Дорожевец т в диагностика школьной дезадаптации

Обновлено: 05.07.2024

Изложены данные теоретического анализа проблемы школьной адаптации. Показано, что школьная адаптация является непрерывным процессом, связанным с кардинальными переменами в жизни индивида – сменой деятельности и социального окружения. Представлено понимание школьной адаптации не только как процесса приспособления к эффективному функционированию в образовательной среде, но и как активного освоения личностью окружающего пространства, связанного с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию. Сопровождающийся трудностями процесс адаптации ребенка к образовательной среде на начальных этапах обучения нередко оказывает неблагоприятное воздействие на дальнейшее обучение в школе, а затем в учреждениях профессионального образования. Обоснована необходимость комплексного подхода к разработке проблемы школьной адаптации.

1. Кондаков И. М. Психологический словарь. М., 2000. 225 с.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
3. Никифоров В. И., Сурыгин А. И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения. СПб., 2009. 141 с.
4. Снегирева Т. В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1978. 22 с.
5. Данияров С. Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. журн. 1989. № 1. С. 99‒105.
6. Григорьева М. В. Школьная адаптация : механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008. 212 с.
7. Дорожевец Т. В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск, 1995. 154 с.
8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004. 64 с.
9. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003. 160 с.
10. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я междунар. конф. памяти А. Р. Лурия : сб. докл. / под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998. С. 201‒208.
11. Соловьева Т. А. Первоклассник : адаптация в новой социальной среде. М., 2008. 72 с.
12. Битянова М. Г. Работа психолога в начальной школе. М., 1998. 352 с.
13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация к школе. М., 2008. 176 с.
14. Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д, 2003. 448 с.
15. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопр. психологии. 2012. № 4. С. 23‒31.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация первоклассников к школе и влияние кризиса семи лет

Поступление ребенка в школу является переломным периодом в его жизни, что связано, прежде всего, с резкими изменениями сложившегося динамического стереотипа у первоклассника. Наступает новый период социализации с одноклассниками, учителями и требованиями школьной программы. Первоклассник получает новый социальный статус ученика. Этот процесс социализации в школьной среде и есть школьная адаптация.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. У половины детей, поступающих в школу, по мнению ученых, занимавшейся проблемой адаптации (М.Г.Битянова [2], Н.И.Гуткина [5], Л.И. Божович [3], В.К.Никоненко [12], Э.Д. Эльконин [19]), эта позиция еще не сформирована.

На процесс адаптации влияют множество факторов, таких как биологические, семейные, психологические, так же остается малоизученными вопросы влияния кризиса семи лет.

По данным Э.М. Александровской [1] у 40% детей не получается сразу же влиться в новый ритм жизни, появляется физиологические проявления затруднений в учёбе и различные нарушения школьных норм поведения, проявляющиеся в кривлянии, манерности, неестественности поведения, сниженной самооценки; склонность к капризам и конфликтность, (по мнению таких авторов, как: Л.С.Выготский [4], В.С.Мухина [11], И.Г.Малкина-Пых [10], К.Н.Поливанова [15], Д.Б. Эльконина [19]).

Поэтому возникает необходимость исследования влияние кризиса семи лет на адаптационные процессы первоклассника.

Целью данной курсовой работы является изучение адаптации первоклассников к школе и влияния кризиса семи лет на нее.

-Изучить понятие адаптации и понятие кризиса семи лет в его прикладных и теоретических аспектах.

- Рассмотреть основные психофизиологические характеристики детей 6-7 лет.

- Определить уровень адаптации и психических процессов у первоклассников.

- Сравнить полученные результаты у первоклассников в процессе адаптации.

- Изучить влияние кризиса семи лет на адаптацию

- Выбрать психокоррекционную программу в работе с детьми, у которых нарушен процесс адаптации к школе.

- Дать рекомендации для родителей, с целью коррекции кризиса семи лет.

Гипотеза исследования: по литературным данным, на процесс адаптации первоклассников влияет множество факторов, одним из значимых направлений является кризис семи лет. Поэтому встает необходимость изучения данного периода, с целью коррекции процесса адаптации.

Предмет исследования: протекание процесса адаптации и влияние на него кризиса семи лет.

Теоретические и методологические основы исследования:

· процесс адаптации к школе, критерии успешной адаптации, дезадаптацию (Э.М.Александровская [1], М.Г.Битянова [2], Т.В.Дорожевец [6], О.Б.Конева [7], Е.Е.Кравцова [8], Н.Г. Лусканова [9], В.К. Никоненко [12], Е.В. Новикова [14], Н.А.Ощуркова [14], Н.Г. Салмина [16], Л.С.Чутко [17])

· кризис семи лет и его влияние (Л.С.Выготский [4], И.Г.Малкина-Пых [10], В.С.Мухина [11], К.Н.Поливанова [15], И.В.Шаповаленко [18], Г.Б.Яскевич [20])

· программы по коррекции дезадаптации (Э.М.Александровская [1], М.Г.Битянова [2], Т.В.Дорожевец [6], О.Б.Конева [7], Л.С.Чутко [17]) и кризиса семи лет (О.Б.Конева [7], К.Н.Поливанова [15])

Таким образом, в ходе исследования мы измерили уровень адаптации первоклассников, а также уровень некоторых психических процессов (внимание, память, мышление) и уровень некоторых учебно-важных качеств (развитие мелкой моторики, мотивация к обучению, обучаемость), а также самооценку учащихся.

Далее мы сравнили полученные нами результаты у детей с полной и неполной адаптацией (или дезадаптацией).
Напомним, что у детей с полной адаптацией можно заметить превалирует высокий уровень внимания, памяти, обучаемости, мотивации и самооценки; у детей с неполной адаптацией (или дезадаптацией) особенно заметны низкий уровень мышления, низкий уровень развития мелкой моторики и низкая самооценка (от 40% до 60%).

Таким образом, мы полагаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, а именно - на процесс адаптации первоклассников, помимо прочих факторов, происходит влияние кризиса семи лет.

Чтобы предотвратить процессы дезадаптации и скорректировать процесс протекания кризиса (в положительную сторону), мы подобрали соответствующую программу для коррекции дезадаптации у школьников для учителей и школьных психологов (по М.Г.Битяновой) и рекомендации родителям для сглаживания протекания кризиса семи лет (от авторов О.Б.Коневой и К.Н.Поливановой).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример: русский язык — 39°,математика - 36,6° и т.д.

Цель: определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности. Из диаграммы мы видим, что урок (90%), школа (70%), класс (60%), домашнее задание (50%)- окрашены в черный цвет. Это говорит о том, что именно с этим связаны затруднения ученика в первые дни обучения.

Цель:выявить отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Детям нужно нарисовать на листе бумаги что им нравится в школе. Анализ рисунков: детей изобразили ситуации не учебного характера (ученики на перемене, ученики с портфелями). Этим детям свойственно положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты. Ученики изобразили игровые ситуации (качели, игрушки). Это дети с положительным отношением к школе, но у них преобладает игровая мотивация. У школьников отсутствует школьная мотивация ,если в своих рисунках они изобразили машины, узоры. На рисунках учеников изображены учитель с указкой, доска с написанными заданиями. Это говорит о наличии у ребенка познавательных учебных мотивов.

Цель: определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях.

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Если дети настроение в школе обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.

Цель: определить самооценки ребенка-дошкольника.

Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таб. 1), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой картотеке есть множество диагностик, которые помогут вам определить школьную дезадаптацию.

Картотека комплекс диагностик определения школьной дезадаптации

Выполнила студентка Ш-21 группы

Преподаватель: Великановская Л.А.

Методика "Беседа о школе"

Цель: знакомство с ребёнком, выявление отношения к школе.

1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

2.Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

3.Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь. Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?

6.Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

7.В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

8.Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на "отпуск".
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на до­школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.


Анкета для определения школьной мотивации

Цель: изучить уровень школьной мотивации.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень б) нравится в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в)не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в)нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б)не очень в) не нравятся

Обработка.Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;

нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;

ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.



Проективная методика "Что мне нравится в школе?"

Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

1.Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2.Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:
а) учебные ситуации. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера — школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Методика ориентировочной школьной зрелости

Цель: выявление готовности к школьному обучению.

Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему языке, например, на английском: “He eats soup”.

Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же". Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

Задание № 1 – рисование мужской фигуры
1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы "растут" из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (доста-точно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища ("головоножка" или преобладание "головоножки") или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами
1 БАЛЛА. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы.

Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 БАЛЛОВ. Каракули.

Задание № 3 Срисовывание групп точек

1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

Читайте также: