Опасность воспламенения в доу

Обновлено: 03.07.2024

Возгорание в помещении – это большая опасность для тех, кто там находится. Если же начинается пожар в детском учреждении, то проблема увеличивается многократно. Это связано с тем, что маленькие дети легко поддаются панике. Они могут испугаться, а от этого возникает еще больше проблем. Кроме того, малыши не умеют читать. Они не понимают, что такое план эвакуации. Бывали случаи, что в момент возгорания дошкольники пытались спрятаться, забиться в укромный уголок, куда огонь пока еще не добрался. Таких деток трудно найти в горящем задымленном помещении.

Чтобы избежать большого количества жертв, при строительстве и ремонте детских учреждений следует особое внимание уделить проектированию пожарной сигнализации. Монтаж всех систем должны осуществлять профессионалы, имеющие соответствующую подготовку. Ни в коем случае нельзя допускать к этим работам случайных людей. Из-за малейшей ошибки, которая может возникнуть вследствие некомпетентности мастера, возможны ужасные последствия.

Учите детей правилам пожарной безопасности!

Нет сомнения в том, что обеспечение пожарной безопасности детских учреждений (дошкольных и общеобразовательных) – главная задача руководителей. Ежегодно должны проводиться проверки противопожарного оборудования. Кроме того, малышей нужно учить, как вести себя при пожаре.

  • Занятия следует проводить в доступной форме, чтобы детишки все поняли и запомнили. Чем выше уровень усвоения, тем больше шансов, что беды не случится.
  • Им следует внушить, что нужно слушаться взрослых, выполнять все их требования.
  • Ни в коем случае нельзя прятаться. Желательно, чтобы воспитатели заранее в игровой форме показали деткам пути эвакуации.
  • Отдельно следует поговорить о том, что нельзя играть со спичками, брать в руки зажигалки, прикасаться к розеткам. Все перечисленные правила обязательны для выполнения и дома, и в детском саду.

Но самое главное – сделать все, чтобы возгорания не произошло. Для этого должен быть произведен грамотный монтаж охранно-пожарной сигнализации. Естественно, что необходимо использовать самое современное оборудование. Работы, проведенные качественно и профессионально, станут гарантией безопасности для десятков детишек и их воспитателей.

детская пожарная безопасность

Защита детей от возможных случаев возгорания в дошкольных образовательных учреждениях является одной из самых важных обязанностей обслуживающего персонала. Для того, чтобы предупредить возможные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с возгоранием, необходимо придерживаться инструктивных документов и законодательных актов. Грамотно и правильно построенная система противопожарных мероприятий поможет обеспечить безопасность детей – самого ценного сокровища каждой нации.

Нормативно-инструктивная база

При проверке надзорными органами МЧС состояния противопожарной защиты, необходимо представить следующие документы, которые подтверждают безопасность детей на территории дошкольного детского учреждения:

  1. правоустанавливающие документы на юридическое лицо;
  2. документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
  3. паспорт пожарной безопасности, где указаны основные и дополнительные действия и оборудование, которое будет применяться для защиты воспитанников при угрозе пожара ;
  4. декларация о пожарной безопасности;
  5. предыдущие предписания с отметками о выполнении;
  6. материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
  7. общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
  8. планы эвакуации детей и персонала с поэтажными схемами;
  9. техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты;
  10. заключение по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (если такая оценка проводилась).

В арсенале инструктивных документов руководителя детского сада должны быть Федеральные законы № 123-ФЗ от 22.07.2008 и № 69-ФЗ от 21.12.1994, приказы МЧС России № 645 от 12.12.2007, Федеральные, региональные и местные целевые программы " Пожарная безопасность в образовательных учреждениях" и Приказ Гособразования СССР № 541 от 04.07.1989.

Должностные обязанности руководителя ДОУ

В обязанности заведующей дошкольным учреждением входят назначение ответственных сотрудников за оповещение пожарных служб о чрезвычайных ситуациях, ведение инструктивных документов, которые бы подтверждали точное знание и порядок действий персонала ДОУ при пожаре. В частности, если в дошкольном учреждении предусмотрен круглосуточный режим работы, необходимо подготовить две инструкции, регламентирующие действия персонала в дневное и ночное время суток при пожаре.

Руководитель детского сада несёт персональную ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности. В случае халатного отношения к своим обязанностям предусматривается административная и уголовная ответственность за несоблюдение правил и норм пожарной безопасности. В число запретных действий входит хранение на территории дошкольного учреждения горючих и легковоспламеняющихся веществ, несоблюдение безопасности электротехнического оборудования, проведение взрыво- и пожароопасных работ без соблюдений требований техники безопасности.

Перечень оборудования и средств пожарной защиты

Для того, чтобы обезопасить детей при возникновении пожара, в наличии должны быть такие средства защиты, как:

  1. огнетушители;
  2. пожарные краны, оснащённые рукавами и стволами (обязательна перемотка рукавов не реже двух раз в год);
  3. пожарные водопроводы и гидранты, пути к которым должны быть очищены и утеплены в холодный период года (примечание: проверка давления воды в противопожарной сети проводится раз в полгода);
  4. системы оповещения о пожаре.

Все оборудование должно находиться в работоспособном состоянии и проходить регулярную проверку и техническое обслуживание.

Ролевые игры и обучение детей действиям при пожаре

Проведение воспитательно-познавательных мероприятий (конкурсы, викторины, экскурсии) с целью ознакомления детей с действиями при пожаре, обучение нормам противопожарной безопасности и популяризации труда пожарных должно проводиться планомерно. Для этого целесообразно начать обучение игровыми действиями, имитируя последовательность возгорания, тушения, возможной помощи пожарному расчёту. Дети должны уяснить себе, какие предметы и вещества представляют собой наибольшую пожарную опасность, что не следует делать, оставшись дома самим.

Для того, чтобы закрепить в памяти и ярко отразить действия пожарных, необходимо провести экскурсии в пожарное депо , показать автомобили и пожарную технику, ознакомить с принципами действия огнетушителей и сигнализации. Это входит в перечень обязательных учебных мероприятий для воспитанников старшей и выпускной групп.

Наибольший стимул получить пальму первенства может вызвать проведение викторины по пожарной безопасности. В процессе её проведения те дети, которые хорошо ознакомлены с действиями, которые нельзя выполнять во избежание пожара, должны получить призы и шуточно-имитационные звания в различных номинациях. Такое здоровое соперничество будет являться залогом соблюдения норм пожарной безопасности детьми в дальнейшем и популяризации профессии пожарного.

Порядок действий при возникновении ЧС

В том случае, если на территории ДОУ появились признаки пожара, лицо, обнаружившее их, должно незамедлительно сообщить на центральный пункт пожарной охраны об происшествии с подробным указанием адреса, своей фамилии и должности. После этого необходимо поставить в известность завхоза и непосредственно руководителя дошкольного заведения и организовать немедленную эвакуацию. По приезду пожарных сотрудник, вызвавший их, должен встретить у входа и подробно рассказать о сложившейся ситуации, указать на предполагаемый очаг пожара и кратчайший путь к нему.

В это время действия персонала должны быть следующими. Эвакуация детей осуществляется максимально быстро, но спокойно, без эмоций и объяснений. В том случае, если обнаружился недостаток детей, необходимо проводить тщательный осмотр в помещениях, где они могут быть, до тех пор, пока все воспитанники не будут эвакуированы в безопасное место.

Сотрудники детского сада должны хорошо ориентироваться в тех местах, где дети могли спрятаться, испугавшись огня и дыма (в шкафах, под кроватями и столами). Если ребёнок обнаружен в бессознательном состоянии, необходимо незамедлительно начать оказывать ему первую медицинскую помощь до тех пор, пока не будет восстановлена жизнеспособность организма. Для отработки четких и слаженных действий систематически необходимо проводить тренировки по эвакуации детей из здания детского сада.

Правила пожарной безопасности

Для того, чтобы препятствовать возникновению пожароопасной ситуации, необходимо учитывать множество факторов. Так, при проведении новогоднего праздника категорически запрещается в помещении детского учреждения использовать фейерверки, дуговые прожекторы, бенгальские огни, свечи и прочие пиротехнические устройства, в результате которых появляется открытый огонь .

На детях не должны быть одеты легковоспламеняющиеся наряды, сделанные из ваты, бумажных украшений, не пропитанные соответствующим противопожарным средством. Ёлка должна находиться на безопасном расстоянии от горячих предметов, включая централизованное отопление и электрическое оборудование. В случае возникновения опасности возгорания от гирлянд необходимо экстренно их обесточить с соблюдением правил безопасности.

Комплексное выполнение вышеуказанных мероприятий позволит обезопасить детей от пожара и минимизировать негативные последствия при возникновении чрезвычайной ситуации. Для того, чтобы дошкольниками были прочно усвоены правила пожарной безопасности, необходимо проводить одновременно активное сотрудничество с семьями.

Беспомощность и беззащитность детей обуславливает повышенные требования к безопасности дошкольных учреждений. Безопасности в детских садах необходимо уделять особое внимание и предъявлять повышенные требования. Несоблюдение правил и пожарных норм в детских садах влечет наложение штрафных санкций на руководителя.

Общие требования

Требования, по пожарной безопасности в дошкольных учреждениях, закреплены в правилах ППБ-101-89. Данные правила регламентируют условия содержания не только здания, но и прилегающей территории. Данные правила после введения Постановления № 390 стали носить рекомендательный характер. Новые правила противопожарного режима существенно снизили требования, предъявляемые пожарным мероприятиям. Но большинство проверок, проходящих в детских садах, ориентируются именно на ППБ-101-89.


Ежегодно комиссия проводит проверку дошкольных учреждений на соответствие соблюдение норм пожарной безопасности. В состав комиссии должен входить представитель пожарного надзора. Пожарная безопасность в детском саду состоит из разностороннего комплекса мер и требований.

Требования к территории

Требования к состоянию территории детского сада направлены на снижение риска возгорания и снижение негативных последствий пожара. Все существенные условия содержания территории прописаны достаточно четко и подлежат обязательному соблюдению. К основным требованиям относятся:

    прилегающая к детскому саду территория должна соблюдаться в постоянной чистоте. Отходы горючих веществ, высохшая трава и листва подлежат обязательному и регулярному вывозу;
  1. наличие свободного доступа к подъездным путям, пожарному инвентарю и водоисточнику;
  2. недопустимо применение открытых источников огня, (т. е. сжигание мусора не может осуществляться на территории доу). Этот пункт относится и к требованиям внутри здания. В связи с чем, на кухне приготовление пищи допустимо только на электрических плитах;
  3. наличие забора 2,5 м в высоту и калиток (не меньше 2). Ворота должны быть шириной от 4,5м.

Требования к зданию и помещению

Внутри здания детского садика правила пожарной безопасности устанавливают ряд мер и требований:

  1. младшие группы должны располагаться не выше 2 этажа;
  2. максимальное число мест рассчитывается в зависимости от типа огнеустойчивости здания. Допустимо расположение до 50 детей в зданиях с IV и V степенью огнестойкости. Число мест свыше 50 может быть только в зданиях от III степени огнеустойчивости;
  3. расстановка мебели и оборудования в помещении не должна препятствовать доступу к аварийным выходам и к средствам пожаротушения. Все выходы не должны быть загромождены какими-либо предметами;
  4. обязательно наличие указателей и знаков безопасности;
  5. исправные доводчики на дверях обязательны на коридорных и тамбурных дверях;
  6. паласы, ковры и т.д. должны быть закреплены к полу с надежной фиксацией;

Действия и меры, запрещенные в ДОУ

Повышенные требования к пожарной безопасности в детском саду обуславливают строгий перечень запрещенных действий. Так, например, перепланировка здания ДОУ не должна нарушать основные строительные нормы.

При проведении ремонта запрещено применение строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Запрет на применение открытого огня касается не только кухни. В случае отключения электропитания нельзя использовать свечи и керосиновые лампы. Лампы и светильники должны быть закрыты рассеивателем.


Любые электроприборы могут быть включены в сеть только под наблюдением персонала. Что же касается кипятильников, электрочайников и т. д., то их использование допустимо, но только в специально отведенных местах. Самодельные обогреватели нельзя использовать в любом помещении детсада.

Закрывать, и уж тем более забивать, эвакуационные выходы запрещено при любых обстоятельствах. На путях к этим выходам запрещено вешать зеркала (для исключения дезинформирующего зрительного эффекта).

Система водоснабжения

Руководитель ДОУ для обеспечения безопасности обязан обеспечивать исправное состояние противопожарного водоснабжения. Для этого периодически проводятся осмотры и техническое обслуживание противопожарных кранов. Результаты проверки фиксируются в акте.


Эти же требования предъявляются и к водорезервуарам. В случае выхода из строя насосов, водопроводной сети или проведения ремонтных работ руководитель детского сада обязан уведомить об этом пожарную охрану.

Проектирование противопожарного водоснабжения должно осуществляться с учетом минимального расхода воды при пожаре. Норма расхода для зданий высотой до 2 этажей составляет 10 литров в секунду. Расход на здания более 2 этажей составляет 15 литров в секунду.

Автоматическая пожарная защита

Противопожарный комплекс мер включает в себя обязательное наличие автоматической защиты. Обязанность по установке и эксплуатации пожарной автоматики целиком и полностью возложена на администрацию дошкольного учреждения.

При невозможности самостоятельно отслеживать техническое состояние автоматической системы, администрация садика должна заключить договор со специализированными организациями, предоставляющими эти услуги.

Детские сады в обязательном порядке должны быть оснащены системой оповещения и управления людей при возникновении пожароопасной ситуации. Речевое оповещение направлено на уведомление сотрудников ДОУ и должно способствовать снижению возникновения паники. Следует строго следить за наличием и состоянием зрительных извещателей и указателей. После проведения ремонта (покраски, побелки) недопустимо их закрашивание.

В случае срабатывания пожарной сигнализации, сигнал должен выводиться в помещение охраны или пожарную часть. При проведении работ с автоматической системой оповещения, вызвавших ее отключение, руководитель ДОУ обязан оповестить об этом пожарную охрану.

Требования к сотрудникам

Пожарная безопасность в ДОУ кроме технических мер включает в себя меры по информированию персонала и детей о правилах поведения для снижения риска пожаров. Любой сотрудник в детском саду, прежде чем приступить к выполнению своих должностных обязанностей, в обязательном порядке проходит инструктаж и пожарно-технический минимум.

Ежегодно, руководитель детсада назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность.

Ответственный проводит разовый инструктаж (для вновь принятых работников), плановый (каждые полгода) и целевой (перед проведением крупного организационно-досугового мероприятия).

Ответственное лицо обязано знать:

  • все внутренние правила, инструкции;
  • законодательные акты и нормы, регулирующие вопросы пожаробезопасности;
  • все находящееся в здании оборудование и его особенности эксплуатации.

Приведенный список не является полным. Подробные обязанности и требования регулируются в каждом ДОУ должностными обязанностями ответственного за пожарную безопасность.

Совместная работа руководителя детского сада и лица ответственного за пожарную безопасность должна быть активной и направленной на предотвращение возникновения возгорания в учреждении.

Инструктаж направлен на обучение персонала необходимым мерам по снижению риска развития пожара. Обучение правилам поведения при пожаре направлено на оперативную эвакуацию детей без возникновения паники и с наименьшими финансовыми потерями.

Кроме обучения персонала, воспитатели и руководитель детского сада должны проводить обучение с воспитанниками и консультации с родителями. Для этого проводятся уроки по пожарной безопасности и группы оснащаются тематическими плакатами для наглядного восприятия информации.


В данной статье рассматривается порядок расчета пожарного риска, предложены возможные мероприятия по снижению величины пожарного риска.

Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарный риск, дошкольное учреждение.

Под пожарной безопасностью понимается состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, другими словами, состояние защищенности [1]. В случае же возникновения пожара используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов на людей, сооружения и имущества.

Одна из первоочередных задач — обеспечение пожарной безопасности. Данный вопрос особенно распространяется среди зданий, в которых сосредоточено значительное количество людей. Пренебрежение нормами пожарной безопасности приводит к жертвам, материальному ущербу. В связи с этим защита от пожаров [2] является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в масштабе всей страны.

Безусловно, детский сад — это сложная система, где каждый работник ответственен за жизнь и здоровье воспитанников, требующая повышенные требования вследствие уязвимости, несамостоятельности детей, а также разновозрастной подготовки детей. Уровень профессиональной подготовки и возраст персонала определяет безопасность детей, требующие повышенной концентрации персонала, так как число воспитанников во много раз превышает число воспитателей.

Контроль состояния системы пожарной безопасности на объекте определяется оценкой расчетной величины пожарного риска. Пожарный риск можно охарактеризовать как степень возможности реализации пожарной опасности объекта и негативных последствий для находящихся внутри людей и материального имущества. Расчет пожарного риска — степень оценки действия на людей опасных (поражающих) факторов пожара и мер, которые предпринимаются по уменьшению частоты возникновения и негативных последствий [7].

Для определения величины пожарного риска используется программа Fenix+. Порядок определения расчетных величин индивидуального пожарного риска включает в себя следующие этапы [8]:

– анализ пожарной опасности здания;

– определение частоты реализации пожароопасных ситуаций;

– построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев развития пожара;

– расчет времени эвакуации;

– оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития.

Для проведения анализа пожарной опасности необходимо собрать следующую информацию о здании:

– теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования;

– вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;

– количество и места вероятного размещения людей;

– информацию о системах пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре.

После проведения анализа вся собранная информация вводится в проект. На основе данной информации строится модель здания.

Частота пожароопасных ситуаций определяется на основании статистических данных, а при их отсутствии используют нормативное значение, указанное в Приказе МЧС России от 30.06.2009 № 382.

Для построения полей опасных факторов пожара необходимо выполнить следующие действия [8]:

– выбрать место очага пожара;

– если необходимо, добавить новые сценарии пожара и указать другие места очага пожара;

– определить расчетную область;

– указать параметры окружающей среды за пределами здания и начальные значения параметров окружающей среды внутри помещений;

– выполнить моделирование динамики развития пожара.

Для расчета времени эвакуации приложение Fenix+ проводит построение расчетной схемы эвакуации и осуществляет моделирование эвакуации людей.

Построение расчетной схемы эвакуации выполняется с учетом объёмно-планировочных решений, ограждающих конструкций и размещенного оборудования. При моделировании эвакуации учитываются контингенты находящихся в здании людей, значения площадей горизонтальных проекций различных контингентов людей, а также параметры движения людей различных групп мобильности.

При моделировании эвакуации используется индивидуально-поточная модель движения людей до выхода из здания [9]. Фактическое время эвакуации определяется временем, которое требуется для эвакуации последнего человека из наиболее удаленной части здания. При этом учитывается возможное скопление людских потоков на путях эвакуации. Время эвакуации людей сопоставляется со временем достижения любыми из указанных опасных факторов пожара (ОФП) критического значения, что позволяет сделать вывод о возможности безопасной эвакуации людей. Условием безопасной эвакуацией является результат, при котором величина фактического времени эвакуации превышает величину времени наступления критического значения любого из указанных ОФП на 20 %. Для расчета времени эвакуации людей в приложении Fenix+ необходимо указать значения следующих параметров моделирования:

– способ определения времени начала эвакуации людей (в соответствии с методикой либо вручную);

– параметры путей эвакуации;

– способ формирования пар из числа персонала для транспортировки немобильных людей (при необходимости).

Оценка последствий воздействия ОФП для различных его сценариев отображается в окне с расчетными данными по всем регистраторам. В левой части окна будут представлены данные в табличной форме: время блокировки регистратора, время начала эвакуации, время эвакуации и вероятность эвакуации. В правой части окна будет отображаться график зависимости количества прошедших через регистратор людей от времени.

Далее рассчитывается величина индивидуального пожарного риска для каждого сценария. Формула расчета для дошкольных учреждений определяется следующим образом [9]:

в,iп,i э,iэ,iсп,i,(1)


где п,i частота возникновения пожара в здании в течение года;


э,i — вероятность эвакуации людей;


сп,i — вероятность спасения людей.

Программа Fenix+ автоматически проводит расчет, результат выводит в табличной форме. Если полученная величина индивидуального пожарного риска не превышает нормативного значения, то пожарный риск считается приемлемым. Если полученная величина превышает нормативное значение, то следует провести дополнительные противопожарные мероприятия, которые приведут к снижению значения риска до приемлемого уровня.

К дополнительным противопожарным мероприятиям относятся:

– использование дополнительных объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара;

– устройство дополнительных эвакуационных путей и выходов;

– устройство систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей повышенного типа;

– организация поэтапной эвакуации людей из здания;

– применение систем противодымной защиты;

– устройство систем автоматического пожаротушения;

– ограничение количества людей в здании до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации из здания.

Таким образом, с помощью программы Fenix+ производится расчет и оценка пожарного риска. По результатам проделанной работы формируются выводы и предложения по снижению величины риска в случае превышения его нормативного значения.

3. Ll Ya Zhang, Ming-guang Zhang, Cheng-jiang Qian System dynamics analysis for petrochemical enterprise fire safety system (2018) Procedia Engineering 211, с. 1034–1042.

4. Iqbal, M., Iqbal, S.A., Mumammad Mallick, S. Fire safety and availability of fire fighting equipment in selected garment factories in Bangladesh (2016) Proceedings of the International Conference on Industrial Engineering and Operations Management 8–10 March 2016, с. 2942–2943.

5. Cong Zhang Analysis of Fire Safety System for Storage Enterprises of Dangerous Chemicals (2018) Procedia Engineering 211, с. 986–995.

6. СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования.

Основные термины (генерируются автоматически): пожарный риск, пожарная безопасность, нормативное значение, индивидуальный пожарный риск, пожар, место очага пожара, пожарная опасность, расчетная схема эвакуации, табличная форма, фактическое время эвакуации.

Читайте также: