Домбровский птицы ничего не расскажут краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Здесь никому почти что не знаком,

Певец любви Руслана и Людмилы.

Смеясь, он пересвистывает птиц,

Хоть исхудал от долгой лихорадки.

Глаза блестят. И ловит он украдкой

Смуглянки стройной взгляд из-под ресниц.

Курчавый, белозубый, озорной,

Он пьёт горстями воду из фонтана.

Блестят на солнце капли.

Тень платана лежит у ног каёмкою резной.

Салгир он переходит лёгким шагом

По камешкам. Под дубом молодым

Лежит на берегу над берегом крутым,

Любуется далёким Чатырдагом.

Доктор медицинских наук, профессор Крымского мединститута был разносторонне образованным человеком, владел огромным богатством литературных знаний, раскрывая мир А. Пушкина, А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Волошина, М. Цветаевой. Он написал прекрасные воспоминания о К. Паустовском, Н. Хикмете, И. Дунаевском и многих других.

Живым словом и поэтической строкой Анатолий Милявский призывал уважать фронтовиков, склонять голову перед памятью павших и окружать достойным вниманием ныне живущих. Он не мог даже предположить, что некоторым нашим современникам доведётся увидеть сегодня ад войны, и завещал:

А вы, что родились в тот памятный год,

Вам – знать о войне понаслышке,

Вам в книгах читать про великий поход,

Девчонки мои и мальчишки.

Храните добытый отцами покой

И мирную синь небосвода.

И помните тех, кто зажёг над землёй

Салют сорок пятого года!

Любовь ГЕРАСИМОВА, лауреат премий Автономной Республики Крым и литературной премии им. А. Домбровского, заслуженный работник культуры Украины

Войны свидетели немые…

Войны свидетели немые…Выпуск 1

Спецпроекты ЛГ / Муза Тавриды / Книжный ряд

Теги: Великая Отечественная война

Он тем более необходим, так как произведение написано на основе личных воспоминаний писателя, который родился в 1934 году в деревенской семье, и детские годы его прошли в крымском селе Караит (Коммунарное) Раздольненского района. Это поселение в северном Крыму, в той его степной части, что примыкает к Каркинитскому заливу.


Много на свете мальчишек. И для каждого из них по утрам встает солнце. Для одних оно поднимается из-за гор, для других из-за леса, для третьих - из-за океана.
Семкино солнце всегда всходило над заливом, который местные рыбаки назвали Мартыньим. Оно всплывало как большой красный мяч, дрожало в утреннем прохладном воздухе, вытягивалось, словно ему трудно оторваться от воды, и, наконец, повисало над песчаными островками, поросшими густым камышом. На этих островах водились мартыны-гоготуны - большие белые птицы.


Вдруг в небе появился самолет. Это был наш самолет, истребитель. Он появился неожиданно, вынырнул из облаков, и, страшно ревя, стал пикировать. Истребитель несся со стороны моря прямо на деревню с такой скоростью, что казалось, он собирался протаранить землю. Мальчишки выскочили на берег и замерли в ожидании.
Самолету не удалось сделать петлю. Он опрокинулся и снова стал падать. Но летчик все-таки попытался выровнять его. Слегка накренившись, истребитель снижался. Он летел прямо на ребят. Крылатая машина бесшумно пронеслась над ними на высоте каких-нибедь двухсот метров, пересекла лиман и ударилась о землю, подняв облако пыли.

Несколько секунд все стояли молча, не понимая, что произошло. Всем вдруг стало страшно: там, среди обломков, должен был быть человек.

Каждый из них столкнулся с этим впервые. ЧЕЛОВЕК НЕ УМЕР. ОН ПОГИБ. Имя его неизвестно.

ВОЙНА. ИДЕТ ВОЙНА. Мальчишки только теперь по-настоящему поняли это, стоя у обломков разбитого самолета.


Вечером деревню стали бомбить. Вероятно, немцам стало известно о тех дальнобойных орудиях, которые находились за околицей.
Семка с матерью перебрались в колхозный подвал, где хранились овощи и рыба. Вскоре туда же вместе с отцом, который стал выздоравливать, спустился и Борис.
Горела керосиновая лампа. Люди сидели на бочках вдоль стен, некоторые принесли с собой стулья. Бомбы рвались недалеко. С потолка то и дело сыпался песок.
- Здесь не спасешся, - сказал кто-то и пошел к выходу.
Борис закурил. Семка удивился, что мать не делает ему замечания: до сих пор ему курить запрещали. Отец сидел молча, прикрыв рукой глаза.

С тех пор как Плаховы поселились на новой квартире, Семка спал с Борисом на одной кровати. Он уже не раз видел, как старший брат, погасив лампу и раздевшись, прятал что-то под матрац.
- Что там ку тебя, Борь? - спросил он его однажды.
Борис промолчал, сунул руку под матрац и протянул Семке какой-то предмет. Семка ощупал его, у него перехватило дыхание: это был пистолет.
- Где взял? - спросил Семка шепотом.
- Нашел, - ответил Борис. - Никому не скажешь?
- Никому! А зачем он тебе, Борь?
- Как - зачем! Думаешь, немцы навсегда пришли к нам? Севастополь еще не сдался. Наши вернуться. Эта штука пригодится, когда фашисты станут драпать. Здесь пять патронов. Ухлопаю пятерых - мне наши спасибо скажут. Понял? - Борис взыл пистолет и снова сунул его под матрац.
- А вдруг к нам придут с обыском и найдут пистолет? - сказал Семка. - Тогда нас всех расстреляют. Я читал объявление.
- Ты прав, шкет, - ответил Борис. - Я не буду держать пистолет в доме.

Когда все вошли в сарай, Борис закрыл дверь на крючок и присел на бревно рядом с Виктором Ежовым и Леней Андреевым. Мальчишки устроились на куче дров. Молчали.
- Ну что, начнем? - Борис посмотрел на своих друзей.
Виктор и Леня кивнули головами.
- Есть ли среди вас пионеры? - спросил Борис.
- Я пионер, - сказал Ленька Мельник.
- Я тоже, - сказал Вася Никитенко.
- А остальные?
Саша Лебедев, Вова Баранов ,Слава Бочковский и Семка не были пионерами. Их не успели принять , потому что началась война.
Борис продолжал:
- Конечно, пацаны, у нас нет барабана, нет горна, знамени. Мы все должны сделать тихо, тайно. Но вы станете пионерами по всем правилам.
- Немцы говорят, что советской власти пришел конец. Но все это брехня. Никогда им не взять Москву! Красная армия еще вернется к нам. Фашистов надо бить, надо помогать Красной Армии! Правильно, пацаны?
- Правильно! - сказал Семка.
- Правда, вам еще рановато заниматься этим, но вы станете помогать нам. Согласны?
- Согласны, - ответили мальчишки хором.


В полдень пятнадцать фашистов приконвоировали в село большую группу военнопленных. Высокие, черноволосые, с большими прямыми носами и темными глазами, они совсем не были похожи на русских. От старших Семка узнал ,что это кавказцы.
Их поместили в большой колхозной конторе, рядом с клубом. Тридцать с лишним человек. У входа в контору ,меся сапогами грязь, ходили четверо уставших конвоиров. Остальных староста распределили по квартирам.
Семка и Ленька несколько раз проходили мимо конторы, чтобы посмотреть на пленных. Они спали, укрывших грязными шинелями. Видно, прошли не один десяток километров по вязким осенним дорогам, прежде чем добраться до села.
Вечером староста притащил мешок картошки, которую сварили перед конторой в огромном котле. Этот котел пленные принесли из пустующего свинарника.
Мальчишки стояли поодаль и смотрели, как пленные, обжигаясь, жадно ели картошку прямо с кожурой, без хлеба и соли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-сценарий

Тема: Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского.

Цель: Воспитание нравственных качеств читателей: бережное отношение к книге;

Ознакомить читателей с личностью писателя, его биографией;

Ознакомить читателей с книгами автора, в том числе с теми, которые имеются в школьной библиотеке.

Оборудование: ИКТ-презентация, выставка книг писателя.

І. Организационный момент.

II . Постановка целей и задач урока

На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с выдающейся личностью, с талантливым писателем, с общественным деятелем – Анатолием Ивановичем Домбровским. Он по-настоящему крымский писатель. В Крыму он родился, здесь жил и творил.

III . Основное содержание урока.

hello_html_1edef499.jpg

Вступительное слово учителя.

Родился 12 декабря 1934 года в селе Коммунарном Раздольненского района Крымской АССР.

Анатолий начал учебу в той же школе, в которой до 39-го года учительствовала его мать, поступил в 1941-м сразу во второй класс, потому что к тому времени уже умел читать, считать и писать. Но проучился недолго, осенью в Крым пришли немцы.

Годы оккупации остались в памяти мальчика как самые мрачные. Немцы выгнали их из дома .

О военных годах он расскажет через много лет после окончания войны, когда почувствует себя писателем.

Чтение стихотворения (ученицей)

hello_html_28406981.jpg

У ног моих Турецкий вал
Немой, незыблемый лежал,
Покрытый сотнями могил.
Он что-то грозное таил
И о былом напоминал,
Когда он весь в огне пылал, —
И неумолчный взрывов гул
Над ним стоял. Он весь тонул
Тогда в дыму пороховом,
И смерть кружилася над рвом,
Разя бойцов своим мечом,
И засыпала их потом
Окровавленная земля.
Дрожали вкруг него поля —
То были тягостные дни
Кровопролитнейшей войны.
Теперь на тихих склонах рва
Шумит высокая трава
Да гордый сокол с высоты
Взирает молча на кусты,
Затем стремглав бросаясь вниз.
Здесь паровоза громкий свист
Порой раздастся в тишине
И где-то смолкнет в вышине.
Здесь павшим памятник стоит
И о минувшем говорит.
Сюда приходят стар и млад,
Рабочий, школьник и солдат,
Чтоб павшим прошептать бойцам:
Герои, слава, слава Вам!

Годы учебы писателя.

В 1953 окончил с золотой медалью Раздольненскую среднюю школу и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета им. Жданова, который окончил в 1958.

Почему именно философский, а не литературный: он считал, что мало знает о жизни и о человеке.

hello_html_57ef6ebe.jpg

По окончании университета Анатолий Домбровский решил уехать в далекий Казахстан. Он устроился на работу в Алма-Атинское пограничное училище.

Знакомство с творчеством писателя.

У него была только одна слабость — путешествия. Он побывал в Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Греции, Италии, Египте, Турции, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии. Наверно, поэтому написал романы о Греции и об Италии — о Риме.

Затосковав по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места, он решил вернуться в Крым. Сам крымский воздух казался ему бальзамом.

Общественная деятельность писателя.

Вскоре переехал в Симферополь и стал директором Симферопольского клуба писателей.

Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии им. Н. З. Бирюкова, трижды лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого, лауреат международной премии им. Платонова.

17 октября 2001 года Анатолия Ивановича не стало…

Имя писателя носят ныне Раздольненская районная библиотека, Дом писателей в Симферополе и Литературная премия. В сквере на перекрестке улиц Пушкина и Самокиша, напротив здания Дома Дружбы, где он работал председателем Крымского Фонда Мира, установлен Закладной Камень на месте, где ему будет установлен памятник.

IV . Итог урока

V . Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Краткое описание документа:

Тема: Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского.

Цель: Воспитание нравственных качеств читателей: бережное отношение к книге;

¾ Ознакомить читателей с личностью писателя, его биографией;

¾ Ознакомить читателей с книгами автора, в том числе с теми, которые имеются в школьной библиотеке.

Оборудование: ИКТ-презентация, выставка книг писателя.

І. Организационный момент.

II . Постановка целей и задач урока

На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с выдающейся личностью, с талантливым писателем, с общественным деятелем – Анатолием Ивановичем Домбровским. Он по-настоящему крымский писатель. В Крыму он родился, здесь жил и творил.

III . Основное содержание урока.

1. Вступительное слово учителя.

Родился 12 декабря 1934 года в селе Коммунарном Раздольненского района Крымской АССР.

Анатолий начал учебу в той же школе, в которой до 39-го года учительствовала его мать, поступил в 1941-м сразу во второй класс, потому что к тому времени уже умел читать, считать и писать. Но проучился недолго, осенью в Крым пришли немцы.

Годы оккупации остались в памяти мальчика как самые мрачные. Немцы выгнали их из дома .

О военных годах он расскажет через много лет после окончания войны, когда почувствует себя писателем.

2. Чтение стихотворения (ученицей)

У ног моих Турецкий вал
Немой, незыблемый лежал,
Покрытый сотнями могил.
Он что-то грозное таил
И о былом напоминал,
Когда он весь в огне пылал, —
И неумолчный взрывов гул
Над ним стоял. Он весь тонул
Тогда в дыму пороховом,
И смерть кружилася над рвом,
Разя бойцов своим мечом,
И засыпала их потом
Окровавленная земля.
Дрожали вкруг него поля —
То были тягостные дни
Кровопролитнейшей войны.
Теперь на тихих склонах рва
Шумит высокая трава
Да гордый сокол с высоты
Взирает молча на кусты,
Затем стремглав бросаясь вниз.
Здесь паровоза громкий свист
Порой раздастся в тишине
И где-то смолкнет в вышине.
Здесь павшим памятник стоит
И о минувшем говорит.
Сюда приходят стар и млад,
Рабочий, школьник и солдат,
Чтоб павшим прошептать бойцам:
Герои, слава, слава Вам!

3. Годы учебы писателя.

В 1953 окончил с золотой медалью Раздольненскую среднюю школу и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета им. Жданова, который окончил в 1958.

Почему именно философский, а не литературный: он считал, что мало знает о жизни и о человеке.

По окончании университета Анатолий Домбровский решил уехать в далекий Казахстан. Он устроился на работу в Алма-Атинское пограничное училище.

4. Знакомство с творчеством писателя.

У него была только одна слабость — путешествия. Он побывал в Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Греции, Италии, Египте, Турции, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии. Наверно, поэтому написал романы о Греции и об Италии — о Риме.

Затосковав по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места, он решил вернуться в Крым. Сам крымский воздух казался ему бальзамом.

6. Общественная деятельность писателя.

Вскоре переехал в Симферополь и стал директором Симферопольского клуба писателей.

Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии им. Н. З. Бирюкова, трижды лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого, лауреат международной премии им. Платонова.

17 октября 2001 года Анатолия Ивановича не стало…

Имя писателя носят ныне Раздольненская районная библиотека, Дом писателей в Симферополе и Литературная премия. В сквере на перекрестке улиц Пушкина и Самокиша, напротив здания Дома Дружбы, где он работал председателем Крымского Фонда Мира, установлен Закладной Камень на месте, где ему будет установлен памятник.

Фотогалерея

Вместе с Сократом

(Галерея Камерона, Пушкин)

Фотогалерея

10 лет спустя у могилы писателя - друзья Ж.-К. Фрич (Страсбург), Л.Мартыненко (музыкальный работник), Т.Егорова (прозаик и поэт), В.Терехов (поэт, публицист), Т.Дрокина (поэтесса), Л. Белый (публицист, ученый), Г. Шалюгин (поэт,чеховед), Г. Бодыкин (драматург).

Вспоминаю зиму 1947 года. За окнами гудела метель. И потому все мы, хотя по расписанию у нас был урок физкультуры, сидели в классе. А на улице была такая погода, когда, как говорится, хороший хозяин собаку из дому не выгонит. Конечно, мы разбежались бы по домам, несмотря на метель, только бы учителя разрешили. Тем более, что урок был последний. К тому же всем уже хотелось есть. Но был приказ директора: никого не отпускать, пока за нами не придут родители. А чтобы не скучали все это время, учителям предложено было провести с нами какие-нибудь беседы или почитать книжку – одним словом, занять нас чем-нибудь полезным. Мы-то, конечно, по-своему поняли этот приказ, потому что скучать в любом случае не собирались. Останься мы одни, непременно нашлось бы развлечение по душе. Возможно, оно не понравилось бы директору, но зато мы не были бы в обиде.

Итак, мы сидели в классе. Занимать нас выпало на долю преподавателю физкультуры. Не помню точно, но, думается мне, что было ему лет двадцать пять – двадцать семь. В ту пору он ходил еще в солдатской форме: недавно демобилизовался в чине сержанта, и никакими педагогическими навыками, следовательно, не владел и вообще впервые должен был общаться с мальчишками и девчонками тринадцати–четырнадцати лет. На занятиях он еще как-то командовал нами, приказывал бегать и прыгать, бегал и прыгал сам, а вот проводить с классом беседу ему прежде не доводилось. И то, что она должна была длиться не минуты, а часы – когда еще эта проклятая метель утихнет! - сразу же настроило его на мрачный лад. Он растерялся, разозлился на самого себя, на метель и на нас и несколько минут просидел за столом, покрикивая то на одного, то на другого ученика, требуя тишины. Потом спросил, есть ли у кого-нибудь из нас какая-нибудь интересная книжка, чтобы почитать ее вслух. Книжки не оказалось, хотя я не уверен, что это была правда.

– Может, споем? - спросил он.

– Споем! - заорали мы и дружно спели "Полюшко-поле", неистово отстукивая карандашами и ручками на крышках парт цокот копыт целого кавалерийского эскадрона.

Потом спели в том же сопровождении "Тачанку".

– Хватит! - сказал демобилизованный сержант, и лицо его стало еще мрачнее. – Теперь расскажу вам сказку. Кто не хочет слушать, пусть выйдет.

Никто не вышел. Сказки мы любили. С задних парт пересели поближе к учительскому столу, погалдели немного, усаживаясь. Наконец, наступила минута общей тишины.

Сержант начал рассказывать. Всю сказку я теперь не помню, а прочесть ее мне не довелось. Это была восточная сказка, странная какая-то, очень мудрая и страшная. Вся она была построена на том, что нищему, умирающему от голода, некий человек вместо денег, – а именно деньги были так нужны несчастному бродяге, – в качестве милостыни высказал три истины. Сначала нищий разозлился на человека, но потом, следуя его советам в жизни, стал очень богатым и счастливым правителем огромной страны. Вот эти три истины, или, если угодно, три совета: «Не спрашивай о том, что тебя не касается", "Красиво то, что нравится тебе", "Сначала подумай, потом совершай".

– Первым советом нищий воспользовался, попав однажды во дворец некоего властелина, рассказывал сержант. – Идя за властелином, в одном из залов дворца он увидел золотую клетку, в которую была заключена молодая и очень красивая женщина. Перед женщиной на блюде лежал кусок сырого мяса. Властелин остановился у клетки и взглянул на нищего. Он ждал, что тот задаст ему вопрос: почему женщина посажена в клетку? Но нищий не открыл рта, словно увиденное его ничем не поразило. Он был первым человеком, поступившим так. И это не удивительно – ведь он вспомнил совет мудреца: "Не спрашивай о том, что тебя не касается". Это понравилось властелину, и он щедро одарил нищего. Вторым советом он воспользовался в пустыне, идя вместе с караваном, груженым шелками и благовониями. Всех мучила жажда - людей и верблюдов. И вот, наконец, спасение – долгожданный колодец. Но каков же был ужас караванщиков, когда те увидели, что вокруг колодца в бесчисленном множестве лежат черепа и кости людей и животных. Однако жажда была сильнее страха. Опустили в колодец ведро – оно плюхнулось в воду, но вытащить его обратно из колодца не удалось: кто-то, сидящий в колодце, перерезал веревку. Опустили другое ведро, но и это осталось в колодце. Так повторялось всякий раз. Тогда наш герой решил спуститься в колодец сам. И вот, едва его ноги коснулись воды, из ниши в стенке колодца высунулась могучая волосатая рука и схватила веревку. В следующую минуту наш он оказался в подземном зале перед двенадцатью очаровательными девушками, за его спиной возвышался подземный властелин, который спросил: "Скажи мне, какая из девушек самая красивая?". Последовал ответ: "Красива та, что нравится тебе". Подземный властелин был доволен этим ответом: мнение тех, кто побывал у него здесь прежде, не совпадало с мнением самолюбивого властелина. В награду за такой ответ он также щедро одарил гостя: разрешил взять воды из колодца и указал путь в город, где тот смог затем за баснословную цену продать свои шелка и благовония. Об этом узнал местный властелин и решил ограбить его, когда тот выедет за городские ворота с мешками золота. Поскакал за ним на коне, быстро настиг, занес над ним меч, но услышав его слова: "Сначала подумай, о властелин, потом совершай!" опустил руку. Вглядевшись внимательнее в лицо нашего героя, он узнал в нем родного брата. В конце сказки властелин умирает, а его брат занимает освободившийся трон, говоря при этом: "Истина дороже денег".

Надо ли объяснять, почему в том возрасте мы склонны были принять советы сказочного мудреца за чистую монету и немедленно следовать им в жизни…

. Между тем метель все не унималась. В окнах дребезжали стекла. Надвигались сумерки. Ребят в классе становилось все меньше: приходили родители, уводили своих детей, а вместе с ними отправлялись и те, кому было с ними по пути. Наконец нас осталось только трое: я, еще мальчик и девочка, жившие в соседнем селе, в четырех километрах от школы. Мой друг Ваня, с которым мы квартировали в Раздольном у бабки Дарьюшки, в тот день в школу не пошел: у него заболело горло. – Оставшегося в классе мальчика звали Колей, девочку – Ниной и еще Перепелочкой, потому что она была веснушчатая.

– Что будем делать? – спросил сержант.

– Пусть она переночуют у нас, – сказал я. – у бабки Дарьюшки.

– Отлично! – обрадовался сержант. – Я вас провожу.

Из школы вышли, тесно держась друг за друга, сжав пальцами концы воротников пальто на носу, и зашагали в другой конец села. Метель была злая, колючая, с морозом. И если бы не огни в окнах, тускло просвечивавших сквозь пелену истертого в порошок снега, было бы трудно сориентироваться в этой дьявольской коловерти. У порога дома бабки Дарьюшки сержант с нами попрощался и растворился во тьме.

Оказавшись в темных сенях мы принялись, топая ногами, стряхивать, а затем обметать веником снег с ботинок. Тут вышел Ваня с обмотанной шарфом шеей.

– А! – сказал он. – Я думал, что вас замело.

– Бабка где? – спросил я.

– В коровнике, корову доит.

– У тебя температура?

– Есть немного, – ответил Ваня. – Скорее раздевайтесь. Чай, наверное, еще горячий.

Пили чай, болтали о школьных делах. А потом Коля вдруг сказал:

– Ну ладно, погостили – и хватит. Мы с Перепелочкой пойдем, а то дома без нас никто не заснет.

– Глупости! – оценил Колино решение Ваня.

За ним поднялась и Перепелочка.

– А если замерзнете? – спросил Ваня. – Холодина ведь.

Не спрашивай о том, что тебя не касается, - ответил гордо словами сказочного мудреца Коля. – Понял?

– Как это не касается? – возмутился Ваня. – Несет тут какую-то ерунду и думает, что это красиво.

Красиво то, что нравится мне! Соображаешь? – глаза у Коли торжествующе засветились.

– А ты что молчишь? – набросился на меня Ваня.

– Не спрашивай о том, что тебя не касается, – ответил я и такую ощутил в мыслях ясность, возвышенность, что не мог не усмехнуться снисходительно, словно недосягаемый сидел на троне. – Мне нравится его смелое решение, – сказал я о Коле, хотя не о нем и Перепелочке, не о том, что их ждет в дороге, думал я, а лишь о том, что следую мудрой истине. – Как ты можешь говорить о том, плохо или хорошо он поступает? Красиво то, что нравится ему!

– Ну и пусть катятся! - обиделся Ваня, отвернулся и замолчал.

– Пока! – сказала Перепелочка.

– Пока! - сказал Коля.

– Счастливо! – ответил я.

Они вышли. С минуту Ваня сидел в прежней позе, потом взглянул на меня исподлобья, молча встал и бросился из комнаты.

– Куда ты? - только и успел крикнуть я.

В сенях хлопнула дверь. Пока я размышлял, надо ли мне бежать за Ваней, он вернулся, таща за руку упирающуюся Перепелочку.

– Держи ее! - приказал он мне.

– Не выпускай! – и снова убежал.

На этот раз он вернулся не так скоро. Я ожидал, что Колю, как и Перепелочку, ему придется втаскивать в дом силой. Но случилось совсем иначе: Коля ввел в комнату Ваню, держа его за плечи, испуганный, сникший. Губы у Вани были белые. В волосах, упавших на глаза, блестел снег.

– Он совсем больной, – сказал Коля. Его надо уложить в постель.

Пришла из коровника бабка Дарьюшка. Увидев, что Ваня лежит на кровати в ботинках, засуетилась, заохала, принялась поить его горячим молоком с содой. А мы сидели, опустив головы, и молчали.

К утру метель улеглась. Я, Коля и Перепелочка собрались идти в школу. Ваня лежал под одеялом и смотрел, как мы одевались, укладывали в портфели книги. Нам надо было сказать ему что-нибудь, но ни у кого не нашлось нужных слов: мы чувствовали себя очень виноватыми перед ним. Так и вышли из дому, не обмолвившись с ним ни словом.

– Ох ты! Я, кажется, забыл ручку, – сказал я, когда мы были уже во дворе. Вернулся, вошел в комнату.

– Ваня. – сказал я виновато, стоя у его постели и не зная, что сказать дальше. – Ладно! – улыбнулся он. – Мне уже лучше.

– Я же сказал: ладно! – он махнул рукой. – Иди, а то опоздаешь.

Позже мы вспоминали о той злополучной ночи.

– Получилось у вас как в сказке, которая называется "Что ни делает дурак, все он делает не так", – сказал тогда Ваня. – Помнишь, встретив похоронную процессию, дурак кричал: "Таскать вам, не перетаскать!". Кстати, почему вы тогда не вспомнили о третьем совете мудреца: "Сначала подумай, потом совершай"? А ведь он – единственный из трех, который надо было тогда принять.

– Так ведь надо было думать. - ответил я.

_______________________________________________

Леонид БЕЛЫЙ,

академик КАН, доктор философских наук, член-корр. РАЕН, лауреат премии А.П.Чехова, поэт, член Союза русских, украинских и белорусских писателей АРК, зам. министра культуры АРК в бытность А. Домбровского:

И В ПАМЯТИ ЖИВОЙ

ВСЕГДА ХРАНИТСЯ ОБРАЗ ТВОЙ

Но разный смысл для каждого придам.

Так, мне неоднократно доводилось быть свидетелем его ярких публичных выступлений, где блестяще раскрывался его незаурядный ораторский дар. Всегда подкупало то, что он никогда не пользовался шпаргалками, говорил по неписанному. Вместе с тем, речь его ни на минуту не теряла основательных смыслообразующих конструктов, железной логики и красной связующей нити изложения. На трибуне он обладал приятным тембром голоса, выразительностью слога, легкостью и непринужденностью, которые органично дополняли артистизм и личное обаяние. Его беседы, диалоги, лекции всегда пользовались неизменным успехом.

. Я хочу быть кузнецом, я, работая, пою.

С запылившимся лицом я смотрю на жизнь свою.

Среди дыма и огня много слов я создаю.

Это радует меня — я кую!

______________________________________________________

Читайте также: