Для исследования зрительного анализатора в период адаптации детей в школе используют

Обновлено: 08.07.2024

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.

Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и во многом зависит от внимательного к нему отношения учителей и родителей. Особая проблема — адаптация детей с нарушениями зрения.

Исследования советских дефектологов Л. С. Выготского, М. И. Земцовой, А. И. Зотова, А. Т. Литвак, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой показали, что в развитии нормальных и аномальных детей существуют общие закономерности. Своеобразие развития аномального ребенка обусловлено характером дефекта. Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченным, неполноценным, отрывочным восприятиям, которые выражаются в бедности, неточности, фрагментарности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, что осложняет в известной степени процесс обучения, а также сам процесс адаптации.

Исследования, посвященные готовности детей со зрительной недостаточностью к обучению, показали, что среди поступающих в подготовительный класс насчитывается до 30% учащихся, не имеющих необходимого уровня готовности к усвоению школьного программного материала (3. Г, Ермолаева, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова, Л. И. Моргайлик, Л. И. Солнцева, Т. П. Свиридюк, В. А. Феоктистова).

Важнейшая задача, стоящая перед педагогами младших школьников с нарушениями зрения,- пробудить их самостоятельность, вызвать интерес к познанию, научить приемам и способам познания. Это будет содействовать дальнейшему успешному обучению и развитию их речи и мышления. Начать

эту работу нужно как можно раньше, чтобы преодолеть разрыв между речевым, интеллектуальным и сенсорным развитием ребенка с нарушениями зрения.

Об отрицательном влиянии аномального фактора на развитие детей с полной или частичной потерей зрения говорят многочисленные исследования М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, Н. Г. Морозовой, И. С. Моргулиса, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой и др.

Однако трудности и своеобразие учебной, трудовой и игровой деятельности слепых и слабовидящих детей на первоначальном этапе их школьной жизни обусловлены не столько отрицательным воздействием дефекта зрения, сколько неблагоприятными условиями воспитания, в которых находился ребенок до школы и на начальном этапе обучения в школе. Эти же авторы отмечают огромные потенциальные возможности, заложенные в организме слепого и слабовидящего ребенка: наличие сохранных анализаторов, нормального интеллекта, особую пластичность нервной системы и т. д.

Опора на эти возможности должна стать основополагающей в работе с детьми данной категории. При этом важно правильно понимать также природу первичного дефекта каждого ребенка с тем, чтобы предупреждать появление вторичных отклонений в развитии.

Актуальность работы над данной проблемой определяется целью.

Цель:

Изучить основные проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению

Объект:

Процесс адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению

Предмет:

Условия становления адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения

Гипотеза:

Адаптационные возможности детей с нарушениями зрения к школьному обучению определяются развитием психических процессов, эмоционально-волевой, мотивационной сфер и наличием подготовительной работы в дошкольный период

Задачи:

1.Провести теоретическое изучение проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школьному обучению

2.Изучить особенности подготовки детей с нарушениями зрения в дошкольный период к обучению в школе

3.Проанализировать психологические трудности детей с нарушениями зрения в период адаптации к школьному обучению

4.Выделить ведущие проблемы процесса адаптации по данным констатирующего эксперимента

Глава I. Теоретический анализ проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к школе

I.1. Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе

Исследования авторов (Т.П. Головина, З.Г. Ермолович, М.И. Земцова,
Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Моргайлик, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Т.П. Свиридюк; Л.И. Солнцева; В.И. Феоктистова и др.), посвященные готовности детей с сенсорной недостаточностью к обучению в школе, показали, что многие из поступающих в подготовительный класс не имеют необходимого уровня к усвоению школьного программного материала и испытывают трудности в коллективной учебной деятельности класса.
Роль и значение адаптации младших школьников с нарушением зрения к школьному обучению были доказаны целым рядом исследователей. К их числу можно отнести научные труды Г.В. Григорьевой (2001), В.З Денискиной (1997, 2001), А.Г. Литвака (1998), Л.И. Плаксиной (1998), Л.И. Солнцевой (1997, 2000). В их исследованиях было показано, что зрительная депривация отрицательно сказывается на уровне развития коммуникативного поведения и процесса общения в целом.

Особенностью позиции современных тифлопсихологов яв­ляется понимание психического развития детей с нарушением зре­ния не как развития аномального организма (человек минус зре­ние), а как развития активной личности, восполняющей непос­редственные дефекты сенсорики разносторонней познавательной деятельностью. Своеобразие компенсаторного развития детей с глу­бокими нарушениями зрения выражается в образовании новых связей в ансамбле психических процессов и качеств, обеспечива­ющих компенсацию слепоты и слабовидения [4].

Глубина и характер поражения деятельности зрительного ана­лизатора сказываются на развитии сенсорной системы, определя­ют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точ­ность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по спо­собам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением. Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с на­рушением зрения имеет время появления дефекта. Особенно это касается тотально слепых [11].

Одна из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению – пассивность, отсутствие самостоятельности у ребенка с нарушением зрения в освоении окружающего мира. Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к ребенку в семье и в школе. Чрезмерное сочувствие, опека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводят их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствию интереса и активности к познанию, без чего успешное обучение невозможно.

Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих школьников составляет 59 %, тогда как у детей с нормальным зрением – 18 %. Значительно больше у первых и число простудных заболеваний.

Исследования врачей и физиологов давно доказали, что общее развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит лишь при достаточном количестве движений. Те школьники, в режиме которых большое место занимает физическое развитие, обладают более высоким умственным развитием, сопротивляемостью к утомлению и простудным заболеванием, высокой работоспособностью, что не может не сказаться на повышении эффективности учебного процесса.

Еще одной из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению является низкий уровень развития мышления у слепых и слабовидящих школьников. Исследования педагогов и психологов доказали, что низкий уровень развития мышления таких детей чаще всего не зависит от дефекта зрения. Это – результат педагогической запущенности, неправильной организации процессов обучения и воспитания. А мышление, как один из познавательных процессов школьников, играет важнейшую роль в успешном овладении учащимися школьными знаниями [6].

В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого механизма речи не изменяется. Но слепота и слабовидение затрудняют подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, из-за чего часто страдает произношение. Кроме того, речевое развитие ребенка характеризуется и его словарем, а у детей с дефектами зрения довольно часто нарушается отнесенность слова к определенному предмету, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Все это затрудняет овладение детьми с дефектами зрения школьными знаниями. Поэтому здесь нужна интенсивная совместная работа по развитию речи логопеда, педагогов и родителей.

Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченному, неполному, отрывочному восприятию, что выражается в бедности, неточности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. А это в значительной мере осложняет процесс обучения. Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства. Исследования доказали положительное влияние наглядности при ее правильном использовании на речевое, интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей.

Еще одной из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению является низкий уровень развития памяти. Для слепых и слабовидящих детей память имеет особенно важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти. Дети с нормальным зрением могут довольно легко восполнить недостающие или исчезнувшие из памяти образы и представления, что сделать детям с дефектом зрения намного сложнее. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо интенсивно вести работу над развитием памяти.

Таким образом, адаптация ребенка к учебному процессу это обогащение сенсорного опыта, развитие ориентационных и коммуникативных навыков, расширение кругозора, словарного и понятийного запаса, стимуляция интеллекта, становление самостоятельности мышления. Пройдя дошкольное обучение, имея навыки общения со сверстниками и взрослыми педагогами и инструкторами, ребенок легче адаптируется к учебному процессу в новых для себя условиях. Педагогам необходимо уважать ребенка, воспринимать его как полноценную личность, проявлять к нему заботу, внимание, терпение.

Выводы:

Исследования авторов (Т.П. Головина, З.Г. Ермолович, М.И. Земцова,
Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Моргайлик, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Т.П. Свиридюк; Л.И. Солнцева; В.И. Феоктистова и др.) показали, что на низкие адаптационные возможности детей с нарушениями зрения к обучению влияют недостатки психических процессов, эмоционально-волевой, мотивационной сфер личности. Однако при правильном руководстве обучения и воспитания вторичные отклонения, вызванные первичным дефектом зрения можно компенсировать.

Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.

Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.

Специалист Московской Глазной Клиники Миронова Ирина Сергеевна раскрывает актуальную в наше время тему про диагностику зрения у детей.

  • Измерение остроты зрения
  • Измерение рефракции
  • Осмотр глазного дна с расширенным зрачком
  • Периметрия
  • Определение резерва аккомодации
  • Исследование бинокулярных функций
  • Определение длины глазного яблока, размера хрусталика, кривизны роговицы
  • Глазная эргометрия
  • Показатель устойчивости аккомодации
  • Световая чувствительность
  • Состояние физиологического покоя аккомодации

Актуальность

Заболевания органа зрения диагностируются у людей все чаще. Статистические данные указывают на тенденцию к увеличению развития этих патологий в детском возрасте.

Орган зрения человека развивается до 16 лет. Наиболее активный период формирования структур глаза — до 7-8 лет, но развитие продолжается и в подростковом периоде.

В этом возрасте на глаза ребенка влияют многие негативные факторы:

  • Длительное пребывание перед монитором компьютера или экраном телевизора;
  • Чрезмерные зрительные нагрузки;
  • Несоблюдение режима труда и отдыха;
  • Чтение или работа с гаджетами в неправильной позе;
  • Неблагоприятное экологическое окружение;
  • Травмы глаз;
  • Отягощенная наследственность.

Именно в детский и подростковый период важно следить за состоянием и развитием органа зрения. Многие заболевания, лечение которых затрудненно и малоэффективно в зрелом и пожилом возрасте легко корректируется у детей.

Выявление заболеваний со стороны зрительного анализатора у детей отягощено тем, что дети редко сами жалуются на ухудшение зрения, а многие патологии в начальных стадиях могут протекать скрыто и бессимптомно. При отсутствии диагностики и эффективного лечения патологии прогрессируют. Качество зрения постепенно ухудшается.

Определенные заболевания глаз проявляются неспецифическими симптомами. Например, нарушения аккомодации (фокусировки на предметах) могут проявляться непоседливостью и неуспеваемостью в школе. В процессе фокусирования взгляда на картинке или тексте ребенок чувствует напряжение, дискомфорт и переключает свое внимание на другие вещи.

Только регулярное посещение офтальмолога и периодическое проведение комплексной диагностики позволяет выявить потенциальные угрозы нарушения зрения у ребенка, оценить полную картину состояния зрительной системы, диагностировать заболевания еще на ранних этапах развития, подобрать наиболее эффективную лечебную и профилактическую тактику.

Своевременная диагностика зрения у детей и проведение профилактических мероприятий снижают риск развития заболеваний, способствуют правильному формированию структур глаза, улучшают качество жизни ребенка.

Регулярное посещение офтальмолога позволяет предотвратить появление и прогрессирование таких серьезных заболеваний, как косоглазие, амблиопия, близорукость, дальнозоркость и др.

Зрительная система ребенка активно реагирует не только на негативные факторы, но и на лечебные мероприятия.

Когда следует посещать офтальмолога и проводить диагностику зрения детям?

Диагностика зрения у детей

Целесообразно проводить диагностику и консультацию офтальмолога:

  • В 1 месяц жизни ребенка;
  • Через 6-12 месяцев после рождения;
  • В 3-летнем возрасте;
  • В период начала посещения школы (6-7 лет);
  • В 3, 5, 9 и 11 классах.

Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводиться в послеродовом периоде в роддоме. Врач оценивает наличие или отсутствие врожденных патологий со стороны зрительной системы (врожденная катаракта, воспалительные процессы зрительного нерва (неврит), микрофтальм, гирофтальм, опухолевидные образования сетчатки, глаукома и др.). Также определяется подвижность глаз, положение глаз, слежение за предметами, состояние глазного дна и прозрачность преломляющих сред. Общий осмотр глаз позволяет выявить частую патологию — дакриоцистит новорожденных.

В роддоме обязательно и тщательно осматриваются недоношенные дети (родившиеся до 37 недели беременности), т.к. риск выявления патологии органов зрения выше (ретинопатия недоношенных или сосудистопролиферативное заболевание сетчатки, атрофия зрительного нерва, врожденная миопия и др.).

В 6-12 месяцев офтальмолог определяет рефракцию глаз для ранней диагностики дальнозоркости, близорукости или астигматизма. Также исследуется взаимное положение и движение глаз с целью диагностики косоглазия.

В 3-х летнем возрасте офтальмолог может впервые определить остроту зрения ребенка.

Отсутствие заболеваний со стороны зрительной системы не повод для отказа от регулярной диагностики зрения. В определенные периоды нужно проходить комплексную диагностику и консультацию офтальмолога, т.к. увеличивается риск появления заболеваний со стертыми клиническими проявлениями на раннем этапе развития.

Если у ребенка уже диагностировано заболевание органов зрения, частота осмотров у офтальмолога — 1 раз в год или полгода (зависит от рекомендаций лечащего врача, характера и степени тяжести заболевания).

При обнаружении любых симптомов поражения зрения не следует дожидаться планового осмотра.

Такими проявлениями могут быть:

Целесообразно незамедлительно обратиться за медицинской помощью к офтальмологу и пройти комплекс диагностических мероприятий.

Диагностика зрения у детей

Методы диагностики

Во время комплексного обследования зрения у ребенка важно исследовать все его аспекты, чтобы вовремя выявить даже незначительные патологические изменения и подобрать эффективное лечение.

Для проведения диагностики наша клиника предлагает своим пациентам целый комплекс современных аппаратов и методик, позволяющих гарантированно в кратчайшие сроки добиться наилучших результатов.

Измерение остроты зрения.

Для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста используют таблицы Орловой или Олейниковой. На них изображены знакомые детям силуэты (самолет, машинка, животные и др.) различного размера. Перед исследованием необходимо убедиться, что все изображения знакомы ребенку.

Ребенка располагают на определенном расстоянии от таблицы, которая хорошо освещена, и просят поочередно закрыть один глаз, потом другой.

Начиная с нижнего ряда таблицы, врач указывает на силуэт и просит ребенка назвать его. Если ребенок затрудняется, то врач указывает на силуэт из другого ряд, где изображения больше. Таким образом, определяется центральное зрение или острота зрения у детей.

Визометрия у детей школьного возраста и подростков исследуется при помощи таблиц Сивцева – Головина, на которых изображены буквы.

Измерение рефракции.

Существуют субъективные и объективные методы.

Субъективные чаще используют при обследовании детей школьного и подросткового возраста. Обследование проводится путем подбора коррегирующих линз различной кривизны, которые дают наилучшую остроту зрения.

Объективные методы могут использоваться для исследования рефракционной способности глаз у новорожденных и детей дошкольного возраста. Исследование проводят посредством:

  • Скиаскопии — методика, основанная на наблюдении за передвижением теней в области зрачка в момент освещения глаза световым пучком фонарика или отраженным от зеркала.
  • Офтальмометрии — исследование передней кривизны роговицы, которое осуществляется с помощью офтальмологического прибора — кератометра.
  • Авторефрактометрии — исследование рефракционной способности глаза посредством специального оборудования. Такой офтальмологический аппарат излучает пучок инфракрасного света, который проходя через зрачок попадает на поверхность сетчатки. После прохождения через оптические среды глаза, он преломляется, отражается от глазного дна и возвращается назад. Аппарат автоматически высчитывает рефрактерную способность глаза и выявляет отклонения.

Осмотр глазного дна с расширенным зрачком.

Периметрия.

Во время этой диагностики исследуются периферическое зрение и поля зрения.

Определение резерва аккомодации.

Исследуется способность глаза к фокусировке на предметах, расположенных вдали и вблизи. Нередко диагностируется дальнозоркость и близорукость. При ранней диагностике отклонений в резерве аккомодаций, откорректировать этот показатель можно посредством тренировок запаса аккомодации.

Исследование бинокулярных функций.

Определяется способность зрительной системы к восприятию и формированию стереоскопического (трехмерного) изображения. Для диагностики используются четырехточечный световой аппарат.

Определение длины глазного яблока, размера хрусталика, кривизны роговицы.

Нарушения зрения могут развиваться не только вследствие органических поражений глаза, но и из-за непропорциональности его структур. Поэтому важным этапом комплексной диагностики зрения у детей является измерение параметров отдельных структур глаза. Измерение проводится бесконтактными методами и безболезненно.

Глазная эргометрия.

Этот принцип основывается на предъявлении к ребенку умеренной зрительной нагрузки по различию приближаемых к глазам объектов.

Показатель устойчивости аккомодации.

Также обнаруживается на эргометре. Изначально измеряют ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем исследуется ближайшая точка ясного видения в условиях максимального напряжения в течение 3 минут.

Световая чувствительность.

Исследуется на адаптометре после темновой адаптации продолжительностью 1 час.

Состояние физиологического покоя аккомодации.

Для расслабления аккомодации к глазу приставляют линзу +3,0 диоптрий. Врач указывает на определенную букву таблицы Сивцева-Головина, расположенной на расстоянии 33 см. В случае если расслабления аккомодации не произошло, то пациент называет букву только после приближения таблицы на определенное расстояние. Тогда выявляется явление остаточного напряжения аккомодации. Оно возникает в результате нарушения динамического равновесия мышц антагонистов.

Видео "Когда ребенка нужно показать офтальмологу?"

Видео Диагностика зрения у детей

Регулярные консультации офтальмолога и периодическое комплексное обследование функций зрения позволяет предупредить серьезные заболевания, диагностировать врожденные патологии органов зрения, выявить незначительные изменения на ранних этапах развития патологии и вовремя подобрать эффективную тактику лечения, что улучшит качество жизни ребенка и предотвратит прогрессирование заболевания в дальнейшем.

Наши цены

Стоимость лечения зависит от выбранного метода (аппаратное или хирургическое), количества рекомендованных процедур и т.д. Комплексное обследование для детей в нашей клинике от 3 500 руб. С ценами на все виды диагностических исследований, процедур на аппаратах и хирургические вмешательства можно посмотреть здесь.

Показатель часто болеющих детей

Показатель длительно болеющих детей

+Распределение лиц по группам здоровья, распределение по группам физического развития

Азотистый баланс отрицательный, теплоотдача как у взрослых

Азотистый баланс положительный, теплоотдача ниже

Азотистый баланс отрицательный, теплоотдача ниже

Азотистый баланс положительный, теплоотдача выше

+Азотистый баланс отрицательный, теплоотдача выше

Температура, влажность, скорость движения воз духа

Температура ограждающих конструкций

Теплозащитные свойства одежды

+Верно все перечисленное

Эмоционально - поведенческие реакции

+Верно все перечисленное

Оценке физического развития по костному возрасту и половой формуле

Оценке развития каждого показателя физического развития в связи с развитием других показателей

Оценке физического развития по жизненной емкости легких и динамометрии

*Период полового созревания характеризуется:

+Ускорением темпов роста и прибавки массы

Снижением мышечной системы

+Неустойчивостью вегетативной регуляции

+Развитием вторичных половых признаков

Недостающим критерием является:

Резистентность детского организма

Функциональное состояние основных органов и систем

Пятый критерий отсутствует

5 группе здоровья

+4 группе здоровья

3 группе здоровья

2 группе здоровья

1 группе здоровья

Распространенность отдельных заболеваний среди детского населения

+Удельный вес каждого заболевания среди всех заболеваний

Удельный вес детей, ни разу не болевших в течении года

Любую информацию о заболеваемости детей

Общее представление о заболеваемости

Неравномерность темпа на этапе созревания

Неодновременность созревания функциональных систем

Обусловленность полом (половой деморфизм)

Обусловленность социальными факторами

+Верно все перечисленное

В период полового созревания ускоряется процесс роста

Улучшается физическое развитие

Повышается резистентность организма к инфекции

Ни в одном из этих явлений

+Мышечной силы рук

Окружности грудной клетки

+Низкой длины тела

Сниженной длины тела

Повышенной длины тела

Нормальной длины тела

Изучение двигательного режима и питания в ДОУ с худшими показателями физического развития

+Разработать и внедрить рекомендации по коррекции питания и физического воспитания

Проводить взвешивание детей с избыточным весом ежемесячно, анализ сдвигов - ежегодно

Любое из перечисленных целесообразно

Выполнение возрастного режима

Выполнение программы по физической культуре

Увеличение двигательного компонента

Индивидуализация медицинского и педагогического подхода

+Увеличение продолжительности спокойных игр

+Усиление процессов В и Т

Ослаблением В и усилением внутреннего Т

Ослаблением внутреннего Т и усилением В

+Реакция пульса на физическую нагрузку при "степ-тесте"

Расчета энергозатрат во время работы

Эклампсия, гепатит, краснуха у беременных женщин

Злоупотребление алкоголем отца и матери

Длительное употребление лекарств беременной женщиной

Травмы и ушибы во время беременности

Теплопродукция превышает теплоотдачу

Теплопродукция меньше теплоотдачи

+Теплопродукция и теплоотдача равны

Все перечисленное неверно

В первом ряду за 1-2 столом

В первом ряду за любым столом

+В любом ряду за первым столом

В любом ряду за любым столом

В программе обучения

В составлении единого расписания занятий

В гармоничном воспитании

+В проведении оздоровительных мероприятий

Все перечисленное верно

Соответствие мебели характеру учебно-воспитательного процесса

Правильное размещение мебели в основных помещениях учебно-воспитательного учреждения

Правильное положение тела при пользовании столом и стулом (партой)

+Соответствие размеров мебели росту детей

Соответствие количества мебели различных размеров числу детей разного возраста

Подержать игрушку в проточной воде в течение 15 мин

+Мыть в горячей (37 град) воде с нейтральным мылом в течение 3 мин

Подержать в горячем 2-х % мыльно-содовом растворе не менее 10 мин

Применим любой способ

Расстояние между строками

Расстояние между буквами

Уровень звука игрушки

Масса и запах игрушки

+Устойчивость краски игрушки к поту, слюне, к обработке дезинфицирующими средствами

Верно все перечисленное

+Учебник химии, физики, биологии

Учебник русского языка, истории

Производственные отходы (вторичная переработка)

Отходы химического производства

+Натуральный мех и кожа (для игрушек, предназначенных для детей старше 3 лет)

Выделяющих химические и токсические вещества в концентрациях в пределах норм, допустимых для питьевой воды

Выделяющих химические и токсические вещества в концентрациях в пределах норм для изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами

Контрастность набора знака и фона

Содержание солей тяжелых металлов

+Уровень звука, издаваемый игрушкой

Устойчивость краски игрушки к поту, слюне, к обработке дез.средствами

+Рядом со средней общеобразовательной школой

На расстоянии 15 метров от "красной линии"

В группе жилых зданий с учетом их высоты

Рядом со стадионом

Верно все перечисленное

Организуется в начале прогулки

Организуется в конце прогулки

Укорочено по сравнению с занятием в зале

+Проводится вместо прогулки

Не имеет значения

*Общеоздоровительная работа в детских дошкольных учреждениях включает:

+Обеспечение рационального питания детей

Изоляцию заболевшего ребенка

Организацию активной иммунизации

+Проведение закаливания и массажа

Между длинными сторонами кроватей – 0,65 м.

От наружных стен – 0,6 м.

От отопительных приборов – 0,2 м.

Между изголовьями кроватей – 0,3 м.

+Верно все перечисленное

Приведение численности детей в соответствии с гиг. нормой вместимости

Запрет проведения физкультурных занятий в группе

+Сквозное проветривание в присутствии детей

70% площади участка

60% площади участка

+50% площади участка

40% площади участка

Размещений в здании

+Общим количеством детских групп в здании

Количеством дошкольных групп

Размерами конкретного земельного участка

Всеми перечисленными условиями

Ямы для прыжков

Зоны гимнастических снарядов

Зоны спортивных игр

Внутриквартальное в черте города

По соседству со школьным участком

В городе рядом с парком, сквером и т.п.

Верно все перечисленное

Соответствие учебно-воспитательной задаче

+Соблюдение групповой изоляции

Создание оптимального воздушно-теплового режима

Обеспечение полноценного светового режима

Создание условий для двигательной деятельности и отдыха

Расширенный набор помещений групповой ячейки

Увеличенные расчетные коэффициенты

Увеличенные расчетные коэффициенты площади зала для музыкальных и гимнастических занятий

Наличие класса предметно-практического обучения

+Верно все перечисленное

+Верно все перечисленное

+Водяной со встроенными нагревательными элементами

Воздушный с каналами в панелях

Паровой с радиаторами

Не имеет значения

В данной статье рассматриваются особенности работы с детьми с нарушением зрения, которые находятся в более тяжелых условиях. В этих условиях большое значение имеет проведение целенаправленной специально организованной коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения и адаптации их в социуме. Для этого авторы статьи подчеркивают выполнение ряда условий и требований, необходимых для сохранения и коррекции органов зрения детей. Все это необходимо для того, чтобы жизнь ребенка была в полном цвете красок. В связи с этим авторы статьи уделяют особое внимание анализу особенностей организации лечебно-восстановительных и коррекционно-развивающих работ специалистов с детьми с нарушением зрения на примере деятельности образовательного учреждения С(К)-НШ ДС № 3 в г. Нерюнгри РС (Я).


1. Ковалев В. А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей. – М. : Просвещение, 2010. – 216 с.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 1997. – 158 с.

Поступление в детский сад для ребенка является первым шагом к самопроизвольному формированию представлений общественных отношений вне домашних условий.

Незнакомое окружение, непривычная обстановка, также другие требования все это вызывает страх у ребенка.

Дети с нарушением зрения находятся в более тяжелых условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей. В связи с этим, специалистами проводится активная работа по адаптации детей в социуме, которые имеют зрительные нарушения. Знакомство начинается в условиях зоны групп: приемная, туалетная комната, игровые зоны, спальня.

Для того, чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям, для начала следует рассказать об назначении различных помещений группы, правилах поведения. Данные действия помогут преодолеть страх у ребенка перед незнакомым ему пространством.

Данные действия желательно проводить в игровой форме. При работе педагогу следует учитывать состояние зрительного анализатора и возможность формирования зрительных функций педагогическими средствами.

По рекомендациям врачей офтальмологов, а зависимости от периода восстановительного лечения, педагог должен проводить с детьми разные дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию и стимуляцию зрительных функций у ребенка [2, с. 26].

Роль зрительных функций в жизни человека невозможно недооценить. Все, что человек видит, существенным образом влияет на самочувствие. Психологи отмечают роль зрения в качестве ведущего сенсорного анализатора. Нарушение зрения, образование зрительной патологии в раннем возрасте является серьезной проблемой, которая требует более тщательного изучения.

Актуальность данной проблематики ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понимать в дошкольном периоде значимость того, что зрение является важным фактором для жизни человека.

Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со своим заболеванием. У таких детей значительно затруднено выделение свойств и качеств предметов.

Для детей актуализируется педагогическая потребность, которая заключается в научении педагогом видеть ребенком окружающий мир согласно общепринятым эталонам, соотносить свою индивидуальность, особенную картину с общепринятой. Решение данных проблем – функциональная обязанность педагога. Вся система коррекционно-развивающей работы должна быть построена с учетом развития зрительного восприятия, развития у ребенка навыков зрительного обследования. Дети в дошкольном периоде учатся определять цвет, форму, величину предмета; анализировать его строение; определять с помощью зрения, из чего сделан предмет, его предназначения. У ребенка в данном периоде образуется система представлений о предмете, об окружающей действительности. Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание является верным также и для здоровья глаз. С целью предотвращения различных инфекционных заболеваний следует тщательным образом промывать глаза.

Очки являются важным моментом для ребенка патологией зрения. Чистота стекол чрезвычайна актуальна для адекватного представления об окружающем мире. Ребенок дошкольного периода должен уметь самостоятельно следить и поддерживать чистоту стекол очков, в более младшем возрасте следить за чистотой очков должны родители и педагоги. По научным исследованиям установлено, что почти 80 % зрения восстанавливают очки.

У ребенка дошкольного периода формируется осознанное соотношение к зрительной работе. С целью сохранения зрительных функций следует соблюдать основные требования к рабочему пространству:

  1. Уменьшать нагрузку на глаза. Недопустимым считается рассматривание иллюстрация, чтение книг, выполнения графическим заданий при плохом освещении, а также в позе лежа. Во время занятий расстояние от книги должно быть не менее 30-35 см.
  2. Дома для занятий следует отводить осветленное место у окна.
  3. В вечернее время суток следует пользоваться лампой мощностью 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить его следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза, чтобы оставались в тени.
  4. Телевизор следует смотреть не более 2-3 часов в неделю в дни наименьшей зрительной нагрузки. Продолжительность просмотра должна не превышать 60 минут в старшем дошкольном возрасте и 30 минут в младшем дошкольном. Экран телевизора должен находиться на расстоянии 2-3 метра.
  5. Дети должны иметь четкое представление о том, что длительное зрительное напряжение может привести к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.
  6. Нельзя допускать прямого попадания солнечных лучей и света яркой лампы в глаза, поскольку это может привезти к снижению остроты зрения.
  7. Следует соблюдать правильную позу при выполнении графических работ, упражнений, рассмотрении картинок, чтении книг сидя за столом.
  8. Обязательно следует соблюдать режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения.

Перечисленные требования следует соблюдать не только детям с нарушением зрения, а также нормально видящим дошкольникам. Выполнение данных правил является гарантом для сохранения и улучшения зрительных функций у ребенка [3, с. 61].

Гимнастика для глаз является важным моментом с целью профилактики нарушения зрения.

Выполнение упражнений позволяет снизить напряжений с глаз и укрепить глазные мышцы. Глаза при этом получают возможность свободно двигаться, поскольку тренируются мышцы, которые управляют движения глаза.

Упражнения позволяют активизировать кровообращение в области глаз, хорошо снимают умственное утомление.

Гимнастика для глаз также важна для детей дошкольного периода.

Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц. Следует выполнять около 5-6 минут:

Известен тот факт, что при систематической зрительной релаксации, соблюдении зрительного режима и выполнении гимнастики для глаз, можно улучшить все зрительные функции, а также предупредить развитие патологии в младшем дошкольном периоде. Особенна значима эта роль для ребенка с функциональными расстройствами органа зрения. Поскольку в период плеоптического лечения, составной частью которого является окклюзия, ребенок смотрит и работает только амблиоптичным глазом, которому свойственна утомляемость по сравнению со взрослым человеком.

Значительно повышается зрительная нагрузка, возрастают эмоциональное и психическое напряжение. И, соответственно, ухудшается общее психофизическое состояние. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. У ребенка может пропасть интерес к занятиях, ухудшается общее самочувствие, падает работоспособность. С целью оптимизации учебного процесса каждые 7-10 минут зрительной работы с детьми дошкольного периода при патологии зрения следует организовать отдых для глаз.

Такой отдых также является эффективным и для детей дошкольного периода. Для этого требуется проводить 2-3 минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, с помощью гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз можно вносить в разные формы занятий: коррекционные, общеобразовательные, занятия по физической культуре в форме физкультминуток.

Выполнение общеразвивающих упражнений в совокупности с движениями глаз может оказать общее укрепляющее влияние как на организм ослабленного ребенка, выполняя профилактическую, тренирующую и восстановительную функции для глаз [3, с. 79].

Основные особенности и отличия учреждений, где находятся дети с нарушениями зрения, заключаются в организации лечебно-восстановительной работы по коррекции органов зрения детей и постоянного контроля за изменением зрения.

В МБОУ С(К)-НШ ДС № 3 в г. Нерюнгри РС (Я) основными видами работы с детьми нарушениями зрения являются лечебно-восстановительная и профилактическая виды работ. Коррекционный процесс в учреждении строится на основе ряда программ:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л.И., 2003 год. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду;
  • Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе под редакцией Плаксиной Л.И.

Методическое сопровождении коррекционных программ осуществляется на адаптированном материале следующих пособий:

  • Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения;
  • Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
  • Григорьева Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
  • Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.

Лечебно-восстановительную коррекцию в учреждении осуществляет медицинский коллектив, в состав которого входят врач-педиатр, врач-офтальмолог, медицинские сестры.

В учреждении проводится компьютерное лечение, плеоптическая, оптическая и ортоптическая коррекция органов зрения детей, ведется просветительская работа с коллективом педагогов и родителей.

Особенность лечебно-восстановительной работы заключается в следующем:

  • всесторонняя диагностика нарушения зрительных функций у ребенка, что позволят определить степень, характер и причины дефекта;
  • проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, которые необходимы для восстановления нарушения зрительных функций у ребенка;
  • комплексное медико-педагогическое воздействие, которое позволит стимулировать дальнейшее формирование зрительных функций;
  • преодоление первичных, вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.

Врач направляет и контролирует выполнение специальных профилактических мероприятий в условиях дошкольного учреждения. Он производит лечение и осуществляет контроль за выполнением зрительных нагрузок.

Специальное оборудование при лечении оказывает способствующие функции, что позволяет облегчить и улучшить в дальнейшем степень усвоение общеобразовательного материала.

Медицинская коррекция зрения подразумевает под собой профилактическое лечение: медикаментозное–применение медикаментозных препаратов; местное применение – мази, закапывания. Лечение направленно на стабилизацию патологических процессов, что по возможности позволит устранить осложнения, развивающихся на фоне основного заболевания и предотвращения образования новых заболевания.

Для детей со зрительной патологией следует придерживаться современного и правильного подхода в выборе очков.

Закрепление результатов осуществляется педагогами в процессе всех видов детской деятельности путем соблюдения зрительных нагрузок, строгого выполнения рекомендаций врача-офтальмолога, соблюдения офтальмо-гигиенических требований при подготовке и проведении уроков, общеобразовательных и коррекционных занятий.

Цель коррекционно-образовательной работы с(к)-нш дс № 3 в г. Нерюнгри заключается во всестороннем развитии ребенка и подготовке его к школе. Вся работа воспитателя ведется согласно рекомендациям врача-офтальмолога. Каждый вид деятельности, занятия имеет, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, которая вытекает из совместного с врачами-офтальмологами плана работа. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе реабилитации детей дошкольного периода в условиях специализированного дошкольного учреждения.

Комплексная работа, которые содержатся в специальных приемах по коррекции зрительного восприятия, повышают уровень обучения, обеспечивая нормальные условия для развития ребенка.

Дошкольное специализированное учреждение работает по следующим направлениям:

  1. Развитие зрительного восприятия у ребенка в обычных жизненных условиях. В условиях ДОУ создается определенная среда, при которой теряется сила генетических предпосылок восприятия. В итоге зрения в определенных жизненных условиях может начать восстанавливаться обычными динамическими темпами;
  2. Развитие мелкой моторики и осязания. Важное чувство для ребенка с плохим зрением. При помощи действенных методик, которые включают в себя комплекс мероприятий, благодаря которым дети начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. В данном случае е ребенка формируется шанс в дальнейшей жизни вести полноценную деятельность, используя навыки осязания. Мелкая моторика направлена на развитие умственных способностей, что в значительной степени также позволяет определить дальнейшую жизнь ребенка;
  3. Ориентация в пространстве. Специальные программы позволяют ребенку даже с плохим зрением ориентироваться в пространстве, и как следствие полноценно развиваться;
  4. Бытовое и социальное ориентирование. Еще одно важное условие для детей с нарушением зрения. Дети привыкают к жизни в обществе, в итоге они умеют вести себя и чувствовать комфорт даже в социальной среде с детьми с хорошим зрением.

Основные принципы организации деятельности в условиях специализированного учреждения состоят в следующем:

  1. Анализ особенностей и индивидуальностей каждого ребенка;
  2. Исследование и коррекционная помощь;
  3. Адаптация обучающихся программ с учетом особенностей зрительного восприятия;
  4. Дифференцированный подход к ребенку, с учетом состояния зрения;
  5. Обеспечение усвоения материала общеобразовательного характера;
  6. Специализированные офтальмологические условия;
  7. Медико-психологическая реабилитация.

Таким образом, весь персонал данного специализированного учреждения работает с целью формирования у ребенка чувства полноценности, что позволят в дальнейшем добиться жизненных целей у ребенка даже с низким зрением.

Читайте также: