Диагностика внимания в средней школе

Обновлено: 06.07.2024

Диагностика внимания начинается с анализа поведения ребенка, степени его организованности, выявления внешних и внутренних причин, нарушающих внимание. При анализе внутренних причин нарушения внимания следует опираться на знания сущности и механизмов процесса внимания, его свойства. Для объективного контроля за развитием внимания применяют специальные методики.

Для сравнительного анализа уровня развития внимания смотрите таблицу данных:

Возраст Устойчивость внимания (в секундах) Концентрация внимания по количеству отвлечений
2 года 21,1 сек. -
3 года 27,0 сек. 3,7
4 года 50,3 сек. 2,0
5 лет 83,3 сек. 1,6
6 лет 96,0 сек. 1,1

Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

1. КОПИРОВАНИЕ ТОЧЕК (модификация теста Керна-Йирасека)

Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на внешние знаковые средства.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.108

Материал: Приготовить три карточки с образцами рисунка, изображенного точками.

Задание: Поочередно предложите три карточки с образцами рисунка, изображенного точками. Рисунки-образцы дают в порядке усложнения. Результаты оценивают по следующим параметрам: количество правильно выполненных рисунков, степень отклонения от образца по количеству точек, совпадающих с рисунком, расстояний между ними, соблюдение пропорций вертикальных и горизонтальных линий.

Примечание:Высокий уровень – все рисунки скопированы правильно, имеются небольшие отклонения в пропорциях, расстояниях между точками.

Средний уровень – рисунки изображены правильно, но искажены расстояния между точками и пропорции более чем в два раза, несовпадение с рисунком количества точек.

Низкий уровень – часть рисунков искажены, значительно нарушены не только пропорции, расстояния и количество точек, но и направления линий.

РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:

2. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (В.В.Давыдов)

Цель: Методика направлена на исследование произвольного внимания с опорой на инструкцию взрослого, которая указывает на формирование внутренних знаковых средств.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.109

Материал: Приготовить бланк с образцами рисунков.

Примечание:Высокий уровень – наличие одной, двух ошибок.

Средний уровень – наличие трех и более ошибок, контур рисунка сохраняется.

Низкий уровень – большое количество ошибок, контур рисунка нарушен.

РИСУНКИ-ОБРАЗЦЫ:

-1-

-2-

-3-

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: Методика направлена на диагностику развития непроизвольного внимания.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.113

Материал: Подобрать две пары похожих картинок, в сюжете которых есть несколько отличий (см. приложение)

Задание: Закройте листом бумаги рисунок, расположенный справа, покажите левый рисунок, закройте его, а правый рисунок откройте. Спросите, что изменилось на рисунке. После ответа откройте оба рисунка и попросите обнаружить различия. Так повторите с каждой парой рисунков. Если ребенок затрудняется ответить, то задание можно упростить тем, что оба рисунка одновременно предъявляются ребенку для сравнения.

Цель: Методика направлена на диагностику произвольного внимания.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.119

Материал: Пазлы, которые состоят из центральной и четырех дополнительных частей. Дополнительные части необходимо прикрепить к основной таким образом, чтобы получилась целостная картина.

Задание: Психолог предлагает ребенку собрать пазлы таким образом, чтобы из отдельных его частей сложилась и получилась общая картина. Важно отметить то, как ребенок подбирает части к центральному полю, и на какие детали рисунков он обращает внимание, собирая пазлы.

5. МЕТОДИКА В.М.КОГАНА:

Цель: Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания.

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000, стр.82

Материал: Набор карточек с разноцветными плоскими изображениями геометрических фигур ( 5 цветов, 4 фигуры), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали указаны цвета, а по горизонтали – фигуры.

Задание: Перемешать карточки с цветными фигурами.

1 этап: Разложи все карточки подряд в кучки по цвету.

2 этап: Разложи все карточки в кучки по форме.

КРАСНЫЙ
СИНИЙ
ЖЕЛТЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ
ЧЕРНЫЙ

МЕТОДИКА ПЬЕРОНА-РУЗЕРА

Цель: Методика направлена на исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения.

Материал: Бланк с фигурами, карандаш.

Задание: Перед ребенком кладется бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом кружочке я поставлю точку, ромбик я зачеркну, а домик пропущу.

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ:

Что такое память.

Если человек заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает информацию или, наоборот, быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. запоминанием без дополнительных средств. А когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, анализирует, осмысливает, каким-либо образом организует материал, то речь идет о принципиально другом, качественно более высоком запоминании – о логическом или опосредствованном, т.е. запоминании с помощью каких-либо средств. В этом случае речь идет о культурной памяти. Культурная память – это всегда произвольная память.

Читайте также: