Дидактическая игра по умк в детском саду по татарскому языку

Обновлено: 05.07.2024

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Игра для детей 4-5 лет
Задачи:
1. Формировать умение детей отвечать на вопросы “Кто это? - Бу кем?”
2. Развивать у детей диалогическую и монологическую речь.
Обогащение и активизация словаря: Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай
3.Вызывать интерес к татарскому языку.
Диалог между воспитателем и детьми
Воспитатель : - Бу кем?
Ребенок : - Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).
ПРИГЛАСИ В ДОМ
Игра для детей 4-5 лет
Задачи:
1.Познакомить детей с новыми словами, активизировать их в речи.
2.Вводить в активную речь слова, обозначающие действия.
3.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Ход игры: ребенок показывает карточку с изображением одного из членов
семьи, и приглашает его в дом.
Речевой образец: “Әни, кил монда”. “Әти, кил монда”. “Бабай, кил монда”.
“Әби, кил монда”. “Кыз, кил монда”. “Малай, кил монда”.

МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА
Игра для детей 4-5 лет
Задачи:
1.Формировать умение детей отвечать на вопросы: “Кто это? - Бу кем?”, “Это что? - Бу нәрсә?”
2.Участие детей в диалогах. Обогащение и активизация словаря: Бу кем? Бу нәрсә?
3.Вызвать у детей интерес к татарскому языку.
Диалог между воспитателем и детьми:
Воспитатель : -Бу нәрсә?
Ребенок: -Куян, аю , туп, курчак, машина, керпе.
ПОДАРКИ КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ Маши и Медведя
Игра для детей 5-6 лет.
Вариант I
Задачи: 1. Закрепить названия игрушек.
2.Согласовать существительные с прилагательными
“Бу нәрсә? - Это что?” “ Нинди? – Какой?”
3. Воспитывать выразительность речи.
Диалог между воспитателем и детьми, между детьми.
Саша: -Бу нәрсә?
Даша: -Курчак.
Саша: -Курчак нинди?
Даша: -Матур, зур(кечкенә), чиста.
Вариант II
Предложить в подарок Медведю большие игрушки, а Маше –маленькие.
Задачи: формировать умение детей сравнивать предметы по величине;
активизация словаря: Зур-большой, кечкенә- маленький

ЧТО ЕСТЬ В ШКАФУ?
Игра для детей 4-5 лет
Задачи:
1. Знакомить с названиями одежды.
2. Расширять запас слов, согласовать существительные с прилагательными “Бу нәрсә? –
Это что?” “ Нинди? – Какой?”
3. Вызвать желание детей говорить на татарском языке.
Обогащение и активизация словаря: күлмәк,чалбар.
Цвета: сары-желтый, кызыл-красный, яшел- зеленый, зәңгәр- синий.
ОДЕНЬ МАШУ НА ПРОГУЛКУ
Задачи:
1. Закрепить названия одежды
2. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
3. Посредством создания игровых ситуаций вызвать желание детей
говорить на татарском языке. Обогащение и активизация словаря: одежда - кием, одень –
ки, сними-сал
Ход игры: предложить ребенку одеть, а затем раздеть куклу.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Игра для детей 4-5 лет
Задачи:
1.Закреплять названия домашних животных.
2. Развивать речь детей; пополнять и активизировать словарь словами: песи, эт, ат, кәҗә, каз,
тавык, куян.
3.Вызвать интерес к татарскому языку.
Диалог между воспитателем и детьми
Воспитатель : -Бу кем?
Ребенок : -Бу песи, зт, ат, кәҗә, каз, тавык, куян.
КТО ЛИШНИЙ?
Задачи:
1.Закреплять названия домашних и диких животных.
2.Развивать речь детей, мышление.
3.Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей говорить
на татарском языке.
Обогащение и активизация словаря: аю, бүре, куян, керпе
Ход игры: дети называют лишнее животное в каждом ряду и объясняют свой выбор.
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!
Игра для детей 6 лет
Задачи:
1.Расширять запас слов , согласовать существительные с действием.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
3.Формировать умение детей составлять простые предложения.
Обогащение и активизация словаря: “Нишли? –Что делает?”
(Ашый, эчә, утыра, басып тора, сикерә, уйный, йөгерә, юа,
йоклый, кия, сала, чана шуа, җырлый, бии, китап укый, рәсем ясый).
Ход игры: при помощи пиктограммы ответить на вопрос:“Нишли?
–Что делает?” животное изображенное на картинке
Речевой образец: -Куян сикерә; -Аю йоклый; - Бүре утыра.

СОБИРАЕМ УРОЖАЙ
Игра для детей 4-5 лет
Вариант I
Задачи: 1.Закрепить названия овощей, фруктов;
2.Формировать умение детей отвечать на вопросы: “Это что? - Бу нәрсә?”
3. Развить у детей диалогическую , вызвать у детей интерес к татарскому языку.
Обогащение и активизация словаря: Бу нәрсә? Алма, груша, әфлисун
Диалог между воспитателем и детьми: Воспитатель : - Бу нәрсә?
Ребенок: - Алма, груша, әфлисун
Вариант II
Игра для детей 5-6 лет
Задачи: 1.Расширять запас слов.
2.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Обогащение и активизация словаря: “Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?”
3. Воспитывать выразительность речи.
Диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Маша: -Бу нәрсә?
Саша: -Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә,алма).
Маша: -Нинди кишер?
Саша: -Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер.
Маша: -Ничә кишер?
Саша: -Бер ( ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде,сигез, тугыз, ун) кишер.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Игра для детей 5-6 лет
Задача: 1.Закреплять названия овощей, фруктов.
2. Развивать логическое мышление.
3.Посредством создания игровых ситуаций, вызвать желание детей
говорить на татарском языке.
Ход игры: дети рассматривают ряд картинок, называют лишний
предмет и объясняют, почему он лишний.

СКОЛЬКО ЯБЛОК?
Игра для детей 5-6 лет
Вариант I
Задачи :
1.Формировать умение детей определять количество предметов, сравнивать множества.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
2. Обогащение и активизация словаря: “Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?”
3. Воспитывать у детей любовь к родному языку.
Ход игры: воспитатель предлогает ребенку: сосчитать красные большие яблоки, затем
маленькие; зеленые большие, затем маленькие, а также желтые большие яблоки, затем
маленькие.
Вариант II
Ход игры: предложите детям к карточке с цифрой подобрать карточку с нужным количеством
яблок.

Дидактические игры позволяют повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дает возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку.

Каждый педагог ,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, может усложнять или облегчать игровые задания в дидактических играх.

Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают память, внимание, воображение, речь, мелкую моторику; воспитывают усидчивость. А самое главное – нравится детям!





Нажмите, чтобы узнать подробности

Саша: Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә,алма).

Маша: Нинди кишер?

Саша: Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер.

Маша: Ничә кишер?

Саша: Бер ( ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде,сигез, тугыз, ун) кишер. Игра продолжается под руководством воспитателя.

Дидактическая игра

Цель: повторить и закрепить с детьми названия посуды, цвета, счёт на татарском языке, развивать умение понимать и обдуманно отвечать на вопросы.

-Кашык (тәлинкә, чынаяк) бир.

-Нинди кашык (тәлинкә, чынаяк)?

-Зур (кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) кашык.

-Ничә кашык (тәлинкә, чынаяк)?

-(1-10 ) кашык (тәлинкә, чынаяк).

-Мә, (1-10) кашык(тәлинкә, чынаяк). Игра продолжается под руководством воспитателя.

Дидактическая игра

Дети открывают киндер и называют овощи. Считают сколько всего огурцов, морковок, картофеля и т.д.

Сережа: Бу нәрсә?

Сережа: Кыяр нинди?

Сережа: Ничә кыяр?

Оля: Алты. Игра продолжается под руководством воспитателя.

Дидактическая игра

Задания: Покупай в магазине платья, брюк, рубашек.

- Күлмәк (чалбар) кирәк.

- Нинди күлмәк (чалбар)?

- Сары (кызыл, яшел, зәңгәр) күлмәк (чалбар).

- Ничә күлмәк (чалбар)?

- Бер (1-10) күлмәк (чалбар).

- Курчак, чалбар (күлмәк) ки (сал). Игра продолжается под руководством воспитателя.

Дидактическая игра

Цель игры: Закрепление счета до 10.

Воспитатель: Положи в корзину первому зайчику одну морковку. Посчитай.

Ребенок. Бер кишер.

Воспитатель: Предложи первому зайчику одну морковку кушать.

Ребенок. Куян, мә, бер кишер аша. Игра продолжается под руководством воспитателя.

Задания: Посмотри картини, дай медвежонку команду.

Воспитатель. Коля, дай медвежонку команду, чтобы он кушал яблоко.

Ребенок. Аю, алма аша. Игра продолжается под руководством воспитателя.

С помощью этого коллажа удобно проверять знания детей. Можно придумать различные вопросы, задания. Детям очень нравится.

Дидактическая игра

  • Назови рисунки.
  • Как ты предложишь медведям соответствующую по величине мебель.

Воспитатель. Оля, как ты предложишь большому медведю большой стул?

Оля. (говорит показывая мебель и медведя). Зур аю, мә зур урындык. Игра продолжается под руководством воспитателя.

Дидактическая игра

Цель игры: При ответе использовать всех предложенных проектом прилагательных.

Саша. Милана, нәрсә үсә?

Саша. Нинди бәрәңге?

Милана. Зур, чиста, сары бәрәңге. Игра продолжается по руководством воспитателя.

Коля. Курчак нинди?

Оля. Курчак матур.

Коля. Ничә курчак?

  • Назови рисунки.
  • Как ты предложишь надеть одежду членам семьи. Повтори.
  • Как ты предложишь снять одежду членам семьи. Повтори.

Воспитатель. Оля, как ты предложишь папе надеть брюки.

Оля. Әти, мә чалбар,ки.

Воспитатель. Нам надо аккуратно развесить одежду в шкаф. Оля, как ты предложишь папе снять брюки.

Оля. Әти, чалбар сал. Игра проводится под руководством воспитателя.

Дидактическая игра

Цель игры: Расширять представления о многообразие предметов одежды, их названии; формировать представления об уходе за одеждой( чиста, пычрак).

Задания: Назови, какого цвета одежды – кызыл, сары, яшел, зәңгәр. Обратить нимание на чистоту (чиста чалбар, пычрак футболка. )

Воспитатель. Оля, как ты скажешь грязная футболка.

Оля. Пычрак футболка.

Воспитатель. Оля, а как ты скажешь чистые брюки.

Оля. Чиста чалбар.

Воспитатель. Оля, как ты предложешь Лене , мой грязную футболку.

Оля. Лена , футболка ю.

Задания: Назови, какого цвета тарелка, чашка, чайник.

Оля. Чынаяк бир әле?

Коля. Нинди чынаяк?

Оля. Кызыл чынаяк.

Коля. Мә, кызыл чынаяк.

Оля. Тәлинкә бир эле?

Коля. Нинди тәлинкә?

Оля. Кызыл тәлинкә.

Коля. Мә, кызыл тәлинкә.

Дидактическая игра

а) – Коля, нәрсә кирәк?

б) – Оля, нәрсә кирәк?

в) – Лена, нәрсә кирәк?

- Мә, дүрт кәбестә.

Дидактическая игра

Цель: развиать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.

Малай: Исәнме, Мияу.

Кыз: Исәнме, Акбай.

Малай: Нинди туп?

Кыз: Зур (кечкенә, матур, чиста, пычрак, әйбәт) туп.

Малай: Мә, зур , матур, чиста, әйбәт туп.

Кыз: Рәхмәт. Сау бул, Саша.

Малай: Сау бул, Оля. Игра проводится под руководством воспитателя.

Дидактическая игра

Цель. Побудить интерес и желание детей общаться на татарском языке.

Воспитатель: Бу кем?

Воспитатель: Бу кем?

Савелий: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).

Воспитатель: Әни нинди?

Савелий: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.

Воспитатель: Савелий, угости маму яблокой.

Савелий: Әни , мә, алма аша!

Дидактическая игра

Цель: Побудить интерес и желание детей общаться на татарском языке.

Воспитатель: Бу нәрс?

Даша: Чәй (сөт, ипи, алма).

Воспитатель: Сөт нинди?

Воспитатель: Бу нәрсә?

Даша: Эт (песи, туп, курчак, куян, аю ).

Воспитатель: Эт нинди?

Даша: Эт зур,(кечкенә) матур, әйбәт, чиста, (пычрак).

Воспитатель: Бу кем?

Воспитатель: Бу кем?

Ребенок: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).

Воспитатель: Әни нинди?

Ребенок: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.

Задания: Рассмотреть все картинки со школьными принадлежностями.

Воспитатель: Катя, как скажешь, что тебе надо альбом?

Катя: Даша, альбом бир эле.

Даша: Ничэ альбом?

Катя: Биш альбом.

Даша: Нинди альбом

Катя: Сары альбом.

Даша: Мэ, Катя биш сары альбом.

Игра продолжается в таком речевом порядке.

Воспитатель: Катя, собери гусеничку по порядку и считай(бер китап, ике ручка, оч карандаш … )

Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.

Оля: Коля, куян нишли?

Коля: Куян йоклый. Аня песи нишли?

Аня: Песи сөт эчә. Петя, аю нишли?

Петя: Аю чана шуа.

Тәрбияче: Әни нишли?

Бала: Әни кул юа (йоклый).

Тәрбияче: Куян нишли?

Оля: Куян сикерә. Тычкан нишли?

Саша: Тычкан сыр ашый.

(Ашый, эчә, утыра, басып тора, сикерә, уйный, йөгерә, юа, йоклый, кия, сала, чана шуа, җырлый, бии, китап укый, рәсем ясый).

С помощью этого коллажа удобно проверять знания детей. ожно придумать различные вопросы, задания. Детям очень нравится.

Дидактическая игра

Кирилл: Кыз нишли?

Даша: Кыз чана шуа.

С помощью этого лэпбука удобно проверять знания детей. Можно придумать различные вопросы, задания. Детям очень нравится.

Автор: Галяутдинова Рамиля Ядъкаровна

Населенный пункт: РТ, Алькеевский район, с. Базарные Матаки

Дидактические игры по УМК с использованием ИКТ повысит качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, дает возможность усваивать лексику татарского языка, закрепит речевой материал в игровой форме, поддерживает интерес к языку.

Повысить качество обучения детей татарскому языку.

Расширять кругозор детей.

Развивать зрительное восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызвать радость эмоции.

Воспитывать дружеские взаимоотношения сверстников.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними на татарском языке и спросим как у них дела?

Дети: Исәнмесез? Хәлләрегез ничек?

Воспитатель: Посмотрите на экран.

Воспитатель: Бу кем? (Это кто?)

Дети: помидор – яшелчә, кыяр – яшелчә, суган – яшелчэ, кишер – яшелчә, бәрәңге – яшелчә, кәбестә – яшелчә, алма.

Воспитатель: алма –яшелчә?

Воспитатель: хорошо, ребята. Что лишнее? (Нәрсә артык?)

Дети- яблоко – алма.

Воспитатель: правильно, молодцы.

Воспитатель: посмотрите на экран. Кто это?

Воспитатель: Алсу долго играла и решила убрать игрушки, а игрушки перепутались. Поможем Алсу убраться?

Воспитатель: Бу нәрсә?

Дети: курчак – уенчык, куян – уенчык, аю – уенчык, туп – уенчык, машина – уенчык,тарелка – тәлинкә.

Воспитатель: тәлинкә – уенчык?

Воспитатель: Что лишнее?

Воспитатель: правильно, молодцы.

Читайте также: