Дыхательная гимнастика зима для детей 5 6 лет в детском саду картотека

Обновлено: 08.07.2024

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно

приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох

через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.

Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в

положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите

"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить

ЛОГОПЕДиЯ

ЛОГОПЕДиЯ

ЛОГОПЕДиЯ запись закреплена
ДОШКОЛЬНИК логопед воспитатель педагог дети

➡

ПОДПИШИСЬ ДОШКОЛЬНИК - много полезной информации!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Стоя, ноги слегка расставлены, колени согнуты. Имитировать ходьбу на лыжах (вдох), на выдохе произносить

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребёнок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.

Футбол

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.

Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Дутье на листочки. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Повторить 3 – 4 раза

Бабка охает и стонет:

Ой! Бельё моё утонет!

Ой! Попала я в беду!

Ой! Спасите! Пропаду!

Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.

Повторить 3 – 4 раза

Посуда

Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы плавно; прерывисто ([ф]![ф]!). Щёки не надувать.

Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п]

Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе, затем выдохнуть

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит изображает мычание коровы, мяукание кошки…

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].

Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].

Ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. Вдох – туловище слегка наклонить вперёд, выдох – правую руку вытянуть перед собой; то же левой рукой. Повторить 3 – 4 раза

Стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. Вдох – выдох, руки вперёд; вдох – руки в стороны, выдох и т.п. Повторить 3 – 4 раза

Ребёнок берёт промытые резиновые надувные игрушки. Их надо надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот в отверстие игрушки.

Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза

Ноги на ширине плеч, руки с мячом прижаты к груди. Сделать медленный вдох, на выдохе выпрямить руки, одновременно приподнимаясь на носочки. Повторить 3 –4 раза

Выдыхая через трубочку, постараться сдуть конфетти со стола.

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.

Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т.д.).

Домашние птицы

hello_html_m59c3665b.jpg

hello_html_48c67c65.jpg

hello_html_7e6d4078.jpg

hello_html_21fe730d.jpg

hello_html_7460a371.jpg

Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

hello_html_m183dbc2f.jpg

hello_html_105bb2a7.jpg

hello_html_m7c41efcc.jpg

Вдох носом, наклонить туловище вперёд, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить фа – фо – фу. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой дотянуться до пальцев правой ноги. На выдохе произносить ма – мо – му.

hello_html_fffa8b3.jpg

hello_html_m6facd8f2.jpg

Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

Для игры нужны вырезанные из бумаги зелёные листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

hello_html_m18a2fac4.jpg

hello_html_m7e36660c.jpg

hello_html_63f78a37.jpg

hello_html_m6b8f4fb5.jpg

hello_html_6e38e432.jpg

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.

hello_html_7248a231.jpg

hello_html_m7a23081.jpg

hello_html_2297ecce.jpg

hello_html_m7adb2bd5.jpg

Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.

hello_html_m51871473.jpg

hello_html_m515dae82.jpg

hello_html_m688617ba.jpg

hello_html_4b0f79eb.jpg

hello_html_m51871473.jpg

hello_html_m515dae82.jpg

hello_html_m688617ba.jpg

hello_html_4b0f79eb.jpg

И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

hello_html_m6439bb17.jpg

hello_html_3156d7de.jpg

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.

hello_html_m31846388.jpg

hello_html_68f6fd6a.jpg

hello_html_6892c823.jpg

hello_html_28eaf4a1.jpg

Ребёнок должен, услышав от взрослого название животного, на медленном выдохе произнести звукоподражание, изобразить движением это животное.

Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и, а-э-и, а-э-и.

Игра проводится на улице. Ребёнок делает вдох носом и дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с цветка нужно с 1 – 3 раз.

hello_html_5f5dd0d9.jpg

hello_html_70531185.jpg

hello_html_462e3f02.jpg

hello_html_m4cc8c22e.jpg

hello_html_b2912ec.jpg

Ребёнок делает спокойный вдох носом, пауза, на выдохе произносит [р-р-р] или изображает рычание с помощью других звуков.

Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох под счёт до трёх, затем выдох под счёт до пяти.

Бегемотик . (облегченный вариант предыдущего упр.)

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

hello_html_m27790e60.jpg

hello_html_2c0f6ad.jpg

hello_html_7c27667b.jpg

hello_html_m1a5edce5.jpg

hello_html_m36b27365.jpg

hello_html_m34824226.jpg

hello_html_3de9f97d.jpg

hello_html_m27a063f4.jpg

Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Руки вверх – вдох носом, руки вниз – выдох, на выдохе произносим слог са, со, су, сы, ма… Каждый слог соответствует одному вдоху – выдоху. Повторить 5 раз.

Чья снежинка улетит дальше?

Сдуть бумажную снежинку с ладошки.

С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать.

Животные холодных стран

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

Для игры нужен небольшой бумажный самолётик. Ребёнок кладёт самолётик на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на него, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались.

Ребёнку даётся чистый пузырёк (диаметр горлышка 1 – 1,5 см). Взрослый показывает, как гудит пузырёк, если в него подуть. Чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка, а струя воздуха должна быть сильной. Ребёнок дует лишь несколько секунд.

Ребёнок сидит за столом, перед ним бумажный самолётик. Вдох, пауза, на выдохе ребёнок передвигает самолётик по столу.

Девочка дует мыльные пузыри

Детский сад у большинства родителей ассоциируется с периодом частых простудных заболеваний у малыша. Действительно, стоит только одному ребёнку прийти с насморком и кашлем, как уже на следующий день в группе недосчитываются ещё пары человек с такими же симптомами. А когда первый заболевший возвращается в группу, он снова оказывается в группе риска, так как организм ещё не окреп полностью после перенесённого ОРВИ. Разорвать этот замкнутый круг получится только путём укрепления иммунитета. Но поскольку группы закаливания есть не во всех дошкольных учреждениях, то в любом детском коллективе необходимо проводить дыхательную гимнастику.

Важные аспекты теории

Комплекс дыхательных упражнений, направленный на укрепление здоровья детей, а также приучающий их расслабляться, что наиболее актуально для гиперактивных малышей, называется дыхательной гимнастикой.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в старшей группе ДОУ

Цели проведения гимнастики следующие:

  • обучить каждого ребёнка правильно и глубоко дышать;
  • тренировать умение координировать свои движения;
  • развивать речевой аппарат;
  • весело и с пользой проводить время.

Трое детей держат в руках маски с висящими на них бумажными фигурками

Дыхательная гимнастика для детей должна носить игровой характер, так, развивать силу струи выдыхаемого воздуха можно при помощи масок природных явлений и соответствующих им осадков

Достижение поставленных целей осуществляется путём решения ряда задач:

  • создать благоприятные условия для обеспечения всех тканей организма кислородом;
  • развить и укрепить дыхательные мышцы;
  • разрабатывать голосовые связки.

Это интересно. Если у ребёнка проблем с речью нет, то дыхательные упражнения ни в коем случае не навредят ему.

Польза дыхательных упражнений для ребёнка очевидна и в период лечения простудных и других заболеваний. Стоит отметить и тот факт, что у этой гимнастики практически нет противопоказаний. Хотя если родители сомневаются, подходит ли их малышу то или иное упражнение, они могут проконсультироваться с педиатром.

Цели и задачи разработанных комплексов упражнений едины для детей любого возраста. Однако наборы заданий будут отличаться, что связано с привлечением подручных средств, интересных и полезных для того или иного периода развития.

Два мальчика пытаются задуть гол мячиком из бумаги через трубочки

Для дыхательной гимнастики можно использовать атрибуты настольных игр, кусочки ваты, наклейки и т. п

Виды дыхательной гимнастики

Существует несколько авторских вариантов упражнений, и педагог вправе выбрать один из комплексов или сделать сборный. Отечественные детские сады работают по ряду методик:

Это интересно. Первоначально гимнастика Стрельниковой использовалась в работе с профессиональными вокалистами для восстановления потерянного голоса. Так появился первый авторский комплекс.

Девочка дует на красные нитяные цветочки, лежащие на столе

Способы и приёмы проведения упражнений

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, дыхательная гимнастика проводится в доступной и интересной для детей форме — игровой. Существуют различные виды упражнений:

  • работа с разными способами вдыхать и выдыхать без подручных средств;
  • укрепление органов дыхания с помощью подручных средств (воздушных шаров, ватных шариков, мыльных пузырей, губной гармошки, дудочки, вырезанных из бумаги фигурок, трубочек для коктейлей и пр.).

Приёмы проведения дыхательной гимнастики могут быть следующими:

  • ритмичное чередование вдоха и выдоха;
  • имитация надувания;
  • выдувание/сдувание (мыльных пузырей/лёгких шариков, например, ватных);
  • свист;
  • игра на духовых инструментах.

Вупсень с открытым ртом и ватный шарик перед ним

Требования к проведению гимнастики

Несмотря на кажущуюся лёгкость, выполнение упражнений не является таким уж простым. Но благодаря игровой форме и соблюдению правил проведения дыхательная гимнастика является одним из любимейших занятий у детей в группе, причём малыши даже не замечают, что серьёзно поработали над укреплением здоровья.

  1. В старшей группе упражнения проводятся 2 раза в день по 10 минут не раньше чем через час после еды. Оптимальный вариант — это десятиминутка утром во время зарядки.
  2. В летнее время дети для выполнения заданий выходят на улицу.
  3. Перед тем как начинать работать, помещение нужно хорошо проветрить и сделать влажную уборку.
  4. Для того чтобы ребята были вовлечены в процесс выполнения, каждое упражнение нужно назвать оригинальным и по возможности смешным именем.
  5. В группе обязательно должны быть картинки, которые помогают малышам лучше понимать сюжет, сопровождающий выполнение движений гимнастики.
  6. Родители и педагоги должны действовать слаженно, поскольку выполнение упражнений не терпит праздного расслабления и забывчивости. Родители должны знать, какую гимнастику делают малыши в группе, и периодически повторять комплексы упражнений, особенно в выходные дни и во время каникул.

Девочка с мамой дуют на одуванчики

Родители должны повторять с детьми те упражнения дыхательной гимнастики, которые разучивались в садике, например, дуть на одуванчики для тренировки силы выдоха

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе

Как правило, у каждого воспитателя есть картотека упражнений для развития дыхательного аппарата, то есть определённый комплекс, в котором каждое упражнение имеет свою цель. Выполняется эта гимнастика в определённом порядке, чтобы малышам легче было ориентироваться в заданиях, а время на проведение комплекса распределялось рационально.

Базовый комплекс

Базовый комплекс создан на основе разработок А.Н. Стрельниковой, но дополнен содержанием, актуальным для детей (например, рифмовками). В комплекс входят упражнения, составляющие основу дыхательной гимнастики, направленные на удлинённый и усиленный выдох. Все движения выполняются в спокойном темпе, без рывков. Начинать нужно с 4–5 повторов каждого упражнения, постепенно кратность выполнения увеличивается на 1–2 раза и доходит до 10.

Часики вперёд идут, / За собою нас ведут.

Крыльями взмахнул петух, / Всех нас разбудил он вдруг.

Накачаем мы воды, / Чтобы поливать цветы.

Вырасти хочу скорей, / Добро делать для людей.

Солнышко светит, / Облака плывут, / Паровозик едет: / Чух-чух-чух-чух-чух.

Самый главный на дороге, / Не бывает с ним тревоги.

В завершении комплекса необходимо выполнить 2 упражнения, стабилизирующие дыхание.

Тихо-тихо мы подышим, / Сердце мы своё услышим.

  1. Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Подыши одной ноздрёй, / И придёт к тебе покой.

  1. Закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем.
  2. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки.
  3. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох.
  4. Делаем 2 подхода.

Картотека упражнений на разные темы

Дыхательные упражнения подбираются не только по целям (хотя это основополагающий фактор выбора), но и под темы, которым посвящены занятия в группе, в данном случае это дети 5–6 лет. Особенно часто эти упражнения используются в качестве физкультминутки. Таким образом педагог решает задачу комплексного образования в дошкольном учреждении. Значительная часть упражнений предполагает звукоподражание, что позволяет скорректировать дефекты речи детей старшей группы.

Три девочки дуют на бумажных бабочек

Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения с использованием подручных средств

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

Фотогалерея: комплекс упражнений в картинках

Дыхательная гимнастика — это не только эффективный способ сохранить и укрепить иммунитет, развить речь, но ещё и весёлая игра. Поэтому у детей не возникает сложностей с выполнением упражнений, а интерес и удовольствие сопровождают образовательный процесс. Главное — артистично преподнести сюжет забавы, а также методически грамотно вплести его в общую канву занятия.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Читайте также: