Доржи сын банзара краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Содержание
Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

"text-align:justify">Этими романами обозначена новая фаза развития бурятской литературы: стадия более широкого и глубокого раскрытия картины жизни народа с более высоким уровнем осмысления закономерностей развития общества.

Философское осмысление современности требует от писателя очень высокого уровня профессиональной подготовки, глубокого понимания исторических закономерностей и тенденций развития общества. Художественная разработка тем, связанных с изображением прошлого, была для бурятских писателей той необходимой школой литературного опыта, пройдя через которую, они смогли за решение более сложной творческой задачи – отражение современности.

Для исторического романа в Бурятии с самого начала было характерно тяготение к широкому эпическому изображению этапных моментов в жизни народа, породившее стремление к многоплановым, монументальным произведениям. Это обусловлено рядом факторов жизни страны и республики. Прежде всего, народа, возмужавшим в испытаниях Великой Отечественной войны и послевоенного восстановительного периода, выросли и писатели.

Возросшее духовное самосознание народа властно выдвигало на повестку дня задачу раскрытия глубинных основ могущества Советского государства, сплотившего в единый нерушимый союз многочисленные народы страны. Практически реализуя это веление времени, советские учёные – историки, экономисты, этнографы, философы, фольклористы – вплотную берутся за создание капитальных научных трудов, показывающих и доказывающих закономерность исторического пути всех народов нашей страны, закономерность объединения и сплочения их в могучем социалистическом государстве. Этот процесс углубленного научного исследования исторических закономерностей развития народа происходит и в Бурятской республике.

Но задача раскрытия глубинных основ могущества Советского государства стояла и перед писателями Бурятии. Народ ждал от них художественного исследования своей жизни в прошлом и настоящем, художественного обоснования правомерности пройденного пути.

Имя Доржи Банзарова широко известно в научном мире, связанном с изучением восточных народов, как имя талантливого учёного, за короткое время внёсшего значительный вклад в развитие отечественной ориенталистики. Его смерть в тридцатитрёхлетнем возрасте в 1855 г. была воспринята как огромная утрата для востоковедной науки.

Доржи Банзаров пользуется большой популярностью в бурятском народе. Буряты помнят и любят своего первого учёного, как одного из лучших сынов, наиболее полно воплотившего в себе творческую одарённость народа, его мужество, трудолюбие и любознательность. Упорный труд и природная одарённость помогли Доржи Банзарову взойти на вершины современной ему науки.

Писатель поставил перед собой сложную задачу – воссоздать художественными средствами образ Банзарова, показать его рост, формирование характера, убеждений, показать его деятельность, обнажив истоки его близости с народом и трагическую судьбу в условиях царизма. Ему предстояло приблизить к широким слоям населения образ человека, являющегося национальной гордостью бурят.

Задача, достойная эпопеи. Выполнить её – значит не только открыть перед современным читателем страницу истории, это значит воспеть гимн трудовому бурятскому народу, в тяжких условиях самодержавной России сумевшему выдвинуть из своих рядов человека, которым гордится отечественная наука. Написать трилогию о Доржи Банзарове – это больше, чем написать художественную биографию замечательного учёного. Это в то же время, значит, написать и художественную биографию народа в определённый исторический период, дать художественное выражение его идеалов, стремлений, борьбы.

К чести автора надо сказать, что ему с большой полнотой и убедительностью удалось осуществить свой замысел в пределах первой книги, в центре которой находится привлекательный образ живого и любознательного мальчика Доржи, изображаемого писателем на широком социальном фоне.

Это главная удача автора. Здесь мы снова видим Ч.Цыдендамбаева глубоким психологом, постигающим мир детской души. Большинство событий, людей, проходящих перед читателем, даётся через восприятие Доржи. В композиции образа мы видим как бы ряд концентрических окружностей, расширяющихся по мере того, как в круг интересов мальчика входят новые знания об окружающем мире.

Его пытливый ум настойчиво постигает мир, часто он задаёт один и тот же вопрос нескольким людям, проверяя, одинаково ли думают об одном и том же взрослые люди.

Доржи любит слушать разговоры стариков, из которых узнаёт о жизни родного улуса, об отношениях между людьми. Всё идёт по линии осмысливания виденного, пережитого, слышанного, и часто, когда суровая действительность грубо вмешивается в мир его детских игр и мечтаний, в душе его поднимается чувство протеста.

Писатель очень тонко, не преувеличивая, показывает задатки будущего исследователя, атеиста. Доржи видит жадность, корыстолюбие ламы Попхоя и шамана Сандана.

Большое место в развитии образа занимает фольклор, которым насыщен весь роман. Доржи знает много улигеров и рассказывает их лучше ребят.

Роман богат и этнографическим материалом. Даются не только зарисовки быта, но и обычаи бурят, их обряды. Их место в романе оправдано и идейно и художественно, ибо они не только сообщают нам о нравах и обычаях бурят, но и являются определёнными ступенями развития образа Доржи, будущего исследователя быта и обычаев своего народа. Все эти картины так же, как и улигеры, сказки, песни, глубоко запали в душу мальчика, обусловили его интерес к народной жизни.

Казанский период, охватывающий пятнадцать лет, составляет почти половину жизни Д.Банзарова. Тринадцатилетним мальчиком, смышленым и задорным, но ещё мало видевшим и знающим, приехал он сюда из родного Забайкалья. Двадцативосьмилетним зрелым мужчиною, уже известным учёным, человеком, вполне познавшим невзгоды и тяготы жизни, вернулся он в Сибирь. В эти пятнадцать лет, проведённые от родины, в Казани и Петербурге, произошло его духовное и физическое созревание, формирование его нравственного облика, научных убеждений, общественных взглядов. Он полностью сложился в эти годы как учёный, как гражданин. И это важно, формирование его происходило в крупном культурном центре России 40-х годов XIX века, России периода зарождения революционной демократии и роста широкого общественного движения, направленного против крепостничества. Оно происходило в общении с замечательными учёными, прогрессивными общественными деятелями своего времени, например, Н.Н. Лобачевским, О.М. Ковалевским, и в среде передового студенчества, воспитанного на идеях Белинского и Герцена.

Всё это ставило перед писателем сложные и ответственные сложные и ответственные задачи. Если в первой книге, показывая первые шаги своего героя, Ч.Цыдендамбаев сумел создать своего рода энциклопедию бурятской жизни середины прошлого столетия, обильно насыщенную этнографическими и бытовыми подробностями, воссоздающими условия жизни маленького Доржи, то теперь ему предстояло показать, что питало ум и сердце молодого бурятского учёного, показать общественно-социальную жизнь России 40-х годов прошлого века.

Писатели, рассказывая о жизни своих земляков часто исрользуют бурятские названия населённых пунктов и различных географических точек. Ведь к приходу русских большая часть мест, рек, долин, ключей уже носила названия, данные местными народами, живущими на этой территории.

При анализе слов общей лексики выделяются такие структурные элементы слова, как приставка, корень, суффикс, окончание. При анализе топонимов такое структурирование часто оказывается неприемлемым. Суффиксы и префиксы разных языков и даже своего, употребляемые в топонимах, не могут сохранить всех особенностей и продолжать быть самими собой. Частое употребление служебных элементов в топонимии, порой с иноязычными элементами, приводит к их специализации, они приобретают новое, топонимическое значение. Поэтому топонимы структурируются особым образом. В них выделяются основы и форманты.

Ойконимы - это собственое имя любого поселения, в том числе города, деревни, села, хутора, посёлка, отдельно стоящего двора и дома [Топонимический словарь Бурятии 2007: 186].

С, КОЖЕВНИКОВ, А. НИКУЛЬКОВ, С. ОМ. БЫШ-КУЗНЕЦОВ, Н. ЯНОВСКИЙ.

Авторизованный перевод с бурятского Мих. Степанова

Русская советская литература вместе с многочисленными литературами народов Российской Федерации представляет собой одно из удивительнейших и своеобразнейших явлений духовной жизни народов нашей страны, строящих коммунизм.

В этой зеленошумной роще под сенью могучего древа растет, крепнет, наливается свежими соками и молодое деревцо бурятской советской литературы.

Смастерил я розовое колесо,

Сухое березовое колесо,

Покатится в даль далекую колесо, Пыль поднимет легкую колесо.

За чубарым конем побежит, Не отстанет, побежит колесо. За янтарным зерном застучит, По дороге застучит колесо.

Вдаль укатится колесо, Песню счастия

Заведет тогда колесо.

Деда старого, бывалого Будет радовать колесо, Внука малого, годовалого Развеселит колесо.

Только ночью темною

Отдохнет — уснет колесо, А на зорьке-зореньке Вновь завертится колесо.

(Перевод И. Френкеля).

Вслед за серией стихов, звучных и чистых, проникнутых тонким пониманием родной природы, появляются и небольшие рассказы — миниатюры, написанные рукою лирика.

Стихи и рассказы Чимита Цыдендамбаева, переведенные на русский язык, уже в предвоенные годы стали достоянием всесоюзного читателя.

Доржи, сын Банзара, Чимит Цыдендамбаев - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

  • . Название в оригинале
  • 1961 Год первого издания книги

Краткое содержание

Короткую и яркую жизнь прожил славный сын бурятского народа Доржи Банзарон. Судьбе этого видного ученого и общественного деятеля и посвящен роман Чимита Цыдендамбаева (1919 - 1977). Страшное беззаконие, насилие и произвол, с которыми сталкивается юный Доржи, развивают в нем тягу к знаниям, свободомыслие, стремление облегчить участь родного народа. Он поступает в Казанский университет. Ум, образованность, общительный нрав открывают ему сердца и души студентов и преподавателей, среди которых было немало замечательных людей. Автор рассказывает о той роли, которую сыграли в формировании мировоззрения Доржи Банзарова Н.Лобачевский, Л.Н. Толстой. Одна из основных тем романа - интернациональное братство, неразрывная связь русского и бурятского народов.


Режиссером моноспектакля и автором документального фильма стал известный режиссер Олег Юмов. - Для меня очень странно, что возникает вопрос о том, почему мы обратились к личности Доржи Банзарова, как будто у нас таких выдающихся деятелей очень много. Доржи Банзаров - первый бурятский ученый с европейским образованием, этим мы должны гордиться и культивировать у себя его личность. Почему до сих пор в Бурятии ни у кого не возникало мысли о создании спектакля о таком выдающемся человеке? Я считаю, что в этом плане Доржи Банзаров - незаслуженно забытый человек. Сама его личность мне, как режиссеру, интересна, мне важно было выяснить, какой он - человек, как состоялся в качестве ученого, - рассказывает Олег Юмов.

ФИЛЬМ ОБ УЧЁНОМ

Первым его шагом к познанию личности ученого стал документальный фильм, снятый творческой группой по заказу Администрации Главы и Правительства РБ. Еще в прошлом году Олег Юмов обратился в комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив с проектом о создании документального фильма о Доржи Банзарове и получил на его реализацию поддержку.

- В 2022 году исполняется 200 лет первому бурятскому ученому Доржи Банзарову. Для многих личность Доржи Банзарова стала неким клише, что он - первый бурятский ученый. Мы должны наполнить его имя смыслом, что такое первый бурятский ученый, что стоит за этими словами, какой его вклад в науку. Ведь в те годы получение высшего классического образования, подтвержденного ученой степенью, и вхождение в такой не большой круг российской интеллигенции было эволюционным и прогрессивным шагом. Учитывая, что высшее образование было недоступно практически всем народам, живущим в Российской империи, в том числе и для огромного количества русского народа, - говорит замруководителя Администрации Главы и Правительства РБ - председатель комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Михаил Харитонов.

Сама работа над фильмом шла в сентябре-октябре прошлого года. Проект сразу стал командным - не только творческим, но и научным. Создатели документального фильма побывали на родине Доржи Банзарова в селе Нижний Ичетуй Джидинского района, в Кяхте, где он получил первое образование в Троискоцавской русско-монгольской войсковой школе. Творческая группа снимала в Казани, Питере, Иркутске, с которыми связаны разные годы жизни Доржи Банзарова. Вся работа носила во многом научно-исследовательский характер.

Удалась в фильме и художественная часть. Например, в картине показана землячка Доржи Банзарова Юлия Цыдыпова - аспирантка Казанского федерального университета. Уместны такие моменты, как создание барельефа учёного скульптором Баиром Сундуповым, само открытие мемориальной доски Доржи Банзарову на здании Казанского федерального университета.

- Фильм получился абсолютно не дежурным, его смело можно демонстрировать в образовательных учреждениях республики, прокатывать на местных и федеральных телеканалах, показывать соседям в Иркутской области, Забайкальском крае, Монголии. Отснят качественный материал - съемки велись в Эрмитаже, ведущих российских научных институтах и архивах, - считает Михаил Харитонов. - Доржи Банзаров был не просто основоположником научной школы монголоведения, одним из выдающихся востоковедов России. Он был человеком, который смог за свою очень короткую жизнь показать великий пример служения науке, государству и снискать уважение и признание научного сообщества. Это в фильме показано.

ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ

- Роль, значение, фигуру Доржи Банзарова можно рассматривать в контексте монголоведческих, буддологических исследований первой половины XIX века. Он занимает одно из достойных мест в летописи истории российского монголоведения, буддологии, европейских монголоведческих, буддологических исследований - говорит в интервью в фильме Рамиль Валеев, доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета.

- Можно сделать предположение, что Доржи Банзаров, описывая черную веру шаманов, сам владел в какой-то степени этим даром. Этот дар повлиял каким-то образом на его жизнь, скорую кончину, - считает Ирина Кульганек.

Доржи Банзаров прожил недолгую жизнь - всего 33 года, но незаурядную. Проживи до преклонных лет, какие открытия он еще бы сделал. Но все его труды, как отмечает ученый Рамиль Валеев, являются фундаментальными, к ним до сих пор обращаются востоковеды и монголоведы мира.

ОТЕЦ О СЫНЕ

Чимит Дондоков рассказывает, что провел несколько месяцев в библиотеках, изучая труды Доржи Банзарова, отзывы его современников о первом бурятском ученом. При написании пьесы он ссылался на научные труды известного бурятского востоковеда, доктора исторических наук Николая Цыремпилова. Долго работал над переводом текста с литературного бурятского языка на сартульский диалект.

- Мне было приятно узнать, что фильм послужил толчком для создания этого спектакля. Тема Доржи Банзарова достойна еще многих открытий, - говорит Михаил Харитонов.

Здесь мы видим не только повествование отца Боргоной Базара о своем сыне, но и открываем для себя параллельные темы. Это бурятское казачество, нравы и обычаи тех далеких лет, народный фольклор, где-то фоном звучит тема Чингисхана. Здесь показана семья, причем многодетная, дружная, где все дети состоялись - ведь у Доржи Банзарова два брата служили в дацане, а еще два занимались мирскими делами. Понятия долг и честь тоже проходят красной нитью в моноспектакле, а переживания отца за сына за все годы его учебы в Кяхте и Казани и гордость за него не оставляют равнодушным зрителя.

СПУСТЯ ПОЛВЕКА

Есть и дискуссионные моменты. Можно критиковать за преклонение перед Николаем I, но он - царь, которого в то время принимали как наместника Бога на земле. Можно говорить о декорациях, как например, о юрте из решетки. Но мы должны понимать, что это не юрта в чистом ее понимании, это художественный образ, святилище казака. Там висят сабля, стремена и другие атрибуты повседневной жизни человека того времени. Таким художник увидел пространство.

Учёный-литературовед, доцент БГУ Лариса Халхарова уточняет, что образ Доржи Банзарова был предметом творческого вдохновения многих бурятских писателей.

Нам же остается констатировать, что спустя полвека после первых воплощений образа Доржи Банзарова в художественных произведениях теперь это случилось на сцене театра, и даже на большом экране.

За это надо отдать должное режиссеру Олегу Юмову, автору моноспектакля и актеру Чимиту Дондокову и тем, кто поддержал эти идеи делом, на уровне властей республики. Ведь эта тема обращена, в первую очередь, к молодежи и думающим людям, в чьих руках будущее бурятского народа сегодня. Кто такой Доржи Банзаров для своего народа - тогда и сегодня, что породило его феномен, и что мы должны сделать для сохранения его памяти как объекта гордости и примера для подражания.

Читайте также: