Дина кирнарская 10 причин отдать ребенка в музыкальную школу

Обновлено: 08.07.2024

Денис Мацуев, пианист, после послания пожаловался: оказывается, российские преподаватели, музыкальные учителя уезжают работать в Китай. Вот на ваших экранах как раз графики – расходы, предусмотренные на музыкальные школы, на закупку инструментов. Так вот, Денис Мацуев рассказал, что наши преподаватели уезжают работать в Китай. А кто останется тогда работать с российскими детьми? Кто будет учить их и вести уроки сольфеджио, уроки игры на фортепиано, на баяне? Много еще разных инструментов.

На эту тему поговорим с нашей уважаемой гостьей – Диной Константиновной Кирнарской, музыковедом, проректором Российской академии музыки имени Гнесиных.

Анастасия Сорокина: Дина Константиновна, добрый вечер.

Дина Кирнарская: Добрый вечер.

Александр Денисов: Здравствуйте.

Александр Денисов: Вы тоже сразу разгадали?

Дина Кирнарская: Да, я тоже пропела, когда вы сказали.

Александр Денисов: Или вы знали эту историю?

Дина Кирнарская: Я даже не знаю, в какой тональности.

Анастасия Сорокина: Ну понятно, что вы знали и смогли это сделать. Но это сделал одиннадцатилетний ребенок, который не учится в специальном музыкальном училище, а просто это Ржевская гимназия образца 1913 года.

Можно ли сказать, что у нас сейчас преподают так же, как в те времена?

Дина Кирнарская: Ну, у нас даже лучше преподают, чем в те времена, просто не так…

Анастасия Сорокина: То есть все одиннадцатилетние дети могут…

Дина Кирнарская: Ведь тогда интеллигенция, вообще образованное сословие было очень малочисленным, оно было гораздо меньше – и количественно, понятно, и в процентном отношении значительно меньше, чем тот процент детей, который сейчас учится искусству (не только музыке, но и музыке тоже). Так что в процентном отношении это гораздо больше.

То есть я вам скажу так. У нас где-то около 5 тысяч музыкальных школ. Это очень много. И такая система поддержки детского художественного образования, вообще-то, есть только в России. Ну, так широко, может быть, и в странах СНГ, во многих, осталось еще с советских времен. В общем, такое внимание к детскому образованию – это достаточно редко. В большинстве, как мы говорим часто, цивилизованных стран частное образование. Это не государственные музыкальные школы, это не какой-то налаженный процесс с программой, а это просто частные педагоги, которые занимаются, или частные школы, которые мы видим. Так что у нас ситуация совсем неплохая, совсем неплохая.

Другое дело… Вот вы совершенно правы, что для того, чтобы воспитать действительно высокообразованного, умственно развитого человека, духовно развитого человека, необходимо заниматься искусством.

Александр Денисов: И необязательно, чтобы он становился пианистом, скрипачом.

Дина Кирнарская: Да ну нет! Это даже смешно. Конечно нет.

Александр Денисов: Давайте объясним механику. Вот как это формирует человека?

Дина Кирнарская: Как это происходит? Значит, тут несколько позиций, но первая, может быть, такая. Наш мозг формируется в том же порядке, в каком он формировался исторически. Искусство старше, искусство гораздо старше, чем наука. А из искусств самое старое – музыкальное. Проснулся, закричал – уже поешь. То есть получается, что самый древний вид искусства – музыкальное искусство – он как бы готовит человека к жизни. И ваш мозг развивается под влиянием искусства и формируется именно в процессе занятий искусство

Анастасия Сорокина: То есть сначала надо пойти в музыкальную школу, а потом – в обычную?

Александр Денисов: Менделеева.

Дина Кирнарская: …Менделеева, да, Серебряного века, всех поэтов, которых мы знаем, и ученых, которых мы знаем: Вернадского, Циолковского и так далее. Потому что это была интеллигенция, воспитанная на искусстве. Они были пропитаны искусством.

Не могу не рассказать маленький такой случай. Когда я была на конгрессе ЮНЕСКО в Сеуле, то первый доклад американских профессоров был о том, что среди нобелевских лауреатов нет ни одного, кто бы не занимался искусством. То есть проанализировали их за 100 лет, и оказалось, что все занимались искусством. Вот как Эйнштейн играл на скрипе, вот как (пусть и не нобелевский) Билл Клинтон или Вуди Аллен играют на кларнете и на саксофоне…

Александр Денисов: Вуди Аллен на кларнете, да-да-да.

Александр Денисов: Может быть, неслучайно тогда, Дина Константиновна, и проблема, о которой упомянул Денис Мацуев – что наши преподаватели уезжают в Китай. В Китае ренессанс интереса именно к академической музыке, все увлекаются.

Дина Кирнарская: Поняли, поняли.

Александр Денисов: Не потому, что хотят стать профессиональными музыкантами и карьеру сделать.

Дина Кирнарская: Ну конечно нет. Ну естественно.

Александр Денисов: То есть они как-то уловили эту взаимосвязь между развитием общества и интересом к музыке.

Дина Кирнарская: Абсолютно верно. И не только, кстати, в самом Китае, но также и в Японии, в Корее. То есть вообще Азия приняла эстафету, можно сказать, у Европы. Потому что когда-то в Европе признаком образованности и хорошего тона было владение инструментом, умение петь. То же самое сейчас и в Азии. В Азии люди осознали, что воспитать нацию, способную быть инженерами, изобретателями… Это вот то, что интересует, конечно, правительства в разных странах в большей мере.

Я понимаю, что конкретно в деятелях искусства заинтересованы меньше, а хотят, чтобы были ученые, чтобы изобретали айфоны и айпады, чтобы изобретали новую военную технику. Ничего не изобретут, если не будут заниматься искусством, потому что мозг высохнет, просто он перестанет продуцировать идеи. Для того чтобы он правильно работал, нужно сначала заложить основу – искусство. И заниматься им всю жизнь для поддержания этой творческой ауры, для того, чтобы человек мог работать.

Дина Кирнарская: Отвечаю этим родителям. Значит, мозг един. Нет такого, что ты занимаешься вот этим, а потом тем, а потом те. Рассказываю пример некоторых школ, которые включили музыку органически в свою учебную программу. Математика усваивается на раз, два три, потому что музыкальное образование воспитывает пространственное мышление. Ведь вы же играете на баяне, смотрите. И, даже не видя, у вас все получается. Играете на скрипке вот так – тоже пространственный объект перед вами. Не говоря уже о фортепиано. Значит, у вас воспитывается математическое мышление. Музыка – это трансформация. Один мотив прозвучал, а другой на него похож, не совсем. Вот это и есть начатки математического мышления.

Александр Денисов: А потом, еще и способность к творчеству.

Дина Кирнарская: Это уже даже более абстрактно. Музыка – древнейший язык. Причем это язык в психологическом смысле. Это самый настоящий язык. И вот есть такие эксперименты… Ну знаете, в 12 лет кризис возраста, подростки бросают музыку. Ради бога! Но если вы удержались до 12 лет, то вы и иностранные языки будете усваивать лучше, и на родном языке вы будете писать более грамотно, и говорить будете лучше, потому что музыка и язык находятся в левом полушарии. Причем музыка охватывает оба полушария. Но вот язык, в частности словесная речь, и музыка левополушарного происхождения – они, так сказать, друг друга подпитывают, они как бы друг с другом взаимодействуют.

Таким образом, вы, занимаясь музыкой, быстрее сделаете занятия по иностранному языку, гораздо быстрее усвоите английский, французский и любой, какой хотите, китайский, и гораздо лучше вы будете писать, и гораздо легче вы будете решать математические задачи. И то время, что вы потратили на искусство, компенсируется. Оно с лихвой к вам придет, потому что ваш ребенок будет работать интенсивнее, легче, проще, с огоньком. И искусство ему будет помогать. Оно не мешает. Это не то что вы прибавляете какое-то скучное и нудное задание, которое истощит все силы человека. Наоборот, оно придаст силы.

Александр Денисов: Дина Константиновна, вот если к проблеме вернутся… Да, и примем звонки. Во-первых, сейчас это не каждой семье по карману, тем более в провинции. Но самое главное не это. На какие шиши, говоря по-русски, купить то же фортепиано? А оно стоит и полмиллиона, и миллион. Баян – по двести, по триста…

Дина Кирнарская: Нет-нет, вы преувеличиваете. Ну не надо! Вы преувеличиваете.

Александр Денисов: Ну дорого, дорого.

Дина Кирнарская: Вы преувеличиваете.

Александр Денисов: Ну хорошо.

Анастасия Сорокина: Инструменты дают в музыкальных школах.

Дина Кирнарская: Во-первых, подождите. Это как с машинами.

Александр Денисов: А, подержанные?

Дина Кирнарская: Подержанные.

Александр Денисов: Согласен, согласен.

Дина Кирнарская: Причем уж такие держанные-передержанные. Знаете, как самые дорогие скрипки подержаны? Страшное дело! И они переходят из рук в руки, сделанные мастерами из Кремоны. Аж с XVII века, уж такие передержанные. И дороже их просто нет ничего на свете. Никакое фортепиано со Страдивари не сравнится.

Если мы о фортепиано, то есть электрические инструменты, есть какие-то квазифортепиано, самые разные…

Александр Денисов: То есть выход есть?

Дина Кирнарская: Ну конечно. Есть электрические, есть цифровые. Чего только нет. Кроме того, ну почему обязательно на фортепиано? Масса чудесных инструментов: струнных, духовых, народных…

Александр Денисов: Ну, гитара, в принципе, недорого.

Дина Кирнарская: Гитара очень популярна. Да и фортепиано. Вот я говорю, если мы учтем то, что это необязательно должен быть Steinway концертный, а это может быть небольшой инструмент, пианино какое-то весьма скромное…

Александр Денисов: Безусловно. Я к чему клоню? Вот сейчас президент объявил, что бесплатное горячее питание будет для первых-четвертых классов.

Дина Кирнарская: Замечательно.

Александр Денисов: Может быть, нам ввести и музыкальное образование, и тоже бесплатное? Представьте…

Дина Кирнарская: Бесплатное художественное образование. Гениально было бы! Кстати, тут же фокус в том, что буквально несколько лет эксперимента – и получите отдачу. Я знаю, есть такие школы. Я была свидетелем, как в Казахстане такие школы развивались, и тоже в некотором смысле не без моего идейного участия. То есть ребята учатся искусству, учатся музыке, одновременно общеобразовательные дисциплины. В Гарвард поступают! А туда ни за какие деньги ты не поступишь, если ты не сдаешь экзамены. В самые лучшие вузы в мире поступают эти дети из этого казахстанского лицея, о котором я говорю как раз.

Просто музыка им дает старт ракеты, просто доказывает то, что я пыталась вначале сказать. Занятия искусством настолько расширяют умственные горизонты, настолько усиливают умственные способности, что время, потраченное на них, вы окупаете с лихвой, в десятки раз.

Александр Денисов: Я вспоминаю интервью Басты. Может быть, конечно, для вас и не пример.

Дина Кирнарская: Пример. Почему не пример? Он в своей нише работает.

Анастасия Сорокина: Обязаловка.

Дина Кирнарская: Вот въелось, этот имидж въелся: вот музыкальное образование – это такая скука, это такой ужас, это такой адский труд, такие гаммы. Конечно, какие-то усилия нужны. Но при наличии хорошего и умного педагога это все – фейерверк, праздник.

Александр Денисов: В игру превращается.

Анастасия Сорокина: У нас уже есть очень много звонков, давайте их выслушаем. Из Ленинградской области Николай на связи. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел спросить у вас. Понимаете, этот вопрос, мне кажется, уже поздновато начали задавать. Надо было раньше этим всем заниматься. Я вот не могу понять. У нас посокращали музыкальные училища, специалистов. Плюс к тому же, наверное, еще и заработная плата у музыкальных работников очень низкая. Плюс сейчас наша школа… Я полностью с вами согласен, с проректором. Сейчас наша школа полностью вся перегружена. У детей нет времени, чтобы заниматься музыкой. Это все надо спрашивать у госпожи Васильевой. Ну все посокращали! Я не знаю, а кто тогда будет писать все эти творения? Большое спасибо.

Александр Денисов: Вы знаете, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Вот на ремонт 21 миллиард, на инструменты почти 9 миллиардов запланировано. В послании президент сказал, что такие средства бюджетные потратим.

Анастасия Сорокина: А действительно ли сейчас эти проблемы?

Дина Кирнарская: Ну, проблемы есть, проблемы есть. В частности, не хватает, например, струнников. Уже и в оркестрах это ощущается. Не хватает духовиков – тех, кто играет на инструментах, как труба, фагот и других духовых инструментах. Есть проблемы, проблемы есть. Но вот Николай совершенно правильно говорит, что нужно осознать. Лучше поздно, чем никогда. Да и потом, ну не поздно!

Все-таки нельзя сказать, что прямо все педагоги дружно сейчас собрались, погрузились и в Китай отбыли. Конечно, такая тенденция есть, я не спорю. И не только, кстати, в Китай. Наших высококвалифицированных преподавателей так же точно, как и в области балета, как говорится, и в области музыки, ждут и в Европе, ждут и в Америке, а не только в Китае. Так это хорошо. Мы же несем свою школу миру.

Но, конечно, для того чтобы сохранить систему, необходимо инвестировать что-то. Это как бы известно. И фокус в том, что именно государственное мышление состоит в том, чтобы понимать, что, потратив сегодня на музыку, ты завтра двадцать раз сэкономишь на ракетах, на каких-то приборах, на технических усовершенствованиях. Потому что даже… Может быть, вы слышали – Колмогоровская школа, такая известная, в Новосибирске. Вот что-то у ребят успеваемость упала…

Александр Денисов: Это же физмат, по-моему.

Анастасия Сорокина: Успеем выслушать еще один звонок, опять-таки из Ленинградской области, Александр дозвонился. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Анастасия Сорокина: Говорите, пожалуйста.

Александр Денисов: Александр, играете на музыкальных инструментах?

Александр Денисов: Таривердиева, да?

Дина Кирнарская: Да-да, конечно.

Зритель: Да, Таривердиева. Ну, это душа. Музыка – знаете, это мистика какая-то, это волшебство. Это невероятно! Это словами не описать. Я даже слышал, что музыкой или набором звуков людей даже до самоубийства доводят. Секретные лаборатории занимались при фашизме…

Дина Кирнарская: Это преувеличение.

Александр Денисов: Нам такие случаи не известны.

Дина Кирнарская: Александр прав в том смысле, что действительно музыка оказывает гигантское воздействие на человека – и на его здоровье, и на состояние организма, вообще на все. И вот такие люди, как Александр, – можно сказать, это соль земли, потому что… Вы знаете, есть очень много не музыкантов, но просто обожателей музыкального искусства. Мы живем для них. Мы работаем ради них. Мы воспитываем музыкантов для них.

То есть эти люди – это просто, можно сказать, золотой фонд искусства. А оно ведь, в конце концов, существует не для тех, кто им профессионально занимается, а для людей, для аудитории. И если нам удалось тронуть сердце Александра и сделать его меломаном и поклонником искусства, ну мы просто рады, счастливы и безумно благодарны – и ему, и таким, как он, кто любит музыку и вокруг себя распространяет эту любовь. Это вообще самое главное.

Александр Денисов: Там еще детишки у него на фоне кричали. Может быть, пойдут учиться.

Александр Денисов: И что удивляться, что у нас финансирование пошло? Президент начал играть на фортепиано – и вот пожалуйста.

Александр Денисов: Да-да.

Дина Кирнарская: Ну вот. Так что музыкой можно достучаться до сердца каждого гражданина.

Александр Денисов: Спасибо вам большое, спасибо за интересный разговор.

Дина Кирнарская: И вам спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо. У нас в студии была Дина Константиновна Кирнарская, музыковед, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных. Говорили о том, как важно любить музыку. Спасибо.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

  • Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
  • Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
  • Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру!

Должны знать современные родители

  1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
  2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Музыка – это воспитание характера без риска травмы.
  3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
  4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак и Толстой, Руссо и Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
  5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
  6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта бизнесмена, для которого едва ли не главное – находить общий язык с людьми.
  7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

Зачем вашему ребенку занятия музыкой

10 причин отдать ребенка в музыкальную школу

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции.

Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину

Заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

4. Музыка и язык – близнецы-братья

Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

10 причин отдать ребенка в музыкальную школу

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична

Крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.

За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху

Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также: