Дмитрий быков истребитель краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 530 стр.
  • Жанр:и сторическая литература, с овременная русская литература
  • Теги:в оенная авиация, в оенные летчики, п редвоенный период, р едакция Елены Шубиной, с ильные люди, с оветская эпохаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Отзывы 30

Роман получился слабый, скучный и, главное, ненужный. Все, что хотел донести автор, – неколько нелишенных

проницательности суждений о природе сталинских 30-х – вполне могло бы уместиться в две старницы публицистической статьи или десяток страниц эссе, если уж так поджимает. Для чего понадобилось облекать это в маловысокожудожественную форму 400-страничного опуса, решительно не понятно.

Вместо эстетического наслаждения от краcот слога, глубоких философских прозрений на фоне головокружительного сюжета, обыватель, заплативший, как например я, 4 трудовых доллара получает бесструктурную кучу каких-то дурацких разговоров, встреч с роковыми женщинами, которые все, как на подбор, с ведьминой косинкой (вариант – рыжинкой) и говорят загадочно и страшно.

Аномальная фиксация отечественных прозаиков на историческом прошлом, мягко говоря, не новость. Дмитрий Быков вроде бы следует этому популярному тренду – но в то же время движется параллельным курсом. С одной стороны, половина его сольных романов – книги исторические. Но при этом все они посвящены только одной стране и только одной эпохе: советской истории первой половины XX века с редкими заходами в пятидесятые – шестидесятые, иные времена и континенты автора практически не интересуют.

С летчиками все понятно. Испытатель – фигура многогранная и символическая. Плоть от плоти советской эпохи с ее лагерями и шарашками, индустриализацией и коллективизацией, искренним преклонением перед вождем и предчувствием неизбежной грядущей войны. Мифический герой, воспаряющий над бренным миром, преодолевающий себя, стремящийся к невозможному. Новый аристократ в стране декларированного равенства. Народный кумир с ограниченным сроком годности: уже к концу 1930-х отношение к авиационным рекордам в СССР изменилось, и испытатели утратили свой уникальный статус – к счастью для них, большинство героев романа до этого момента не дожили. И так далее и тому подобное – удивительно, что до Дмитрия Быкова никто не пытался всерьез раскрыть потенциал этого образа.

Прототипы героев вроде бы вполне узнаваемы: парашютистка-рекордсменка Берлин-Шапиро у Быкова получает фамилию Лондон, Чкалов превращается в Волчака, Коккинаки – в Канделаки. Но сходство не полное: персонажи книги летают на других машинах, гибнут при иных обстоятельствах, чем реальные испытатели, некоторые образы и вовсе собирательные.

Загадочная женщина без прошлого и патологоанатом, подозреваемый в убийстве, жертва и преследователь – они не могут обойтись друг без друга, составляют неразрывный дуэт, единое целое. Пожалуй, это единство – главный лейтмотив книги, основа мироощущения человека 1930-х. Все герои книги Быкова чувствуют себя соучастниками, все они заодно: наблюдательный и чуткий журналист, который понимает о своей эпохе слишком многое, – и прокурор Вышинский, инженеры из шарашки – и лукавый черт Берия, советский летчик, сражающийся в небе Испании, – и пленный немецкий офицер. Они делают одно большое важное дело: и те, кто сидит, – и те, кто сажает, и тот, кто расстреливает, – и те, кого расстреливают.

Дмитрий Быков. Истребитель: Роман. – М.: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2021.

Дмитрий Быков поражает своей фантастической работоспособностью и плодовитостью. Кажется, он успевает все: писать стихи, романы и эссе, озвучивать аудиоверсии собственных произведений, вести радиопередачи и колонки в печатных СМИ, разъезжать по стране с лекциями и творческими встречами — и все это с какой-то совершенно запредельной интенсивностью.


Фото: Арина Томашова / It's My City

Конструкции самолетов, пилотаж, унылое однообразие полярной ночи на затертых во льдах кораблях — все это описано со знанием дела, хотя в предисловии Быков и делает оговорку, что книгу не стоит рассматривать как справочник по истории советской авиации. Роман не является ни документальным, ни производственным: истории о трансконтинентальных перелетах и покорении Северного полюса перемежаются едва ли не мистическими интермедиями о патологоанатоме Артемьеве и его пропавшей жене, а одна из глав посвящена некоей глубоко законспирированной сети (секте?) ученых-эзотериков.

На этом фоне главным положительным героем книги о сталинских соколах парадоксальным образом оказывается инженер Кондратьев, который отказался от контракта с Мефистофелем и потому не был причастен к советским авиарекордам. Однако это не помешало ему разработать лунный модуль для будущих покорителей космоса. И именно его — Кондратьева — именем был назван кратер на Луне.

Тот, кто не продал дьяволу душу, в итоге пусть и метафорически, но оказался выше всех.

Дмитрий Быков. Истребитель. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Очень скучная книга, топорный язык, убогая идей, попытка оправдать сталинские преступления и советский союз с помошью привлечения идей о высокой миссии и благородном порыве людей того времени, ставивших никому не нужные рекоды во имя величия ссср. Не тратьте деньги и время зря.

Отличный роман. Одна из немногих прочитанных в последнее время книг, которую читала не отрываясь, и отложив в сторону обычно одновременно параллельно читаемые книги.
Фаустианство фаустианством, но гораздо важнее мне кажется показанная автором достаточно широкая панорама достижений того времени, атмосфера стремления за пределы возможного - вперед и выше любой ценой. Для молодых современников, для которых описываемая эпоха ассоциируется только с репрессиями и ничем больше, очень своевременная и нужная книга.
Рассказываю о ней на видео.

Первая достойная книга Быкоова со времен Орфографии.

Больше всего зацепило переплетение реального и метафизического, мистического. Не выглядело нарочитым, искусственным

Стать героем СССР.

То есть совершать подвиги, ставить рекорды и в конце концов погибнуть неожиданно и трагически.

советский мифологический опыт
(боги/герои)
как путь к вершинным уровням прорывов экзистенциального и технологического плана.
"оправдание"эпохи советского проекта-одна их магистральных тем автора
(см.ещё "Оправдание")-здесь более широко явлено.
все оправдано(ницшеанское"я был очень высоко"),но в
равной мере и бессмысленно.
все округлое,статуарное,но фрагментарное и неживое.
потому валится в пустоту.
и о тексте и о смыслах.

P.S эпиграф из песни БГ хороший.

Чудовищное многословие при мизерной идейной составляющей. Всё вторично, эклектично и бессмысленно по сути. Словом, не книга, а полное недержание речи, так свойственное господину Быкову.

Фото обложки и страниц книги для ознакомления.

Это рассказ о летчиках асах, в тридцатые годах прошлого века на далеких от нынешнего технического совершенства машинах, ставивших рекорды скорости, высоты, дальности, грузоподъемности.

Как-то так получилось, что очень немногие из них пережили первый взлет своей немыслимой славы, буквально оказавшись теми, кто живет по законам другим, и кому умирать молодым. Даже до Великой Отечественной мало кто из них дожил. Новому культу без надобности оказались святые предстоятели.

Структурно "Истребитель" представляет собой семь достаточно автономных глав (девять с прологом и эпилогом), объединенных фигурой журналиста Бровмана, реальным прообразом которого стал известный в то время репортер Лазарь Бронтман. Талантливый и фантастически работоспособный, он оказывался на острие самых ярких событий: спускался в шахты, летал с пилотами, освещал папанинскую и челюскинскую экспедиции, зимовал на полюсе в затертом льдами "Седове".

В остальном, отдельные главы посвящены нескольким фигурам с рассказом о наиболее значительных, связанных с ними, событиях. С финальной интермедией каждой из глав, напрямую никак не соотносящейся ни с личностями героев ни содержанием. В большинстве которых появляется загадочная женщина в повторяющемся сюжете взаимодействия с разными (не героями) мужчинами.

На этом имеет смысл остановиться подробнее, хотя, если разного рода метафизику считаете чушью собачьей, пропускайте этот абзац. Образ магнетически притягательной, с легкой (а чаще выраженной), сумасшедшинкой, красавицы - он сквозной в быковском творчестве и искать героине соответствий в реальности скорее всего бесполезно. Она метафорическое выражение России, которая не может существовать без тех, кто ее убивает. Даже не так. Которой для продолжения "не-жизни", в какой она пребывает, необходимы периодические взаимные инвольтации с Истребителем.

Коротко расскажу о главах. В прологе "Красный стакан" тех, кто помнит советское детство, ждет ностальгическая встреча с "Синей чашкой" Гайдара. "Прыжок", первая глава о роковом затяжном парном прыжке Тамары Ивановой и Любови Берлин (Лондон в романе). "Сеть" создание КБ Антонова, шарашки, к работе в которой необходимо привлечь лучшие умы, о том, что некоторые, даже и тогда, выбирали возможность строить другую сеть по иным принципам.

"Двое" параллельный рассказ о герое Испании Анатолии Серове, в романе Петрове (в реальности женатом на актрисе Валентине Серовой, которую любил Константин Симонов, "Жди меня" - это ей, вот так все было туго переплетено: не мир тесен, а прослойка тонка). Вторая линия главы - женский экипаж Гризодубовой, Осипенко, Расковой.

Эта часть книги так трогательна, романтична, до предела насыщена литературными и киноаллюзиями с отсылками к реальным событиям - и одновременно едва ли не ернически сатирична в части дальневосточной тайги, где шагу не ступишь, не наткнувшись на очередного культурного героя и культового персонажа. Кто любит быковское творчество, без труда опознает пародию на "Доктора Живаго", нежность к которому не мешает Дмитрию Львовичу бесконечно повторять, что там все со всеми совершенно ненатуральным образом встречаются.

"Вылет", четвертая глава, исполнена героической романтики и наиболее конспирологична. Ее герой аристократ Гриневицкий (в реальности прототипом послужил Сигизмунд Леваневский). Центральной фигурой пятой и шестой глав соответственно "Вождь" и "Дождь", будет Волчак (достаточно узнаваемый Чкалов, хотя он не тождественен прототипу, являя собой скорее собирательный образ тогдашних героев, как Стаханов, Мамлякат Нахангова).

Седьмая "Сжатие" - единственная не о летчиках, посвящена двухлетнему полярному дрейфу сжатого льдами ледокола "Седов", и будет по достоинству оценена поклонниками симмонсовского "Террора". А еще, в ней невыносимо трогательная и прекрасная история венгерского физика Карла Сцилларда, которая для меня жемчужина книги. Автор говорит, что это было на самом деле, с чего бы мне ему не верить?

Читайте также: