Доступная среда школа интернат

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- создание безбарьерной среды для общения в социуме;

-максимальное вовлечение детей с ОВЗ в игровые, творческие и другие досуговые мероприятия;

-внедрение инноваций в процесс реабилитации и ассистивных услуг, предоставляемых инвалидам;

-увеличение социальной активности, преодоление тенденции к самоизоляции маломобильных детей и негативного отношения к людям с ограниченными возможностями;

-развитие коммуникативной компетенции детей с нарушениями речи как средство интеграции ребенка с ОВЗ в социум.

Цель проекта - создание оптимальных условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности младших школьников с ДЦП.

Участниками проекта являются школьники с нарушениями речи с низким уровнем развития коммуникативных навыков, которые были выявлены путем анкетирования и тестирования. Партнерами проекта стали ученики общеобразовательных школ № 109, 134 и 128.

Основные задачи проекта следующие:

Организовать систему работы по формированию новых форм образовательной деятельности, способствующих реализации и совершенствованию коммуникативных УУД младших школьников.

Обновить содержание, методы формирования коммуникативных УУД в соответствии с требованиями ФГОС.

Сформировать у младших школьников навыки общения, кооперации, сотрудничества

Воспитывать у школьников этически ценные способы общения

1.Сформированность у учащихся следующих коммуникативных качеств: любознательность, активность, доброжелательность, стремление к общению.

2.Умение использовать различные средства общения и способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Совершенствование навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.

4. Обогащение словарного запаса лексикой в рамках культуры общения.

Планируемые результаты позволят повысить качество и уровень жизни инвалидов, их конкурентоспособность на трудовом рынке, увеличить эффект от реабилитации благодаря повышению доступности объектов социальной инфраструктуры.

Работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется по трем направлениям. Коммуникация как условие интериоризации: речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

Коммуникация как взаимодействие: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Коммуникация как кооперация: действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

2. Открытый диалог.

3. В кругу друзей.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Программа "Доступная среда" была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели Программы: формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;

Этапы и сроки реализации программы "Доступная среда"

  • I этап: 2011 - 2012 годы;
  • II этап: 2013 - 2015 годы;
  • III этап: 2016 - 2018 годы;
  • IV этап: 2019 - 2020 годы;
  • V этап: 2021 - 2025 годы.

Определены ответственные должностные лица за организацию данной работы. В соответствии с методическими рекомендациями проведён инструктаж специалистов, педагогов,работающих с детьми-инвалидами по зрению, с целью оказания необходимой помощи в зависимости от характера нарушения зрительных функций, состояния здоровья при передвижении обучающихся по территории, зданиям, помещениям школы-интерната.

13. В классах установлены комплекты интерактивного оборудования (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук со специальным программным обеспечением для обучения слабовидящих обучающихся).

кабинеты физики, химии, географии, биологии, кабинет информатики и 1 интерактивный класс. Все кабинеты естественнонаучного цикла оснащены оборудованием и материалами для проведения лабораторных работ.

  • Кабинет логопеда - 3 шт.
  • Кабинет психолога - 2 шт.
  • Кабинет дефектолога - 4 шт.
  • Все учебные кабинеты оборудованы АРМ учителя и мультимедийным проектором. Часть кабинетов оборудована интерактивными панелями.

Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для проведения образовательной деятельности в школе используется:

- спортивные и прогулочные площадки;

- кабинеты дополнительного образования;

- кабинеты для занятий с логопедами, психологами и дефектологами ;

Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В библиотеке школы инвалиды и лица с ОВЗ имеют возможность самостоятельно или с сопровождающим посетить читальный зал, а также воспользоваться всем необходим учебным материалом с помощью сотрудника библиотеки

Количество посадочных мест в библиотеке и читальном зале

Из них компьютерных

Общее количество учебной литературы

Общее количество дидактики

Общее количество художественной литературы

Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется:

  • Спортивный зал;
  • Кабинеты адаптированной физкультуры (3 кабинета);
  • Кабинет ритмики;
  • Открытый стадион;
  • Площадка с тренажерами;
  • Универсальная спортивная площадка;
  • Теннисный корт;

Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Школа располагает средствами обучения и воспитания, предназначенными для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Учителя используют учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средства наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.


1. Интегрированная интерактивная сиcтема SMART Board 680 iv – 10 шт

2. Интерактивная панель -11 шт.

3. Проекторы – 15 шт.

4. Компьютеры в компьютерном классе – 13 шт.

1. Лифты в зданиях - 3 ед.

2. Пандусы при входе в здания – 2 ед.

3. Пандус при входе в спортивный зал

4. Подъемники для ступеней – 3 шт.

Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня обучающийся должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ.
В ГБОУ Школа-интернат № 17 организовано 5-ти разовое питание горячими рационами. Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке столовой из поставляемых сырьевых продуктов. В школьной столовой приятная атмосфера тепла и домашнего уюта. Шеф-повар (заведующий производством) и повара имеют профессиональное образование и большой стаж работы.
Столовая полностью укомплектована необходимой посудой и оборудованием. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются современные средства дезинфекции.
Обеденный зал рассчитан на 250 посадочных мест.

В ГБОУ Школа-интернат № 17 созданы все условия для охраны здоровья учащихся, а также учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проходящих обучение в школе.
В корпусах школы имеются следующие оборудованные специализированные кабинеты: изолятор и процедурный кабинет. Все медицинские кабинеты оборудованы в соответствии СанПиН

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ГБОУ Школа-интернат № 17 созданы все условия для внедрения информационных технологий в учебный процесс. Каждый кабинет оснащен автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран или интерактивная доска. Все компьютеры школы имеют выход в Интернет со скоростью передачи данных 30Мбит/сек.
В школе имеются зоны WI-FI с доступом к глобальной сети с выходом в Интернет. Проводной и беспроводной доступ к информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется обучающимся, преподавателям и сотрудникам школы.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

1. Интегрированная интерактивная сиcтема SMART Board 680 iv – 10 шт

2. Интерактивная панель -11 шт.

3. Проекторы – 15 шт.

4. Компьютеры в компьютерном классе – 13 шт.

1. Лифты в зданиях - 3 ед.

2. Пандусы при входе в здания – 2 ед.

3. Пандус при входе в спортивный зал

4. Подъемники для ступеней – 3 шт.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека ГКОУ

В здание ГКОУ "Школа-интернат № 39" обеспечен доступ инвалидов, лиц с ОВЗ, маломобильных групп населения, помещения приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Обрудование для подъема и перемещения - пандус телескопический 2-х секционный (рампа передвижная)

Обрудование для подъема и перемещения - пандус телескопический 2-х секционный (рампа передвижная)

Подъемник лестничного универсального гусеничного

Подъемник лестничного универсального гусеничного "БАРС-УНИ-130" мобильного для ручных механических колясок с большими колесами в комплекте с универсальным креслом

Два инвалидных кресла-коляски

Два инвалидных кресла-коляски

Поручни и перила, установленные в соответствии с СП 59.13330.2012 с обеих сторон лестничных маршей

Поручни и перила, установленные в соответствии с СП 59.13330.2012 с обеих сторон лестничных маршей

Туалетные комнаты приспособлены для маломобильных групп населения в соответствии со СП 59.123330.2012

Туалетные комнаты приспособлены для маломобильных групп населения в соответствии со СП 59.123330.2012

Расширенные проемы коридоров в соответствии с СП 59.123330.2012

Расширенные проемы коридоров в соответствии с СП 59.123330.2012

Комната сенсорной интеграции с оборудованием для детей с РАС

Комната сенсорной интеграции с оборудованием для детей с РАС

Парковка для инвалидов

Парковка для инвалидов

Кнопка вызова помощи, тактильные информационные таблички со шрифтом Брайля

Кнопка вызова помощи, тактильные информационные таблички со шрифтом Брайля

Столовая ГКОУ

Столовая ГКОУ "Школа-интернат № 39. Варочный цех

Столовая ГКОУ

Столовая ГКОУ "Школа-интернат № 39. Моечный цех

Столовая ГКОУ

Столовая ГКОУ "Школа-интернат № 39. Обеденный зал

Медицинский кабинет

Прививочный кабинет

Кабинет врача-психиатра

В ГКОУ "Школа-интернат № 39" работают две независимых локальных сети, обеспечивающие доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме

В ГКОУ "Школа-интернат № 39" используются:
Логопедический комплекс БОС (Биологическая обратная связь) для логопедической работы (коррекция речи, заикание, развитие правильного речевого дыхания).
Планшетные компьютеры с установленной программой для обучения альтернативной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра.
Интерактивные песочницы— современный и эффективный инструмент, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей с ОВЗ.
Интерактивная стена "Кидалки" - комплект интерактивных обучающих программ для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми , направленных на развитие у детей с ОВЗ зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, сообразительности, памяти, логических способностей, умения сопоставлять и рассуждать.

Интерактивная песочница

Интерактивная песочница

В ГКОУ "Школа-интернат № 39" функционирует интернат для обучающихся из малообеспеченных, многодетных и неполных семей, а также для обучающихся, имеющих удаленное место жительства. В интернате созданы специальные условия для проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Плата за проживание в интернате не взимается.

Режим работы: в соответствии с календарным учебным графиком на текущий учебный год.

Интернат девочек - 7 спальных мест
Интернат мальчиков - 15 спальных мест

Количество мест для иногородних обучающихся - 5

Помещения интернатов приспособлены для использования инвалидами, лицами с ограниченными возможностями в соответствии со степенью умственной отсталости.

На время пребывания в интернате воспитанники в соответствии с установленными нормами обеспечиваются постельными принадлежностями, полотенцами, предметами общего пользования (шкаф, тумбочка и т.д.), мягким и хозяйственным инвентарём. Смена постельного белья производится согласно санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

Количество жилых помещений в интернате - 7, из них приспособленных для пользования инвалидами и лицами с ОВЗ - 7. Количество спальных мест: Интернат девочек - 7 спальных мест Интернат мальчиков - 15 спальных мест Количество мест для иногородних обучающихся - 5

Читайте также: