Дидактический синквейн в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Спиридонова Марина Владимировна

Организация: МДОУ Старомайнский детский сад №5

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п.Старая Майна

Занимаясь с детьми с ОВЗ, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.

Синквейн - это один из методов новой образовательной технологии.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Синквейн-это план, план-схема, модель, в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.

Цель обучения составлению синквейна- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

  • Синквейн используется на НОД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы.
  • Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.
  • Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).
  • Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.
  • Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.

При составлении синквейна решаются следующие задачи:

Этапы работы при составлении синквейна:

1 этап - подготовительный

Создание речевой базы. Расширение, уточнение и активизация словаря. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

2 этап - основной

Составление синквейна. Работа с готовым синквейном:

  • Составление рассказа по готовому синквейну.
  • Совершенствование и коррекция синквейна.
  • Анализ неполного синквейна.

3 этап – практический

Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Правила составления синквейна

  • Первая строка – одно слово – предмет
  • Вторая строка – два слова – признаки
  • Третья строка – три слова – действия
  • Четвёртая строка – фраза из нескольких слов
  • Пятая строка – слова – ассоциации.

На 2 этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине.

4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть.

5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

1 строчка - Ёжик.

2 строчка – Колючий, старательный.

3 строчка – Ходит, запасает, спит.

4 строчка – Ёжик ушёл в спячку.

5 строчка – Дикое животное.

Таким образом, составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:

-иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак;

- научиться правильно понимать и задавать вопросы;

- владеть навыком обобщения;

-согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Эффективность и значимость технологии синквейн:

  • его простота, синквейн могут составить все;
  • в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
  • синквейн является игровым приемом.

Таким образом, дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – дидактический синквейн.

Цель и задачи дидактического синквейна

Этапы построения работы.

Обоснование внедрения новых технологий:

ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.

В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Понятие "дидактический синквейн" :

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.

Цель обучения составлению синквейна- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

Актуальность технологии "дидактический синквейн" : Синквейн используется на НОД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы.

Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.

Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).

Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.

Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.

Синквейн совершенствует словарную работу.

При составлении синквейна решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря.

Дети учатся согласованию слов.

Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений.

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а такжк используют знания пословиц, поговорок по теме.

Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.

предварительный и основной.

Правила составления синквейна :

Первая строка – одно слово – предмет;

Вторая строка – два слова – признаки;

Третья строка – три слова – действия;

Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;

Пятая строка – слова – ассоциации.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

ВложениеРазмер
tehnologiya_didakticheskiy_sinkveyn_v_rechevom_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 66.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Дидактический синквейн в речевом развитии детей старшего

Без речи нет ни сознания, ни самосознания.

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке .

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:

  • является игровым приемом;
  • способ самовыражения – синквейн получается у всех!
  • вид новой творческие речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных возможностях (так, как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). Так же он учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность);
  • обогащает словарный запас;
  • средство обучения краткому пересказу;
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
  • способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Обогащать, актуализировать словарный запас детей Развивать творческие способности Учить детей определять грамматическую основу предложения Развивать высшие психические функции

Правила составления синквейна.

1-я строка: одно слово - обычно, существительное, отражающее главную идею.

2-я строка: два слова - прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка: три слова - глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка: фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка: слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-

  1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

  1. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).

II этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

III этап практический

Цель : Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

  • Принцип системности и последовательности предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы;
  • Принцип взаимосвязи задач позволяет решать несколько задач одновременно
  • Дидактический принцип – наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.
  1. организация совместная деятельности с детьми (дидактические и развивающие игры, художественное творчество),
  • результате использования технологии дидакического синквейна в развитии речи детей :

Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания; Расширился и актуализировался словарный запас детей; Закрепились знания о частях речи, о предложении; Совершенствовался навык использования в речи синонимов;

Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова; Выработалась способность к анализу Активизировалась познавательная деятельность детей

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, детям трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях и в режимных моментах, синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси благодаря японской поэзии.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений: .

Речевые тренинги (картотека материала для речевых тренингов) .

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.

строка – три слова (глаголы) . Действия предмета, относящиеся к теме.

строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Вариативность в применении технологии синквейн.

Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,

Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

По прослушанному рассказу или сказке;

Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

Летает, перевозит, садится

Он похож на стрекозу.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Наземный транспорт.

Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.

Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Используемая литература:

Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.- метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Коноваленко, В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМиД – Москва, 2009.

Ушакова, О.С., Струнина,Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквейн.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Правила написания синквейна.

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

  • слова-предметы (существительные),
  • слова-признаки (прилагательные),
  • слова-действия (глаголы),
  • слова-предметы (существительные).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)

II этап – основной.

Цель : знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Закрепляет знания детей об окружающем мире.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

Формирует грамматический строй.

Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

Оформлять мысль в виде предложения

Подготавливает к составлению описательного рассказа.

Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?

Является диагностическим инструментом.

Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..

Поддерживает интерес к обучению.

Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.

2. Оранжевый, вкусный.
3. Лежит, висит, чистится
4. Апельсин можно поделить на дольки
5. Апельсиновый сок

Злая, грязная.
Летает, ест, садит в печку.
Она живёт в сказках, в избушке на курьих ножках.
Злой герой.

Послушная, беззаботная
Поет, не спешит, удивляется
Волк обманывает девочку и бабушку
Доверчивая девочка

Мойдодыр.
Хороший, добрый.
Радуется, улыбается, учит.
Я люблю мультфильм про Мойдодыра.
Мойдодыр – умывальник

Волшебная, невидимая.
Надевать, носить, прятаться.
Шапка-неведимка спасает сказочныхгероев.
Это волшебный головной убор.

Читайте также: