Дидактическая кукла в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Незаменим наш Егорка и в период адаптации ребенка к детскому саду. Он сделает расставание с мамой менее болезненным, встречая его в приемной веселой потешкой, стихотворением, рукопожатием или объятиями. Егорка знает множество дидактических игр, их можно трансформировать и видоизменять в соответствии с целями, которые ставит воспитатель. Игры могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными…

Цель игры (играем коллективно) - учить детей различать и называть предметы одежды, узнавать ее на картинках; развивать мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление; воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.

Немного изменив цель, игру можно использовать для индивидуального развития, например, с ребенком, который путается в последовательности одевания или испытывает трудности в надевание вещей.

Таким образом, Егорка – обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять его, как в практике воспитателя, так и в семье:

- доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает эмоциональный фон на занятиях;

- вариативность дидактических игр с участием Егорки позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

- богатство содержания дидактических игр с участием Егорки создает необходимую базу для развития речи, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников.

1. Комплект нижнего белья: майка и трусы;

2. Комплект для ОЗОЖ: полотенце, мочалка, зубная щетка, носовой платок;

3. Комплект пастельного белья: подушка + наволочка, матрас + простыня, одеяло и пододеяльник;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Актуальность создания проекта……………………….5

Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты…..6

Этапы реализации проекта программы……………..12

Ресурсное обеспечение программы………………….19

Риски и пути преодоления рисков…………………. 21

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг.
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

Людмила Покровская .

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

В наше время в магазинах очень легко купить любую куклу и подобрать ей соответствующий гардероб. Детям не приходится задумываться над образом куклы, не появляется желание одеть свою куклу в нарядное платье, пофантазировать. Следовательно, интерес быстро теряется. Как же переменить ситуацию? Наверно, надо просто помочь девочке нарядить свою куклу. А лучший помощник, конечно же, мама.

2. Актуальность создания проекта

Кукла – наше отражение. В игре с куклой ребенок реализует свой опыт, повторяет действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке, и мальчику. Кукла выполняет разные роли: является помощницей, близким другом ребенка, с ней можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она помогает ребенку запоминать названия основных частей тела, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д.

Постановка проблемы

В беседах с детьми выяснилось, что дети не всегда могут определить, какая одежда необходима в той или иной ситуации, как для человека, так и для куклы. Кроме того, дети часто путают для какого времени года необходима данная одежда. Поэтому и было решено помочь детям познакомиться с различными видами одежды. А что бы было интересно, педагоги пригласили поучаствовать в проекте и родителей. Они совместно со своими детьми должны придумать комплект одежды для куклы по сезонам.

Объектом исследования проекта выступают условия знаний детей об окружающем мире , предметом деятельности является процесс развития творческих способностей детей в детском саду.

3. Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Цель : Формирование интереса детей к окружающей действительности и потребностей к творческому самовыражению через совместную деятельность со взрослыми.

Задачи развития:

Образовательные :

- Познакомить детей с различными видами одежды по сезонам;

- Учить сортировать одежду по видам;

-Показать детям зависимость здоровья от одежды и времени года;

-Укрепить детско-родительские взаимоотношения, пропагандировать интерес к творчеству.

Развивающие :

-Развивать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, воображение и ориентировку в пространстве;

-Развивать представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях.

Воспитательные :

-Воспитывать интерес к созданию одежды для кукол;

- Воспитывать бережное отношение к своей одежде и одежде других;

- Воспитывать творческий потенциал детей.

Ожидаемые результаты проекта:

- знания о разных видах одежды, о возможности самим создавать гардероб для кукол;

- интерес к созданию одежды для кукол;

- укрепятся детско-родительские взаимоотношения;

- сформируется устойчивый интерес к куклам;

- повысится речевая активность детей;

- развитие в разных видах деятельности;

- знание стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

У родителей:

- родительский опыт взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

- повысится компетентность при выборе кукол;

У воспитателей:

- использование куклы в педагогическом процессе:

а) вариативность дидактических игр с участием куклы, позволит индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление знаний и навыков;

б)совместная деятельность с участием куклы создаст необходимую базу для развития речи, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников.

В предметно-пространственной среде:

- оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле

Работа по проекту велась по трём направлениям:

с детьми с родителями с воспитателями

Формы работы - игровая деятельность;

Формы работы - коллективные консультации

с родителями - беседы

- совместные праздники, конкурсы

Формы работы - беседы

с воспитателями - методические рекомендации

4. Аннотация

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

- расширять и конкретизировать представления об одежде и обуви разных

- развивать умения соотносить признаки разных времен года с элементами и цветом одежды куклы;

- развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение, мелкую моторику рук;

- воспитывать у детей культуру и художественно-эстетический вкус.

В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы ее построения:

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

По мнению Виноградовой Н.А и Панковой Е.П., проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.

Киселева Л.С. считает, что особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, имеет форму интегрированного обучения, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Тема эта весьма актуальна по ряду причин:

- во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом.

Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта;

- самое главное — это взаимодействие с родителями воспитанников.

При организации своей работы опирались на теоретические и практические исследования отечественных педагогов Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, М. П. Зуйковой, Е. С. Евдокимовой, В. Н. Журавлёвой, Т. Г. Казаковой,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность: обобщение знаний детей о сезонных предметах одежды.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

Вид: дидактическое пособие.

Предназначение: для детей 2-3 лет.

Продолжительность: с 10.03.2020г.-23.03.2020г.

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг.
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

Людмила Покровская.

Актуальность: Значение куклы в раннем дошкольном возрасте невозможно переоценить. Кукла с набором сезонной одежды – это самая главная игрушка для детей всех возрастов. С помощью куклы дети закрепляют название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по названному сезону, называть предметы и детали одежды. Кукла помогает детям правильно одеваться по сезонам и показывает, что зимой носят шубку и варежки, а летом – легкое платьице.

Дидактическая кукла творит чудеса: она веселит, обучает, развивает, воспитывает.

Образовательная деятельность, режимные моменты, дидактические игры с ней проходят более интересно, ярко, содержательно, весело, и конечно, познавательно. В играх с куклой зарождается сюжетно - ролевая игра, когда ребенок использует взятую на себя роль. Они играют во все то, что встречается в жизни. Играя, ребенок копирует взаимоотношения людей и усваивает законы общества, в которых живет. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующими социализации детей. У малышей развивается речь, мелкая моторика рук (разные виды застежек, шнуровки, липучки, и закрепляются знания об одежде: форма, цвет, назначение, функциональная часть, совершенствуются знания о ткани (плотность, фактура, назначение, свойства) и т. д.

Кукла – наше отражение. В игре с куклой ребенок реализует свой опыт, повторяет действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке, и мальчику. Кукла выполняет разные роли: является помощницей, близким другом ребенка, с куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она помогает ребенку запоминать названия основных частей тела, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д.

Именно поэтому актуальной становится наша методическая разработка, в котором мы используем игровые задания и ситуации, где дети знакомятся с сезонной одеждой с помощью кукол.

Цель: Формирование интереса детей к окружающей действительности и потребностей к творческому самовыражению через совместную деятельность со взрослыми.

Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами одежды по сезонам;

- Учить сортировать одежду по видам;

-Показать детям зависимость здоровья от одежды и времени года.

Развивающие:

-Развивать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, воображение и ориентировку в пространстве;

-Развивать представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к созданию одежды для кукол;

- Воспитывать бережное отношение к своей одежде и одежде других;

- Воспитывать творческий потенциал детей.

Описание пособия:Рост куклы – 44 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки.У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, ленточки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года.

Дидактическая кукла Катя представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.

Летней комплект одежды куклы Кати: Весна





К дидактической кукле прилагается папка-передвижка времена года.

Она изготовлено в виде папки-передвижки, которые соединяются друг с другом в любом порядке с помощью зажима. Поделено на 4 части, по временам года: зима, весна, лето, осень.Выполнено из различных материалов: фанера, фетр, атласные ленты, прищепки, бусы, перья, липучки.

Каждая страница соответствует определенному времени года. Присутствует основная тема смены времен года. Всё просыпается, оживает, затем появляются плоды, потом листочки дерева желтеют, опадают, приходит зима.

Этапы работы:

I – подготовительный ( с 10.03.2020г. по 13.03.2020г)

-выявление актуальной проблемы;

- подбор и изучение методической литературы;

- изготовление многофункционального дидактического пособия;

II- основной (с 16.03.2020г. по 20.03.2020г.)

Реализация основных видов деятельности:

- использование дидактических игр в работе с детьми;

- использование игр и упражнений на развитие тактильной памяти;

III– заключительный (20.03.2020г)

Обобщение материалов и результатов работы:

Ожидаемый результат:

- знания о разных видах одежды, о возможности самим создавать гардероб для кукол;

- интерес к созданию одежды для кукол;

- сформируется устойчивый интерес к куклам;

- повысится речевая активность детей;

- развитие в разных видах деятельности;

- знание стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами.

Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

- по используемому варианту;

- по количеству составляющих частей;

Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- показ сказки с использованием дидактической куклы.

Основные достоинства:

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.

t1622460842aa.jpg

Кукла Иришка является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Применение данного дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. Иришка вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и необычная, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций с куклой, неожиданные сюрпризные моменты от Иришки являются стимулом для развития познавательной активности детей.

Логопедическая кукла Иришка представляет собой мягконабивную куклу из фетра ростом 65 см. из разряда куклы для театра. Кукла одевается на руку и может служить сюрпризным моментом на любом мероприятии, можно использовать как настенный вариант. Для создания пособия были использованы: фетр различной плотности и текстуры, наполнитель, круглые липучки, афрокосички, нитки, клей. На кукле не снимающиеся платье и туфли, съемные карман и аксессуары для волос. В кармане хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, сенсорного развития, счёта, речи.

Функции логопедической куклы:

Цель дидактической игрушки:

Развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности. С помощью игрушки решаются следующие коррекционно - развивающие задачи :

формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;

активизация, уточнение и обогащение словарного запаса;

развитие грамматического строя речи;

развитие диалогической и монологической форм речи;

о бучение началам грамоты;

развитие интонационной выразительности речи;

совершенствование мелкой моторики;

формирование сенсорных способностей;

развитие психических процессов.

Целевая аудитория.

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Области применения пособия:

• организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

t1622460842ad.jpg

• совместная деятельность детей и взрослых подгруппами и в группе;

• индивидуальная работа с детьми;

Методические рекомендации к работе с дидактической куклой Иришкой.

На занятии кукла может выполнять разные функции:

1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.

2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.

3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.

4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.

5. Круговой полилог: дети сидят в кругу, кукла спрашивает каждого.

6. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.

Кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.

К уклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Иришка?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.

t1622460842af.jpg

Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.

Читайте также: