Дорожевец т в изучение школьной дезадаптации т в дорожевец витебск 2005

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена изучению педагогического сопровождения первоклассников к обучению в школе и представлением разработанной программы по данной проблеме.

Содержимое публикации

Герасимова Дарина Сергеевна

Белкина Вера Валентиновна,

Доцент кафедры педагогических технологий,

декан факультета социального управления

Ярославский государственный

педагогический университет им. К.Д. Ушинского

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация:статья посвящена изучению педагогического сопровождения первоклассников к обучению в школе и представлением разработанной программы по данной проблеме.

Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение.

Программа педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Оно связано с резким изменением всего образа жизни. Первоклассники должны привыкнуть к новому школьному коллективу, новым требованиями, новым повседневным обязанностям.

Согласно данным социологических исследований, большинство детей старшего дошкольного возраста стремится стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но с началом учебной деятельности для многих из них школьные требования оказываются слишком трудными, а распорядок слишком строгим. Для этих детей период адаптации к школе может стать травмирующим.

В своих трудах М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, И.В. Дубровина, Д.А. Фарбер и др., исследуя проблему школьной адаптации, делают акцент на внешних факторах, влияющих на процесс адаптации, точнее – тех факторах, которые ее тормозят, а именно: чрезмерная интенсификация учебного процесса; раннее начало систематического обучения; несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей; нерациональная организация учебного процесса и зачастую стрессовая тактика педагогического взаимодействия. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость эмоционально-мотивационной сферы и систем вегетативного регулирования, особенности взаимодействия педагога и учащихся в процессе педагогического общения обусловливают необходимость изучения соотношений педагогических, психологических и психофизиологических функций в адаптационном процессе младших школьников.

Для обеспечения эффективности адаптационного процесса существенное значение имеет педагогическое сопровождение первоклассников.

Педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Цель данного сопровождения, по мнению М.Р. Битяновой – создать для ребёнка, обладающего психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определённых личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонений в поведении, внутриличностных конфликтов, позволяли бы в доступной ребёнку форме решить образовательные задачи. Всё это может послужить основой успешной школьной жизни, а может стать камнем преткновения, причиной болезненных состояний, внутренних и внешних конфликтов, тотальной личностной не успешности в настоящем и будущем.

Именно поэтому необходима система педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в школе, позволяющая преодолевать трудности, вовремя реагировать на проблемы и направлять процесс адаптации таким образом, чтобы учащиеся первого класса благополучно адаптировались, сохранили своё физическое и психическое здоровье и успешно усвоили учебную программу.

Таким образом, задачей педагогического сопровождения адаптации первоклассников в школе, является разработка и внедрение в школьную практику программы таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей: образовательных, возрастных, индивидуально-личностных. И задачи эти общие для всех взрослых, включенных в учебно-воспитательный процесс. Наличие общей профессиональной цели, центрированной на ребенке, процессе его обучения и развития, делает всех взрослых равноправными и равно ответственными, задаёт им общее поле для сотрудничества, заставляет искать различные формы обмена знаниями, представлениями. Педагог и психолог (они, прежде всего) в рамках работы, построенной, на идее сопровождения, становятся очень нужными друг другу, так как их связывает единое отношение к ребенку, и общая профессиональная цель, достичь которую легче, объединив усилия и ресурсы.

Таким образом, цель данной программы – развитие у первоклассников школьной мотивации, снижения школьной тревожности и на снятие эмоционального напряжения.

Задачи программы.

1. Развить у первоклассников учебную мотивацию.

2. Снизить школьную тревожность у младших школьников.

3. Снять эмоциональное напряжение у первоклассников.

Принципы психолого-педагогического сопровождения.

1. Принцип активности, предполагающий построение предметно-развивающей среды в школе, которая включает в себя создание эмоционального поля, обеспечивающего формирование эмоциональной сферы младшего школьного возраста – основы социального развития.

2. Принцип природосообразности предполагает, что в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого именно ребёнок является центром этой ситуации взаимодействия. Данный принцип предполагает учёт пола, возраста, уровня развития ребёнка. Как отмечает А.В. Мудрик, важно, чтобы у ребёнка формировалось чувство сопричастности к социуму, осознание себя как субъекта жизнедеятельности.

3. Принцип сотрудничества предполагает ориентацию в процессе деятельности на личность ребёнка, создание благоприятных условий для её самоопределения, самореализации, для развития способностей. Совместная деятельность ребёнка младшего школьного возраста и родителей построена на межсубъективном взаимодействии, в котором ребёнок выступает как равноправный партнёр.

4. Принцип социализации – предполагает усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта, опыта взаимодействия ребёнка с миром взрослых. Социализация личности происходит в процессе деятельности, общения ребёнка со значимым взрослым в определённой культуре, что обеспечивает формирование у него социальной активности.

В контексте выбранных нами этапов педагогического сопровождения по М.И. Рожкову, была осуществлена подготовка и реализация программы педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.

I – этап проблематизации.

На этом этапе был использован метод диагностирования.

Итогом первичного исследования стало выявление у детей наиболее западающих факторов адаптации к обучению – школьная мотивация, тревожность и эмоциональное напряжение. Проведены консультации с родителями (законными представителями) первоклассников, направленные на ознакомление взрослых с основными трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

II – этап поисково-вариативный.

Образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. Была разработана программа педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период, включающая специальные развивающие упражнения и игры. Реализация программы проходила на занятиях во внеурочное время. Цель разработанной программы: педагогическая помощь и поддержка детей в период адаптации.

III – этап практически-действенный.

На данном этапе осуществлены совместно с ребёнком действия, которые приводят его к решению проблемы.

Подобранные и проведенные в определенной логике занятия по разработанной программе педагогического сопровождения первоклассников помогли учащимся быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное эмоциональное напряжение, сформировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Педагог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

IV – этап аналитический.

На данном этапе ребёнок и педагог анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления. Оперативное отслеживание и контроль результатов решения выявленных проблем осуществлялось на каждом занятии, в своей заключительной части, через рефлексию

Аналитическая работа направленна на осмысление результатов проведенной работы, для согласования фактических результатов с ожидаемыми (планируемыми).

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

 Приветствие, эмоциональный настрой на предстоящую работу, представление творческого домашнего задания (если оно было);

 Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности;

 Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

- Заключительная часть. Рефлексия. Предлагается поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, настроением.

Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 35 мин, для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности первоклассника. Всего было 12 занятий.

Программа педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период

Предполагаемые результаты

Развитие школьной мотивации у первоклассников.

Инвариантная часть

Давайте познакомимся. Что такое школа?

Цель: создание атмосферы психологического комфорта в группе, знакомство первоклассников с учителем, психологом и друг с другом.

Группа настроена и заинтересована в дальнейшей работе.

Точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения, решения в процессе беседы;

Развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание доброго, уважительного отношенияк людям.

Цель: созданий условий для формирования учебно-познавательной мотивации и положительного отношения к школе у первоклассников через сказкотерапию.

Занятие по сказкотерапии предполагает уменьшение времени на психическую адаптацию, возникновения позитивного изменения поведения, развитие самосознания, формирования социально-адекватных способов взаимодействия с внешним миром.

Цель: стимулирование положительных эмоциональных переживаний, связанных с процессом творчества, с целью повышения мотивации учащихся и их творческой активности.

Гармонизация личности ребёнка через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.

Вариативная часть

Цель: Развивать умение определять свое эмоциональное состояние .

Развитие у детей способности к переключению внимания, умение определять свое эмоциональное состояние .

Цель: Развивать умение определять свое эмоциональное состояние .

Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений.

Цель: познакомить учащихся с понятием "внимание" и с его значением в жизни человека, способами тренировки и развития внимания.

Содействие в осознании детьми актуального состояния своего внимания; развитие свойств внимания.

Цель: определение особенностей памяти учащихся; продолжение знакомства с приёмами рационального запоминания и рекомендациями по развитию памяти.

Обучить приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания.

Снижение школьной тревожности у первоклассников

Инвариантная часть

Проработка и снижение школьной тревожности первоклассников.

Цель: вербализация содержания школьной тревожности.

Вербализировать, проработать и снизить школьную тревожность у первоклассников.

Разрядка школьной тревожности.

Цель: вербализация и проработка школьной тревожности, повышение самооценки первоклассников.

Снижение уровня негативных эмоций, связанных со школой, снижение школьной тревожности.

Коррекция личностной тревожности.

Цель: развить умения анализировать свои личностные особенности.

Повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Снижение уровня тревожности.

Цель: создать условия для преодоления школьной тревожности первоклассников.

Снижение уровня школьной тревожности.

Вариативная часть

Повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Снижение школьной тревожности.

Цель: снятие напряжённости, тревожности, развитие умения выражать свои чувства невербальным методом.

Снятие школьной тревожности.

Закрепление позитивного отношения к школе.

Цель: формирование положительного отношения к школе, снятие тревожности и напряжения, создание атмосферы сплоченности в коллективе.

Повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Снижение эмоционального напряжения у первоклассников.

Инвариантная часть

Установление эмоционального контакта между всеми участниками группы.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Формирование позитивного отношения к сверстникам и снижение эмоционального напряжения.

Освоение позитивных формул поведения и отношения первоклассников к себе и окружающим.

Цель: осознание первоклассником своих эмоциональных переживаний.

Снижение эмоционального напряжения.

Снятие психического напряжения и освоение приёмов саморасслабления.

Цель: формирование способности понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека при помощи жестов и мимики.

Снятие психического напряжения, освоение позитивных форм поведения и отношения к себе.

Коррекция эмоционального состояния первоклассника.

Цель: освоение приёмов снятие эмоционального и мышечного напряжения первоклассников.

Улучшается психологический климат в коллективе. Формируются навыки саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний, повышается самооценка и уверенность в себе.

Вариативная часть

Установление эмоционального контакта между всеми участниками группы.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Снятие психического напряжения, освоение позитивных форм поведения и отношения к себе.

Освоение позитивных формул поведения и отношения первоклассников к себе и окружающим.

Цель: осознание первоклассником своих эмоциональных переживаний.

Снятие психического напряжения, освоение позитивных форм поведения и отношения к себе.

Снятие психического напряжения и освоение приёмов саморасслабления.

Цель: формирование способности понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека при помощи жестов и мимики.

Снятие психического напряжения, освоение позитивных форм поведения и отношения к себе.

Коррекция эмоционального состояния первоклассника.

Цель: освоение приёмов снятие эмоционального и мышечного напряжения первоклассников.

Снятие психического напряжения, освоение позитивных форм поведения и отношения к себе.

Библиографический список

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 2008. – 217 с.

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. – 357 с.

Готовность детей к школе / под ред. В.И. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению. М., 2002.

Дополнительное образование. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие для СПО / отв. ред. Л.В. Байбородова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 413 с.

Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 1995. – 182 с.

Дрягалова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе. Дис. канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2013


АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ФГОС НОО.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первоклассники 2011 года стали в некотором смысле первопроходцами. Начало их школьной жизни совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

В основу стандартов положен общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования.При этом на родителей первоклашек легла двойная эмоционально-психологическая нагрузка. К традиционным тревогам: готов ли ребенок к обучению, правильно ли выбрали школу, достаточно ли квалифицирован первый учитель добавилась еще одна. Не станет ли ребенок жертвой очередного эксперимента? (Ивасенко И.В.)

В контексте вышесказанного особую актуальность приобретает вопрос об адаптации детей к школе, о том, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина,С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др.).

Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация осуществляется как:

1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке;

2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;

3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению [9].

По результатам исследований Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько позитивную роль в адаптации к школе играют следующие факторы:

- благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие конфликтных ситуаций;

-правильные методы воспитания в семье;

- полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе;

- тесный контакт родителей с учителем;

- реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;

- учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

- осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

выполнение ребенком требований школьного режима [1].

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе?

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом [4]. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы "навязан” ему сверху.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников [4]. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно.

В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма [10].

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта "физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и "долг берет”. На втором этапе эта цена снижается, буря начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной "сидячей” позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц.

Полноценной адаптации способствует гармоничное развитие личности. Эти школьники характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности [15]. Большинство из них имеют устойчивый тип личности, включающий такие свойства, как общительность, стабильность и высокий самоконтроль. Преобладание этих личностных свойств чаще всего обеспечено благоприятными микросоциальными и биологическими условиями развития.

Список литературы

1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская.- М., 2008.- 153с.

2. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. – М., 2000.- 180с.

3. Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем / И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с.

4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова.- Мн., 2007. – 145с.

5. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 2008. – 267с.

6. Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.- М.,2000.- 193с.

7. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе / И.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2000.- 184с.

8. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнир. – Мн., 2001.- 281с.

9. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2005. – 182с.

10. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А.Зобков. – Казань, 2002. – 245с.

11. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И.Зотова, И.К. Кряжева.- М., 2005. – 243с.

12. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2008.-265с.

13. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер,2005. – 904с.

14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 2007.- 176с.

15. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Мечинская.- М., 2009.- 143с.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации - Примерная схема обследования готовности детей

Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации - Примерная схема обследования готовности детей
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации
Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия
Карта наблюдений Стотта
Опросники для учителей и для родителей
Примерная схема обследования готовности детей
Все страницы

Примерная схема обследования готовности детей
к школьному обучению в индивидуальных диагностико-развивающих занятиях и в групповом тестировании

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности: личностную (мотивационную) и интеллектуальную. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Блок структуры готовности

Учебно-важные качества

Методы и методики
изучения

Отношение к школе и к учению:
желание идти в школу, доминирующие мотивы, участие в познавательной деятельности, организуемой в детском саду и дома, целенаправленность и заинтересованность при выполнении заданий познавательного характера, реакция на успех и неудачу и др.
Отношение к взрослому:
доброжелательность и доверие, готовность к внеситуативному общению с педагогом.
Отношение к сверстникам:
контактность, доброжелательный интерес, готовность к партнёрским отношениям.
Отношение к самому себе:
адекватность и дифференцированность самооценки и уровня притязаний
Произвольная регуляция деятельности:
произвольность внимания, принятие учебной задачи, способность сосредоточиться на ней, действовать по речевой инструкции взрослого, по правилу, образцу и аналогии, зрительно-моторная координация

Вербальная слуховая механическая и опосредованная память
Зрительное восприятие и память

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление

Понятийное (словесно-логическое) и речевое мышление

Общие сенсомоторные и интеллектуальные способности

  • лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней;
  • адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца;
  • тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
  • Коррекция и развитие эмоциональной сферы, навыков общения и сотрудничества.
  • Коррекция и развитие базовых составляющих психического развития и формирования личности (произвольности, познавательных процессов, самосознания).
  • Коррекция учебной деятельности, общеучебных умений и навыков через коррекцию базовых составляющих и расширение кругозора.

При определении средств и методов педагогической и психологической коррекции дезадаптации вследствие
социальной и педагогической запущенности уместно воспользоваться методическими рекомендациями Р.В.Овчаровой

Подструктуры личности

Предмет коррекции

Педагогические приёмы

Психологические методы

Индивидуально-типологические особенности личности

Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы.
Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками

Понимание.
Сочувствие.
Снятие напряжения.
Рационализация учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальный подход.
Выравнивание культурно-образователь-ных возможностей детей.
Система поручений.
Личностная перспектива

Развитие произвольности в двигательной сфере.
Развитие произвольности в познавательной сфере.
Развитие произвольности в эмоциональной сфере.
Развитие произвольности в общении и поведении.
Когнитивная тренировка.
Систематическая десенсибилизация.
Терапия средствами искусства

Свойства субъекта общения

Высокая тревожность.
Слабая социальная рефлексия.
Трудности общения.
Неадекватное поведение.
Низкий социальный статус

Доверие к личности ребёнка.
Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
Формирование реально действующих мотивов поведения.
Анализ конфликтов.
Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребёнка со сверстниками.
Коллективная творческая деятельность детей

Свойства субъекта деятельности

Дисгармония мотивов учения.
Низкая учебно-познавательная активность.
Школьная тревожность.
Несформированность предпосылок учебных действий и начальных учебных умений.
Слабая обучаемость

Позитивное стимулирование.
Авансирование успеха.
Акцентуация достижений ребёнка в деятельности.
Парциальная оценка результатов.
Наглядные опоры в обучении.
Комментируемое управление.
Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт.
Поэтапное формирование умственных действий.
Щадящая учебная нагрузка.
Опережающее консультирование по трудным темам

Формирование адекватной самооценки школьных успехов.
Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.
Десенсибилизация к оцениванию.
Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
Развитие познавательных процессов

Свойства субъекта самосознания

Неразвитый и нарушенный образ Я.
Неадекватная самооценка.
Неудовлетворенное притязание на признание.
Комплекс неполноценности

Безусловное принятие ребёнка.
Выборочное игнорирование негативных поступков.
Эмоциональное поглаживание ребёнка.
Позитивное побуждение к деятельности.
Ожидание завтрашней радости.
Регулярно организуемое самопознание детей и рефлексивная деятельность (в доступных формах)

V. Пятый этап деятельности – контрольно-рефлексивный.
1. Отслеживание динамики развития всего контингента первоклассников, особенно тех, кто попал в поле зрения по результатам диагностики дезадаптации.
2. Контроль процесса адаптации (по окончании коррекционно-развивающих мероприятий) в конце первого класса по трём направлениям:

  • академическая, связанная с освоением учебной деятельности;
  • социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив, установлением отношений с субъектами общения, соблюдением правил и норм поведения;
  • личностная, связанная с эмоциональным самочувствием ребёнка, его самооценкой.

3. Уточнение контингента, с которым необходимо проводить дальнейшую коррекционную работу.
4. Уточнение содержания коррекционных программ на следующий учебный год.
Реализация данной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка к школе требует больших затрат времени и сил педагога-психолога, однако эти затраты компенсируются закономерным уменьшением объёмов другой работы, так как качественное сопровождение адаптационного периода снимает многие проблемы, возникающие в более поздние периоды.

Литература

1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002.
3. Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Александровская, И.Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6.
4. Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.
5. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М.,2000.
6. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний / Р.М.Баевский. – М., 1997.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М., 1968.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
9. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. – М., 1994.
10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. – М., 2003.
11. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья / В.В.Ветрова. – М., 2000
12. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. – М., 1980.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1997.
14. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А.Беличевой и др. – М., 1993.
15. Дорожевец, Т.В. Диагностика школьной дезадаптации / Т.В.Дорожевец. – Витебск, 1995.
16. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М., 1989.
17. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е.Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4.
18. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В.Клюева. – Ярославль, 1997.
19. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – М., 1988.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. – М., 1999.
21. Кряжева, М.Л. Развитие эмоционального мира детей / М.Л.Кряжева. – Ярославль, 1996.
22. Лусканова, Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г.Лусканова – М., 1995.
23. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – М., 1998.
24. Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А.К.Маркова, Г.А.Матис. – М., 1990.
25. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М., 2001.
26. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В,Овчарова. – М., 1999.
27. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.Дубровиной. – М., 1991.
28. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. / В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. – М., 1989.
29. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психического здоровья детей / В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
30. Семаго, Н.Я, Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М., 2000.
31. Слободяник, И.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы / И.П.Слободяник. – М., 2004.
32. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд. – М., 1997.
33. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С.Спиваковская. – М., 2000.
34. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман. – М., 1999.
35. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. – М.. 1989.

Читайте также: