Дидактические игры по географии в доу

Обновлено: 05.07.2024

Необходимость этого курса вызвана темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности.

Познание способствует формированию таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.

Игровые методы создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы “Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?” заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи.

Программа рассчитана на обучение детей 4-5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня в группе, продолжительность занятия не более 20 минут. Занятия построены в определенной последовательности, и каждая часть несет свою смысловую нагрузку.

Срок реализации программы – 1 год, всего предусмотрено-36 занятий.

Цель: формирование у дошкольников единой картины современного окружающего мира, расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребенка.

-Способствовать усвоению понятия тесной взаимосвязи человека с окружающей природной и социальной средой.

-Познакомить с географической картой мира, материков, нашей страны, научить различать изображение гор, морей, рек, городов и т. д. Научить детей находить на карте наиболее значимые географические объекты. Познакомить с животными, растениями и людьми разных народностей, проживающих на Земле, с местами их обитания и расселения на карте. Показать детям, где находятся (на карте) и как выглядят основные природные и рукотворные достопримечательности Земли.

-Воспитывать гражданина, осознающего свое место в Отечестве и мире.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения программы :

-подбор литературы по окружающему миру;

-подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки) ;

-подготовка разного вида бросового материала;

-подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

-подбор дидактических игр;

-организация выставок книг, рисунков, поделок;

К концу обучения дети должны:

-иметь базовые представления о многообразии природного мира нашей планеты, о разных народах, которые на ней проживают, о достопримечательностях разных стран.

-уметь различать на карте воду, сушу, контененты, находить нашу страну.

- освоить культуру общения и поведения в социуме, иметь зачатки патриотизма.

-проявлять самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Для реализации программы созданы условия : музыкальный центр, аудио и видеотека.

Данную работу осуществляет педагог Абрамова Яна Анатольевна. Образование: высшее педагогическое.

3. Д. Денисова “География для дошкольников “/ “Мозаика-Синтез”, 2013.

4. Д. В. Кошевар “Лучшая детская энциклопедия. Земля”/ Москва “АСТ”, 2014.

5. Мир знаний. Космос/Сост. Г. И. Белов. - Науч. - поп. издание для детей. -М. : ЗАО “РОСМЭН- ПРЕСС”, 2009.

6. Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ. - Москва: Эксмо, 2014.

7. И. Старжинская “Занимательное пособие по географии для дошкольников”/Минск “Юнипресс”, 2006.

8. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/ Д: Феникс, 2007.

9. Умница. География - комплект игр для знакомства малышей 2-5 лет с планетой: материками, океанами, странами. Автор Маниченко Андрей Александрович

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дидактическая игра

Для детей старшего дошкольного возраста

Яковлева Галина Васильевна

Пояснительная записка

Причин разработки предлагаемой дидактической игры несколько.

Довольно рано ребёнок дошкольного возраста сталкивается даже на бытовом уровне с простейшими географическими понятиями: река, лес, море, ручей (ездили с родителями отдыхать к реке, ходили в лес, ездили на море). В детском саду при прохождении разных тем недели дети также сталкиваются с понятиями лес, река, поле, сад, ручей, пруд, море, луг. Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к вулканам, гейзерам.

Также ФГОС ДО предусматривает, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок обладает начальными знаниями о природном мире, элементарными представлениями из области естествознания (ФГОС ДО п.4.6).

Целевые установки при разработке данной дидактической игры были следующими:

- привлечь с помощью данной игры интерес детей к географии как науке о Земле; - показать разнообразие природных ландшафтов Земли; - способствовать обогащению содержания и созданию вариативности развивающей предметно-пространственной среды группы.

Прогнозируемые результаты использования игры:

- дети получат первоначальные представления о таких видах ландшафта как:

старшая группа – лес, луг, сад, поле, река, ручей, горы, пруд;

подготовительная группа – озеро, море, обрыв, скалы, овраг, холм, гейзер, вулкан, айсберг, остров, полуостров, водопад, равнина, мыс;

- лексический запас детей обогатиться указанными выше названиями ландшафта; - игра будет способствовать развитию у детей познавательных психических процессов, а также волевых качеств – выдержки, терпения; - игра позволит закрепить навыки поведения в коллективе сверстников.

Цель: формирование у детей на наглядной основе первоначальных географических представлений.

Образовательные

- Формировать на наглядной основе представления о следующих разновидностях ландшафта:

старшая группа – лес, луг, сад, поле, река, ручей, горы, пруд;

подготовительная группа – озеро, море, обрыв, скалы, овраг, холм, гейзер, вулкан, барханы, айсберг, остров, полуостров, водопад, равнина, мыс.

- Обогатить лексический запас детей словами

старшая группа – лес, луг, сад, поле, река, ручей, горы, пруд;

подготовительная группа – озеро, море, обрыв, скалы, овраг, холм, гейзер, вулкан, барханы, айсберг, остров, полуостров, водопад, равнина, мыс.

- Упражнять в нахождении общих признаков определённого вида ландшафта, сначала с визуальной опорой, затем ориентируясь на название.

Развивающие

Использовать визуальную и вербальную опору для развития восприятия, памяти, внимания.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные

- Воспитывать выдержку, терпение, доброжелательное отношение к сверстникам.

Первый вариант

Воспитатель раздаёт детям 3- 6 картинок в старшей группе, 5-8 картинок в подготовительной группе с изображением разных видов ландшафта. Затем показывает картинку, и называет, что на ней изображено. Спрашивает, у кого из детей есть картинка, с изображением леса, поля, луга, сада, вулкана, моря и.т.д. Первый, кто ответил, получает фишку и отдаёт картинку воспитателю. Игра заканчивается в тот момент, когда у кого-то из детей не остаётся картинок. Затем подсчитывается количество фишек у детей. Выигрывает тот, у кого больше всех фишек.

Правила игры:

- можно давать большее количество карточек; - можно назвать понятие, не показывая картинку.

В старшей группе можно начать игру, используя картинки: лес, луг, сад, поле.

Второй вариант

Воспитатель раздаёт по одной картинке с изображением ландшафта и предлагает найти другие картинки с таким же ландшафтом, среди лежащих на середине стола. Называет, какое количество картинок нужно найти (начать можно с 4-х картинок и можно увеличить число картинок до 7-8). Выигрывает тот, кто первым нашёл все картинки с изображением своего ландшафта.

Если игра продолжается несколько раз, то можно тому, кто первый выполнил задание давать фишку. По окончании игры победитель определяется по количеству фишек.

Правила игры:

- если собрал все нужные картинки, подними руку; - искать нужно только свои картинки; - нельзя разбрасывать картинки на столе.

- можно давать не одну, а две картинки с изображением ландшафта; - можно назвать вид ландшафта, не показывая картинку.

В старшей группе можно начать игру, используя картинки: лес, луг, сад, поле.

Цели:
1. Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты;
2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
3. Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.

Задачи:
1. Развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
2. Развивать познавательный интерес и любознательность детей;
3. Воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
4. Заложить основы нравственного отношения детей к природе, воспитание
экологической культуры.





Как же начать воображаемое путешествие?
1. Выбираем страну
2. Выбираем вид транспорта, на котором удобнее будет путешествовать
3. Изучаем символику выбранной страны, её природную зону, характерные особенности.




Такие путешествия помогают освоить стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и океанов, сравнивать растительный и животный мир разных климатических зон, узнать, какие живут там люди, чем занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники.




На каждом материке есть страны, которые различаются климатом, животным и растительным миром, ландшафтом, городами, флагами, гимнами и гербами.




Очень нравится детям отгадывать загадки о странах, о столицах, раскрашивать раскраски на географическую тему.





- Для чего нужны путешествия? (Получать знания о мире, странах, разнообразии растительного и животного мира)
- Что изучает география? (География изучает страны и моря, острова и континенты, реки и озера, города и села. А точнее сказать, их расположение)
- Что общего и чем отличаются глобус от карты мира? (Глобус - это макет Земного шара, а карта - это плоское изображение участка поверхности земли)
- Сколько океанов на Земном шаре и как они называются? (4 океана: Тихий, Анлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- Какой океан самый большой? (Тихий)
- Какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый)
- Самое холодное место на Земле? ( Северный полюс холода находится вблизи поселка Оймякон в Якутии. Самая низкая температура, зафиксированная там, составляет -71,2°С. Новый рекорд минимальной температуры зафиксировали ученые в Антарктиде. Он оказался сразу на два градуса ниже предыдущего и составил -91,2°С. В таких условиях глаза и легкие у человека могут застыть за пару минут)
- Какой континент не имеет морей и рек? (Антарктида)
- Какие моря носят цветные названия, почему им дали такие названия? (Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море. Желтому морю название подарила "желтая" река (так переводится с китайского Хуанхэ), которая в него впадает. Она настолько мутная и грязная, что делает морскую воду желтой. Кроме того, в том месте, где расположено море, весной очень часто происходят сильные бури, переносящие желтую пыль. Эта пыль и окрашивает воду моря в желтый цвет. Название "Черное" море получило из-за того, что в древности это слово имело значение "негостеприимный": так море прозвали турки, пытавшиеся полностью завладеть им. Также в древности "черным" называли север: море, расположенное на севере, и получило такое название. Проще всего понять происхождение названия северного - Белого моря: это самое белое от снега и льда море. Красное море получило свое название от большого количества красно-бурых водорослей, плавающих на поверхности. Также в древности "красным" называли юг: море, расположенное на юге, и получило такое название.)
- Что такое джунгли? (Влажные труднопроходимые леса с кустарниками и лианами)
- Что такое пустыня? (Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется)
- Где живут райские птицы? (В Австралии и Новой Гвинее)
- Чем интересны озера Байкал и Чернильное? (Глубочайшее озеро мира Байкал расположено на юге Сибири. Байкал — одно из величайших озер в мире, колыбель множества древних племен и народов, протянулось по поверхности планеты на 600 км. Из-за удивительной формы, природных особенностей и строении дна, чаша Байкала с давних пор была поделена на три самостоятельные части — Южную, Северную и Среднюю. Каждая из них неповторима, у каждой свой характер, растительность на берегах, ландшафт и даже климат. В Алжире располагается природное озеро, заполненное чернилами. Называется оно Чернильное озеро. В этом озере нет рыбы и растений, так как токсичные темно-синие чернила пригодны лишь для того, чтоб ими писать.)

У каждой страны есть своя индивидуальность и флаг. Дети знакомятся с некоторыми странами, их особенностями расположения, памятниками архитектуры и флагами.


Очень любят дети географические загадки-шутки:





Ископаемые так называются, потому что их нужно искать и выкапывать из земли, а полезными называются так потому, что несут в себе огромную пользу для всех людей. Какие полезные ископаемые окружают нас? Мама готовит еду на природном газе. Это природное ископаемое. Приготовление еды невозможно без соли, соль – тоже полезное ископаемое, её добывают в соляных шахтах. Посуду, из которой мы едим, делают из глины, стекло делают из песка. У кого в доме печное отопление, те люди пользуются каменным углем. Памятники в скверах и парках сделаны из мрамора и гранита. Все это полезные ископаемые. Мел, которым пишут в школе на доске и которым дети рисуют на асфальте, тоже полезное ископаемое – мел. Любимое занятие многих детей – рисование. Значит рядом с нами тоже полезное ископаемое – графит, из которого сделан грифель карандаша. Детям будет очень интересно узнать, что есть еще полезные ископаемые, из которых делают дорогие украшения. Из алмазов делают бриллианты, из драгоценных камней (рубин, опал, сапфир, изумруд). С интересом дети знакомятся с фотографиями этих камней, а так же узнают, что эти камни стоят дорого, потому что встречаются редко и работа с ними очень кропотливая, требует знаний, умений.
Тема ознакомления с географией очень обширная, но сколько бы ребенок ни получал теоретических знаний, путешествия детей вместе со своей семьей – это самое лучшее изучение географии. Очень хорошо, когда дети рассказывают своим сверстникам о своих поездках, о том, что они видели интересного, показывают фотографии тех мест, где они бывали. Путешествия детей с родителями расширяют кругозор, вносят разнообразие в представление о мире. Педагогам важно научить ребенка видеть это разнообразие, понимать причину различия разных природных зон в зависимости от географического расположения городов, стран. Почему, когда в городах, расположенных севернее нашего города, идет снег, а у нас продолжается довольно теплая осень? Почему в Африке не носят зимние сапоги и шубы? Довольно простые вопросы для взрослых. Для того, чтобы ответил на них ребенок, ему необходимо владеть информацией, уметь делать умозаключения. И этому мы их должны научить.
В раннем детстве у детей формируется способность воспринимать новые впечатления, желательно, чтобы они были яркие, интересные. В дальнейшем развивается любознательность, желание самому находить интересное в окружающем нас мире. И не обязательно совершать только дальние путешествия, это не все родители могут себе позволить. Даже поездки в окрестностях родного города, района, области дадут возможность детям лучше понять устройство нашей Земли (моря, степи, горы, леса, равнины, холмы, овраги и т.п.). Дети учатся наблюдать и делать выводы из увиденного. Для изучения географии детьми дошкольного возраста нужно использовать различный материал, который имеется в познавательной и художественной литературе, в настольных играх географического характера, в видеороликах, в загадках географического характера, в раскрасках картинок городов разных стран. Ознакомление с географией начинается с родной улицы, города и заканчивая огромными материками и океанами.
Исходя из всего сказанного, воспитатель может построить свою работу, образовательный процесс на основе игровой, исследовательской деятельности, объединяя все возможные формы активизации познания и творчества детей. И работа эта увлечет детей только тогда, когда сам воспитатель вложит в неё душу, найдет такой интересный материал, который не сможет оставить равнодушным пытливый ум ребенка.
Изучая географию, мы учим дружбе всех народов Земли!

Как развить географические представления у дошкольника и младшего школьника? Только увлекательными и приятными способами!

Именно в этом была убеждена моя мама, покупая мне, а потом и моей дочке, карту мира в возрасте четырех лет. География, биология и другие естественные науки никак не связаны с моей профессией, но любовь к этой теме у меня не проходит. Наверное, поэтому мне интересно обсуждать ее с ребенком. Хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу того, как развить географические представления у дошкольника и младшего школьника. Главное способы — сплошь приятные!


Играем в лото

Пусть малыш пофантазирует, зачем лисичке из пустыни большие уши, а полярной лисе — белая шерсть. О чем-то он догадается сам, а где-то вы ему подскажете.


Смотрим кино


Кадр из фильма "Дети капитана Гранта"

На самом деле и кино, и художественная литература могут быть удивительным учебным пособием.

Ищем клады

Потренироваться в умении ориентироваться по карте можно и во время шопинга. Предложите определить с помощью плана, размещенного на стенде информации в торговом центре, как добраться до любимого магазина вашего чада. Не торопитесь и пробуйте вместе с ребенком пройти по предложенному им маршруту, даже если он не сразу оказался верным.


На видном месте

Играем в "Города"

Мне нравится играть еще и в географические названия. Тут по тому же принципу можно называть страны, континенты, моря, реки, горы и т.д. Естественно, при этом стоит уточнять, о каком именно объекте идет речь, чтобы у ребенка не вышло каши в голове из названий стран и городов.


Путешествуем

Способ, конечно, самый дорогостоящий, но и один из самых запоминающихся и приятных. Так или иначе, но сегодня многие семьи могут позволить себе куда-то выехать в отпуске. Отправляясь в другой город или страну, заранее определите ее географическое положение (те же широту и долготу). Обсудите, почему погода там отличается от погоды в вашем городе? Какие растения растут, какие животные водятся? Что там может быть особенно интересным, а что — опасным?

Соберите в отпуске гербарий, подписывая названия растений. Привезите домой красивые камушки, ракушки, желуди, орехи и т.д. Эти мелочи — не только приятные воспоминания и материал для поделок, но и еще один повод задуматься над загадками природы: почему в ракушке шумит море, а листья разных растений так не похожи друг на друга?


Школьники могут по итогам поездки сделать электронную презентацию, куда выберут самые необычные снимки и факты. По крайней мере, у нас в школе такие презентации на уроках окружающего мира очень приветствуются.

Домашняя заготовка

В завершении хочу предложить вариант игры, с помощью которой мы развлекались в компании восьмерых детей в возрасте 9 – 11 лет. Сразу скажу, что если ребенок впервые слышит про стороны света, параллели и меридианы, то играть ему будет сложно. Но если в компании хотя бы несколько человек ориентируются на карте или проведена предварительная подготовка, то дело пойдет.


У нас в компании были мальчики-спортсмены. Им я предлагала угадать, какой спорт самый популярный в том или другом государстве. К примеру, по данным Википедии, в Греции это футбол и баскетбол.


Затем задаем новые координаты, и отправляемся, к примеру, в Японию. Угадав погоду, обсуждаем интересные факты. Выясняем, что официальное название страны Нихон коку, что конституция Японии запрещает стране иметь свою армию и участвовать в войнах, а на японской карте мира эта страна расположена в самом центре. А заодно, что японцы планируют построить базу на Луне к 2030 году.

Читайте также: