Дыхательные игры для детей 3 4 лет в детском саду своими руками

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека игр для развития правильного дыхания.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

"ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

"ЛЕТИ, ПЕРЫШКО!".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

"МОЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК".

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.

"ЛЕСНАЯ АЗБУКА".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

"ДУЕТ ВЕТЕРОК".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Горшочек, не вари!

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

"ДРАЗНИЛКА" ИЛИ "ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ".

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

"ВЕСЕЛЫЕ ДВИЖЕНИЯ".

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

"ПОТЯГУШЕНЬКИ".

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.

Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).

Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).

Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка)

Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

(Дети покачивают руками из стороны в сторону).

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

(Дети дуют все вместе).

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

Оборудование : палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

Методические указания . Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.

Сразу яблоки упали и о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

(Топают ногами). Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось. Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

(Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

" ПОЛЕТ НА ШАРИКЕ".

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

Оборудование: разноцветные мячи.

Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

(Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя)

Воздушный шарик

Предложите ребенку представить, что его живот – это воздушный шарик. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Делает медленный выдох, живот сдувается. Выполните это упражнение 3, 4 или 5 раз подряд.

После того, как основное движение освоено, задание усложняется. Можно добавить 5-секундную задержку дыхания на вдохе и такую же задержку на выдохе.

Задерживаем дыхание

В обычном виде это упражнение состоит в том, что ребенку предлагается вдохнуть и не дышать, задерживая дыхание столько, сколько это возможно.

Игровой вариант задания связан с образом ныряльщика. Профессиональные ныряльщики за жемчугом умеют надолго задерживать дыхание под водой. Чем дольше задержка – тем глубже они смогут опуститься под воду и отыскать больше жемчужных раковин! Предложите ребенку представить, что он ныряет за большой и красивой жемчужиной: вдох – задержка дыхания – представляем, что ныряем, плывем под водой, находим сокровище – можно возвращаться, выдох! Сделайте 3-4 таких воображаемых подводных путешествия.

Одностороннее дыхание

На некоторое время прикрываем одну ноздрю (например, левую) и дышим свободной (правой). Дыхание медленное, глубокое. Спустя 2-3 минуты меняем позицию. Прикрываем свободную (правую) ноздрю и отпускаем левую, ту, что раньше была закрыта. 2-3 минутки дышим только левой частью носа. Поток воздуха, проходящий в нос только с одной стороны, влияет на уровень активности. Обычно дыхание через левую ноздрю успокаивает, а дыхание через правую – активизирует. Для левшей все будет наоборот.

Наполняем паруса

Это упражнение с удлиненным выдохом хорошо восстанавливает силы при усталости и нездоровье. В нем используется образ ветра, наполняющего паруса. Представьте легкий парусник, бегущий по волнам. Вдруг кораблик остановился – ветер затих. Давай поможем паруснику, пригласим ветер на помощь. Вдохнем побольше воздуха и с силой выдохнем через рот. Пусть свежий ветер подгоняет кораблик. Упражнение повторяем 3-5 раз.

Свист ветра

Это упражнение тоже основано на удлиненном выдохе. Чуть напрягая губы, создайте плотную воздушную струю. На медленном выдохе движением пальца или всей ладошки прерывайте воздушный поток так, чтобы получился звук ветра. Также этот звук напоминает клик индейца.

Рот закрыт. Вдохнули через нос и гудим на выдохе как можно дольше. Упражнение интереснее выполнять вдвоем или в группе. По мере тренировки старайтесь увеличить длительность звучание, можно поиграть с силой, громкостью звука, различными интонациями. Легкие вибрации, возникающие при гудении, успокаивают ребенка и положительно влияют на кровоснабжение его мозга.

В этом упражнении дыхательные движения согласуются с движениями рук, а быстрый вдох сменяется медленным выдохом. В исходном положении руки опущены. На вдохе быстро подтягиваем ладони к подмышкам. На выдохе медленно выдавливающим движением опускаем руки вдоль тела, ладошками вниз. Выполните это упражнение 7-9 раз.

Цель: Добиваться длительного произнесения звука А на выдохе со сменой силы выдоха.

Выполнение: Дети, сидя на стульях или стоя, качают плачущую куклу. Произносить звук А без напряжения и крика. Повторить задание 3-4 раза.

Цель: Развитие физиологического дыхания – статистические упражнения.

Выполнение: Вдохнуть носом, сделать паузу (задержать воздух, медленно выдохнуть ртом. Упражнение длится 2-3 минуты.

Цель: Развивать длительный плавный выдох, артикуляционный аппарат.

Выполнение: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, чистые ли у вас зубы. Давайте их оближем языком (воспитатель круговыми движениями языка при закрытом рте облизывает зубы, дети повторяют упражнение 5-6 раз). Показывают зубы доктору (подходит к детям вместе с куклой). Врач выбирает того, кому нужно лечить зубы. Дети имитируют зубную боль: о-о-о-о. Повторить задание 3-4 раза.

Цель: Длительно произносить изолированный звук на выдохе, развивать силу голоса.

Выполнение: Дети подражают вою ветра, длительно произносить звук у- у-у, меняя громкость, темп произнесения. Длительность 2 минуты.

Цель: Развивать речевое внимание, повторять на выдохе звукосочетания, регулировать силу голоса.

Цель: Развивать силу выдоха.

Цель: Добиваться длительного произнесения звука А на выдохе со сменой силы выдоха.

Выполнение: Дети, сидя на стульях или стоя, качают плачущую куклу. Произносить звук А без напряжения и крика. Повторяется несколько раз.

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.

Цель: Развивать речевое внимание, силу голоса на выдохе произносить звукосочетания.

Цель: Развивать речевое внимание, проговаривать слово на выдохе.

Выполнение: - Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Ми-ка, ку-ла.) Нет, неправильно. Это… (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка… Скажи, Вова, погромче… Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Миш-а, за-ка.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ). Теперь все повторите слово… Мишка, теперь ты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пира-дка). Машина (шимина). Повторить 2 раза.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Цель: развивать речевое внимание, проговаривать слово на выдохе.

Цель: Развивать речевое внимание речевое дыхание детей.

Выполнение: На фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

Елочка – белочка. Оник – слоник.

Зьянка – обезьянка. Ичка – птичка.

Цель: Тренировать длительный целенаправленный выдох.

Выполнение: На каждый стол – на противоположный от детей край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10см друг от друга.

Дети дуют на ватные шарики-мячики так, чтобы попасть в ворота. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.

Цель: развивать речевое внимание, фонематический слух.

Цель: Добиваться длительного произнесения звука А на выдохе со сменой силы выдоха.

Выполнение: Дети, сидя на стульях или стоя, качают плачущую куклу. Произносить звук А без напряжения и крика. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.

Цель: Развивать речевое дыхание, целенаправленный выдох.

7. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цель: развивать речевое внимание, речевое дыхание, силу голоса.

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках.

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание

Цель: Развивать речевое внимание, произносить звукосочетания на выдохе.

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.

8. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цель: Развивать речевое дыхание, длительный выдох, силу голоса.

Выполнение: Педагог показывает картинку с изображением воющего волка. Предлагается детям подражать вою волка: у-у-у, в-в-в, меняя силу голоса.

Длительность выполнения упражнений не более 2 минут.

Цель: Развивать длительный речевой выдох.

Цель: Развивать голосовой, артикуляционный аппарат, речевое внимание.

Выполнение: Четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.

-Идут медведи, они топают тише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного тише). Идут поросята, они топают еще тише…Идут ежики, они топают очень тихо… Игра повторяется 3-4 раза.

Цель: Развивать голосовой аппарат, речевое внимание.

Выполнение: Детям показывается картинка с нарисованным животным. Они должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если показывается игрушка, дети поднимают красный кружок и называют игрушку. Педагог показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия. Игра повторяется 2-3 раза.

Цель: Развивать длительный ротовой выдох, сочетать речь с движением.

Выполнение: Дети качают руками из стороны в сторону, изображая ветер разной силы, произнося длительно гласный звук у-у-у-у-у-у. Длительность выполнения упражнений не более 2-3 минут.

Цель: Развивать длительный ротовой выдох, сочетать речь с движением.

Выполнение: Дети проговаривают стихотворение, затем сдувают с ладошки разноцветные листочки, произносят длительно звук – ш.

Листья желтые летят.

Под ногами шелестят

И шуршат, шуршат,

Игра повторяется 2-3 раза.

10. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.

Выполнение: Длительно дуть на руки теплым воздухом произнося: к-к-к-к,

х-х-х-. Длительность выполнения упражнений не более 2 минут.

Цель: Развивать длительный ротовой выдох.

Цель: Развивать длительный плавный выдох.

Цель: Развитие речевого внимания, речевого дыхания.

Выполнение: Дети имитируют движения конькобежца на льду.

Цель: Развивать длительный плавный выдох.

Цель: Развитие речевого внимания, речевого дыхания.

Цель: Развивать длительный плавный выдох.

Цель: Развивать длительный плавный выдох, силу выдоха, силу голоса.

Цель: Длительное произнесение на выдохе звукосочетаний.

Выполнение: Дети шьют одежду кукле – укололи пальчик ой-ой-ой, ай-ай-ай. Задание выполняется несколько раз.

13. ПТИЦЫ, ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, речевое внимание.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, речевое внимание, сочетать речь с движениями.

- Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети широко раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.

Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание.

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.

Выполнение: Детям предлагаются картинки с изображением птенцов.

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляционный и голосовой аппарат.

Цель: Развивать длительный ротовой выдох, силу выдоха.

Цель: Развивать голосовой аппарат, речевое внимание, речевое дыхание.

Кап-кап-кап. (Дети произносят

звукосочетания в быстром темпе).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Дети раскрывают зонт).

Произносятся звукосочетания сначала быстро, затем все медленнее и медленнее (педагог дирижирует). Кончился дождик. Повторяется 2-3 раза.

15. ЦВЕТЫ, ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ

Цель: Развивать ротовой выдох.

Выполнение: Игра проводится на воздухе. Дети гуляют на поляне, им предлагается сорвать отцветший одуванчик подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки нужно за 3-4 раза.

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание – длительный выдох.

Цель: Развитие речевого дыхания и голоса

Выполнение: Вдох через нос, выдох ртом, произнося на выдохе восторженно ах- ах- ах. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Цель: Работа над дыханием

Цель: Развитие физиологического дыхания упражнение

Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.

Цель: Развитие речевого дыхания и голоса

Цель: Произносить фразу на выдохе, сочетать речь с движением.

Выполнение: Дети произносят за педагогом текст стихотворения, выполняя движения:

Повторить 2-3 раза.

Цель: Развитие носового вдоха и ротового выдоха.

Выполнение: Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом. Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание.

Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание.

Цель: Развивать речевое внимание, артикуляционный, дыхательный аппарат.

Цель: Развивать речевое внимание, артикуляционный, дыхательный аппарат.

Цель: Развивать речевое внимание, силу голоса, плавный выдох.

Без системы даются команды то маленьким, то большим рыбкам 5-6 раз. Задания выполняют все дети.

Цель: Развивать речевое внимание, силу, плавность выдоха.

Выполнение: Детям предлагается стакан с водой (пол стакана, воду можно покрасить в голубой цвет, соломка для коктейлей. Дети дуют через соломку сначала тихо, затем буря усиливается, буря стихает. Длительность выполнения упражнений 2-3 минуты.

Цель: Развивать речевое внимание, артикуляционный, дыхательный аппарат.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Практикующий логопед

😊

Валентина, рада,что полезна

Любовь Ватолина


Любовь Ватолина

Дыхательная гимнастика эффективно укрепляет детский иммунитет, помогает справляться с болезнями и делает пребывание в детском саду более увлекательным

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Помимо частых ОРЗ, малыш с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать ртом и не очень развит физически — имеет слабую мускулатуру.

Мальчик держит платок у носа и имеет болезненный вид

Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.

Наряду с этим, существуют и упражнения, напротив, нацеленные на тренировку быстрого дыхания. Они имеют свою пользу — помогают укреплению носоглотки и гортани.

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

  • Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
  • Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
  • Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
  • Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
  • Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
  • Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием. Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
  • Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

Мальчик и девочка сдувают стрекоз с подставок

Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Если у ребёнка астма, то интенсивность упражнений следует согласовать с лечащим врачом.

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.

Игры на дыхание

Ребёнок дует в пластиковую свирель

Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму

Ребёнок рисует на запотевшем стекле

Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку

Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.

Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.

Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.

Девочка пускает мыльные пузыри

Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением

Дыхательная гимнастика в стихах

Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.

Упражнения из комплекса Стрельниковой

Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова была педагогом-вокалистом. И при тяжёлой болезни с приступами удушья ей помогла специальная актёрская гимнастика. Именно на ней она основала свою методику, которая впоследствии была запатентована.

Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких. Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием.

Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.

Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:

Старшие дошкольники выполняют дыхательную гимнастику А. Стрельниковой

В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой

Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой на прогулке в старшей группе

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

Воспитанники младшей группы дуют на подвешенные шарики

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Девочка дует на одуванчик

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

Мальчик и девочка дуют на пластиковые колёса

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики в детском саду

В каждом возрастном периоде воспитанникам ДОУ предлагаются свои дыхательные упражнения, различающиеся по степени сложности.

Первая и вторая младшие группы

В раннем и младшем дошкольном звене все упражнения исключительно игровые:

Каждое упражнение повторяется 5–6 раз.

Мальчик и девочка дуют на кораблики в тазике

Малыши с удовольствием будут дуть на кораблики, находящиеся в воде

Всегда с радостью малыши воспринимают дыхательную гимнастику со стихотворным сопровождением. Она также подразумевает перевоплощение в какой-то предмет или объект.

Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в младших группах (составлено по материалам открытого доступа)

Средняя группа

С ребятами 4–5 лет проводятся следующие дыхательные упражнения:

Две девочки играют в воздушный футбол

В средней группе дети способны выполнять упражнения в парах, игры приобретают соревновательный характер

Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в средней группе

Старшая и подготовительная группы

Со старшими дошкольниками проводятся такие упражнения:

Хомячок и изображение ребёнка с надутыми щёчками

Дети надувают щёчки, двигаются по комнате, а потом спускают воздух

Видео: медработник проводит дыхательную гимнастику с дошкольниками

Видео: гимнастика Стрельниковой под музыку в подготовительной группе

Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ

Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.

Замечательным тренажёром является знакомая всем простая игрушка — вертушка. Малышам нравится наблюдать, как ветер приводит в движение яркие элементы, а возможность подуть на них приводит их в восторг.

Девочка дует на вертушку

Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики

Если дуть на рыбок, то они начнут двигаться, как в настоящем аквариуме Если подуть через соломинку в бутылочку, произойдёт чудо, например, начнётся снегопад или листопад Когда ребёнок подует на дождик, он узнает, кто живёт в домике Чтобы увидеть грибы, нужно сдуть с них листики Чтобы прогнать гусениц с яблока, нужно подуть на них Задача дошкольника — подуть на бабочку, чтобы она села на цветок Ворота мини-футбола сделаны из пластиковых контейнеров, а мячик — из лёгкой пластмассы Когда ребёнок сдует цветочки и грибы, под ними окажутся зайчики Шарики из пряжи нужно задувать в забавные ворота Лепестки одуванчика крепятся к центру цветка с помощью ниточек Нужно подуть на тучки, чтобы они открыли солнышко Чтобы узнать тайну ракушки, нужно сдуть с неё крышку

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

Нарисованная свеча

Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.

Информация для родителей — упражнения для развития дыхания

С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников

Читайте также: