Дидактические игры природоведческого содержания в доу

Обновлено: 02.07.2024

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, фрукты, овощи, семена и т.д.).

В предметных играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах, качествах тех или иных объектов природы.

В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:

1. Учить находить предметы по сходству. Природный мир, окружающий ребенка многообразен. Чтобы в нем лучше ориентироваться дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающего.

3. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.

4. Узнавать предметы с помощью одного органа чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их.

5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме и т.д.). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют полученные знания.

6. Находить целое по части. Выполнение этой задачи даст детям возможность лучше узнавать составные части растений, их признаки.

7. Находить по описанию. Научившись этому, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений.

Предметные игры природоведческого содержания делятся на

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами

Игры по ознакомлению с комнатными растениями

Игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками.

Игры для ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с овощами и фруктами

Игры для ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с комнатными растениями

Игры по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:

1. Находить предметы с помощью одного анализатора (на ощупь, по вкусу, по запаху).

2. Находить целое по части и часть по целому.

3. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринятые не только зрительно, но и с помощью осязания.

4. Группировать предметы по месту их произрастания.

5. Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложняется тем, что признаки, лежащие в основе группировки, нельзя воспринимать чувственным путем.

6. Составлять целое из частей. Данная задача требует от детей знания внешнего вида и частей растений. Например, листья и плоду, наземные и подземные части растений.

7. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Этот наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить дети должны узнавать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенными периодами развития растения.

Игры для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с овощами и фруктами

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками

Природа

Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.

Дети

Земля, воздух, вода

Игра закрепляет знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость мышления.


Животные, рыбы, птицы

Дидактическая игра по экологии закрепляет понимание, на какие классы разделяются живые существа.


Сбережем природу

Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу. Для урока необходимо подготовить карточки с изображением объектов неживой и живой природы.



В завершение игры воспитатель должен объяснить детям, что объекты природы взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Поэтому их всех нужно беречь.

Составь цепочку

Экологическая игра уточняет и закрепляет знания о природных объектах. Для ее проведения требуются карточки, изображающие объекты неживой и живой природы.


Подбери правильное

Игра по экологии проходит в виде опроса. Воспитатель называет слово, а воспитанники перечисляют, кого или что это слово может характеризовать. К примеру:

  • зеленый – лист, кузнечик, лес, огурец, трава;
  • холодный – снег, лед, иней, ручей;
  • влажный – туман, река, озеро, роса, туча.


Для каждой ветки свои детки

Цель дидактической игры – закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках, научить детей определять вид растения по плодам и листьям. Для игры требуются картинки с садовыми деревьями и кустарниками, а также отдельно картинки с плодами и ягодами.

Дети отгадывают деревья и кустарники. К каждому растению подбирают соответствующий фрукт или ягоду.


Узнай птицу

С помощью дидактической игры дошкольники уточняют знания о перелетных и остающихся на зимовку птицах. Требуются карточки с изображенными узнаваемыми силуэтами птиц. Воспитанники отгадывают птиц, рассказывают, остаются те зимовать, или оправляются в южные края.

Занятие развивает зрительную способность различать живых существ по силуэту.


Человек и природа

Экологическая игра формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.


Найди лишнее

Дидактическая игра по экологии закрепляет знания о насекомых, формирует понимание об их отличии от других живых существ.

Воспитатель перечисляет четырех существ, дети говорят, какое слово лишнее:

  • кролик, енот, волк, [пчела];
  • воробей, [муравей], грач, перепелка;
  • мотылек, стрекоза, [куница], шмель;
  • стрекоза, саранча, [пчела], божья коровка;
  • комар, майский жук, [ящерица], бабочка;
  • кузнечик, мотылек, [синица], мошкара;
  • клоп, таракан, [пчела], тля;
  • ящерица, [стрекоза], черепаха, жаба.




Назови насекомое

  • летящая стрекоза;
  • муха;
  • гусеница на цветке;
  • бабочка с раскрытыми крыльями;
  • божья коровка;
  • собирающая нектар пчела;
  • жук на ветке;
  • кузнечик в траве.

Дети должны правильно сложить пазлы.


Вершки и корешки

Цель экологической игры – закрепление знаний о том, какие части растений пригодны в пищу. Понадобятся два хулахупа (красный и зеленый) и карточки с изображением огородных растений.

Хулахупы нужно положить так, чтобы они пересеклись. Зеленый – для вершков (зелени), красный – для корешков (корнеплодов), центральная часть (где хулахупы пересекаются) – для растений, у которых съедобны и зелень, и подземная часть. Дети по очереди берут карточки, кладут в соответствующие зоны.



Съедобное-несъедобное

Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.

Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.


Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.


Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.

Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране — одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

Экологическое образование дошкольников это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. [6,с.15]

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Целью данной работы является изучение игры как метода и определение её роли в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

  1. Определение места игры в экологическом воспитании дошкольников.
  2. Выявление структуры дидактических игр.
  3. Классификация дидактической игры в зависимости от решаемых задач.
  4. Использование разнообразных игр экологического содержания, разработанных специалистами С. Н. Николаевой, М. А. Рыжовой, Г. Н. Казаручик.
  5. Разработка и использование дидактических игр экологического содержания для детей разных возрастных групп.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

Известна структура и классификация дидактических игр [1, с. 276].

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры:

– результат (подведение итогов).

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Подробнее остановимся на дидактических играх экологического содержания.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач.

Дидактические игры экологического содержания


а) дидактические игры для обогащения экологических представлений

При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:

– старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

– дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

– в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

– о человеке как части природы;

– о культуре поведения в природе.

Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

б) дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения кприроде

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо ещё и соответствующие отношения к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:

а) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

б) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте; прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т. д.) должны рассказывать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, — создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть проявляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков человека в природе, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.

Особенностью дидактических игр этого блока — является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.

в) дидактические игры для приобщения кэкологической ориентированной деятельности.

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания. Введение игровых приёмов в практику обучения и воспитания дошкольников можно проводить следующим образом:

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми.

Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.

Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность.

Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно — печатных игр.

Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.

Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, игровая деятельность, экологическая культура, экологическое воспитание, мыслительная деятельность.

Картотека дидактических игр по экологии с детьми дошкольного возраста

закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

корзинка, предметные картинки или муляжи с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Игровые действия:

Положить в корзинку только съедобные грибы.

Вариант 2: Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.

Совершенствовать умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.

картинки с цветами.

Игровые действия:

Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец догадался, о чем идет речь.

Способствовать закреплению знаний о лекарственных растениях.

Игровые действия:

Среди картинок с растениями выбрать ту, на которой, по мнению ребенка, изображено лекарственное растение. Необходимо рассказать о том, как используют растение в лечебных целях.

Способствовать развитию памяти.

Игровые действия:

На столик выставляется четыре или пять комнатных растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Можно увеличивать количество растений на столе.

Содействовать закреплению знаний детей об объектах природы.

Игровые действия:

Содействовать закреплению и систематизации знаний детей о том, что создано человеком, и что дает человеку природа.

Картинки с изображением предметов, созданных человеком (дома, заводы,

орудия труда, предметы быта и т.д.), и природой (лес, уголь, нефть, газ и т.д.).

Игровые действия:

Детям предлагается разложить карточки на 2 поля, на которых изображены человек и природа.

Содействовать закреплению знаний о природе, развитию мышления, познавательной активности.

Игровые действия:

Экологические дидактические игры для дошкольников

Эльзенбах Яна Вячеславовна,

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача экологического воспитания – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля.

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, экспериментировать, открывать для себя, что-то новое, делать выводы.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут помочь нашим детям осознать еще в детстве доброту, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Цель- развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных; развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.



Цель — формировать у детей знания о погодных явлениях: снег, дождь, солнце, ветер. Пальчиковую игру-сказку можно использовать в течение всей непрерывной образовательной деятельности с детьми, во время изучения новой пальчиковой игры, для закрепления изученного материала, для изучения экологических сказок.





Цель — познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.



Цель: Учить детей различать основные природные признаки времен года, формировать бережное отношение к природе, к ее природным явлениям.





Дети по природе своей – исследователи. Исследовательское поведение для

дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Наша задача –

помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Чтобы дети лучше усвоили свойства воды, мы с детьми 2 младшей группы провели различные виды опытов по изучению свойств воды, в которых дети практически узнали, что вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета. В ходе экспериментирования ребята при помощи лейки наливают воду в воронку и наблюдают за ее течением, делают соответствующие выводы с помощью воспитателя. Затем наливаем горячую воду в сосуд и наблюдаем. как капельки воды превращаются в пар.



Главной целью является — закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года.



Цель игры — формировать представление об особенностях внешнего вида и поведения животных- зайца, волка, медведя, лисы. Дети с удовольствием проходят игровое поле игры, повторяя все особенности животных.





Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Саморазвитие педагога — шаги к успешной профессиональной деятельности.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающие нас? В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Взрослые, воспитывающие ребенка, в этот момент должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним, только тогда у малыша сформируется первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры. Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор темы: “Дидактические игры природоведческого содержания как средство экологического развития детей старшего дошкольного возраста”. Поскольку, игра основной вид деятельности вид деятельности в детском саду, мною была составлена картотека дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.

Дети с радостью откликаются на предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Полученные в процессе игровой деятельности знания дети использовали в дидактических играх: “Найди пару”, “Найди растение с большими (маленькими) листьями”, “Узнай по описанию”, “Покажем мишке наш уголок природы”. Все чаще роль ведущего уже поручала детям, правила игры объясняла до ее начала. Развивать способность к анализу, сравнению, классификации, закреплять знания необходимые для последующего формирования таких понятий, как “окружающая среда”, “охрана природы”, помогали следующие дидактические игры: “Кто что ест? ”, “Кто где живет? ”, “Летает, не летает”, “Звери, птицы, рыбы”, “Чьи детки? ”, “Вершки, корешки”, “Детки на ветке” и прочие. В старшем возрасте появляется один из вариантов соединения дидактический и игровой задач в деятельности, которой является сюжетно-дидактический игрой: “Путешествие в Африку”, “Путешествие к морю (на Крайний Север) ”. В процессе сюжетно-дидактических игр, где есть сюжет и роли, дети в игре осваивали новые знания. Через эти игры у детей формируется осознанно правильное отношение к растениям и животным, к себе как части природы. Активно внедряются подвижные игры природведческого характера “Гуси-гуси”, “Кот и мыши”, “Волк и зайцы”, “Лисы в курятнике”, “Птички в гнездышках”, “Воробышки и кот”, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действием, имитируя звуки, дети закрепляли накопленные знания; получаемая в ходе игры радость способствовала углублению интереса к природе. Таким образом, в старшей группе при проведении игр экологического характера у детей закрепляются и систематизируются представления об окружающим мире. С учетом этого проводилась работа по развитию у старших дошкольников умений анализварить объект или явление, сравнить, обобщать по выделенным признакам, устанавливать связи между фактами, формировать умение давать соответствующию оценку возможных последствий своих поступков (правила поведения в природе). У детей более старшего возраста игры уже имеют более сложное содержание, поэтому продумывалась связь дидактических игр с другими видами детской деятельности, с творческими играми, художественной деятельностью, трудом. В творческих играх дети учились изображать объекты природы. В процессе игры ребенок вспоминал свойства, особенности этого объекта природы (растения, животного, предмета неживой природы), взаимосвязь его с другими объектами природы. Это такие игры: “Я-дерево”, “Я-гусеница”, “Я-лягушка”, “Я-капелька” (вода) ”. Планируя дидактические игры, связанные с художественной деятельностью, формировалась умение детей аналзировать окружающий мир и, следовательно, развивалось их мышление. Так, в художественной деятельности при рисовании детьми птиц на тему: “Нарисуй, какую хочешь птицу” использовала игру “Найди по оисанию”, в ходе которой дети закрепляли характерные особенности птиц. В художественный деятельности можно проводить и такие игры: “Кто наблюдательнее? ”, “Отгадайте, что за растение (животное)? ”

Таким образом, в результате проделанной работы по экологическому воспитанию, дети стали с интересом воспринимать объекты и явления природно-предметного мира, а также реагировать на “непорядки” в их использовании, давать оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям четыре предметных картинки, на которых

изображены времена года и дает детям задание – подобрать к ним

карточки с нарисованными сезонными изменениями.

Всем играющим воспитатель раздает по четыре квадрата разного цвета,

каждый цвет обозначает определенное время года, например – желтый-

осень, белый или голубой – зима, зеленый – весна, красный – лето.

Воспитатель показывает детям картинку с временем года, а дети

должны подобрать карточку с сезонным явлением – например-

воспитатель показывает картинку осени, дети выбирают карточки с

изображением листопада, отлета птиц, дождя, сбор грибов и т. д и кладут

их на желтый квадрат. За быстрый и правильный ответ ребенок получает

фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Можно провести с детьми и другие задания в этой игре:

картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки;

— не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время

года на ней нарисовано.

выставку и хорошо расскажет).

Цель: закрепить знания о временах года, о природных явлениях,

формировать у детей представления о различных состояниях воды в

разные времена года, развивать внимание, быстроту мышления,

Съедобное-несъедобное

Цель дидактической игры – научить дошкольников различать съедобные и несъедобные грибы. Для занятия требуются картинки грибов и корзина.

Воспитатель задает загадку о грибе. Дети отгадывают, находят изображение среди картинок. Если гриб съедобный, кладут картинку в корзину.


Обучение экологии в игровой форме вызывает интерес у детей, развивает любознательность, мыслительную способность и стремление к познанию окружающего мира, расширяет кругозор. Дошкольники закрепляют знания об окружающем мире, получают понимание о взаимосвязях между природными объектами и явлениями.

Читайте также: