Дидактические игры для детей с нарушением интеллекта в доу

Обновлено: 05.07.2024

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе [1, с. 6].

В своей работе с умственно отсталыми детьми, мы отметили, что движения таких детей неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.

Серия игр на липучках:

Цель – развитие умения группировать по цвету и форме.

Задачи – учить собирать целое из частей; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику, мелкую моторику рук, речь (стимулировать ребенка на проговаривание цвета листьев).

Инструкция - найди недостающую половинку каждому листочку.

Цель – закрепление умения находить геометрическую форму.

Инструкция – 1. Закрой дырочки в листочках; 2. Подбери зайке морковку нужной формы; 3. Подбери каждой пчелке цветок.

Цель – закрепление умения находить заданные силуэты путем наложения. Группировка по форме.

Задачи – закреплять знания о животных; развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; развивать прием зрительного наложения; развивать мелкую моторику и речь (вызывание звукоподражаний; проговаривание названий животных).

Инструкция – 1. Найди голову каждого животного; 2. Чья тень? 3. Найди животное.

Цель – закрепление пересчета предметов в пределах …; закрепление понятия слева/справа; стимуляция звукоподражания за педагогом.

Задачи –формировать пересчет предметов до…; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление, ориентировку на микропростанстве, речь.

Цель – закрепление представлений об овощах.

Задачи – продолжать формировать умение выделять цвет изображений, развивать умение сравнивать, соотносить изображения п одному признаку (цвет); упражнять в назывании овощей; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве.

Инструкция – 1. Сделай также (работа по образцу); 2. Что растет на грядке? 3. Посади на грядке овощи только красного/желтого/зеленого цвета; 4. Повтори; 5. Посчитай перец/огурцы/морковь и т.д.; 4. Что лишнее?

Цель – закрепление представлений рыбах и морских обитателях.

Задачи – развивать ориентировку на микропростанстве, речь (вызывание звукоподражаний за педагогом, проговаривание названий животных, их цвет и величину); закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление,

Цель – закрепление представлений о фруктах и ягодах.

Задачи – упражнять в назывании фруктов; закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве, речь.

Цель – закрепление названия частей тела человека.

Задачи – совершенствовать представления детей о частях тела человека развивать речь, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, мышление.

Инструкция – Это…, найди … и прилепи.

Игры на цветоразличение:

Цель – сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету.

Задачи – вычленять определенный цвет на основе непосредственного сопоставления объектов по цвету; продолжать знакомить с приемом прикладывания; продолжать учить соединять слова-названия с конкретным цветом; развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, речь.

Игры на развитие тактильных ощущений:

Цель – закрепление умения находить на ощупь предметы по словесному указанию.

Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.

Инструкция – Найди мягкий/жесткий/колючий/шершавый/тяжелый/легкий.

Цель – закрепление умения находить на ощупь.

Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.

Инструкция – Найди одинаковые рукавички.

Оценить 4706 0

Комплекс дидактических игр для проведения занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Пояснительная записка

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Доступность среды для детей-инвалидов всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям [24].

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей;

- развитие любознательности детей, их познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий;

- развитие воображения и творческой активности детей;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве и др.) [24].

Для успешной реализации образовательной программы для умственно отсталых детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [24].

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны, поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка.

Необходимо отметить, что умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Педагогам необходимо постоянно создавать у воспитанников положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Проанализировав специальную литературу с дидактическими играми, заданиями и упражнениями для освоения детьми с нарушением интеллекта сенсорных эталонов, был создан комплекс дидактических игр.

Цель комплекса: осуществлять сенсорное развитие умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Основные задачи комплекса:

- познакомить детей с цветом;

- познакомить детей с формой предметов

- познакомить детей с величиной предметов;

- познакомить детей со звуками окружающего мира;

- упражнять детей в ориентации в помещении;

- развивать тактильно-двигательное восприятие.

Комплекс дидактических игр разработан на основе следующих принципов:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей с умственной отсталостью;

- принцип систематичности и последовательности.

Дидактические игры, предложенные в комплексе, можно использовать на различных типах занятий (повторение, закрепления изучаемого материала) по соответствующей теме и/или разделу программы.

Формы организации и проведения игр: индивидуальная, подгрупповая.

Раздел 1. Восприятие цвета

Разложи по цвету

Задачи:

- формировать умения детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета;

- формировать умение соотносить предмет, его цвет.

Оборудование: 4 коробки (банки, контейнеры и др.), раскрашенные в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Найди цветок для бабочки

Задачи:

- формировать умения понимать слова: такой, не такой; красный, зелёный, жёлтый, синий;

- активизировать пассивный и активный словарь детей.

Оборудование:четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) - для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2-3 цветка и по 2-3 бабочки);

Форма проведения:индивидуальная, подгрупповая.

Накормим птичек

Задачи:

- способствовать развитию умения детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета;

- формировать умение соотносить предмет, его цвет.

Оборудование: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога), птички (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий.

Форма проведения:индивидуальная, подгрупповая.

Цветные кружочки

Задачи:

- развивать у детей мелкую моторику рук;

- формировать у детей сенсорные эталоны;

- формировать у детей умение соотносить предмет, его цвет.

Оборудование: четыре связанных больших круга с пуговицами, (красный, желтый, зеленый, синий), и по 5 на каждый круг связанных маленьких круга такого же цвета.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Бегите ко мне

Задачи :

- формировать у детей умения осуществлять выбор цвета по образцу;

- формировать у детей умение действовать по цветовому сигналу;

- развивать внимание детей.

Оборудование: флажки трех цветов, бубен.

Форма проведения: групповая, подгрупповая.

В конце игры педагог поднимает все три флажка, и дети подбегают к нему (см. рис. 5).

Раздел 2. Восприятие пространства и ориентировка в нем.

Кто внимательный

Задачи:

- формировать у детей восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу;

- формировать у детей умения внимательно, следить за действиями взрослого;

- развивать способность детей самостоятельно анализировать несложный образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.

Форма проведения: индивидуально или подгруппами.

Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)

Задачи:

- формировать у детей восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот;

- формировать у детей умения воспроизводить пространственные отношения по подражанию действиям взрослого и по образцу.

Оборудование: набор мелких игрушек и строительного материала.

Форма проведения: индивидуально и небольшими подгруппами по 2-3 ребенка.

Возьми игрушку

Задачи:

- развивать у детей ориентировку в ближнем пространстве;

Оборудование: разные игрушки.

Форма проведение:индивидуальная, подгрупповая.

Раздел 3. Развитие тактильно-двигательного восприятия

Найди такую же форму в волшебной коробочке

Задачи:

- формировать у детей умения узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Форма проведения:индивидуальная, подгрупповая.

Почтовый ящик

Задачи:

- формировать у детей умения различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы;

- формировать у детей умения при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Оборудование: почтовый ящик - коробка с разным количеством прорезей (3-5) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, круг, овал, квадрат, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат, шестигранник). Объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстия, ширма.

Форма проведения:индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры: педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за ширмой, не контролируя зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры используются коробки с 2-3 прорезями и нужное количество фигур (см. рис. 10).

Покажи что было

Задачи:

- формировать у детей умения запоминать на ощупь поверхность предметов;

- формировать у детей умения держать предмет в руках, ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование:изготовленные разные поверхности.

Форма проведения: индивидуальная.

Описание игры: педагог предлагает ребенку закрыть глаза и ощупать предмет и его поверхность. Потом ребенок открывает глаза и указывает на ощупываемый предмет (см. рис.11).

Рис. 11

Раздел 4. Развитие неречевого слуха

Задачи:

- формировать у детей умения прислушиваться к неречевым звукам;

- вызывать у детей внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Оборудование: кукла, мишка.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Описание игры: (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых).

2 -й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь. За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он - на улице холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему не бывает холодно - у него теплый мех. Педагог предлагает детям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит всех детей (см. рис.12).

На чем играл зайка

Задачи:

- формировать у детей умения различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и маракасов);

- развивать у детей слуховое внимание.

Оборудование: ширма, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, маракасы.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Описание игры: педагог показывает детям поочередно барабан и маракасы, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на маракасах. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на маракасах, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Педагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают или показывают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на маракасах. Можно использовать и другие инструменты (см. рис. 13).

Шагаем и танцуем

Задачи:

- формировать у детей умения различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под
маракасы - танцевать.

Оборудование: барабан, маракасы.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Описание игры: дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат барабан и маракасы. Педагог объясняет детям, что под барабан надо маршировать, а под маракасы можно танцевать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет маракасы, играет и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под маракасы (см. рис. 14).

Аннотация: Статья адресована учителям-дефектологам, воспитателям, руководителям специальных дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов, а также родителям детей с нарушениями в умственном развитии.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которым и посвящена данная статья.

Игры на развитие подражания для дошкольников с умственной отсталостью

Птички

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Прятки

Прокати мяч

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого с пред- метом.

Оборудование. Мячи, воротца.

Покатай мишку (куклу, зайку)

Цель. Та же, знакомить детей с функциональным назначением игрушки машины и способом действия с ней.

Оборудование. Игрушечные машины с кузовом, небольшие по размеру мишки.

Ход игры. На столе у педагога мишки. Машины стоят на полу. Педагог говорит, что мишки хотят покататься на машинах, подходит к ним, берет одну за веревочку и везет. Потом сажает в нее мишку, катает, просит детей покатать других мишек так, как это делает он. Дети подражают действиям педагога. Он следит, чтобы они везли машины за веревочку, при необходимости вновь показывает, помогает рассадить игрушки по машинам.

Спрячь матрешку

Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Оборудование. Двухместные матрешки по числу детей.

Зеркало

Обезьянка

Цель. Учить детей подражать мелким движениям.

Оборудование. Игрушка обезьянка.

Кукла пляшет

Оборудование. Куклы по числу детей.

УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ

Домики для матрешек

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Сделай целое (занятие)

Оборудование. Глина, клеенки, тарелки по числу детей, экран.

Ловкий мишка

Оборудование. Мишки по количеству детей, экран.

Сделай гриб (занятие)

Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из двух частей.

Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и ножки) по числу детей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе [1, с. 6].

В своей работе с умственно отсталыми детьми, мы отметили, что движения таких детей неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.

Серия игр на липучках:

Цель – развитие умения группировать по цвету и форме.

Задачи – учить собирать целое из частей; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику, мелкую моторику рук, речь (стимулировать ребенка на проговаривание цвета листьев).

Инструкция - найди недостающую половинку каждому листочку.

Цель – закрепление умения находить геометрическую форму.

Инструкция – 1. Закрой дырочки в листочках; 2. Подбери зайке морковку нужной формы; 3. Подбери каждой пчелке цветок.

Цель – закрепление умения находить заданные силуэты путем наложения. Группировка по форме.

Задачи – закреплять знания о животных; развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; развивать прием зрительного наложения; развивать мелкую моторику и речь (вызывание звукоподражаний; проговаривание названий животных).

Инструкция – 1. Найди голову каждого животного; 2. Чья тень? 3. Найди животное.

Цель – закрепление пересчета предметов в пределах …; закрепление понятия слева/справа; стимуляция звукоподражания за педагогом.

Задачи –формировать пересчет предметов до…; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление, ориентировку на микропростанстве, речь.

Цель – закрепление представлений об овощах.

Задачи – продолжать формировать умение выделять цвет изображений, развивать умение сравнивать, соотносить изображения п одному признаку (цвет); упражнять в назывании овощей; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве.

Инструкция – 1. Сделай также (работа по образцу); 2. Что растет на грядке? 3. Посади на грядке овощи только красного/желтого/зеленого цвета; 4. Повтори; 5. Посчитай перец/огурцы/морковь и т.д.; 4. Что лишнее?

Цель – закрепление представлений рыбах и морских обитателях.

Задачи – развивать ориентировку на микропростанстве, речь (вызывание звукоподражаний за педагогом, проговаривание названий животных, их цвет и величину); закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление,

Цель – закрепление представлений о фруктах и ягодах.

Задачи – упражнять в назывании фруктов; закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве, речь.

Цель – закрепление названия частей тела человека.

Задачи – совершенствовать представления детей о частях тела человека развивать речь, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, мышление.

Инструкция – Это…, найди … и прилепи.

Игры на цветоразличение:

Цель – сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету.

Задачи – вычленять определенный цвет на основе непосредственного сопоставления объектов по цвету; продолжать знакомить с приемом прикладывания; продолжать учить соединять слова-названия с конкретным цветом; развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, речь.

Игры на развитие тактильных ощущений:

Цель – закрепление умения находить на ощупь предметы по словесному указанию.

Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.

Инструкция – Найди мягкий/жесткий/колючий/шершавый/тяжелый/легкий.

Цель – закрепление умения находить на ощупь.

Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.

Инструкция – Найди одинаковые рукавички.

Читайте также: