Дополнительный контроль в школе

Обновлено: 08.07.2024

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования определить виды и формы аттестации обучающихся.
Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.

Оценить 8509 0

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное образование Мостовский район

Подготовила: Карасева Ю.А

Педагог дополнительного образования

Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Цель контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачам.

Задачи контроля можно поставить следующие:

- определение фактического состояния объекта в данный момент времени;

- прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени;

- определение причин выявленных отклонений объекта от заданных параметров.

Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок - это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.

Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.

6. Педагогическая диагностика.

7. Передача обучающемуся роли педагога.

8. День творчества в кружках.

9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

12. Групповая оценка работ.

13. Тематические кроссворды.

15. Деловые игры.

16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

17. Защита рефератов.

20. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

21. Карта индивидуальных достижений.

23. Зачет (экзамен).

Формы предъявления результата:

Творческий отчет.

Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественно-эстетической направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.

Тест это краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить той или иной этап образовательного процесса. Общий план создания тестов состоит из трех этапов:

- определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;

- подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков;

- экспериментальная проверка теста. Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Существуют следующие формы теста:

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.

Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга.

На занятиях контроля прикладных умений и навыков обучающиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.

Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Овчаренко Елена Николаевна

заместитель директора по УВР

Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей , а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.

2. Принципы внутришкольного контроля:

- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

- теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля :

- стратегической направленности контроля;

- соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

- контроля по критическим точкам;

- действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

- своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;

принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

Вид контроля - это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

практике школ исходя из целей проведения можно выделить два вида контроля:

тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы М/О заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.).

По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, М/О, службы).

Форма контроля - это способ организации контроля .

По периодичности проведения контроль может быть: входной (в начале учебного года за курс предыдущего);

предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности школы к новому учебному году);

текущий (после изучения темы, результаты работы ОУ за четверть, полугодие); промежуточный (аттестация на конец года в переводных классах); итоговый (экзамены в выпускных классах - 9-е, 11-е классы, результаты работы ОУ за год). При способе организации контроля по проверяемым объектам в образовательных

учреждениях применяют шесть различных форм контроля:

- персональный;

- классно-обобщающий;

- предметно-обобщающий;

- тематически-обобщающий; - обзорный; - комплексно-обобщающий.

Содержание форм контроля

Форма контроля

Вид контроля

фронтальный

тематический

1. Персональный

Контроль за работой одного учителя по

Контроль за работой одного учителя (классного

всем вопросам образовательной деятель-

руководителя) по определенной теме (продуктивность

ности (проводится при аттестации

преподавательской деятельности, методический

уровень учителя в целом или какой-либо стороны его

деятельности, например, уровня требования к знаниям

учащихся и т.п.) или конкретного учащегося

Контроль за деятельностью учителей,

Контроль за учащимися целого класса по какой-то

классных руководителей, воспитателей,

одной теме или изучение состояния конкретного

работающих в одном классе (в одной

вопроса (например, контроль группы учителей по

параллели) + выполнение родительских

изучению дозировки домашнего задания в одном классе

обязанностей в воспитании + уровень

ЗУН (срез) + работа служб в данном

3. Предметно-

Контроль за формированием системы

Контролю подвергаются учителя, ведущие один

знаний, умений и навыков у учащихся по

предмет по конкретной теме (проблеме)

конкретному предмету, изучение

вопросов преемственности в обучении и

др. (например, контролируются учителя,

ведущие один предмет с 5-го по 11-й

4. Тематически-

Контроль за работой учителя на каждом этапе обучения

(например, по вопросу развития познавательной

самостоятельности или формирования личности

учащихся в целом)

Контроль за отдельными вопросами обра-

зовательной деятельности в целом (со-

стояние школьной документации; состоя-

ние трудовой дисциплины учителей; со-

стояние учебно-технического оборудова-

ния; состояние учебных кабинетов на

конец учебного года; обеспеченность

учащихся учебной литературой и др.)

6. Комплексно-

Контроль за состоянием вопросов в ком-

плексе для параллели классов (уровень

знаний и воспитанности учащихся парал-

лели, качество преподавания в параллели,

качество работы классных руководи-

телей параллели, выполнение родитель-

ских обязанностей в параллели и др.)

Все перечисленные в таблице 1 формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

Метод контроля это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать);

анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития):

изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо);

анкетирование (способ исследования путем опроса);

хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнения повторяющихся операций);

устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности)

Исходя из вышесказанного структуру процессов контроля можно представить следующим образом:

Ненависть к проверочным и экзаменам объединяет и взрослых, и школьников. Однако отменить любой контроль знаний, особенно учащихся, категорически нельзя. Разбираемся, как безболезненно проверять, хорошо ли школьники запомнили уроки.

Контроль знаний учащихся

Зачем вообще нужен контроль знаний учащихся?

К сожалению, а может быть, и к счастью, без проверок знаний обойтись нельзя. На их основе:

  • выстраивается учебная программа;
  • анализируется общий уровень знаний;
  • составляется модель обучения;
  • происходит подбор тех или иных методик обучения.

Контроль знаний учащихся — одно из основных средств для создания цельного, продуктивного и удобного курса для обучения.

Еще контроль знаний учеников — один из методов для повторения и применения изученного материала. Проверка также необходима и учителю чтобы видеть, что происходит в классе, и самосовершенствоваться. Ну и помимо всего прочего, она может укрепить мотивацию школьников и отчасти стать подготовкой к взрослой жизни — ведь мы всегда сталкиваемся с трудностями и стараемся их преодолеть.

Как учащиеся относятся к контролю знаний

В своей работе я стараюсь изменить мнение о контрольных и экзаменах, пытаюсь объяснить, что это прежде всего нужно тем, КОГО проверяют.

Можно использовать такие аргументы:

  • контроль знаний поможет оценить свои сильные и слабые сторон;
  • можно продемонстрировать свои знания и умения (для повышения самооценки);
  • текущий контроль даст ученику шанс разложить весь материал по полочкам — этому способствует сама подготовка к контрольной или экзамену.

Когда меняется отношения к проверке, она становится не такой уж и страшной. Конечно, здесь нужна психологическая работа с учеником, и прежде всего, ребенка никто не должен загонять.

Конечно, помимо этого, нужна дополнительная подготовка к экзаменам и побольше практики. Плюс, нервы есть нервы, но с этим уже нужно работать отдельно.

Основные виды контроля знаний учеников: плюсы и минусы

В своей основе, методы контроля можно поделить на письменные, устные и игровые.

Письменный контроль

Самостоятельные и контрольные работы, диктанты, изложения, а также тесты.

Я предпочитаю контрольные работы, а не тесты, потому что вижу, как человек думает и что происходит в его голове при решении задачи. Это позволяет мне понять где он ошибается и в чем. Но и у тестов есть свое преимущество: например, проверять их гораздо быстрее.

ПлюсыМинусы
1. достаточно быстрая проверка большого количества людей1. не всегда полная картина, понимает ли материал ученик или заучил его
2. менее стрессовая обстановка, и в целом определенное спокойствие2. работа на дом по проверке
3. контроль осуществляется только по предмету3. в целом неполный анализ знаний, только какие-то аспекты
4. несложно следить за списыванием

Устный контроль

Устные экзамены, опросы, физические диктанты и прочее.

Лично я очень люблю опросы и устные экзамены. Они позволяют провести полноценную беседу с учеником и полностью проанализировать его знания. Сразу очевидно, понимает ли он материал или нет.

ПлюсыМинусы
1. полный и детальный анализ знаний1. устный экзамен по времени гораздо дольше
2. попутная проверка коммуникативных навыков2. большой стресс для учеников, напрягающая атмосфера
3. тренировка учеников объяснять материал, а это уже следующий уровень понимания3. из-за слабых навыков общения, можно не увидеть четкую картину понимания

Контроль в игровой форме

Различные игры конкурентного характера.

ПлюсыМинусы
1. легкая и приятная атмосфера1. мало информации о знаниях каждого ученика в отдельности
2. дополнительная мотивация2. иногда сложно контролировать такой процесс
3. тренировка практически всех навыков
4. ну и конечно, некое разнообразие

Когда и какие виды контроля знаний учеников применять

Применение письменной методики контроля знаний учащихся уместно, когда в классе много детей и нужно сформировать некую статистику.

Устные виды контроля чаще применимы в небольших классах, а также часто используются перед началом урока — как повторение изученного материала.

Ну и игровые применяются, чтобы создать интересную и приятную атмосферу в классе, заодно проверив уровень знаний.

В целом, лично я предпочитаю применять все методики при различных обстоятельствах. Во-первых — это разнообразие, что нравится ученикам. Во-вторых — это позволяет тренировать и развивать все качества школьников. В третьих — это дает возможность провести полноценный анализ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования - реальный путь утверждения вариативности в системе образования.

Цель дополнительного образования- развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональномй самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.


Методист МБОУ ДОД ЦРТДИЮ

Баканова Елена Викторовна

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Цели и задачи контроля.

Виды контроля в учреждении дополнительного образования.

Формы контроля знаний, умений, навыков в УДО.

ВВЕДЕНИЕ

Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования – реальный путь утверждения вариативности в системе образования.

Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов организации видов организации досуга (отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ

Учреждения дополнительного образования в настоящее время проходят путь создания новой системы обеспечения эффективности образовательного процесса. Сохраняя свою самоценность - свободу выбора, многообразие видов деятельности, возможность творчества, дополнительное образование заимствует некоторые формы организации обучения у общеобразовательной школы. Ранее педагогический контроль в дополнительном образовании никогда не выделялся как обязательная форма организации обучения, хотя многообразие видов деятельности обусловливает и разнообразие форм педагогического контроля.

Проблема контроля является актуальной в связи с необходимостью разработки в связи с необходимостью разработки критериев оценки образовательных результатов в сфере дополнительного образования.

Попытаемся выделить педагогический контроль как неотъемлемую часть образовательного процесса и педагогической деятельности, обратить внимание на многообразие его форм.

Контроль- изучение и описание состояния процесса в данный момент, сопоставление этого состояния с планируемым или нормативным. Комплексный контроль, включает не только оценку состояния процесса, в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, помощь педагогу и учащимся.

Цель контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачам.

Задачи контроля можно поставить следующие:

определение фактического состояния объекта в данный момент времени;

прогнозирование состояния объекта на заданный будущий период времени;

определение причин выявленных отклонений объекта от заданных параметров.

Оценивая знания, умения и навыки учащихся контролируются:

уровень предусмотренных программой теоретических знаний;

качество выполнения практических работ;

умение пользоваться инструментами, правильная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;

степень самостоятельности в работе;

время, затраченное на выполнение работы.

По результатам контроля можно скорректировать учебные программы, поощрения обучающихся.

На основе результатов контроля может производиться процесс оценивания. Для оценки результатов контроля может производиться процесс оценивания. Для оценки результатов контроля, в зависимости от цели данного контроля, избирается критерий и с его помощью производят оценку объекта контроля.

Результат оценивания формируется или в форме развернутой оценки, т.е. характеристики объекта с точки зрения принятого критерия или же в форме условного знака (цвета, флажка и т.д.)

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

В зависимости от целей и задач контроль может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, контролирующую, стимулирующую.

Ориентирующая функция заключается в том, что результат дает возможность педагогу направлять учащихся на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях, подготовленность к восприятию нового материала.

Обучающая функция – состоит в том, что с помощью контроля приобретаются, уточняются и закрепляются новые знания и умения. Способствует их расширению и систематизации.

Диагностическая функция проявляется, если в результате контроля не только выявляется умение или неумение, но и устанавливаются причины хороших или слабых знаний и умений.

Развивающая функция заключается в том, что в процессе выявления заданий учащиеся самостоятельно распоряжаются своими знаниями, применяют свои умения в измененной ситуации, выбирают из суммы имеющихся знаний и умений необходимые в данной ситуации.

Воспитательная состоит в том, что дисциплинирует учащихся, воспитывает чувство ответственности, настойчивость в достижении цели, приучает к систематическому труду.

Контролирующая функция проявляется в определении результатов обучения и развития учащихся.

Стимулирующую функцию выполняет полная развернутая оценка результатов работы учащихся.

Управляющая позволяет педагогу осуществить точный, правильный выбор содержания, форм, методов, приемов обучения.

Для того чтобы контроль знаний, умений и навыков учащихся был эффективным, он должен быть систематическим и всеохватывающим.

Контролю следует подвергать все важнейшие действия ученика.

При оценивании результатов нужно учитывать личностные и нормативные критерии. По мере взросления учащихся контроль педагога должен постепенно заменяться самоконтролем и взаимоконтролем. Формы контроля должны быть разнообразными.

Для эффективности контроля нужно определить объект и субъект, т.е. определить то, что необходимо проконтролировать знания, умения, навыки ученика или умение ими пользоваться в различных ситуациях. Определить цели или результат контроля, того, что хотим иметь в результате контроля:

оценку деятельности учащегося,

оценку деятельности педагога,

оценку выбранного метода обучения, достаточность содержания учебного материала, предложенного усвоению,

правильность определения форм организации обучения и т.д.

Определить этапы проведения контроля, средства контроля, с помощью чего осуществляется контроль: экзаменационные билеты, карточки, тесты и др.

Оценку результатов контроля соотнести с намеченной целью. Разработать педагогические меры по повышению качества обучения.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В УДО.

В педагогической и методической литературе можно встретить различные подходы к классификации видов контроля. По времени проведения педагогический контроль может быть предварительным, текущим, итоговым.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебно-методический план и программу, определить направления и формы индивидуальной работы, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательных программ.

Текущий контроль должен определить степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентация учащихся на дальнейшее обучений.

Несколько иной вариант классификации видов контроля предлагает Фридман. В зависимости от цели, поставленной педагогом. Он делит контроль на:

Диагностический с помощью которого педагог устанавливает уровень развития у учащихся психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и т. д.). В этом случае оценочный контроль, хотя и производится педагогом, детей с результатами не знакомит. С помощью диагностического контроля можно выявить:

уровень развития познавательных возможностей и особенностей детей;

скорость продвижения в овладении знаниями и способами деятельности;

соотношение успеваемости и затраченных усилий;

уровень знаний, умений и навыков;

склонность к занятиям какой-нибудь деятельностью;

мотивы прихода ребенка в творческое объединение;

интересы ребенка в свободное время ит.п.

Проверяющий контроль – выявляет, как овладели учащиеся, каким – либо знанием, умением, навыком.

с точки зрения установленной нормы (нормативный);

результат одного ученика сравнивается с результатом другого ученика (сопоставительный);

результат ученика сравнивается с прошлым результатом этого же ученика (личностный).

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В настоящее время нет методической литературы, которая бы в достаточной мере излагала формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования, тем более не существует методики его проведения. Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективной творческой деятельности, которая при грамотном использовании помогает формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

В некоторых случаях необходимо использовать формы педагогического контроля, которые давно и довольно успешно применяются в общем, профессиональном и высшем образовании. Это – экзамен, зачет, смотр знаний, собеседование и др.

Выставка. Форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения учащихся.

Диктант. Форма представляет собой систему контрольно- диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого учащиеся самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или иного предмета (объекта).

Учащимся раздают индивидуальные карточки с названием того или иного предмета. Педагог зачитывает набор разнообразных признаков. Каждый ученик выбирает те, которые непосредственно относятся к его предмету.

Зачет. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют контрольные индивидуальные задания (как теоретические, так и практические) в устной или письменной форме. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (темы) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.

Игры. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения. Аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца.

В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности учащихся.

Различные игры (дидактические) помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания. Умения, навыки.

Читайте также: