Дидактический материал для детей зпр в детском саду 4 5 лет

Обновлено: 02.07.2024

Учебно-методические пособия и дидактические материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами).

Учитель-дефектолог

"Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей" Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал.

В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н.Яковлева.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., СПб, 2014

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова,

А.В. Лагутина М.: Просвещение, 2013.

Диагностические карты (по количеству детей).

Список детей для занятий с учителем-дефектологом.

Циклограмма профессиональной деятельности.

График работы дефектологического кабинета.

Журнал учёта посещаемости детьми коррекционных занятий.

Годовые задачи организации коррекционно – педагогической работы на учебный год.

Понедельное комплексно-тематическое планирование.

Тетради индивидуальной работы с воспитанниками.

Тетради рекомендаций учителя-дефектолога родителям воспитанников.

Журнал взаимосвязи учителя – дефектолога

с воспитателями групп и специалистами.

Календарный план работы на учебный год.

Консультативный материал для родителей (законных представителей),

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный
и младший школьный возраст.

Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей.

А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика
и коррекция в детском возрасте

Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей
с отклонениями в развитии (наглядный материал).

Пирамидки, матрешки, вкладыши деревянные, пазлы тематические, кубики, разрезные картинки, счетные палочки.

Сборные картинки – пазлы.

Сборные картинки – кубики.

Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши.

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки.

Зашумлённые картинки и др.

Игры с прищепками.

Трафареты для обводки и штриховки.

Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей.

Массажеры для рук.

Конструкторы, счетные палочки и др.

Цветные круги (красные, синие, зелёные).

Доска настенная (большая)- магнитно – маркерная.

Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н.

200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю.

Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты.

Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами.

Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

Карточки на классификацию предметов.

Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна..

100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2 для средней логопедической группы детского сада

Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2; №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : СПб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: Детство-Пресс, 2003.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

6. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998

7. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Мяч и речь. СПб, 2001

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб, 2001

9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999.

10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: Детство-Пресс, 2004.

11. Баряева Л.Б. Интегративная модель СПб 2005

12. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Изд: М.:Айрис-пресс 2005г.

13. Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г

Комплекс игр и упражнений по развитию сенсорике у детей с ЗПР 4-5 лет.

ВложениеРазмер
moya_kartoteka.docx 340.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Д\Desktop\img17.jpg

Комплекс дидактических игр и тренировочных упражнений по формированию системы сенсорных эталонов на занятиях по математическому развитию

у детей с ЗПР первого года обучения

Данный комплекс был разработан мной для индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития по формирования системы сенсорных эталонов. Данный комплекс я разделила на 4 раздела:

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика, три ёлки, каждая группа предметов одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

Цель: закреплять знания детей об объёмных геометрических фигурах (куб, шар, кирпичик, цилиндр).

Дидактический материал: мешочек с объёмными геометрическими фигурами.

Методические приемы: определять на ощупь объёмные геометрические фигуры.

Цель. Закрепить знания детей в назывании геометрических фигур с кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями.

Дидактический материал: Картонные квадрат, круг, треугольник, овал с нарисованными лицами; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники, овалы такого же размера.

Рекомендации к проведению:

Примечание: Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.

Цель: Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Дидактический материал: большие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными лицами;

Рекомендации к проведению:

Примечание: Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

Цель: закрепить умение видеть форму в конкретных предметах и соотносить её с геометрическим образцом.

Дидактический материал: предметные карточки с изображением предметов разной формы, контурные изображения геометрических фигур одинакового цвета и размера.

Методические приёмы: педагог предлагает детям разложить карточки с изображением предметов на соответствующие геометрические фигуры.

Цель: Группировка геометрических фигур по форме, независимо от цвета.

Цель: Знакомство со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".

Дидактический материал: Картинки с изображением зверей: медведя, лиса, заяц; 3 контурных домика постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький).

Рекомендации к проведению: взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (заяц). Затем рассматривают домики, сравнивают их по величине (приёмами наложения и приложения). Далее педагог предлагает разместить зверей в соответствующий домик.

Примечание: Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и домиков.

Цель: Познакомить с понятием величины.

Дидактический материал: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки разного размера).

Цель: Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами.

Дидактический материал: Картинка с изображением 6—8 кукол, стоящих по росту, 6—8 контурных мисочек постепенно убывающих по величине.

Методические приёмы: Педагог просит накормить кукол, расставив правильно миски.

Дидактический материал: ленты разной длины

Цель: различать и сравнивать длинные и короткие предметы.

Дидактический материал: предметные карточки (на каждой карточке изображены по два предмета разной длины).

Методические приёмы: Педагог просит рассмотреть предметы на карточке и назвать какой предмет длинный, а какой короткий.

Цель: закреплять умение детей различать предметы по длине, учить устанавливать закономерность.

Дидактический материал: набор палочек двух длин.

Методические приёмы: Педагог просит детей положить перед собой длинную палочку, затем – короткую, снова длинную, короткую, далее предлагает продолжить в этой же последовательности.

Дидактический материал: фигурки домашних животных или предметные картинки с изображением домашних животных.

Методические приёмы: Педагог предлагает детям сравнить хвосты домашних животных по длине: «У коровы длинный хвост, а у козы - короткий. У коровы хвост длиннее, чем у козы, а у козы хвост короче, чем у коровы.

Дидактический материал: набор одинаковых игрушек домашних животных (15штук) и 2 полоски разной длины.

Дидактический материал: листы с нарисованными дикими животными (вверху лиса с лисёнком, ниже медведь с медвежонком); карандаши.

Примечание: Детёныши животных находятся на некотором отдалённом расстоянии от взрослых животных. Причём расстояние между лисой и лисёнком больше, чем между медведем и медвежонком.

Методические приёмы: Педагог просит посмотреть на листы и назвать кто изображён на них. Далее просит детей провести прямую дорожку от мамы к детёнышу. Затем дети должны сравнить дорожки по длине и выяснить чья дорожка длиннее, а чья короче. После можно предложить детям нарисовать свою дорожку, чтобы она была длиннее чем у лисы и лисёнка.

Дидактический материал: 2 контурных дерева (груша- высокое дерево; яблоня – низкое дерево).

Педагог спрашивает как называются эти деревья, затем просит зрительно сравнить эти деревья по высоте. После предлагает проверить приёмом наложения (наложить одно дерево на другое).

Цель: Закрепление умения сравнивать предметы по высоте.

Дидактический материал: набор контурных деревьев разной высоты.

Методические приёмы: Педагог предлагает детям выбрать из набора высокое и низкое дерево и объяснить почему, как они определили. Затем просит к высокому и низкому дереву подобрать пару (одинаковые по высоте деревья).

Методические приёмы: Педагог спрашивает детей одинаковые ли дорожки. Просит проверить приёмом приложения. Затем предлагает проверить это разместив на дорожки машинки. После дети видят, что на одной дорожке в ряд умещаются 3 машинки, а на другой только одна. Затем педагог подводит детей к выводу, что одна дорожка широкая, другая узкая.

Цель: Закрепление умения сравнивать и группировать предметы по высоте.

Дидактический материал: набор предметных карточек с изображёнными предметами разной ширины (вазы, шарфы, ремни, тропинки, верёвочки); 2 коробки.

Методические приёмы: Педагог предлагает детям выбрать из набора карточек широкие и узкие предметы и разложить их по коробкам, в одну коробку нужно положить широкие предметы, в другую узкие.

Цель: Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.

Рекомендации к проведению:

Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: крышки красного, желтого, зеленого, синего, белого ( по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале педагог распределяет крышки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую крышку, посмотреть, где лежат крышки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с крышками другого цвета.

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету предметы.

Дидактический материал: контурные игрушки (синего, красного, зелёного, жёлтого цвета); 2 картона , разделённых на 2 цветных поля (синее, красное, жёлтое, зелёное).

Методические приемы: Педагог предлагает детям навести порядок и расставить игрушки на свои места (игрушки красного цвета нужно расставить на красное поле и т. д.)

Цель: продолжать закреплять умение группировать предметы по цвету.

Дидактический материал: контурные изображения одежды (синего, красного, зелёного, жёлтого цвета); картон , разделённый на 4 полосы (полки), на каждой полосе нарисованы вешалки определённого цвета.

Методические приемы: Педагог предлагает детям навести порядок и развесить одежду на свою полку (одежду красного цвета нужно развесить на полку с красными вешалками и т. д.)

Дидактический материал: Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.

Рекомендации к проведению: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему признаки.

Дидактический материал : Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя), сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов

(красный, желтый, зеленый, синий).

Рекомендации к проведению: Спросить у детей: - какого цвета корзинки?

- Какого цвета бантики у собаки на шее?

- Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и т.д.

Цель: Формирование представлений о цвете.

Дидактический материал: Домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Рекомендации к проведению: Педагог предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

Дидактический материал: листы бумаги, контурные изображения (солнца, облако, дерево, гриб, птица, цветок.

Методические приёмы: Педагог предлагает посмотреть на лист бумаги и определить, где верх, а где низ листа. После говорит, что нужно расставить предложенные предметы на лист бумаги. Затем можно спросить детей, что они поставили сверху, а что снизу.

Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости (по сюжетной картине).

Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаге, повторить знания о геометрических фигурах.

Дидактический материал: лист бумаги, набор геометрических фигур.

Примечание: Игра проводится, когда дети хорошо овладеют навыками ориентировки на листе бумаги и после усвоения геометрических фигур. С детьми первого года обучения инструкции можно упростить.

Цель: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,

Дидактический материал: лист бумаги, цветные карандаши

Рекомендации к проведению: Педагог предлагает детям отгадать загадки и нарисовать отгадки:

Это красно-жёлтый мячик

Он везде за нами скачет

Он горячий, этот шар,

Раскалённый как пожар! (Солнце)

Педагог предлагает нарисовать солнце в правом верхнем углу.

Белые барашки по полю гуляют.

Соберутся в стаи – солнце закрывают. (Облака)

Педагог предлагает нарисовать два облака слева от солнца.

Высока и зелена

На земле растёт она. (трава)

Педагог предлагает нарисовать внизу листа траву.

Вот синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (колокольчик)

Педагог предлагает нарисовать колокольчик в левом нижнем углу.

На крыльях летая.

Так вы догадались,

Кто я такая? (бабочка)

Педагог предлагает нарисовать бабочку над цветком.

После можно спросить о пространственном расположении нарисованных предметов, какое время года нарисовали.


Дидактические игры для детей 4-5 лет представлены в этой статье.

Дидактические игры для детей 4-5 лет

Дидактические игры для детей 4-5 лет: картотека игр для средней группы с целями.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Педагог: Кто живёт в дупле?
Дети: Белка.
Педагог: Кто живёт в скворечнике?
Дети: Скворцы.
Педагог: Кто живёт в гнезде?
Дети: Птицы.
Педагог: Кто живёт в будке?
Дети: Собака.
Педагог: Кто живёт в улье?
Дети: Пчёлы
Педагог: Кто живёт в норе?
Дети: Лиса.
Педагог: Кто живёт в логове?
Дети: Волк.
Педагог: Кто живёт в берлоге?
Дети: Медведь.

Вариант 2.
Педагог: Где живёт медведь?
Дети: В берлоге.
Педагог: Где живёт волк?
Дети: В логове.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком

***

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус.

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

дидактические игры для детей 4-5 лет

— Красный — мак, огонь, флаг
Оранжевый — апельсин, морковь, заря
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа
Зелёный — огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий — колокольчик, море, небо
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки

***

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:
Стол – столы
Стул – стулья
Гора – горы
Лист – листья
Дом – дома
Носок – носки
Глаз – глаза
Кусок – куски
День – дни
Прыжок – прыжки
Сон – сны
Гусёнок – гусята
Лоб – лбы
Тигрёнок – тигрята

Цель: активизация глагольного словаря.

Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

***

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Ход: педагог называет слово, дети называют однокоренные слова.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход:
Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Огурец, помидор — Овощи.

***

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.


Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Игры на развитие внимания

Старший дошкольный возраст

Цель: развивать произвольное внимание.

Оборудование: игрушки

Описание игры

На стол ставится три-четыре игрушки (в дальнейшем можно увеличить их количество) и ребенку дается их рассмотреть в течение одной-двух минут. Затем попросите ребенка отвернуться, а тем временем уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки.

Если ребенок не понимает задания убирать и менять местами игрушки можно так, чтобы ребенок видел, проговорить порядок расположения игрушек. Когда ребенок освоит правило, попросить закрывать глаза.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Оборудование: листы бумаги с нарисованными шарами

Инструкция:

Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.

Если ребенок не понимает задания предложите раскрасить по образцу.

Если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы.

Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активизировать внимание.

Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки, две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары, отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и т.п.).

Если ребенок не понимает задание помочь ему найти пару, рассмотреть игрушки, сравнить , найти сходство

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Цель. Продолжать формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать
несложный образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.

4-й вариант. Постройка улицы по образцу, заранее выполненная за экраном. По окончании постройка обыгрывается.

Если ребенок не понимает задания, предложить выполнить вместе.

Если ребенок затрудняется предложить внимательнее посмотреть на прстройку.

Цель: развитие мышления, объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов, из которых два предмета одинаковые;

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания найти вместе одинаковые предметы, сравнить, найти сходство.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки, образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик. ). При выкладывании будь внимателен.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Цель: развитие объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания, выполнить задание вместе с ребенком, сравнить, найти различия.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Если ребенок не понимает задание, начать выполнение задания вместе с ним, обращая внимание на последовательность бусинок. Затем предложить продолжить самостоятельно.

Если ребенок затрудняется задать наводящие вопросы.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку; образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагается сделать две картинки одинаковыми

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задание, выполнить вместе с ребенком, по показу способа выполнения.

image

Задержка психического развития у маленьких детей – не приговор, а особенность развития психических процессов, связанная с внешними факторами. Благодаря правильно выстроенной коррекционной работе родителей и специалистов-дефектологов, к подростковому возрасту ребята полностью преодолевают свое отставание от сверстников.

Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая отторжения у обучающегося.

Особенности

Исследования логопедов и дефектологов показали, что в старшем дошкольном возрасте дети с диагнозом ЗПР заметно отстают от сверстников в умении играть, разворачивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это связывают с незрелостью в развитии основных психических функций.

Ребенок с ЗПР не знает, как играть

Так, для таких деток, в отличие от сверстников, к 5-6 годам характерно:

  • не уметь выстраивать ролевые игры между сверстниками;
  • сложно выбирать и реализовывать свою роль;
  • желание выбирать занятия, в которых не требуется речь;
  • слабое воображение;
  • немотивированность к играм;
  • неумение ставить цели и искать способы их реализации;
  • неумение замещать предметы.

Исходя из вышеперечисленных особенностей и выстраивается коррекционная работа.

Дидактические и психологические игры для детей с ЗПР в ДОУ должны объединять в себе ряд выполняемых задач:

  • учить работать в паре и группе;
  • развивать речь, увеличивать словарный запас;
  • прививать знания о мире;
  • развивать знания о социальных ролях в обществе;
  • учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
  • прививать желание доводить дело до конца;
  • развивать воображение.

На первоначальных этапах важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый. В таком случае воспитатель (родитель, логопед) учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий.

Групповая игра детей с ЗПР с ведущим

Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока.

Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся деткам.

Навык самостоятельной игры без координатора, развивается, благодаря регулярной работе, к младшему школьному возрасту.

Развивающие игры

Результативными считаются упражнения, направленные на развитие двух и более сторон психики ребенка одновременно. Условно, игры разделяют на категории, объединяя по активно затрагиваемой стороне личности. Задания для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть разнообразными, легкими.

Эмоциональное взаимодействие со взрослыми и выполнение простых инструкций

Для этих целей важно создать доброжелательную атмосферу, близкий контакт. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.

Тактильный контакт не должен быть насильственным, это могут быть легкие поглаживания плеча или спины, прикосновения к рукам.

Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).

Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.

Игра догонялка для детей с ЗПР

Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.

Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.

На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.

Зрительное внимание

Игры такого типа также развивают речь, мелкую моторику, расширяют знания о мире. В более продвинутых группах можно делать их групповыми и обучать умению работать в команде.

Игра сортировка для детей с ЗПР

В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.

На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.

Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.

Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.

Результаты

Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.

Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.

Ребенок с ЗПР выполнил задание

Рассчитывать на результат следует после 4-10 месяцев занятий коррекционными играми.

Настойчивость взрослых оправдывает себя. У детей происходят такие сдвиги:

  • увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
  • улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
  • продлевается время сосредоточения на одном деле;
  • ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
  • прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
  • улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.

Ребенок окрыляется своими успехами в играх

Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.

При использовании игровых методик с раннего возраста, ко времени поступления в начальную школу у большинства детей выраженность ЗПР значительно снижается. В некоторых случаях диагноз снимается вовсе.

Читайте также: