Для направления ребенка в специальный детский сад необходимо обследование на

Обновлено: 08.07.2024

Федеральный центр ПМПК осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих на территории Российской Федерации.

Основной задачей Федерального центра ПМПК является методическое, экспертное, информационное и консультационное сопровождение деятельности ПМПК.

Основные направления деятельности ФЦ ПМПК:

▪ Создание и обеспечение функционирования портала информационной поддержки деятельности ПМПК;

▪ Разработка и издание методических и информационных материалов для руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников и иных заинтересованных лиц;

▪ Организация и проведение Всероссийских конференций, межрегиональных семинаров, вебинаров, мастер-классов и иных мероприятий по вопросам деятельности ПМПК;

▪ Осуществление супервизий деятельности ПМПК;

▪ Осуществление мониторинга деятельности ПМПК;

▪ Консультирование руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей) по вопросам деятельности ПМПК.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее — ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии).

Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.

Если Вам с Вашим ребёнком предстоит пройти процедуру психолого-медико-педагогической комиссии, этот маршрутизатор поможет Вам подготовиться к ней.

Шаг 1. Подготовка и предоставление документов

Для проведения обследования ребенка Вам необходимо предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка
в комиссии ( бланк заявления Вам предоставит специалист комиссии и поможет в его заполнении );

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка ( предоставляются
с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии
);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации ( при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации ( для обучающихся образовательных организаций) (при наличии );

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка ( при наличии );

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией ( для обучающихся образовательных организаций );

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка ( необходимо взять с собой, после их анализа, комиссия вернет Вам работы)

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Если у Вас возникнут вопросы на этапе подготовки документов для ПМПК, Вы можете задать их специалисту, непосредственно отвечающему за оформление документов в конкретной ПМПК, чаще всего эти функции выполняет социальный педагог ПМПК).

Шаг 2. Диагностическое обследование

В 5-дневный срок с момента подачи документов комиссия проинформирует Вас
о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.

В назначенный день Вам необходимо вместе с ребёнком явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал. Не следует начинать процедуру обследования, если ребенок болен.

Вы имеете право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.

Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура
и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования,
а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей).

— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений в его развитии;

— определение специальных условий для получения образования (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; предоставление услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ).

Деятельность каждого специалиста ПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.

Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

Целесообразно предоставление на ПМПК различных рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Представление различных тетрадей позволит дефектологу проанализировать разные виды письменной деятельности. Целесообразно представление на ПМПК рабочих тетрадей за текущую четверть (полугодие). Анализируя тетради, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их
в процессе диагностики. Крайне важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая должна отражать общую ситуацию развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное — чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.

Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.

Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

Социальный педагог, характеризует социальный статус ребенка.

В случае, если у Вашего ребёнка есть нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ПМПК иметь заключение врача-сурдолога или врача-офтальмолога.

Анализ представленных Вами документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.

В случае, если Вы проходили обследование в территориальной ПМПК и не согласны с её решением, у Вас есть право обратиться в центральную ПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях (например, при отсутствии в составе территориальной ПМПК узкопрофильного специалиста (тифло-, сурдопедагога, например), может порекомендовать Вам обратиться в центральную ПМПК.

Шаг 3. Подготовка заключения (степень Вашего участия)

Заключение ПМПК оформляется на бланке комиссии. В нём отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ПМПК делает вывод о том, нуждается/не нуждается ребенок в создании специальных условий получении образования, нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении тьютором являются:

-трудности понимания инструкций учителя;

-трудности организации собственной продуктивной деятельности.

Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении ассистентом (помощником) являются:

— трудности в передвижении по образовательной организации;

— трудности организации самообслуживания.

Форму обучения (очное, очно-заочное, заочное) специалисты ПМПК не определяют. Это решение принимается Вами совместно с образовательной организацией с учетом рекомендаций врачебной комиссии исходя из состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжёлых множественных нарушений развития, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть выбрана иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия, руководствуясь своими нормативными актами. ПМПК же определяет вариант адаптированной основной образовательной программы, по которой будет реализовываться образование (не важно, на дому или в образовательной организации).

При получении Заключения ПМПК (а его Вам выдадут не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня проведения обследования.), Вас ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях Вашего ребенка
и специальных условиях получения образования, необходимых Вашему ребенку в образовательной организации, об организациях, находящихся на территории, где вы проживаете, в которых такие условия созданы, Помните, что специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию.

Шаг 4. Выбор образовательного маршрута

Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) – это форма индивидуального сопровождения ребёнка в ДОУ, испытывающего трудности в развитии и социальной адаптации.

Целью ПМПк является обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи ПМПк:

  1. Своевременное выявление нарушений и резервных возможностей детского развития.
  2. Консультирование родителей по выявленной проблеме детского развития.
  3. Выработка совместно с семьей стратегии коррекционно-развивающей помощи ребенку.
  4. Содействие семье в случае невозможности оказания адекватной коррекционно-развивающей помощи в детском саду
  5. Взаимодействие с территориальной ПМПК.

Состав ПМПк детского сада

- председатель ПМПк (заведующая/старший воспитатель),

Взаимодействие специалистов и родителей

по сопровождению детей с ОВЗ

  1. Обследование ребёнка специалистами ПМПк может осуществляться по инициативе, как родителей, так и педагогов ДОУ.
  2. ПМПк ДОУ может принимать решение о направлении ребенка на территориальную психолого-медико-педагогический комиссию (далее ПМПК) для определения образовательного маршрута с целью преодоления проблем развития и социальной адаптации.

Ребенок направляется на комиссию более высокого уровня в том случае, если:

  • в данном образовательном учреждении отсутствуют условия, необходимые для индивидуального сопровождения ребенка с особыми потребностями;
  • необходима углубленная диагностика;
  • необходимо изменение образовательного маршрута;
  • родители не принимают решение и рекомендации консилиума (конфликтные вопросы).

Территориальная ПМПК выявляет детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и даёт рекомендации по оказанию им необходимой помощи и организации обучения и воспитания.

Пакет документов для ПМПК

- направление образовательной организации (выдается в детском саду);

- психолого-педагогическая характеристика ребенка, содержащая развернутое и подробное описание особенностей познавательных процессов, индивидуально-личностных особенностей ребенка и его социальной адаптации (выдается в детском саду);

- свидетельство о рождении ребенка, копия свидетельства о рождении ребенка;

- паспорт родителя (законного представителя), сопровождающего ребенка на ПМПК;

- подробная выписка из истории развития ребенка с заключением врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

- медицинская карточка ребенка (по желанию родителя, законного представителя).

Организационные вопросы

Территориальная ПМПК – муниципальное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и

Место нахождения: 150054, г. Ярославль, проспект Ленина, д. 26.

Часы работы: с 9.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Получить полную информацию о работе ПМПК и записаться на прием к специалистам Вы можете по телефону: 73-81-59

Запись ребенка на ПМПК осуществляется родителем (законным представителем) при личном обращении в регистратуру центра с наличием пакета документов. Секретарь-регистратор назначает время приема ребенка в ПМПК по согласованию с родителем (законным представителем).

О дате прохождения ПМПК просим Вас сообщать воспитателям.

По результатам обследования ребёнка на ПМПК родителям (законным представителям) выдается заключение, дающее право на специальное (коррекционное) образование.

Заключение имеет рекомендательный характер и окончательное решение и ответственность о выборе образовательного маршрута для ребенка остается за родителями (законными представителями).

После прохождения ПМПК и получения рекомендаций копию заключения необходимо предоставить заведующему ДОУ.

Оригинал заключения ПМПК необходим для постановки на очередь в комбинированную или коррекционную группу детского сада при изменении образовательного маршрута.

Обращаем Ваше внимание:

За принятие окончательного решения по оказанию (не оказанию) ребенку коррекционно-развивающей помощи, изменению (сохранению) образовательного маршрута ответственность несут родители (законные представители) ребенка.

При отказе от прохождения ребёнком ПМПК родители подписывают заявление-отказ установленной формы . Далее ответственность за дальнейшее полноценное развитие ребёнка, оказание ему коррекционной помощи родители (законные представители) возлагают на себя.

Если вы хотите отдать ребенка в детский сад или спортивную секцию, ему потребуются медицинские справки.

Чтобы поступить в детский сад, нужно пройти профилактический осмотр врачей-специалистов и оформить медицинскую карту (форма 026/у-2000). Для посещения спортивных секций, в зависимости от интенсивности тренировок, нужно получить справку либо от участкового педиатра, либо у спортивного врача.

2. Как оформить медкарту для ребенка?

Чтобы оформить медицинскую карту, ребенку нужно пройти обследование у врачей-специалистов (педиатра, невролога, детского хирурга, детского стоматолога, офтальмолога, оториноларинголога, детского психиатра, акушера-гинеколога (девочки) или детского уролога-андролога (мальчики) и сдать анализы (общий анализ крови, общий анализ мочи, кровь на уровень глюкозы, анализ кала на яйца гельминтов).

В целом обследование должно занять не более 30 дней. На основании его результатов врач-педиатр оформит медицинскую карту формы 026/у-2000. Форма содержит сведения о вакцинации и заключительный диагноз о состоянии здоровья с указанием физкультурной группы. Для детей эта услуга в государственных клиниках бесплатна. Для ее оформления необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и полис ОМС ребенка.

3. Какие справки нужны для спортивных секций?

Если ребенок хочет заниматься в спортивной секции с тренировками не чаще двух раз в неделю и продолжительностью не более 60 минут, ему понадобится справка от врача-педиатра. Обновлять ее нужно раз в 12 месяцев. Для получения справки нужно обратиться в кабинет выдачи справок и направлений в вашей поликлинике. Справку выдает врач-педиатр в день обращения после профилактического осмотра (при необходимости может быть назначено дополнительное обследование, которое займет не больше 14 дней).

Для занятий в профессиональной секции (в спортивной школе) с тренировками не реже двух раз в неделю нужно пройти углубленное медицинское обследование в физкультурном диспансере или в поликлинике, где заключение для занятий спортом выдает спортивный врач. Проводить его нужно не реже одного раза в 12 месяцев. В углубленное обследование входит посещение профильных специалистов (педиатра, травматолога-ортопеда, хирурга, невролога, оториноларинголога, офтальмолога, кардиолога), а также клинический анализ и биохимический анализ крови, клинический анализ мочи, антропометрия, электрокардиография, эхокардиографическое исследование, спирография, флюорография или рентгенография легких (с 15 лет, не чаще 1 раза в год), УЗИ органов брюшной полости, малого таза, щитовидной железы.

4. Нужно ли получать справку после летних каникул?

Раньше после летних каникул родители всех дошкольников должны были получать справку из детской поликлиники об отсутствии контактов с инфекционными больными (с осмотром ребенка на педикулез и чесотку). В 2019 году эта процедура была упрощена: теперь такая справка понадобится только тем, кто попал в зону распространения инфекции.

Данные столичного управления Роспотребнадзора об очагах инфекций объединили с адресными списками воспитанников детских садов, пропустивших более пяти дней. С семьями, попавшими в зону риска, свяжутся напрямую и проинформируют о том, что перед возвращением ребенка в детский сад им нужно пройти осмотр в поликлинике и получить справку о состоянии здоровья. Родителям и воспитателям придет письмо по электронной почте и с помощью СМС-рассылки. Из детского сада также позвонит воспитатель группы. Всем остальным детям, которые уходили на каникулы, но не попали в эту зону риска, справка об отсутствии контактов с больными не понадобится.

Вместе с тем, все дети после летних каникул обязаны пройти обследование на энтеробиоз. Оно проводится в первые две недели учебного года в самих детских садах.



ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

В субъектах Российской Федерации работают центральные и территориальные комиссии.

Деятельность ПМПК направлена на определение особых образовательных потребностей и условий, необходимых для развития и обучения детей.

Причины обращения в ПМПК



В ПМПК обращаются родители по собственной инициативе, по направлению образовательной организации или медицинского учреждения.


Состав ПМПК Для чего проводится комплексное

психолого-медико-педагогическое обследование ребенка?

По результатам обследования определяются условия для получения образования и рекомендации по обучению и воспитанию ребенка.

Специалисты ПМПК не устанавливают диагнозы, не принимают решение о необходимости индивидуального обучения или обучения на дому, не переводят из класса в класс и не определяют образовательную организацию.



Документы, необходимые для обращения в ПМПК

1. Документы, удостоверяющие личность родителя и ребенка:

– копия паспорта родителя (законного представителя), копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта ребенка (при достижении ребенком 14 лет);

– документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (приказ о назначении опекуном);

Копии документов делаются родителями заранее, предоставляются в комиссию в день обследования с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии.

2. Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающегося.

3. Характеристика воспитанника /обучающегося/ для предоставления на ПМПК, выданная образовательной организацией.

4. Выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации).

5. Письменные контрольные и самостоятельные работы по русскому (родному) языку, математике (для школьников), рисунки (для дошкольников).

6. Табели успеваемости с итоговыми оценками за прошлый учебный год и итоговыми оценками за четверть (полугодие) текущего учебного года (для школьников).

7. Заключение (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии для всех, обязательно – для тех, кто проходит ПМПК повторно, для участников ГИА).

При подготовке документов в комиссию обратите внимание:

Заключения всех врачей должны быть заверены печатью, а бланк выписки – треугольной печатью поликлиники. Срок действия выписки составляет 6 месяцев на момент подачи документов в комиссию. Для полноценного обследования ребенка на заседание комиссии желательно приносить также медицинскую карту из детской поликлиники.

Заключение и характеристика на обучающегося / воспитанника готовятся заранее (до прохождения комиссии) специалистами консилиума образовательной организации и выдаются родителю (законному представителю) для ознакомления и предоставления в ПМПК.



Правила для родителей (законных представителей)

по сопровождению ребенка на ПМПК

– Не переживайте сами за процесс и результаты обследования или, по крайней мере, старайтесь не показывать своего волнения. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

– В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае если ребенок заболел, попросите перенести комиссию на другой день!

– Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно – без спешки заполнить документы и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.

– Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом Вас.

– После комиссии обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!

– Найдите, за что можно похвалить ребенка и как поддержать уверенность.

– После комиссии ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.

Процедура обследования в ПМПК



Обследование всегда проходит в присутствии родителей (законных представителей). Возможно проведение обследования в режиме видеотрансляции, когда с ребенком и родителями взаимодействует один специалист, а остальные специалисты наблюдают за процедурой обследования дистанционно. Это более комфортно для ребенка и родителей.

Специалист комиссии задает ребенку вопросы и просит выполнить задания. Все методики обследования подбираются с учетом возраста и возможностей ребенка.

Объективные выводы специалистов ПМПК по результатам диагностических обследований являются основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

После обследования ребенка проводится консультация для родителей (законных представителей). Внимательно выслушайте рекомендации специалистов ПМПК по результатам обследования ребенка. При необходимости, запишите важную информацию. Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

Результаты обследования: заключение ПМПК



Заключение содержит рекомендации по образовательной программе, подходящей для ребенка. Это может быть адаптированная или основная образовательная программа дошкольного, начального, основного, среднего общего или профессионального образования. Программа рекомендуется на уровень образования.

Также в заключении ПМПК перечисляются специальные образовательные условия. Они включают специальные методы обучения, специальные учебники и учебные пособия, специальные технические средства обучения, услуги ассистента (помощника), тьюторское сопровождение, рекомендации по особой организации пространства.

В зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка указываются направления коррекционной и профилактической работы специалистов сопровождения (психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога).


Заключение ПМПК и права родителей

Заключение ПМПК для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер.

Предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка.

Родители (законные представители) имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации.

Заключение комиссии действительно для предъявления в течение одного календарного года с даты его подписания.

Заключение ПМПК может быть предъявлено в бюро МСЭ, так как оно учитывается при заполнении индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида.

Помните: Чем раньше ребенку будет оказана помощь – тем больше шансов на успех!

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).

Бланк согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение.

Бланк заявления на организацию занятий с ребенком.

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 233 представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

Цель деятельности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее сответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).

В МАДОУ - детском саду № 233 организован и действует логопедический пункт.

2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАДОУ- детском саду № 233 создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

Для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Разработана версия официального сайта МАДОУ для слабовидящих. Для детей в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.

3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ учтены

В МАДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.

Организационное обеспечение.

Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ПМПК города Екатеринбурга. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.

Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Материально-техническое обеспечение

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МАДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (частичное наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МАДОУ (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МАДОУ.

Организационно-педагогическое обеспечение.

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение пор АОП ДО.

Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

МАДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

В МАДОУ работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.

Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня.

В работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

МАДОУ - детский сад готов принять детей с различными нарушения в развитии и здоровья.

Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).

МАДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).

Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МАДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.

Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МАДОУ.

Особенности коррекционно-развивающей работы в МАДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.

Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными
партнерами.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

- развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;

- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на дошкольном уровне общего образования

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Читайте также: