи для флагов. Смотри! – Он схватил и расправил тряпицу.

Это и правда был флаг. Длиной в полметра. Желтый с черным кругом посередине.

– Сигнальный! Я такие видела!

– Наверно, во время шторма с какого-нибудь судна сорвало и сюда занесло. Я его здесь в траве нашел… Дело не только в том, что он шерстяной…

– Вообще… В морских флагах особая волшебная сила. Потому что их обдувают ветры всех морей и океанов.

Гулькин глянул с интересом, но не согласился:

Спорить было рискованно. Однако здесь Гайка не уступила:

– Между прочим, мой папа командир корабля. И он мне показывал сигналы. Дома у нас куча морских справочников.

Снова взглянув из-за плеча, Гулькин с расстановкой произнес:

– Мой… не командир корабля, но морские справочники у нас тоже есть. А свод сигналов у нас в классе каждый пацан и без справочников знает. Так что не спорь.

– Постой. Твой папа военный?

– Конечно! Капитан третьего ранга.

– Тогда он, вероятно, тебе объяснял военно-морской свод! А я говорю про международный… Военный я не знаю…

– А я не знаю тот, который ты знаешь… Наверно, мы оба правильно говорим, только по-разному! – обрадовалась Гайка.

– Вот и славно, что мы оба правы, – отозвался Гулькин. Но как-то рассеянно. И сразу перестал интересоваться Гайкой. Уложил флаг в ранец. Сейчас встанет и уйдет.

– Да? Отчего же я тебя не знаю?

– Потому что я только в этом году поступила… А я тебя знаю. То есть фамилию. Ты Гулькин, да?

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Чудесная,грустная,добрая,солнечная сказка. Одна из любимых у В.Крапивина. Спасибо ИДМ!

Необычно, фантастично, и в тоже время как-то по домашнему. Есть и печаль и радость. Есть добрые и злые люди и их дела. Это первая из сказочных повестей Крапивина о Безлюдных пространствах. Читать детям и взрослым!
Качество издания - отличное. Иллюстрации замечательные.

Замечательное издание. Книгу не хочется выпускать из рук (как и многие из серии БИСС). Не читала этой повести раньше и среагировала именно на иллюстрации: красивые, загадочные, солнечные, ностальгические (по босоногому детству, наверное?). Долго рассматривала, уже по ним читалась какая-то "нездешность". В эту сторию погружаешься с головой, уходишь в параллельный мир и живёшь там, и возвращаешься с трудом. И в реальности всё тоже немного меняется, и мы с 9-летней дочкой (она любит Крапивина и "Дырчатую луну" не раз перечитывала) понимаем друг друга без слов, когда наблюдаем, как луч проходит через маленькую дырочку (будь то отверстие от гвоздя в заборе). Это настоящие минуты счастья. Да, есть в жизни трудности, несправедливость, непонимание, боль - но есть и надежда, вера, Любовь.

Повесть замечательная.
Иллюстрации - лучше, наверное, и не бывает.
Издание - отличное. Осколок Солнца на книжной полке.
Спасибо В. Крапивину, О. Брезинской, ИДМ, Лабиринту!

Счастлива иметь в нашей библиотеке такую светлую и искренне написанную книгу! Иллюстрации тоже очень нравятся, соответствуют содержанию и гармонично дополняют книгу.
Дети, когда чуть подрастут, надеюсь, оценят по достоинству.)
Вот фото :

Сделал небольшое видео об этой замечательной книге (по ссылке ниже)

Ну, книга, думаю, многим известна, но даже если нет, не сомневайтесь - это настоящий Крапивин. Поздние его книги несколько более мрачные по настроению, что не каждому по душе (а цикл "Безлюдные пространства", к которому относится книга, вообще неоднозначный), но эта наоборот - яркая, солнечная. Прекрасная книга. Тут правильно заметили - фантастикой это назвать язык не поворачивается. Это такая жизнь.

Особо хочется заметить (и мне жаль это видеть), что к иллюстрациям Ольги Брезинской в среде поклонников Крапивина отношение неоднозначное: часто, мягко говоря, скептическое. Но я скажу, что это замечательные рисунки, а самое главное, что они идеально подходят книгам Крапивина по духу. Мне вообще нравятся её рисунки, а иллюстрации к "Дырчатой луне" наверное на сегодняшний день лучшая её работа. Я сейчас эту книгу с другими рисунками и не представлю.

Посмотрите иллюстрации: они не просто красиво нарисованы и не просто подходят к тексту. Важнее, что у каждого рисунка есть настроение. Маленький эксперимент для людей, не читавших ранее книгу: посмотрите сначала подольше на каждую иллюстрацию и попробуйте поймать её настроение. Не только то, что там нарисовано, а именно настроение - что вы чувствуете, глядя на рисунок. А потом прочитайте соответствующие места в книге (в идеале, конечно, дочитайте до них). Вы удивитесь, насколько иллюстрации точно передают настроение повествования. Вот это далеко не всегда удаётся признанным мэтрам. А этой художнице удалось. Видно, что она подходила к работе с душой.

Ну и по качеству самой книги. Тут даже сказать нечего: когда я покупаю книги ИД Мещерякова, то заранее знаю, что исполнение на высоте. "Дырчатая луна" не исключение. Отлично сделанная книга. Рекомендую не только для детей, но и для не забывших детство взрослых.

А мне как раз очень понравились иллюстрации! По-моему, прекрасно соответствуют атмосфере книги!

В старых изданиях иллюстрации действительно не лучше :( Но - слава Богу - "Бронзовый мальчик" будет издан с иллюстрациями Медведева. "Дело о ртутной бомбе" иллюстрировала Стерлигова, так что есть надежда, что опыт с Брезинской будет ограничен "Сказками Безлюдных Пространств". Верю, что издательский разум возобладает - и Брезинской отдадут только то, что не иллюстрировали Медведев и Стерлигова.

Стало обидно за Ольгу Брезинскую, за ее чудесные иллюстрации, которые обозвали "ужасными картинками". И хотелось бы узнать у Златогорской Ольги в каком "старом издании" есть иллюстрации лучше? "Центрполиграф"выпускал эту повесть с иллюстрациями П.Крапивина, а у "Эксмо" вообще по-моему иллюстраций не было. Издание очень хорошее, и хотя у меня есть уже это произведение в томе от "Центрполиграфа" купила только из-за иллюстраций, также как и "Самолет по имени Сережка", единственное в чем мне не повезло -белые участки обложки оказались залапаны грязными руками упаковщиков :( Надеюсь, что ИДМ продолжит сотрудничество с О.Брезинской и в БИСС выйдут и другие произведения Владислава Петровича с ее иллюстрациями (жалко, что "Синий город. " точно нет, но буду надеяться на "Дело о ртутной бомбе" и "Бронзовый мальчик").

Оставляю отзыв на очередную книгу Владислава Крапивина,
изданную в рамках нужной серии БИСС "ИД Мещерякова".
Сразу скажу, что в первую очередь это издание меня покорило потрясающими
современными иллюстрациями Ольги Брезинской.
Именно из-за них книгу купил и прочитал. Не зря..)

В отзыве будет много эмоций. Но по-другому не получается) Это честные эмоции.

Вот что странно. Читая эту Историю, совершенно не воспринимаешь её как повесть фантастическую. Да нет же! Это наша жизнь!
В ней есть и должны быть такие детские Чудеса! Тёплые Чудеса. И никакого удивления.

Как всегда с абсолютной пронзительностью покоряют характеры Крапивинских героев. Потому что им веришь. А от этого их любишь. Так хочется потрепать по белой мохнатой макушке Леся, поговорить с рассудительной Гайкой, пожать руку прямодушному Вязникову, согреть теплом грустного Ашотика…

Читайте также: