Догматическая среда в школе

Обновлено: 05.07.2024

50 Часть I. Моделирование образовательной среды

Г ава II. Моделирование образовательной среды j]

тания, возможно, слепком самого лучшего, самого передо-ого что было в этой среде, но, бесспорно, пронизанного догматическим духом.

52 Часть I. Моделирование образовательной среды

Моделирование образовательной среды yd

Подобную образовательную стратегию полтора века назад решительно критиковал Н.А.Добролюбов:

54 Часть I. Моделирование образовательной среды

«Трактуя со своих педагогических высот вопросы о воспитании, мы до сих пор очень сильно напоминали басню, в которой поставили волков в начальники над овцами. Здесь все обстоятельства были прекрасно соображены, все голоса собраны, только одного недоставало: не спросили самих овец. Вознесшись на своего нравственного конька, воспитатель считает воспитанника своей собственностью, вещью, с которой он может делать, что ему угодно. "Дитя не должно иметь своей собственной воли, — говорят премудрые педагоги, — оно должно слепо подчиняться требованиям родителей, учителей, вообще старших. Приказание воспитателя должно быть для него высшим законом и исполняться без малейших рассуждений. Безусловное повиновение — главное и единственно необходимое условие воспитания. Воспитание своей последней целью и имеет именно то, чтобы на место неразумной воли ребенка поставить разумную волю воспитателя".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рассмотрим догматическую образовательную средув трудах Коменского. Коменский создал педагогику, в основе своей препятствующую развитию свободной и активной личности. Спроектированная им среда функционирования образовательной структурыоказалась слепком со средневековой среды обитания, возможно, слепком самого лучшего, самого передового что было в этой среде, но, бесспорно, пронизанного догматическим духом. В его педагогической системе ценности и интересы общества приоритетны по отношению к ценностям и интересам личности, и здесь ребенок должен постоянно подстраиваться под воспитателя.

Безмятежная образовательная среда по Руссо

Характерно, что в системе Руссо личность педагога подбирается таким образом, чтобы максимально избежать авторитарного давления на воспитанника. В педагогической системе Руссо воспитание, безусловно, носит индивидуальный характер.Педагогика Руссо в целом направлена на развитие инициативности ребенка, которому придается принципиальное значение. При этом акцент делается скорее на практическую сторону воспитания человека, нежели на творческую.

Образовательная среда, спроектированная Руссо, может быть определена как безмятежная среда пассивной свободы, соответствующая добродушному школьному типу Лесгафта.

Карьерная образовательная среда

Принципиальное значение придается в образовательной системе Локка развитию в личноститакого качества, как инициативность. Также он рассматривает развитие творческих способностей в личности.

Спроектированная Локком образовательная среда способствует развитию прежде всего гражданских, нравственных качеств личности, которым он придавал первостепенное значение. Даже развитие в ребенке яркой индивидуальности рассматривалось Локком в социальном контексте — в качестве реальной силы развития общества. Можно констатировать, что для Локка общественные ценности стоят выше личностных.

Локк также был сторонником того, что дети с ранних лет должны учиться беспрекословно подчиняться своим воспитателям.

Стратегия взаимодействия воспитателя с ребенком, согласно требованиям Локка, должна разрабатываться с учетом индивидуальных психологических особенностей воспитанника.

Образовательная среда, спроектированная Локком, может быть классифицирована как карьерная образовательная среда зависимой активности, соответствующая, честолюбивому школьному типу по Лесгафту.

В такой среде развивается активная личность, которая ориентируется на собственный упорный труд для достижения высокого общественного положения. Такой личности присуще стремление к карьере, причем характерна значительная зависимость активности от общественной оценки, признания окружающих.

Творческая образовательная среда

Совершенно особая образовательная среда была спроектирована в первой половине XX века выдающимся польским педагогом Янушем Корчаком.

С точки зрения Корчака, воспитателям следует тщательно и всесторонне изучать детей для того, чтобы педагоги могли наиболее эффективно помогать детскому развитию, творчески подстраиваясь под этот процесс.

Корчак всегда выступал как сторонник индивидуального воспитания, которому он придавал первостепенное значение в своей педагогической системе.

Несмотря на то, что педагогическая деятельность Корчака, как и Макаренко, проходила в условиях образовательных учреждений закрытого типа (детских домах), ему удалось органично синтезировать индивидуальное содержание воспитательного процесса с его коллективной формой, в результате чего детский коллектив не выступал препятствием развития личностной свободы отдельного ребенка.

Корчак крайне отрицательно относился к любым формам наказания ребенка.

Образовательная среда, созданная Корчаком, была ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка. Он, как и Локк, считал, что ни в коем случае нельзя ограничивать детскую активность, что эта естественная активность ребенка является важнейшим фактором его личностного развития.

Развитие творческих способностей ребенка также занимало важное место в педагогической системе Корчака. Детское творчество связывалось Корчаком (как и Локком) не только с искусством или конструированием, но прежде всего с таким.

Образовательная среда, спроектированная Корчаком, может быть классифицирована как творческая образовательная среда, соответствующая нормальному (идеальному) школьному типу Лесгафта. Эта среда в наибольшей степени обеспечивает возможности развития свободы и активности ребенка.

В докладе дается подробная характеристика основным образовательным средам: "догматической", "безмятежной", "карьерной", "творческой".

ВложениеРазмер
doklad.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Выделяют четыре типа образовательной среды:

Для развития творческой личности оптимальной средой является творческая образовательная среда.

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

Догматическая образовательная среда формирует пассивную и зависимую личность.

Показательно, что именно догматический тип образовательной среды оказался наиболее распространенным в различных учебных заведениях самых разных стран и эпох, включая и нынешнее время. Такой тип образовательной среды формирует людей, заключенных в своеобразную психологическую тюрьму.

Среда безмятежного потребления: «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты.

Такая личность всегда довольна тем, что у нее есть и не способна к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире. Это свободная, но пассивная личность.

Это активная, но зависимая личность.

В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Таким образом, творческая образовательная среда – единственная, которая способна обеспечить личностное саморазвитие субъекта.

Индивидуализированное обучение предполагает большой удельный вес самостоятельной работы ученика, как в школе, так и вне её. Зоны для индивидуального обучения должны предоставлять выбор формы приобретения и усвоения новых знаний, например:


  • Рабочие столы и другие поверхности (например, подоконники) — для письменных заданий, работы за ноутбуком и пр.
  • Места за школьными персональными компьютерами;
  • Мягкие кресла, диваны, лежаки — для чтения, повторения, короткого отдыха.


Под этой формой обучения подразумеваются уроки в классе, лекции, работа над командными проектами, семинары и другие занятия, где ученик должен коммуницировать с другими обучающимися и/или педагогами. Физическая среда в большой степени будет диктовать поведенческую модель и педагогам, и ученикам, что в свою очередь влияет на образовательную среду как форму общения.

Проведение урока в потоковой аудитории подразумевает доминирующую роль преподавателя, в то время как на занятии с круговой или свободной рассадкой активность учеников возрастает

Общение учеников друг с другом также имеет различные формы в зависимости от обстановки: соревновательная форма в спортивном уголке, дружественная — в уютной лаунж-зоне, партнёрская — в библиотеке, рабочая — в специализированной лаборатории и т. п.




Подводя итоги, можно сделать вывод, что образовательная среда — это совокупность множества факторов, включая физические и психологические компоненты. Физическое пространство влияет на взаимодействие педагога и ученика, показывая доступные формы общения и подталкивая к использованию их во всём многообразии. Однако образовательную среду также формируют и педагогические процессы, и взаимодействие с другими учениками, и возможности для развития и реализации личных талантов и предрасположенностей.

Для формирования комфортной образовательной среды мы рекомендуем отталкиваться от желаемого результата : каким должен быть выпускник учебного заведения? какие навыки у него развиты? насколько он социально адаптирован? насколько независим в своих суждениях?

Исходя из желаемого результата, дизайнеры образовательной среды подбирают средства для достижения обозначенных целей — только после этого начинается работа над созданием проекта школы. Такой подход к проектированию детских садов и школ позволяет формировать комфортную для развития образовательную среду, которая ориентирована на общую направленность деятельности учреждения, его миссию и перспективы развития.

Читайте также: