Кружок удивительное рядом в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

программа кружка "Удивительное рядом" по внеурочной деятельности, срок реализации 1 год, разработана для младших школьников (возраст детей: 6,5-8 лет). Цель программы - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к занятиям наукой. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток

Оценить 1202 1

Муниципальное казенное образовательное учреждение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Срок реализации:1 год

Возраст детей: 6,5-8 лет

Мельниченко Нина Александровна

2014 - 2015 учебный год

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Рассмотрено

На заседании МС

Согласовано

Заместитель директора по ВР

Принятопедагогическим советом

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Срок реализации:1 год

Возраст детей: 6,5-8лет

Мельниченко Нина Александровна

2014 - 2015 учебный год

Цель программы - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к занятиям наукой.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

-создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников; формирования умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.

-изучение интересов и возможностей каждого ребенка;

-развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;

-развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;

-воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;

-воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Представленная программа разработана для учащихся начальной школы 1 класса. Программа рассчитана на 34 часа: проведение занятий 1 раз в неделю по 35 минут.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток

Результативность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, родителей; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.По итогам раздела проводится промежуточный контроль.

Показатели в личностной сфере ребёнка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш большой дом;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- способы сохранения окружающей природы;

- - экология – наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, выводов;

-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений ит.д.

Тематический план

Общее кол-во часов

Вводное занятие

Удивительное рядом

Мир вокруг нас

В мире животных (10 часов)

В семье пернатых (9часов)

Царство грибов (3часа)

Мы-защитники природы

Мониторинг. Подведение итогов.

15 , 5

Календарно-тематический план

Общее кол-во часов

Вводное занятие

Удивительное рядом

Мир вокруг нас

Мир запахов среди растенийконкурс рисунков по впечатлениям.

В мире животных(10 часов)

Серый хищник – волк

Хозяин леса - медведь

Любознательный зверёк - белка

Лесной красавец - лось

Сердитый недотрога- ёж

Подземный житель - крот

3. В семье пернатых (10часов)

Воробей-самая распро­ странённая птица на Земле

Загадочная птица - кукушка

Наш добрый сосед - скво­ рец

4. Царство грибов (3часа)

Мы-защитники природы (2 часа).

Подведение итогов. Мониторинг

Экскурсия по кабинету биологии. Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении занятий.. Путешествие в мир удивительного.

Раздел 2.Мир вокруг нас 5

Тема 1.Мир велик и прекрасен. Как мы познаем тайны мира

Тема 2. Как отличаются деревья друг от друга.

Тема 3. Листопад. Почему листья разного цвета?

Тема4. Мир запахов среди растений.

Тема5. Значение растений.

Рисуем дерево и его лист. Определяем дерево.

Раздел 2. В мире животных

Тема 3.Серый хищник – волк (1час)

Тема 4. Хозяин леса – медведь (1час)

Тема 5. Любознательный зверёк – белка (1час)

Тема 6. Лесной красавец – лось (1час)

Тема 7.Сердитый недотрога - ёж (1час)

Тема 8. Подземный житель – крот (1час)

Тема 9. Мышка-норушка (1час)

Тема 10. Домашние любимцы

Тема 1. Воробей-самая распро­ странённая птица на Земле (1час)

Тема 2. Ворона и ворон- кто они? (1час)

Тема 5. Загадочная птица - кукуш­ ка (1час)

Тема 7. Наш добрый сосед - скво­ рец. (1час)

Тема 8. К рылатая компания. (1час)

Тема 1. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­ зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ ществ. Дать представление о строении шля­ почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 2. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки эколо гически грамотного поведения в при­ роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 3. Это тоже грибы.(1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии

Раздел 5 Мы-защитники природы (2 часа).

Подведение итогов. Мониторинг.

Личностные и метапредметныерезультаты

образовательного процесса в 1-м классе

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

•формулировать собственное мнение и позицию;

•договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия;

Литература для педагога

2. Вдовина, Н.Ю. Знакомимся с природой. – М.: Чистые пруды, 2007г.

4. Лободина, Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград, 2007г.

5. Максименко, Н.А. Занимательные сказочные экологические задачи на уроках. – Волгоград: Учитель, 2006г.

Литература для обучающихся и родителей

2. Вдовина, Н.Ю. Знакомимся с природой. – М.: Чистые пруды, 2007г.

4. Лободина, Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград, 2007г.

5. Максименко, Н.А. Занимательные сказочные экологические задачи на уроках. – Волгоград: Учитель, 2006г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Нахабинская сош №3

образовательная программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

для 1-4 классов

Литература и фантазия

Составила Цветникова Ю.А.

учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Данная программа гуманитарного цикла разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на познавательную, нравственно-эстетическую и творческую деятельность учащихся.

Цели программы:

-развитие творческого потенциала, развитие этических и эстетических качеств; формирование навыков сознательного чтения и анализирования; формирование навыков театрально-исполнительской деятельности; воспитание любви к родному языку

Задачи программы:

- формировать активного читателя,

-развивать творческое мышление в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности;

-способствовать развитию речевой культуры; научить грамотно строить монолог и вести диалог;

-создание условий положительной творческой атмосферы для реализации творческих способностей;

-расширять кругозор учащихся посредством ознакомления с объектами МХК;

-прививать чувство гордости и уважения к Родине

Программа рассчитана на 4 года .

6. Книги детских отечественных и зарубежных писателей;

7. Энциклопедический справочник

Тематическое планирование 1 класс(33/34ч в год, 1час в неделю)

Тема занятия

Содержание занятия

Презентация. Конкурс рисунков.

Страна Книголюбов. Остров Загадок.

Презентация детских книг.

Загадочная викторина. Конкурс рисунков.

Презентация. Просмотр м/ф.

Конкурс поделок из пластилина.

Маленькая страна. Книжки-малышки для самых маленьких: А.Барто, Е.Благинина, В.Сутеев.

Зелёная планета. Цветочный мир.

В мире прекрасного. Художница-Осень.

Презентация. Конкурс рисунков и аппликаций из листьев.

Маленькая страна. Устное народное творчество. Колыбельные песни.

Моя Родина. Устный журнал.

Презентация. Конкурс рисунков и поделок.

Сказки народов мира. Г. Х. Андерсен.

Родная природа. Стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева, И.Никитина,А.Фета,А.Блока.

Презентация. Устный журнал. Конкурс рисунков.

Мы читаем земляка-Самуила Маршака. Стихи и сказки.

Праздник, посвящённый творчеству А.Л. Барто и С.В. Михалкова.

Презентация. Устный журнал.Сценки-миниатюры.

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Земля - наш общий дом. В мире животных. Прогулка по зоопаркам страны.

В мире прекрасного. Под куполом цирка. Кто такие клоуны?

Авторская сказка. Что значит- посмотреть на себя со стороны? Сказка В.Губарева.

Откуда пришла игрушка? Устный журнал.

Презентация. Конкурс рисунков и аппликаций.

Зелёная планета. Птицы наших лесов. Рассказы В.Бианки ,Н.Сладкова, Е.Чарушина, К.Ушинского.

Волшебный мир сказок Шарля Перро. В гости к Золушке.

Старая, старая сказка.

Игра-викторина по сказкам.

Ребятам о зверятах.Рассказы дрессировщицы и писательницы Н.Дуровой.

Презентация. Прослушивание рассказов.

В гостях у Берендея. Остров Загадок.

Презентация. Просмотр м/ф.

Презентация-викторина. Конкурс рисунков-загадок.

Презентация творческих работ учащихся. Подведение итогов.

Тематическое планирование 2 класс(33/34ч в год, 1час в неделю)

Тема занятия

Содержание занятия

Книги, прочитанные летом.

Знакомство со школьной библиотекой. Конкурс рисунков.

Цветок солнца. Подсолнух.

В осеннем королевстве. Царство Растений.Устный журнал.

В мире прекрасного. Детские театры и спектакли.. Путешествие в Ленинградский ТЮЗ .

Смешные истории. Книги Виктора Драгунского .

Сценки-миниатюры. Презентация. Конкурс плакатов на тему из школьной жизни.

Моя страна. Русская изба.

Мы читаем земляка-Самуила Маршака. .Стихи и сказки.

Презентация. Сценки-миниатюры по произведениям Маршака. Выставка рисунков.

По страницам детских журналов.

Посещение школьной(районной библиотеки)Презентация. Творческая задача: создание обложки своего журнала.

Праздник, посвящённый творчеству А.Л. Барто и С.В. Михалкова.

Устный журнал; презентация детских рисунков и поделок; викторина; конкурсы; кроссворды; сценки-миниатюры.

В мире прекрасного. Русские художники. В гостях у Зимы. Зимние пейзажи.

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Презентация. Инсценировка. Викторина. Кроссворд. Конкурс рисунков.

В мире прекрасного. Под куполом цирка.

Снимается кино. В гостях у сказки.

Презентация. Устный журнал.Мини-инсценировки.

В гостях у мягкой игрушки.

Символы России. Праздник русской Матрёшки.

Зелёная планета. День птиц.

Рассказы Н.Сладкова и В.Бианки о птицах.

Презентация. Просмотр видео. Конкурсная программа.

Волшебный мир сказок Шарля Перро.

Презентация. Мини-инсценировки. Конкурс рисунков.

Тайны природы . В гостях у Берендея.

Презентация. Устный журнал. Конкурс рисунков.

Презентация детских творческих работ. Подведение итогов.

Тематическое планирование 3 класс(33/34ч в год, 1час в неделю)

Тема занятия

Содержание занятия

Презентация детских рисунков и сочинений

Книги, прочитанные летом.

Презентация творческих работ учащихся по прочитанным книгам за лето. Устный журнал.

Презентация. Сценки-миниатюры. Конкурс рисунков.

Зелёная планета. Царство грибов. В.Берестов. Хитрые грибы.

В гостях у Осени.

В мире прекрасного. Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина.

Моя страна. Русская деревня.

Презентация. Просмотр видеоролика. Инсценировка.

Мы читаем земляка-Самуила Маршака.. Стихи и сказки.

Презентация. Устный журнал.

По страницам детских журналов.

Праздник, посвящённый творчеству А.Л. Барто и С.В. Михалкова.

В мире прекрасного. Времена года.

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Презентация. Проба пера: описание поведения домашних животных.

В мире прекрасного. Кукольный театр им. С.В. Образцова в Москве и Большой театр кукол в Санкт-Петербурге.

Презентация. Инсценировка с использованием кукол.

Из русского фольклора.Перевёртыши.

Презентация. Устный журнал. Конкурс рисунков.

Игрушечный город. Из истории игрушек. Устный журнал.

Зелёная планета. Весенние напевы. Устный журнал.

Презентация. Просмотр видео. Викторина. Конкурс рисунков.

Тайны природы . Волшебная трава.

Презентация творческих работ учащихся .Подведение итогов.

Тематическое планирование 4 класс(33/34ч в год, 1час в неделю)

Тема занятия

Содержание занятия

Книги, прочитанные летом.

Презентация читательских дневников учащихся.

Мы ищем таланты. О юных писателях и художниках. Проба пера.

Презентация детских рассказов, стихотворений и картин ; просмотр видеоролика. ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: сочинение стихов, рассказов и сказок по опорным словам.

В осеннем королевстве. Устный журнал.

Моя страна. Информационный портал. О чём пишут газеты и журналы?

Моя страна. Государственный Эрмитаж.

Презентация. Инсценировка. Конкурс рисунков.

Просмотр отрывка из м/ф.

Подготовка к инсценировке 2х эпизодов.

Праздник, посвящённый творчеству С.В. Михалкова.

В мире прекрасного. Времена года.

Вредные советы. Творчество Г.Остера.

Презентация. Устный журнал.

Мир героев А.С.Пушкина.

Страна Вообразилия. Проба пера.

Презентация. Творческая задача: сочинение сказок по опорным словам.

Дом для сказочного героя.

Моя страна. Мудрые заповеди предков.

Презентация. Инсценировка. Конкурс рисунков.

Зелёная планета. Экологический КВН.

Тайны мира. Загадки природы.

Презентация детских исследовательских работ.

Презентация творческих проектов учащихся. Подведение итогов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 249 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.10.2015 1359
  • DOCX 170 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Цветникова Юлия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

ст.Михайловской, Курганинского района, Краснодарского края

решение педсовета протокол № 1

от 30.08.2014 года председатель педсовета __________Н.П.Ополева подпись Ф.И.О.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по окружающему миру

срок реализации 4 года

возраст обучающихся 6-11 лет

составитель: Бузина Лариса Владиленовна

1.Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания кружка в начальной школе являются:

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.


Актуальность программы

В современных условиях перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в большей степени является экологическое образование.

Начальным звеном непрерывной системы экологического образования по праву необходимо рассматривать дошкольное экологическое образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности. Как свидетельствуют психолого – педагогические исследования, в этом возрасте можно сформировать не только систему знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающей действительностью, но и систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности.

1.1.3.Отличительные особенности программы

Анализ данных программ позволяет в качестве отличительных особенностей данной программы выделить следующие:

непрерывность и преемственность содержания, в котором программный материал располагается в единой последовательности, с учетом возрастающей детской компетентности;

интеграция программных областей знаний, которая позволяет обучающему освоить не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;

основной акцент в содержании сделан на развитие у детей дошкольного возраста наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание программы включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности;

рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);

направленность на формирование универсальных учебных действий: рефлексии, коммуникативности, самооценки и т.д.

1.1.4.Адресат программы

Программа рассчитана на однолетнее обучение учащихся с 7 лет и составлена с учетом особенностей детей данного возраста.

У детей младшего школьного возраста отношение к природе проявляется в познавательной сфере. Этот возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

1.1.5.Объем и срок освоения программы

1.1.6 Формы обучения

Программа реализуется в очной форме обучения.

Используются следующие формы проведения занятий:

учебное занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом;

учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;

учебное занятие обобщения и систематизации изученного;

учебное занятие выработки и закрепления умений и навыков;

комбинированное учебное занятие;

занятие - ролевая игра и другие.

Программа предполагает использование разнообразных форм занятий:

проведение экологических праздников, конкурсов, викторин;

видеозанятие и др.

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в одновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на протяжении всего срока обучения.

Этапы реализации программы соответствуют годам обучения по освоению содержания программного материала:

Образовательный процесс подразделяется на два уровня деятельности:

1 уровень: наблюдение и изучение

Задания предназначены для детей 7 лет. В этот период развитие детей идет по пути активного изучения окружающего мира, любознательности, воображения, активности и трудолюбия. Это связано с тем, что у обучающихся этого возраста преобладает конкретно-образное и наглядно-действенное мышление.

2 уровень: Изучение и исследование

Задания предназначены для обучающихся 8 лет.

В этот период происходит активный поиск себя и экспериментирование в различных социальных ролях. Развивается словесно-логическое мышление, поэтому большая часть заданий имеет характер самостоятельной работы объектами и явлениями.

1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия учебных групп проводятся 2 занятия в неделю по 2 часа;

Занятия проводятся по 2 академических часа в неделю с 15- минутными перерывами каждый час.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: – формирование гуманной, социально активной личности средствами природоохранной деятельности.

формировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме;

формировать ценностное отношение к живым и неживым объектам природы;

Метапредметные:

развивать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;

формировать навыки прогнозировать и оценивать последствия деятельности человека для здоровья природной среды и человека.

Образовательные (предметные):

научить классифицировать растительный и животный мир на основе основных признаков (строение, среда обитания, питание и т.д)

вовлечь обучающихся в практическую природоохранную деятельность по охране окружающей среды;

обучить правилам поведения в природе;

1.3. Содержание программы

Учебный план

Название раздела, темы

Форма организации занятия

Формы контроля и/или аттестации

Раздел 1. Вводное занятие (2ч)

Техника безопасности, техника пожарной безопасности и правил дорожного движения.

Читайте также: