Дидактическая игра в режимных моментах в доу

Обновлено: 06.07.2024

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатываются исследователями А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, А.В. Запорожец, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой и др.

Однако, в практике дошкольных образовательных организаций использованию дидактических игр в режимных процессах детей уделяется недостаточное внимание.

Проблема исследования: каковы педагогические условия применения дидактических игр в режимных процессах детей дошкольного возраста?

Цель исследования: определить возможности применения дидактических игр в режимных процессах.

Объект исследования: организация режима дня детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия применения дидактических игр в режиме дня.

Гипотеза исследования: применение дидактических игр в режимных процессах будет успешным, если:

- учитываются возможности дидактических игр;

- выработана методика руководства дидактической игрой у детей дошкольного возраста;

- подобран комплект дидактических игр.

- теоретические – анализ, синтез, обобщение, конспектирование психолого-педагогической литературы;

- эмпирические – апробация дидактических игр.

Основой нормального развития и правильного воспитания детей дошкольного возраста выступает режим.

Т.Л. Богина и Н.Т. Терехина дают наиболее полное определение режима дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности

Режимные процессы – это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов, среди которых выделяют следующие:

- пребывание на открытом воздухе (прогулки);

- воспитательная и учебная деятельность;

- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

Каждой форме работы с детьми, определено место в режиме дня и рассчитано примерное время на реализацию этой формы в работе с детьми. Формы работы адекватны возрасту детей.

Очень важно приучить ребенка к правильному режиму.

В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным. Игра способствует обогащению опыта детей, развитию психофизического раскрепощения и творческих способностей. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов

В режиме дня выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема; в промежутке между завтраком и занятиями; на дневной и вечерней прогулках; во второй половине дня; в вечерний период, перед уходом детей домой.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с детьми организовывают разнообразные игры: сюжетно – ролевые, строительные, театрализованные, настольно – печатные, словесные, коммуникативные, подвижные, хороводные, народные и т.п.

Дидактические игры выступают составной частью занятий, в часы, отведенные для игровой деятельности, дидактические игры организовываются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, так и небольшими группами или же индивидуально.

Организация дидактических игр осуществлялось в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входит:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могли спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих (это могла быть вся группа, небольшие подгруппы, или же индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки).

Проведение дидактических игр включает в себя:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который использовался в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточнялись знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом мы обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого мы учили детей правильно выполнять действие, объясняя, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера нашего непосредственного участия в игре определялась возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, мы направляли действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры. Это ответственный момент в руководстве игрою, т.к. по результатам, которых дети добивались в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. В конце игры мы всегда спрашиваем у детей, понравилась ли им игра, и обещаем, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам, которые определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

Новые игры мы вводим постепенно во второй половине дня.

Для организации дидактических игр в режимных процессах мы использовали различные методы и приемы:

- игровые (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования);

- словесные (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и др.);

- наглядные (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).

Дидактическая игра как игровой метод обучения применяется в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий мы можем не только передать детям определенные знания, но и научить их играть.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляли интерес к игре.

Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Детям младшей группы мы даем предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как в этом возрасте ребята еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе мы используем такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, мы просили их отобрать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для игры в семью, строителей и др.

Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удается вызывать интерес к самостоятельной игре, подсказать ребятам замысел игр с помощью отобранных игрушек.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Эти игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

Таким образом, как форма организации жизни и деятельности детей дидактическая игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно играть, зная, что их не будут отвлекать, торопить.

Дидактические игры и игровые приемы при выполнении режимных моментов.

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. Время пребывания ребёнка в детском саду, должно проходить плавно, из одной деятельности в другую, без использования традиционных фраз - приказов (идёмте мыть руки, одеваемся на прогулку, садимся обедать и.т.д.), чтобы вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении была игрой. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для развития и воспитания ребёнка. Универсальным помощником в организации и проведении режимных моментов являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,

назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Они особенно важны при организации режимных моментов.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Мной собрана большая картотека дидактических игр, которые применяются нами для организации и проведения различных режимных моментов.

При приеме детей, когда родители требуют внимания воспитателей к себе, целесообразно использовать настольно – печатные дидактические игры. Организовав самостоятельную игру, воспитатель может переключать свое внимание с детей на родителей и обратно, направляя процесс игры, ведь самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, который, в этот момент, является одним из участников игры..

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи, с целью развития

познавательной активности, любознательности, перед приемом пищи целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.

Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

Все занятия проводятся нами в форме вопросно – ответных бесед и дидактических игр, выбираемых в зависимости от изучаемой темы.

Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Что как не игра поможет в этом? Но очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. Время пребывания ребёнка в детском саду, должно проходить плавно, из одной деятельности в другую, без использования традиционных фраз - приказов (идёмте мыть руки, одеваемся на прогулку, садимся обедать и.т.д.), чтобы вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении была игрой. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для развития и воспитания ребёнка. Универсальным помощником в организации и проведении режимных моментов являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Они особенно важны при организации режимных моментов.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Мной собрана большая картотека дидактических игр, которые применяются нами для организации и проведения различных режимных моментов.

При приеме детей, когда родители требуют внимания воспитателей к себе, целесообразно использовать настольно – печатные дидактические игры. Организовав самостоятельную игру, воспитатель может переключать свое внимание с детей на родителей и обратно, направляя процесс игры, ведь самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, который, в этот момент, является одним из участников игры..

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи, с целью развития познавательной активности, любознательности, перед приемом пищи целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.

Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

Все занятия проводятся нами в форме вопросно – ответных бесед и дидактических игр, выбираемых в зависимости от изучаемой темы.

Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Что как не игра поможет в этом? Но очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.

Данный материал предназначен для детей подготовительной группы и представляет собой игры для развития речи. Решаемые задачи: 1) развитие грамматически правильной речи; 2) закрепление умения находить лишнее слово и объяснять, почему оно лишнее; 3) развитие словесно-логическое мышления; 4) развитие умения классифицировать по общему признаку, сравнивать, обобщать; 5) развитие монологической и диалогической речи.

Правила: Сейчас я буду называть слова, а тебе нужно выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Действие: выбор лишнего слова.

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал.

Действие: счет до 10 по порядку.

В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Игра проходит в быстром темпе.

Действие: действие по подобию; соотнесение позы с количеством хлопков.

Читайте также: