Дина рубина на солнечной стороне улицы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Нелегкая жизнь выпала на долю и той, и другой. Но распорядились они ею каждая по-своему. И вместо семьи образовались два несовместимых между собой мира, в которых любовь переплеталась с преступлением, одаренность – с силой, способной уничтожить или, наоборот, вознести личность к вершинам творчества. И которые постоянно противоборствовали друг с другом. Очередной схваткой героинь и начинается роман.

Со временем Вера стала известным живописцем, ее картины выставлялись и покупались особенно успешно на Западе. Устав от одиночества, она вышла замуж за немецкого искусствоведа, однако вскоре поняла, что это ошибка. Чуть было не проглядела того единственного, кто после смерти Стасика поддерживал, помогал и оберегал ее, – их общий друг Леня Волошин. Он долго и терпеливо ждал ответного чувства, и Вера это оценила.

Этот ключевой вопрос встает и перед читателем, пробуждая его к размышлениям о связи людей с окружающим миром, их взаимоотношениях, проявлении своей сущности, о добре и зле. Что, думается, и есть главное достоинство романа. Нельзя также не отметить выразительный, образный и точный язык автора книги. Читается она легко и с интересом.

История жизни матери и дочери, преступницы и художницы, с 40-х годов 20 века по наши дни. История ненависти, вражды, прощения и любви.

Содержание

Повествование развивается попеременно то в прошлом, то в настоящем, перемежаясь лирическими отступлениями автора о своей жизни, идущей параллельно с жизнью её героев. Автор, уже живя за границей, признаётся в любви к советскому Ташкенту, где прошли её детство и юность.

Часть 1 [ ред. ]

Настоящее [ ред. ]

В квартиру двадцатилетней художницы Веры Щегловой из тюрьмы возвращается мать, отсидевшая пять лет за попытку убийства гражданского мужа. Вера не рада появлению родственницы: она никогда не любила мать, в том числе и за нарочито театральное повеление. Родственницы сразу начинают враждовать в небольшой двухкомнатной квартире. Малограмотная мать устраивается на работу и начинает заниматься спекуляцией, что и проделывала всю жизнь.

Образованной художнице Вере претит такой образ жизни, она грозит снова засадить мать в тюрьму. Та пишет на неё жалобы в милицию, натравливает участкового, изображая из себя жертву дочериной агрессии. Вера понимает, что нужно разменивать квартиру, которую мать когда-то выбила у горсовета, устроив театрализированный скандал.

Прошлое [ ред. ]

Из всей большой семьи Щегловых блокаду Ленинграда пережило двое детей: Катя и Саша. Их эвакуировали в Ташкент, где поселили в семью узбечки Хадичи. Катя Щеглова умирала от голода, но Хадича её выходила. Брат и сестра остались жить в Ташкенте.

После войны Саша работал на заводе, Катя училась в школе. Еду населению выдавали по талонам, девочка простаивала за ней в очередях. Учиться она не любила и иногда пропускала школу. В классе её все боялись за независимый характер и драчливость.

На заводе, где работал Саша, произошла авария, всех якобы причастных судили и посадили, в том числе и Сашу. Парень умер по дороге в лагерь, Катя осталась одна. Она выучилась на швею и жила в общежитии. Здесь её тоже боялись.

Настоящее [ ред. ]

Мать пишет на Веру донос. Проведя целый день в милиции, мать и дочь разменивают квартиру и разъезжаются в разные концы города, чтобы никогда не встречаться.

Прошлое [ ред. ]

Катя работала на фабрике и прифарцовывала тканью, сбывая её спекулянтам. Она стала скупой, злой на весь мир, недоверчивой и одинокой из-за нищего и голодного детства. Героиня снимала угол в шумной семье бабы Лены, живущей с дочерью и внуками.

Однажды, вследствие травмы, у Кати порвался желудок, ей срочно сделали операцию. Она влюбилась в спасшего её хирурга, который был добр к ней. Но тот был женат и не обратил внимания на девушку, из-за чего Катя ещё больше озлобилась на мир.

Настоящее [ ред. ]

Вера живёт бедно, одной работой. Её друг Лёня помогает обставить её новую однокомнатную квартиру, приносит вещи и еду. Девушка всегда отказывается от помощи, но Лёня давно привык к этому и преданно, бескорыстно опекает Веру. Он и отчим — единственные друзья героини.

Вера вспоминает, как навещала отчима, к которому была искренне привязана. После покушения тот стал инвалидом, еле ходил и жил у приёмной матери, которая его очень любила. Он пытался рассказать девушке, какое чудовище её мать, но героиня пока не прислушивалась к его словам.

Оставшись одна после осуждения матери, Вера счастлива, наслаждаясь свободой, спокойствием и одиночеством. Она поступает работать на завод и переводится в вечернюю школу. Девушка внимательно вглядывается в лица окружающих людей, запоминает их и рисует вечерами. Её волнуют формы, краски, линии окружающей действительности, не дают покоя, пока она их не запечатлеет. Она покупает дешёвые школьные альбомы и изрисовывает их.

Соседка предлагает Вере пустить за деньги на квартиру постояльца — художника-инвалида Стасика. Мечтающая научиться рисовать, девушка соглашается. Красивый и общительный, обладающий множеством достоинств, художник долго приглядывается к девушке, замечает её увлечённость живописью и берётся подготовить Веру к поступлению в художественное училище. Через несколько месяцев неустанных трудов она поступает туда.

Стасик меняет Верину жизнь, делает их квартиру открытым домом, вводит её в городскую богему, знакомит с интересными людьми. Он побуждает девушку заниматься самообразованием, приобщает к чтению самиздата и новым модным занятиям, например, йоге. Отчим дядя Миша ревнует к Стасику, но благодарен ему за помощь Вере в выборе профессии. Художник знакомит девушку со своим отцом, и тот гостеприимно принимает их за городом в своём большом доме.

Вера и Стасик невинно живут бок о бок до тех пор, пока девушка не узнаёт, что у друга есть любовница. Внезапно героиня понимает, что влюблена в художника и страшно ревнует его. Она боится совершить преступление из-за него, но заставляет себя сдержаться и не стать такой, как мать.

Девушку преследует образ кентавра как смутное воспоминание ее детства; ей кажется, что некогда она видела его на лугу среди высоких трав. Выслушав рассказ художницы о привидевшемся ей кентавре, Стасик определяет её будущую манеру рисования как лёгкое безумие. Он оказывается прав.

Возлюбленный Веры погибает, сбитый машиной. Она немеет от горя и отгораживается от людей. К жизни девушку возвращает Лёня, который начинает заботится о ней.

Прошлое [ ред. ]

Катя приятельствовала с продавщицей газировки Цылей, немолодой вдовой с детьми, оптимисткой. Героиня мечтала разбогатеть и красиво жить. Цыля намекнула ей поближе сойтись с Семипалым, сыном Катиной квартирной хозяйки. Он работал часовщиком на рынке, но настоящим его занятием были аферы и криминал. Катя была едва знакома с ним, но однажды она стала свидетелем преступления его подручных, и Семипалый убедил её ничего не говорить милиции. Он был опасен и обаятелен. Мужчина начал ухаживать за одинокой и диковатой девушкой. Желая простого человеческого тепла, Катя стала его любовницей.

Они начали жить вместе, и Семипалый вовлёк девушку в мошенничество: они торговали краденым. Катя, обладающая артистическим талантом и любящая риск, стала самым ценным членом банды Семипалого. Вскоре при дележе добычи она стала получать больше других аферистов. Любовник справедливо считал, что у девушки большой криминальный талант.

Часовщик Семипалый, Юрий Кондратьич, окончил университет, воевал, лишился трёх пальцев, за что и получил кличку. После войны обосновался в Ташкенте, купил дом, который делил с матерью и сестрой. Быстро сделал в городе криминальную карьеру, разбогател.

Когда Катя забеременела, Семипалый велел ей делать аборт. Из-за упрямства и нежелания отдавать своё, девушка отказалась и ушла от него. Боясь мести бандитов, некоторое время она скрывалась у продавщицы Цыли, болела. Семипалый прислал к ней парламентёра, чтобы уговорить её вернуться. Катя поняла, что ей грозит опасность, и тайно сбежала в провинцию, городок Джизак, отблагодарив Цылю за помощь.

Вера родилась здоровой и похожей на отца. Мать не любила дочь, считала её обузой и наказанием и жалела, что не отдала младенца доброму акушеру, который хотел удочерить её. Девочка росла тихой и сосредоточенной, не зная ласки и доброго слова.

Вернувшись в Ташкент, Катя попыталась вселиться в половину дома Семипалого, который уехал на Украину. Во время скандала с его матерью, та умерла от сердечного приступа. Катя снова скрылась и сняла комнату на окраине города. Сначала она ожидала возмездия, но потом успокоилась и задумалась, чем бы заработать на жизнь.

Катиными соседями по дому были вдовец Валентин с сыном Серёжей. Жили дружно, мужчина с мальчиком вечно подкармливали Веру, которой мать не готовила. Катю Валентин устроил уборщицей в техникум, в котором преподавал. Вера проводила дни в учительской, пока мать убиралась, там и заметили, что она любит рисовать. Мать не потакала увлечению дочери и не принимала его всерьёз.

Старые знакомые позвали Катю в бизнес по распространению наркотиков. Сначала на должность перевозчика. Хорошо подумав, героиня согласилась, положившись на своё звериное чутье и удачу. Кличку ей дали Артистка.

Всё время Вера проводила на половине соседей, подросток Серёжа звал ее Мышастый. Дружба с простодушным Серёгой скрасила её беспросветное детство. Она сочувствовала ему, когда того несильно наказывал отец за плохую учёбу. Сама девочка часто терпела побои от матери ни за что.

Вера терпела мать и вела свою детскую тайную жизнь, ничем не делясь с той. Они с Серёгой на подростковом велосипеде объездили весь город, тот терпел издевки дворовых мальчишек, но опекал одинокую, бесприютную девочку. Наблюдая, как друг делал уроки, Вера научилась читать. С тех пор она зачитывалась книгами из его библиотеки. Катя дома книг не держала и к дочкиным способностям отнеслась враждебно, справедливо почуяв в ней наследственность образованного отца.

Лирическое отступление автора о жизни Ташкента в 60-е годы 20 века. Писатель, ровесница Веры, вспоминает о непередаваемо тёплой атмосфере дружбы народов, населявших город. Девочкой она ходила по тем же улицам, что и героиня её романа, знала тех же людей, пережила то же землетрясение 1966 года.

Заканчивалось Верино невесёлое детство в дружном дворе с первыми телевизорами и разнообразными соседскими отношениями. С помощью скандала и шантажа Катя выбила у горсовета новую двухкомнатную квартиру.

Часть 2 [ ред. ]

Автор вспоминает, как в детстве, играя в Верином дворе, увидела её, худую девочку в старых трусах и футболке. Повинуясь приступу жалости и щедрости, автор подарила Вере новые ленту и сумку. Та приняла подарок как должное, не поблагодарила и уехала на багажнике Серёжиного велосипеда. После этого автор много раз встречала эту девочку, потом девушку, но та упорно не желала узнавать её, будто начисто забыв тот давний случай. Автор считает это неким знаком, связавшим её со своей героиней странной связью.

Автор ностальгирует по прошлому, вспоминает ташкентское детство и забавных городских персонажей, позже нашедших отражение в его и Верином творчестве.

Вера-подросток знакомилась с неизвестной прежде жизнью города. Оказалось, что в городе есть проститутки, геи, педофилы. Один такой напал на неё в школе, но пуганная скандальной матерью, девочка не струсила и дала отпор.

В одиночестве, часто прогуливая школу, бродила девочка по ташкентским улицам и базарам, присматриваясь к кипению жизни. Позже все подсмотренные сюжеты и детали она отобразит в своих картинах, вызывающих восхищение публики.

Вера давно мечтала купить на базаре художественную открытку с портретом аристократичного юноши. Наконец, купив её, она тут же встретила мужчину, очень похожего на изображённый портрет, — пьяницу, избитого проституткой. Потрясённая схожестью и завороженная его несоветской внешностью, девочка с помощью Серёжи принесла избитого домой и оставила у себя. Это был её будущий отчим, дядя Миша, с которым они полюбили друг друга как отец и дочь. Наконец в одинокой жизни Веры появился взрослый, небезразличный и заботливый человек, многому научивший её.

Миша Лифшиц повторил судьбу своего поколения: арест и гибель родителей-учёных в сталинских лагерях, беспризорничество, детдом, усыновление доброй женщиной. От пережитого он стал пить, не завёл семьи. Работал в НИИ химиком. Встреча с заброшенным подростком — Верой — изменила его жизнь и наполнила её смыслом.

Когда Миша забрал девочку домой, вернулась из командировки Катя. Вера переживала, что та выгонит дядю Мишу, но ночью взрослые быстро договорились, и он остался. Девочка и радовалась этому, и испытывала досаду оттого, что Миша теперь с матерью.

Отчим без устали занимался падчерицей, её здоровьем, учёбой, досугом, чтением, брал с собой в научные экспедиции. Они стали учить английский язык, читали на нём. Даже мать стала лучше относиться к дочери. Но внутренний мир родных не интересовал Катю, их интересы были очень различны.

Катя устроилась проводницей на поезда дальнего следования, чтобы было удобнее перевозить контрабанду и наркотики. Тогда же она установила слежку за Мишей, ревнуя его. Муж и дочь всегда радовались, когда оставались вдвоём, их отпускало постоянное напряжение, в котором всех держала Катя.

Часть 3 [ ред. ]

Автор вспоминает, что случайно видела похороны Миши, его приёмную мать и высокую девушку, ведущую ту под руку. Только потом писательница поняла, что это была та самая девочка, которой она когда-то в детстве отдала новые бант и сумочку, то есть Вера.

Долго проболев, дядя Миша, умирает. Похоронить его помогает Лёня, ставший Вериным лучшим другом. После похорон приёмная мать Миши отдает Вере часы-кулон, принадлежавшие Мишиной матери и хранимые тем всю жизнь. Вера знает, что приёмный отец всегда будет жить в её картинах.

Когда Миша ещё был жив и Вера его навещала, он признался ей, что догадывался, чем занималась её мать, но не уходил от неё из-за Веры, которую полюбил как родную дочь. Он подозревал, что порезала его Катя не случайно: над ней сгущались тучи и ей нужно было ненадолго исчезнуть, вот она и села по бытовой статье на пять лет.

Он рассказал девушке, как собирают на голое тело пыльцу конопли, и тогда Вера догадалась, где она видела голого всадника в детстве: мать однажды взяла её в поездку на сбор гашиша, и девочка запомнила то, что увидела.

Лёня приводит Веру в богатый дом своего знакомого, Семипалого, чтобы тот оценил оставленные Мишей часы-кулон. Тот объявляет, что украшение платиновое с бриллиантами. Вере он не понравился, а она тому показалась знакомой.

Вера работает с детьми в изостудии, ей нравится, ребята любят её. Она участвует в выставках и имеет успех, о ней пишут в прессе искусствоведы. Как-то она признаётся Лёне, что не хочет детей, потому что не сможет их так любить, как её любил дядя Миша. Друга это сильно расстраивает.

Лёня продолжает опекать Веру, а та привыкает к этому и уже не может без него. Он всерьёз интересуется её творчеством, постоянно учит её всему, как некогда Миша. Вера беззлобно ругается с ним и считает своим ангелом-хранителем.

В СССР наступает перестройка. Лёня приводит к Вере немецкого искусствоведа Дитера, чтобы тот устроил выставку её картин за рубежом. Тот сразу испытывает симпатию к художнице и начинает за ней ухаживать.

Поняв, что Вера ответила на ухаживание немца, Лёня исчезает, не отвечает на звонки. Девушка удивлена внезапной пропажей друга и чувствует себя неуютно. Наконец, он появляется и объявляет, что уезжает жить и работать за границу. Он знает, что Вера с Дитером решили пожениться, и желает ей счастья. Героиня интересуется, с кем, кроме мамы, он уезжает. Леня отвечает, что раз она не едет с ним, то больше никто его не интересует. Он признаётся ей в любви и удивляется её ненаблюдательности — за все годы знакомства она так ничего и не поняла.

Вера живёт в Германии, она чрезвычайно успешный художник. Лёня состоялся в США как программист, богат, живёт с мамой. Он издал альбом Вериных рисунков, которые много лет подбирал, когда она их выбрасывала.

Вера расстаётся с Дитером, выкупает свои картины и почти без денег возвращается в Ташкент в конце 90-х годов. Из США звонит Лёня и предлагает Вере выставить её картины в Чикаго, где он живёт. Художница очень рада его звонку, они много лет не общались.

По приезде в Чикаго Лёня везёт Веру в свой дом, ставший её музеем: здесь висят Верины картины и рисунки, которые он покупал, следуя за ней по всему миру. Герой делает Вере предложение, говорит, что никуда больше не отпустит её. Герои проводят ночь вместе.

На открытии выставки к Вере обращается пожилая русская женщина. Это довоенная соседка Щегловых по ленинградской квартире, она рассказывает художнице историю её семьи. Вера из интеллигентной дворянской семьи Введенских, её дед был художником. Героиня потрясена этим: мать никогда не рассказывала о прошлом семьи, о родителях, боялась.

У постели матери Вера предлагает примириться и все простить друг другу. Узнав, что Вера не нуждается, мать хочет завещать накопленные деньги и квартиру семье Сергея, которая ухаживала за ней. Напоследок мать спрашивает у дочери, откуда та брала силы для честной жизни, которых сама она не нашла, и почему вокруг той всегда были хорошие люди, которых не было рядом с ней. В бреду она перебирает имена людей, отнесшихся к ней с добром.

Автор встречается с Верой у общих знакомых и признаётся, что пишет книгу о ней. Автор приезжает в современный Ташкент, ходит по его новым улицам и почти ничего не узнаёт. Ташкента её детства больше нет.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Дина Рубина На солнечной стороне улицы

На солнечной стороне улицы: краткое содержание, описание и аннотация

Дина Рубина: другие книги автора

Кто написал На солнечной стороне улицы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Дина Рубина: Наполеонов обоз. Книга 2. Белые лошади

Наполеонов обоз. Книга 2. Белые лошади

Дина Рубина: На солнечной стороне улицы

На солнечной стороне улицы

Дина Рубина: Русская канарейка. Трилогия в одном томе

Русская канарейка. Трилогия в одном томе

Дина Рубина: Русская канарейка. Голос

Русская канарейка. Голос

Дина Рубина: Синдром Петрушки

Синдром Петрушки

Дина Рубина: Русская канарейка. Блудный сын

Русская канарейка. Блудный сын

Дина Рубина: Почерк Леонардо

Почерк Леонардо

Дина Рубина: Синдром Петрушки

Синдром Петрушки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дина Рубина: Белая голубка Кордовы

Белая голубка Кордовы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дина Рубина: Медная шкатулка (сборник)

Медная шкатулка (сборник)

На солнечной стороне улицы — читать онлайн ознакомительный отрывок

Он вгляделся в Катю, неуверенно обернулся к Вере и проговорил:

— Нет. Я бы хотел оставаться.

— Вот-вот, оставайся, — сказала Катя, — ты мне не мешаешь… Я недолго. Я только бы хотела знать — мне что, ни хрена не полагается?

Вера с изумлением уставилась на эту фантасмагорическую женщину, которую не видела несколько лет… Мать располнела, огрузла, волосы красила в цвет воронова крыла, и рысьи светлые ее глаза на фоне черных волос были насыщены пронзительной животной яркостью.

— Вот это, говорю… Мне ни хрена не полагается? Ты, значит, картинками будешь торговать, жиреть-наживаться, а я вроде ни к чему отношение не имею?! Мне часть не положена? Я, значит, в тебя тыщи не вкладывала…

Вера расхохоталась. Оборвала смех, вгляделась, наклоняясь, в подъездной темноте, в это возбужденное лицо, и вновь звонко расхохоталась.

— Ты?! — спросила она. — О чем ты? Что ты хочешь?

— Половину! — гордо сказала мать. — По справедливости…

На Веру напал приступ жесточайшего смеха. Это была настоящая истерика. Она хохотала, привалясь к стене подъезда, отирала слезы и опять заливалась неостановимым смехом.

Мать ударила неожиданно и точно: кулаком в лицо. Вера отлетела к батарее, но удержалась на ногах и ринулась на мать.

Они сцепились… Несколько мгновений ошеломленный Дитер видел только мелькание рук, ног, Верину закинутую голову, слышал тяжелое дыхание и подвизгивающий мат той, пожилой, женщины… Наконец он бросился между ними, оттаскивая страшную тетку от Веры, пытаясь схватить и блокировать ее молотящие кулаки… Наконец ему удалось выпихнуть ее из подъезда и захлопнуть дверь. Вера схватила Дитера за руку, и они бегом вознеслись на четвертый этаж.

— Спокойно, спокойно… — приговаривала она нервно, поворачивая ключ в двери… — Кофе не будет хуже ни на йоту, обещаю вам…

В тесной прихожей она включила свет, сказала:

— Проходите в комнату… Это к вопросу о нашем интервью: тут, кроме Советской власти и КГБ, беззащитного художника в собственном подъезде поджидают опасности.

— Какая ужасная женщина! — сказал он, качая головой и все еще тяжело дыша…

— Да уж, не подарок, — согласилась Вера, подходя к зеркалу и ощупывая кровоподтек на скуле. Отдернула руку, поморщилась…

— Вы… с ней знакомы ранее?

— Довольно близко, — сказала она. — Это моя мать.

— О. — Дитер какое-то время обескураженно стоял, обдумывая то, что она сказала, наконец осторожно спросил:

— Но… тогда… как получилась… вы, Вера?!

Она обернулась, рассеянно ища на полке флакончик с йодом, который всегда здесь стоял, так как ей часто случалось занозить руку со всеми этими подрамниками и прочими деревяшками. Наконец, нашла… Теперь надо было найти и ватку…

— Когда-нибудь расскажу, как я получилась… Тут не обошлось без святого духа, частенько поддатого…

— Пустите, я! — сказал он, забирая у нее из рук ватку с йодом и осторожно промакивая ссадину на ее лице… — О-о… боюсь, вот это красное под бровью завтра станет э-э-э… зеленяк?…

Она смотрела на себя в зеркало, с горечью думая, что именно сегодня ей так бы хотелось хоть немного ему понравиться…

— А это оригинально, нет?… — спросила она. — Явиться на открытие какой-нибудь выставки: все лицо в кровоподтеках, пластырях и пятнах зеленки. — Это концептуально… И во всяком случае, по теме нашего интервью.

И опять прильнула к зеркалу, изучающе себя рассматривая. Он подошел к ней сзади… Несколько мгновений они смотрели друг на друга в зеркале.

— Вы, конечно, понимаете, Вера, — сказал он, — что я приехал сюда из-за вас…

Она застыла… Смотрела на него, не шевелясь… Он коснулся губами ее бритого затылка, закрыл глаза и тихо произнес:

То, что Леня исчез, испарился из ее жизни, она обнаружила недели через две…

Несколько раз звонила ему домой, попала на маму, Маргариту Исаевну. Та суховато ответила, что Леня в командировке в Ленинграде, приедет через неделю. Но через неделю Вера и сама уехала в Москву, на ежегодную выставку в Манеже, и там с месяц привычно толклась по мастерским нескольких знакомых художников, по выставкам, по театрам… Вернулась уставшая, раздраженная, — как это бывало всегда, когда она отрывалась от холста, — и с неделю приходила в себя: жадно рисовала, набрасывала эскизы, делала этюды. Готовилась к настоящей работе… Все это время звонил Дитер. Он и в Москву звонил, собирался приехать, увезти ее с выставкой в Кельн, говорил нежности подолгу, бурно, не сдерживаясь, — словом, оказался каким-то нетипичным немцем…

Роман имеет классическую форму: посвящение, предисловие, пролог, три части и эпилог с эпиграфами.

В произведении две сюжетные линии: первая связана с Катей Щегловой, вторая с ее дочерью Верой. Катька, резкая, грубоватая и очень хитрая, в своих отношениях с окружающими отводит себе доминирующее положение: героиня, стремясь подчинить себе других, никогда не подчинится сама. Катя - натура артистическая и авантюрная, мастерски перевоплощаясь из одного образа в другой, была способна усыпить бдительность и втереться в доверие любого, дабы воплотить в жизнь очередной коммерческий план [5] . Полной противоположностью Катьки Щегловой является ее дочь Вера. Она, как и мать, независимая и сильная, но для Веры превыше всего не деньги, а любовь, красота и гармония [6] .

Рубина воссоздает Ташкент в романе с помощью своих воспоминаний и по памяти респондентов (как безымянных, так и субъективированных). В повествовании присутствует множество микротопонимов (Алайский рынок, парк Тельмана, Шейхантаур и др.) и эндемическая лексика (арык, курпачи, балхана и т. д.).


Даже неловко писать свой отзыв, все хвалят, а я не в восторге (мягко сказано).

Люблю хорошую литературу, люблю, когда произведение написано красивым языком, когда герои мастерски прописаны. И в целом все это в книге Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы" есть, но читала этот роман с таким трудом, так много раз откладывала чтение, чтобы возобновить его через несколько дней. Все таки дочитала, но никакого послевкусия не осталось. Отложила прочитанный роман с облегчением и скорее всего не пополню армию поклонников Дины.

Для меня этот роман - лоскутное одеяло из воспоминаний автора о своем детстве, проведенном в солнечном Ташкенте. В некотором роде биография Дины. Наверняка Рубина вложила в это произведение всю свою душу и пыталась донести до нас, до читателей, насколько прекрасным был тот советский Ташкент, несмотря на все свои недостатки.

Но я оказалась глуха. Меня все это не впечатлило, не тронуло. Герои не стали любимыми, не вызывали ни жалости, ни симпатии, просто незнакомцы, проживающие на страницах книги свою жизнь. Да и сам стиль повествования, когда события идут не по порядку, а как то хаотично, не вызвал отклика в моей душе.

Единственный, кто вызвал хоть какую-то симпатию - это дядя Миша Бедоносец. Его действительно жаль, умный мужик, сломанный системой. Да и Катю жаль. Если бы не блокада, если бы не гибель семьи, если бы не все лишения, выпавшие на ее долю, талантам этой женщины несомненно нашлось бы более достойное применение.

Художница Вера откровенно бесила. Ну совершенно не тот тип женщины, который вызывает во мне положительные эмоции. Эгоистка, каких еще поискать надо. Да-да, я понимаю, талантливая, самобытная, с тонкой душевной организацией, недосягаемая в своей неповторимости. Да ну, эгоистка, она и есть эгоистка.

Из всей книги тронул за душу и запомнился лишь эпизод о посещении Верой этажа с больными детьми-инвалида. Вот тут я, читая, плакала. И строчки, в которых автор размышляет, почему эти беспомощные создания приходят в наш мир, перечитывала несколько раз. Очень меня эта тема волнует, печалит, сама об этом часто думаю.

Возможно, я попробую прочитать еще что-нибудь из Рубиной, не зря же столько народа ею восторгается. Но этот роман точно не стал моим любимчиком. Нудновато, скучновато. Рекомендовать не буду, потому что если бы я сама не прочитала эту книгу, то совершенно ничего не потеряла бы. Есть книги поинтереснее, например эта или вот эта . От этих двух произведений я пришла в полнейший восторг. Их рекомендую с чистой совестью.

Читайте также: