Долорес клейборн краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Сюжет

Повествование идет от лица главной героини, Долорес Клейборн (в браке Сент-Джордж). Вся книга — ее показания в полицейском участке по поводу гибели ее нанимательницы, Веры Донован. Долорес отрицает свою вину в ее смерти, но речь начинает с признания в том, что много лет назад убила своего мужа, Джо Сент-Джорджа.

Герои

Интересные факты

См. также

Ссылки

Безнадёга · Бессонница · Библиотечная полиция · Болельщик · Буря столетия · Воспламеняющая взглядом · Глаза дракона · Девочка, которая любила Тома Гордона · Дитя Колорадо · Долорес Клейборн · Дьюма-Ки · Жребий · Зелёная миля · Игра Джералда · История Лизи · Кладбище домашних животных · Кристина · Куджо · Кэрри · Лангольеры · Ловец снов · Мёртвая зона · Метод дыхания · Мешок с костями · Мизери · Мобильник · Нужные вещи · Оно · Почти как бьюик · Противостояние · Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка · Роза Марена · Секретное окно, секретный сад · Сердца в Атлантиде · Сияние · Солнечный пёс · Способный ученик · Талисман · Тёмная половина · Томминокеры · Тело · Цикл оборотня · Чёрный дом

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Долорес Клэйборн (книга)" в других словарях:

Долорес Клэйборн (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Долорес Клэйборн. Долорес Клэйборн Dolores Claiborne Жанр детектив … Википедия

Долорес Клейборн (роман) — Долорес Клейборн Dolores Claiborne Автор: Стивен Кинг Жанр: психологический триллер … Википедия

Буря столетия (мини-сериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Буря столетия. Буря столетия Storm of the Century Жанр фильм ужасов триллер … Википедия

Мизери (фильм) — Мизери Misery Жанр … Википедия

Кинг, Стивен — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кинг. Стивен Кинг Stephen King … Википедия

Этот роман перемещает нас в зал суда, где дает показания немолодая женщина с тяжелой судьбой по имени Долорес Клейборн. Ее обвиняют в гибели своей хозяйки Веры Донован. Во время заседания Долорес решила рассказать об убийстве, которое совершила тридцать лет назад. Эта тайна все это время терзала ее душу и вот данная исповедь освободила ее от тяжелых мук совести.

Как Вы уже догадались, повествование ведется от лица главной героини – Долорес. Эта женщина – настоящая мученица, так как ей прошлось испытать на себе все трудности, которые выпали на ее судьбу. Ее муж был пьяницей и драчуном, а его мерзкий характер провоцировал в семье постоянные скандалы. Судьба свела Долорес с Верой Донован, которая предложила Долорес работать на нее. Сама Вера убила своего мужа, чтобы жить со своим любовником. Ее дети отреклись от нее, зная, что она является виновницей гибели их отца, а через некоторое время они погибли в автокатастрофе.

Оставшись без родных, Вера нашла поддержку в лице Долорес Клейборн, которая рассказала подруге о своем мерзком муже – Джо Сент-Джордже. Именно Вера подала идею своей подчиненной убить Джо. Все было подстроено как несчастный случай, но Селена – дочь Долорес, поняла, кто убийца ее отца. Сложная линия взаимоотношений детей и родителей просматривается в этом психологическом триллере.

В данном произведении Стивен Кинг затрагивает тему инцеста и насилия в семье. Ведь муж Долорес Клейборн приставал к своей несовершеннолетней дочери Селене, и чтобы не допустить непоправимое Долорес решила покончить с ним. За это женщина должна была искупить свой грех: обреченная на одиночество и муки совести на склоне своих лет. Лицемерие, ложь, предательство способно сломить любого, даже самого сильного характером человека. Это и произошло с Долорес, которая создавала впечатление стервозной и железной леди, но на самом деле ею не являющейся. Борьба за благополучие своих детей разрушило ее жизнь и саму женщину.

Долорес Клейборн кадр из фильма

Так как мы традиционно воспринимаем художественные истории через призму их героев, главных и даже второстепенных, книги, написанные от первого действующего лица, обращаются к читателю на более тесном расстоянии восприятия. Вместе с этим, Долорес Клейборн Стивена Кинга не просто представляет нам точку зрения одной конкретной женщины, гувернантки из вымышленного острова Little Tall в штате Мэн. Текст, не имеющий разделения на разделы, главы или части, представляет собой цельный 250-страничный монолог, изложенный в форме откровения в полицейском участке. Шестидесятипятилетняя женщина по имени Долорес Клейборн добровольно пришла убедить представителей закона, что она не имеет отношение к смерти своего нанимателя, но решает открыть тайну другой смерти, тридцатилетней давности, к которой имела самое непосредственное отношение.

Погружение в мир книги “Долорес Клейборн” Стивена Кинга напоминает постановку театра одного актера, отвечающего за изображение не только себя, но и всех других персонажей и даже абстрактной публики. Подразумевается, что вся эта история была рассказана миссис Клейборн за один раз, в полицейском участке Little Tall. Стивен Кинг удивительным образом вовлекает нас в происходящее, изматывая желанием узнать, что скрывается за следующим разворотом страницы. Притом, что в истории нет одномоментных событий, слишком коротких диалогов или монологов. Таким образом, любое определяющее сюжет и героев событие, растягивается на страницы или даже на десятки. Таким образом, читатель сам погружается в атмосферу маленького городка на острове в штате Мэн, в общество, где все друг друга знают и улицы полнятся слухами, быстрее чем сточные канавы наполняются водой в дождливый день.

Притом, что книга представляет собой сплошной диалог, здесь нашлось место всем традиционным литературным единицам. Есть вступление, основная часть из нескольких этапов, развязка и эпилог. Текст представляет собой сочетание внутренних монологов главной героини, и диалогов, которые она передает сама же по памяти. Женщина высказывает свое отношение к тем или иным событиям, сказанным словам и пытается оценить реакции своих собеседников или жителей городка. Есть атмосферная повествовательная часть, которая описательными средствами оживляет мир вокруг героини, насыщая его деталями и недосказанностями одновременно.

Книга Долорес Клейборн Стивена Кинга

Бытовые темы короля ужасов

В отношении творчества такого культового писателя, как Стивен Кинг, можно услышать самую разную, положительную или отрицательную критику, где верным будет оставить каждого оценивающего при своем индивидуальном мнении. Хотя автор, которого называют не иначе как королем ужасов, известен во многом благодаря своим мистическим произведения, многие из его лучших работ никак не связаны с потусторонними силами. Здесь можно привести пример антиутопического шедевра ‘’Долгая прогулка’’, фантастического ‘’Бегущего человека’’, пробирающей до костей истории ‘’Мизери’’, культового ‘’Побег из Шоушенка’’. В Долорес Клейборн нет и намека на мистическую составляющую, но все же впечатлительным читателям она покажется пугающей, ее можно назвать страшной.

Долорес Клейборн способна напугать не только подробными сценами смерти Джо Сент Джорджа, от падения в колодец до вмешательства булыжника в структуру лицевых костей и без того уже умирающего. Книга поднимает такие сложные и непопулярные темы, как насилие в семье и над женщинами конкретно. Как растление детей и инцест. Даже подробности последних лет работы в Веры Донован могут напугать людей, привыкших ограждать себя от негативных аспектов окружающего мира. Это художественный вымысел, который пугает своей откровенностью и тем самым осознанием, что отдельные части истории этой женщины или их вариации происходят каждый день по всему миру. Что в данном случае недостаточно просто сказать себе, что Кинг придумал очередную фантастику, страшную сказочку на ночь. Что эта реальность окружает нас в каждый момент времени – стоит только присмотреться.

В обмен на будоражащие воображение людей темы мистики, вроде вампиров, привидений, экстрасенсорных возможностей, реинкарнации, а также инопланетян и прочих выдумок, Стивен Кинг предлагает нам историю гувернантки и сиделки в самых неприглядных подробностях. Это тот самый случай, когда нужно отбросить сомнения, взять в руки книгу и начать читать, тем более, что погружение в необычный стиль начинается с первых страниц. Долорес Клейборн оперирует, казалось бы, бытовыми и повседневными темами, которые едва ли могут увлекать. Ссоры, пересуды и взаимные обиды между супругами. Тяжелая работа по дому у богатой клиентки, включающая еще и подтирание старого человека, страдающего от маразма. Беспокойства о школьных успехах и будущем высшем образовании для троих детей. Сама маленькая община городского типа на острове Little Tall, казалось бы, воплощает в себе место, где никогда не происходит ничего интересного, как и тысячах других серых мест в глубинке Соединенных штатов.

Кинг сочетает сильный интроспективный нарратив главной героини, умение увлекать каждой новой страницей и подогревать ожидания, используя откровенное обращение к темам на грани табу. И очень быстро эти самые бытовые темы семьи, работы, уборки, солнечного затмения, чистки ночных уток, стирки гардин, количества прищепок становятся тем самым, зачем мы переворачиваем новые и новые развороты. Таким образом, история со временем начинает работать на всех уровнях, от глобального и несколько ключевых событий (смерти Сент Джорджа и Веры Донован) до невероятного количества деталей, которые расставлены автором для их осуществления.

Бытовые темы короля ужасов

Независимые женщины. Долорес и Вера

Книга Долорес Клейборн, работая с читателем сразу по нескольким векторам восприятия, одновременно раскрывает, как темы насилия над женщинами, так и торжества независимых женщин, торжества, в некотором смысле, классических феминистских идей. При каждом новом перепрочтении романа обращаешь внимание на детали причинно-следственных связей. Самый первый и простой пример – физическое насилие Джо Сент Джорджа по отношению к Долорес. Он периодически может дать жене затрещину, толкнуть ее, а после похваляться перед дружками. Причем, как оказывается позже, не столь важно, что там действительно происходит внутри каждой семьи – ее воображаемый глава мужского пола все равно будет похваляться перед другими пьяницами, что держит свою женщину в узде и периодически поколачивает ее.

Теперь давайте рассмотрим реакцию Долорес, которая отвечает противодействием на действие мужа. Когда Джо бьет ее по спине поленом, женщина доходит до состояния преодоления порога невозврата. Неважно, сколько раз он прикладывал к ней руку ранее – этот был и будет последним. В Долорес пробуждается необузданная предприимчивость изменить равновесие семейных часов, и она угрожает Сент Джорджу топориком, давая понять, что подобное больше никогда не произойдет в этом доме – ни поленом, ни рукой. Среди тысяч и миллионов женщин во всем мире, которые ежедневно подвергаются насилию со стороны неудачников мужей, и о чем не принято говорить или заявлять в полицию, Долорес Клейборн находит в себе силы провести разделительную черту, между прошлыми годами и оставшимся сроком их брака.

Сент Джордж, ущемленный в своем презренном самолюбии, находит выход, как проявить себя и насолить жене. Будучи эгоистом и ничтожеством, он покушает на средства своих детей, которые должны были пойти на их будущее образование и которые тяжелым трудом годами зарабатывала жена. Долорес сталкивается со стереотипным отношением банковской системы, когда мужу даже не нужны документы, чтобы забрать средства своей жены, оформленные по всем правилам. Главная героиня здесь проводит вторую разделительную черту, символизирующую то, что деньги она вернет, обеспечит образование детям и увезет их отсюда. Она решается поговорить с управляющим банка еще раз, на что бы не решились большинство разбитых ситуацией женщин. Она не может снять эти деньги со счета мужа, но понимает, с подачки Веры Донован, как их вернуть детям.

Наиболее сильный и определяющий пример касается, без сомнений, табуированной темы инцеста. Сент Джордж, которого жена не пускает в кровать, которому угрожает топориком, а сам он и так мало на что способен от пьянства, пристает к собственной дочери. Он рассказывает девочке о мужских потребностях и переходит черту невозврата, когда Долорес обо все узнает. После общения с Верой и долгих размышлений, наша героиня решает на невероятное – на убийство своего же мужа, причем тщательно продуманным заблаговременно образом. Она ежедневно мучается мыслями, страдает от временного бессилия, и терпит почти год до подходящего момента с солнечным затмением. Эти невероятные усилия и качества показывают читателю по-настоящему сильного человека, волевую женщину.

Теперь давайте обратимся к примеру Веры Донован. Большую часть книги она предстает перед нами в не слишком приятном свете. Долорес описывает последние годы своей хозяйки в мрачном ключе человека, который утратил контроль, как над своим организмом, так и над рассудком. Однако, когда речь идет о событиях тридцатилетней давности времен смерти Сент Джорджа, Вера представляет собой независимую волевую женщину. Ее приемы пользуются успехом, прислуга трепещет перед ее голосом, Вера – самая богатая женщина в округе, а, возможно, во всей Америке 1960-х.

У сюжетной арки Верны Донован есть два момента апогея в раскрытии ее образа. Первый очевидный – диалог с Долорес, который и придает последней окончательной уверенности разобраться с мужем. Как оказывается, муж миссис Донован любил захаживать к любовницам, а тормоза на его машине могли не случайно отказать по пути от одной из них. Вера не признается в убийстве, но это читается в тексте. Она избавилась от изменника и стала богатой вдовой. Второй апогей связан со смертью ее детей. Как понимает Долорес, Вере потребовались нечеловеческие усилия, чтобы принять смерть своих детей, чтобы тридцать лет жить в реальности, где они все еще могут приехать в гости на выходные.

Независимые женщины. Долорес и Вера

Фильм Долорес Клейборн (1995)

65-летняя Долорес Клэйборн подозревается в убийстве миллионерши Веры Донован, у которой она работала экономкой и сиделкой. Долорес отрицает свою вину, но признается в убийстве мужа, совершенного много лет назад.

За минуту

Долорес и Джо Сент-Джордж поженились еще в юности, у них родилось трое детей: дочь Селена и сыновья Джо-младший и Пити. Но со временем Джо стал пить, бить Долорес и проматывать деньги. Женщине пришлось устроиться прислугой к состоятельным Майклу и Вере Донован. Майкл скоро погибает в автокатастрофе из-за неисправных тормозов, а Долорес становится у Веры экономкой.

Однажды Долорес жалуется Вере на мужа, и хозяйка намекает, как избавится от надоевшего супруга. Через несколько лет Долорес решается на убийство. Она заманивает пьяного мужа к старому колодцу, в который тот падает и разбивается. Полиция посчитала его смерть за несчастный случай.

Через много лет Вера становится инвалидом. Долорес за ней присматривает. Однажды хозяйка падает с лестницы и умирает, но сиделка в этом не виновата. Все свое состояние Вера оставила Долорес. Женщина хочет отказаться от денег в пользу детей миллионерши, но выясняется, что они давно погибли. Тогда Долорес жертвует деньги в детский приют.

Удивительно, но с хорошими матерями в литературе также оказалась напряженка. Я долго перебирала в памяти женские образы из прочитанных книг, и кроме Мелани Уилкс из “Унесенных ветром”, мне в голову ничего не приходило. Добрая и любящая мама Ростовых в “Войне и мире” показала свое истинное лицо в истории с Соней, а Пульхерия Раскольникова ради любви к одному ребенку хотела пожертвовать другим ребенком (на каком месте был сын, а на каком дочь, не надо уточнять). Фиона Клири стала отличной бабушкой, но как мать тоже была не без греха, Мэгги - тем более.

Долорес Клейборн. Героиня одноименной книги Стивена Кинга. Это женщина, совершенно неприглядная с виду, домработница, грубая и необразованная, но обладающая огромной силой.

Долорес много лет терпит побои мужа, но живет в те времена, когда нельзя так просто взять и уйти. То есть можно, но стыдно, некуда, не на что, а как же дочь без отца - история на все времена.

Ради дочери Долорес выполняет работу, с которой не справится ни один мужик. Это не просто тяжелый физический труд, многие мужчины тогда работали руками и тяжело. Это еще и труд душевный, потому что у Веры Донован огромные требования и она изводит морально. Ни одна домработница не справлялась, пока не появилась Долорес. Ей помогала мотивация накопить денег - уже не для себя, а для дочери, чтобы дочь училась и уехала подальше.

Но времена были такие, что деньги с вклада на имя Долорес отдали ее мужу. Это был маленький городок, все друг друга знали, и было убеждение, что в семье все деньги общие, как не отдать?

Исчезают деньги, скопленные за годы тяжелого труда на образование Селены. Муж не просто пьянь, он еще и пристает к дочери.

У Долорес сильные рабочие руки, которыми она ворочает не только корзины с бельем, но и парализованную хозяйку. И такая же сильная личность. Она очень молчалива, вы заметили? Она никогда не треплется зря (за это хозяйка ее уважает и ценит). Умение не вываливать все, что происходит в душе, это одно из качеств сильного человека.

“Несчастный случай - лучший друг несчастной женщины”, говорит Вера, намекая на эпизод со своим мужем, и несчастный случай происходит уже с мужем Долорес.

Из-за дочери эта женщина пошла на все: сначала плюнула на всю жизнь, гнула спину годами, а потом взяла на душу грех. А если не верила в божий суд - поставила себя под угрозу суда человеческого.

Оценила ли это Селена? Конечно, нет. В этом вся боль истории Долорес. Взрослая Селена хорошо образована, у нее сложная умственная профессия, она по социальному статусу намного выше своей матери. Но она неврастеничка, зависимая от таблеток. У нее нет и грамма стойкости матери. Она не испытывает благодарности к матери, избавившей ее от отца, хотя, вероятно, считает эпизоды с отцом “виновными” в ее неудавшейся жизни.

Неблагодарность - основная черта никчемных людей, а Селена, при всем ее уме, никчемна.

Что еще могла сделать Долорес для дочери? Она бы не смогла подарить ей свою стойкость. А больше у Долорес ничего не осталось. Получается, она совершила обычный материнский подвиг - просто отдала все, что могла.

Читайте также: