Диагностика устной и письменной речи уровень подготовки к школе

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • слуховой дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • языкового анализа и синтеза,
  • сформированности лексико-грамматической стороны речи,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.

Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.

Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.

Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на:

  • несформированность психических и фонематических процессов;
  • нарушения лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык.

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.

Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.

Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:

Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 1-го класса (конец обучения)

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Составьте слово из предложенных букв:

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Составьте звуковые схемы к словам:

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Запишите слова, которые я назову по звукам:

[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

  • В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
  • В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
  • В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
  • В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
  • В названии какой страны пишется две буквы С?

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
  4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
  5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
  6. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
  7. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.


В данной работе представлен методический материал для обследования устной и письменной речи учащихся.

Содержимое разработки

Содержание программы.

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-методические материалы.

Программа по диагностике учащихся с 1-9 классы

Программа по диагностике учащихся осуществляется на основе:

ФГОС общего образования:

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012г №1060, от 29 декабря 2014г №1643, от 18 мая 2015г «507, от 31 декабря 2015г №1576)

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; в ред.приказов от 17 декабря 2010г № 1897, от 29 декабря 2014г №1644, от 31 декабря 2015г №1577

• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2). Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей - одна из самых актуальных. Письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Несмотря на многообразие методик диагностики речи детей, актуальность проблемы очевидна. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка.

Диагностика устной и письменной речи проводится в два этапа:

1 этап - первичная диагностика в первые две недели учебного года ( с 1 по 15 сентября).

2 этап - итоговая диагностика проводится последние две недели учебного года.

Временной регламент обследования составляет две недели. Диагностика в начале года позволяет выявить исходный уровень ребенка, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Целью итоговой диагностики выступает оценка достижений речевого развития обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы логопедической работы. Система обследования речи учащихся нашей школы разработана с учетом основных принципов диагностики. За основу методики обследования детей взяты речевые пробы экспресс-диагностики Т.А.Фотековой. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Использование экспресс-диагностики позволяет судить об успешности (наличии положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся в освоении планируемых результатов в овладении программы логопедической работы.

Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентира основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной логопедической программы. Для учета возрастной спецификации методика разработана в трех вариантах. Первый предназначен для детей младшего школьного возраста, второй для учащихся старших классов. Структура методики, типы заданий, а также целый ряд проб и порядок оценки в обоих вариантах одинаковы.

Логопедическое обследование состоит из трех этапов:

1 этап. Подготовительный. Состоит из ознакомления с документами (педагогические, медицинские), беседы с родителями. Целью данного этапа является выяснение моторного, речевого, психического анамнеза ребенка.

2 этап. Обследование детей проводится на основе общих принципов и методов: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим.

В содержании логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, в процессе выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем; фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, грамматического строя речи, состояние связной речи, состояние навыков письма и чтения.

В период начальной и итоговой диагностики (в первых классах только в период итоговой диагностики) во всех классах проводятся диктанты с целью выявления логопедических ошибок с последующими рекомендациями учителям - предметникам для осуществления коррекционной работы по развитию письменной речи.

Условия обследования ребенка состоят в следующем:

- установление эмоционального контакта с ребенком, создание адекватного отношения к обследованию;

-тактика общения с ребенком - сотрудничество, доброжелательное отношение.

- учет сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления.

3 этап. Заключительный. На данном этапе проходит обработка полученных результатов обследования. Данные заносятся в речевые карты, пишется логопедическое заключение, составляется речевой профиль. На основе итоговой диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка на следующий учебный год. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования обучающихся и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Цель: определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.
Задачи:
- обследование словаря;
- обследование звуковой культуры речи;
- обследование грамматического строя речи;
- обследование связной речи

Данная диагностика предназначена для определения уровня развития речи детей, поступающих в 1 класс (звуковая культура, грамматика, словарь, связная речь). Уровень речевого развития дошкольников выявляется в конце ученого года. Обследование проводит учитель-логопед индивидуально с каждым ребенком. Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания предлагаются с использованием наглядности (картинки).

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам):
1 балл ставится, если ребенок затрудняется в выполнении заданий, множественные ошибки в выполнении заданий;
2 балла – единичные ошибки, исправляются с помощью уточняющего вопроса;
3 балла – правильное выполнение заданий.


6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Книга 3. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 641 с.

7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. 96 с.

novic1.tif

Совокупность всей работы учителя по овладению учащимися умениями эффективного использования языка как средства общения называется развитием речи. Данная работа проводится целенаправленно и системно, в связи с изучением системы языка и чтением литературно-художественных произведений [2]. Работа учителя по развитию речи учащихся младших классов направлена прежде всего на увеличение уровня осознанности речевых действий, на превентизацию логических ошибок, на оказание помощи в грамматическом оформлении речевого выражения [3]. Для плодотворной работы по развитию речи учащихся начальных классов необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся не только получали информацию, но и творчески осваивали ее, учились анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Работа по речевому развитию учеников начальных классов направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), на реализацию предметных результатов начального общего образования, заключающихся в развитии умений в письменной и устной форме выражать собственные мысли в соответствии с правилами и нормами русского литературного языка, речевой ситуацией и целью высказывания [1]. В соответствии с уровнями языка выделяют уровни работы по развитию речи учащихся [4]:

– произносительный (речеговорение) – правильная артикуляция, речепроизношение, интонирование;

– словарный – правильное и уместное употребление слов в соответствии с речевой ситуацией;

– грамматический – согласование слов в словосочетании и предложении в роде, числе и падеже;

– уровень текста – умения, связанные с составлением текста в устной или письменной форме.

Приоритетной задачей начального образования является развитие речи младших школьников. Данный постулат обусловлен требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [5]. Развитие речи – не стихийный процесс, поэтому на сегодняшний день перед учителями начального образования стоит задача развития речи учащихся. От того, насколько продуктивно она будет решаться, зависит успешность всего образовательного процесса. В свою очередь успешность выступает в качестве одного из приоритетов российского образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Выдающиеся педагоги, речеведы, лингвисты, методисты, такие как К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Е.И. Никитин и ряд других, занимались активной разработкой вопросов, связанных с развитием речи в психолого-педагогической науке.

Цель исследования: определить уровень развития речи младших школьников.

Материалы и методы исследования

Были использованы следующие методы исследования: эмпирические – естественный педагогический эксперимент, тестирование; математическая обработка результатов исследования.

по развитию речи

Параметр развития речи

Лексический уровень (словарная работа)

Уровень активного словарного запаса

Работа на синтаксическом уровне (построение словосочетаний и предложений)

Умение строить понятные высказывания

Работа над связными письменными речевыми высказываниями

Умение создавать тексты

Результаты исследования и их обсуждение

Для выяснения уровня речевого развития применялись следующие диагностические методики.

Каждому подопытному предлагался следующий набор слов: автомобиль, трость, книга, крем, мох, пчела, тянуться, обобщать, есть, жгучий.

Перед началом проведения диагностических мероприятий предлагалась следующая инструкция: «Вам предложен набор слов. Представьте, что вы повстречали человека, незнакомого ни с одним значением этих слов. Постарайтесь объяснить этому человеку, что значит каждое из слов, так, чтобы он понял.

За каждое соответствующее верному значению определение слова ученик получает по 1 баллу. Если определение, составленное и записанное учащимся, оказалось не вполне точным, требующим доработки, то за данное определение подопытный получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно несоответствующем действительности определении – 0 баллов.

Оценка результатов. Для подведения итогов диагностики подсчитывается общая сумма баллов. Максимальный балл, насчитываемый учащемуся за полное выполнение задания, равняется 10, минимальный – 0.

После подсчёта общей суммы баллов делаются выводы о речевом развитии учащегося по параметру активного словарного запаса (лексический уровень развития речи): 9–10баллов – высокий, 4–7 баллов – средний, 0–3 балла – низкий.

novic2.tif

Рис. 2. Диагностика уровня развития речи младших школьников (уровень активного словарного запаса) на констатирующем этапе эксперимента

2. Методика обследования речи младших школьников, предложенная Т.А. Фотековой [7]. Данная методика составлена автором на основе речевых проб, предложенных Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой.

Инструкция: «Попробуйте составить предложение из слов.

Девочка, закрывать, окно.

Перелетать, воробей, с, куст.

Банан, дедушка, внук, просить.

Иннокентий, собирать, сено, домашний, животные, для.

Проведение речевой пробы позволяет судить об уровне развития речи следующим образом:

– высокий – предложение составлено грамматически верно;

– средний – нарушена очерёдность слов, наблюдаются незначительные смысловые пропуски и неточности, аграмматизмы, некоторые слова заменены на синонимы;

– низкий – предложение составлено неверно, потерян смысл, задание не выполнено.

Результаты диагностики, отражающие уровень развития речи младших школьников (умение строить понятные высказывания), представлены на рис. 3.

novic3.tif

Рис. 3. Диагностика уровня развития речи младших школьников (речевое умение – умение строить понятные высказывания) на констатирующем этапе эксперимента

novic4.tif

Рис. 4. Диагностика уровня развития речи младших школьников (речевое умение – умение создавать тексты) на констатирующем этапе эксперимента

Заключения об уровне речевого развития учащихся начальных классов на уровне текста делаются по следующим основаниям: высокий – сочинение соответствует ситуации, изображённой на картинках, соблюдена смысловая целостность, все ключевые события освещены, расположены в правильной очерёдности, рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием языковых средств; средний – допущены небольшие искажения изображённой ситуации, неправильно поняты и воспроизведены причинно-следственные связи, отсутствуют связующие звенья, в сочинении отсутствуют аграмматизмы, но наблюдаются некая стереотипность в оформлении, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; низкий – упущена смысловая целостность, пропущены звенья смысловой цепочки, смысл искажён, языковые средства использованы неадекватным образом. Результаты диагностики, отражающие уровень развития речи младших школьников на уровне текста (речевое умение – умение создавать тексты), представлены на рис. 4.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует необходимость целенаправленной работы по развитию речи в соответствии с требованиями современного российского образования.

Современные логопедические методики (LogoHelp)

Современные логопедические методики (LogoHelp)

Современные логопедические методики (LogoHelp) запись закреплена

Фотекова Татьяна Анатольевна - доктор психологических наук, доцент.

Заведующая кафедрой психологии Медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Читайте также: