Диагностика уровня профессионального самоопределения обучающихся начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

2 разных профессиях, осуществить профессиональные пробы, желание получать информацию от представителей интересующей профессии, готовность наблюдать за работой профессионалов. Целенаправленный сбор информации о способах получения профессионального образования, наличие определенного плана получения профессионального образования, стремление к достижению высоких профессиональных результатов, умение планировать свои действия так, чтобы добиться результата, желание получить дополнительную специальность (освоить смежную профессию), наличие опыта практической работы (на УПК, факультативах, тренингах) по интересующей профессии все это говорит о высоком уровне сформированности данного компонента готовности к профессиональному самоопределению. 1. Я хорошо информирован о мире профессий. 2. При поступлении в учебное заведение я буду ориентироваться на проходные баллы. 3. Когда я думаю о необходимости выбирать место дальнейшей учебы или работы, у меня портится настроение. 4. Я готов приложить усилия, чтобы стать квалифицированным специалистом. 5. Я могу назвать профессии, востребованные на современном рынке труда. 6. Если я не буду проходить по конкурсу, то выберу другую специальность. 2

4 15. Меня раздражает необходимость сделать выбор профессиональной сферы. 16. Для меня лучший способ получить представление о профессии посмотреть, как работают профессионалы Я знаю об особенностях интересующей меня профессии. 18. Любой совет со стороны может изменить мой профессиональный выбор. 19. Меня пугает ситуация предстоящего выбора специальности и профессии. 20. Я целенаправленно собираю информацию о способах получения профессионального образования. - нет, это не так (1 балл) - да, это так (4 балла) 21. У меня была возможность попробовать свои силы в интересующей профессии. 22. Выбирая профессию надо полагаться на удачу и везение. - согласен полностью (1 балл) - скорее согласен (2 балла) - скорее не согласен (3 балла) - абсолютно не согласен (4 балла) 23. Считаю, что необходимо планировать свое профессиональное будущее. 4

5 24. У меня есть определенный план получения профессионального образования. 25. Я имею представление об инженерно-педагогических специальностях. 26. Лучше вообще ничего не выбирать, отдаться на волю случая. - согласен полностью (1 балл) - скорее согласен (2 балла) - скорее не согласен (3 балла) - абсолютно не согласен (4 балла) 27. Я уверен, что надо иметь несколько вариантов своего профессионального будущего. 28. Я всегда буду стремиться к достижению высоких профессиональных результатов. 29. Я знаю, какими профессионально важными качествами должен обладать педагогинженер. 30. Для меня важно, смогу ли я состояться как профессионал. 31. Правильный выбор профессиональной сферы зависит только от меня самого. 5

С точки зрения Д.Б. Эльконина в этом периоде развития ведущей становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания, выработанные человечеством, но никак их не меняет, а сам является объектом изменения. Еще одно приобретение возраста – возможность регулировать свою деятельность согласно выработанной в культуре системе правил и норм (Эльконин, 1989). По теории Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка это стадия конкретных операций, т.е. системы действий выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. По мнению Э. Эриксона в этом возрасте у детей обостряется интерес к тому, как вещи устроены, при благоприятном развитии у ребенка развивается чувство компетентности, творчество, при неблагоприятном развитии развивается чувство собственной неполноценности. Для благоприятного развития необходимо поощрять всевозможные интересующие ребенка занятия: готовить, мастерить, рукодельничать и т.д.; в противном случае это может привести к неблагоприятному сценарию. Кроме того, в этом возрасте развивается способность к организационным и регламентированным играм (Эриксон, 1996). А игра, согласно С.Л. Рубинштейну, теснейшим образом связана с трудом. В игре впервые формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, что является центральным и основным значением игры, поскольку труд по Рубинштейну – это основной вид деятельности человека и является основной его потребностью, через которую он воздействует на мир (Рубинштейн, 1989).

Это позволяет нам сделать вывод, что, во-первых, необходимо развитие интеллектуальной базы, без которой невозможно достижение высшей (по Пиаже) интеллектуальной стадии, стадии формальных операций, т.е. формальной логики, гипотекодидуктивного мышления; во-вторых, для развития чувства компетентности ребенка (по Эриксону) ему необходимо какое-то дело, в котором он чувствует себя умело и уверенно, это дело не обязательно связано со школой, но важно для дальнейшего свободного и творческого развития личности.

На наш взгляд, для успешного развития благотворное влияние на ребенка могут оказать внеучебные дополнительные занятия (кружки, спортивные секции, музыкальные школы, театральные студии). Мы считаем, что дополнительные внеучебные занятия создают информационно-смысловую базу у ребенка и ему будет проще сделать осознанный и адекватный (своим интересам способностям) профориентационный выбор в дальнейшем, когда для этого наступает время. Кроме того, на дополнительных занятиях осуществляется трудовая проба, которую Фукуяма считал одним из важнейших факторов ориентировки в мире профессий. Мы понимаем, что интересы ребенка в данном возрасте характеризуются непостоянством и противоречивостью, но именно в этом возрасте формируется способность ребенка (субъекта) рассматривать самого себя как объекта развития. Эти мысли навели нас на идею создания диагностического инструмента, который с одной стороны мог бы выявить актуальный уровень сформированности логических операций, с другой мог бы выявить интересы ребенка и активизировать адекватное распознавание ребенком своих стремлений и интересов. Понимая профессиональное самоопределение как процесс активного и осознанного нахождения смыслов выбираемой профессиональной деятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, такой диагностический инструмент отнесем к профориентационной области, так как он позволяет наметить стратегии развития потенциального субъекта труда.

Диагностика способностей младших школьников.

Изучение способностей ребенка в рамках профориентации – традиция не новая. Длительное время профориентация строилась только на способностях человека, многие тесты способностей изначально создавались именно для решения профориентационных задач.

В рамках профориентационного теста для младших школьников имеет смысл сделать акцент не на диагностике конкретных навыков или уровне освоения школьной программы, а на изучении способностей ребенка, которые позволят ему в дальнейшем легче справляться со школьным материалом и будут способствовать развитию других навыков и умений. Младший школьный возраст – это период, когда наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим, которое еще находится в стадии формирования (Акимова М.К., Козлова В.Т., 2006). Поэтому полноценная диагностика способностей обязательно должна включать разные типы заданий: и вербальные, направленные на диагностику словесно-логического мышления, и невербальные, направленные на диагностику наглядно-образного мышления.

Первоначальный вариант теста содержал следующее количество заданий:

  • математическая логика: 24 задания
  • вербальная логика: 18 заданий
  • невербальная логика: 20 заданий

В апробации приняло участие 49 человек, из них 25 мальчиков и 24 девочки, 2 класс – 14 школьников; 3 класс – 20 школьников; 4 класс – 15 школьников. Сами задания хорошо понимались школьниками и вопросов не вызывали.

Проведенное исследование показало, что есть задания очень легкие для всех: практически все 100 процентов школьников справились с такими заданиями (96-98% школьников). Эти задания в дальнейшем исключались из анализа.

Первоначальные показатели Альфа-Кронбаха для выделенных шкал находились на уровне 0,5 – 0,7 баллов (математическая логика – 0,76; вербальная логика – 0,62; невербальная логика – 0,57). Уже эти показатели можно считать приемлемыми для интеллектуального теста, однако мы провели дополнительно оценку корреляций каждого задания со шкалами теста, в результате чего выявили вопросы, которые плохо коррелируют со своей шкалой. Такие вопросы также были удалены из окончательной версии.

После проведенной предварительной апробации окончательная версия данного блока включает 40 вопросов (12 заданий по математической логике и по 14 заданий на вербальную и невербальную логику). При отборе заданий также учитывалось требование, в соответствии с которым каждый субтест должен включать задания на обобщение, классификацию и поиск аналогий. Результаты по окончательной версии теста представлены в таблице 1.

Таблица 1. Описание результатов апробации

Название субтеста (шкалы) Количество вопросов Среднее время выполнения всех заданий/максимальное среднее время выполнения одного задания, сек Среднее значение корреляции вопросов со шкалой Показатель Альфа-Кронбаха
Математическая логика 12 28 сек / 40 сек 0,41 0,78
Вербальная логика 14 18 сек / 24 сек 0,29 0,65
Невербальная логика 14 18 сек / 23 сек 0,27 0,64

В таблице 2 также можно увидеть соотношение заданий по типу логических операций, а также по средним показателям трудности. Все отобранные задания обладают приемлемыми показателями по дифференцирующей способности (значения больше 0,3).

Таблица 2. Соотношение заданий по характеристикам содержания и трудности

Диагностика интересов школьников младших классов

Выявлять интересы детей к тем или иным видам деятельности можно с младшего школьного возраста. При этом необходимо иметь в виду, что в младшем возрасте обнаруживается лишь широкие области деятельности, к которым у ребенка проявляется сравнительно повышенный интерес. С возрастом интересы ребенка становятся более конкретными, а его способности проявляются четче.

Показателем подготовленности к профессиональному самоопределению учащегося является выраженность профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы, которые проявляются в течение ряда лет, являются важным критерием успешности будущего профессионального выбора (Е.А. Климов, 1996). В современной школе выявление структуры интересов и склонностей учащихся является одним из ключевых видов профориентационной работы, хотя данная работа проводится в основном с детьми средней и старшей ступени обучения, а для младшей ступени характерны лишь разовые мероприятия (И.А.Белова, 2000).

Внутри каждого возраста дети очень сильно отличаются друг от друга по интересам. Различия проявляются в направленности, широте, содержательности, устойчивости интересов. Некоторые дети с самого начала учебных занятий выказывают устойчивый интерес к определенному предмету. У других детей интересы имеют весьма не определенный характер. У некоторых детей вообще нет ярко выраженных интересов (Дубровина И.В., 1999).

Таким образом, создание методики диагностики профессиональных интересов детей является важной задачей в практике профориентации. Такая методика должна учитывать только формирующийся характер интересов ребенка, быть доступной и понятной, проводиться в игровой форме, не только оценивая, но и вовлекая ребенка в работу.

Методики диагностики интересов

В западной и отечественной практике были разработаны ряд методик, позволяющие выявлять и измерять профессиональные интересы людей. Среди зарубежных методик диагностики интересов можно выделить следующие: "Опросник интересов Стронга – Кемпбелла" (Strong Vocational Interest Blank), "Опросник интересов Г. Кьюдера" (Kuder Preference Record), "Тест профессиональных интересов М. Ирле", "Опросник Дж. Голланда" и т.п. Среди отечественных разработок также существует ряд известных и применяемых методик диагностики. В частности, "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова, "Карта интересов" А.Е. Голомштока, "Активизирующие опросники профессионального самоопределения" Н.С. Пряжникова.

Таким образом, существует достаточно большое количество методик, позволяющее проводить диагностику профессиональных интересов человека. Однако практически все рассмотренные нами инструменты имеют ряд существенных недостатков, которые в массе своей заключаются в слабой адаптированности относительно младшего школьного возраста (низкая валидность стимульного материала и методики проведения, не репрезентативность и т.п.), либо они вообще не предназначены для данного возраста.

Разработка методики

В качестве стимульного материала были разработаны специальные карточки, которые позволили визуализировать профессии по типам труда (см. рисунок 1). В разработке карточек участвовали профессиональные психологи - профориентаторы и художник. В результаты был создан набор карточек из 8 штук на каждый из 6 типов профессий (48 карточек).

Образец карточки

Результаты апробации

Апробация методики проводилась на учащихся 2-3 классов обычных школ, всего в апробации приняло участие 26 школьников (11 девочек и 15 мальчиков). Методика проводилась по описанной выше процедуре, в процессе проведения специалистами не было отмечено существенных сложностей у детей в восприятии стимульного материала или прохождении процедуры диагностики. Они хорошо понимали цели и задачи работы, активно включались в процесс и проходили диагностику без признаков усталости за 10-15 минут.

Результаты последующего статистического анализа показали, что методика обладает приемлемыми психометрическими характеристиками. Были проанализированы показатели надежности-согласованности шкал, частотности выбора и внутренней корреляции с общим баллом (см. таблицу 3).

Таблица 3. Описание результатов апробации

Надежность Альфа-Кронбаха* Надежность методом расщепления* Частотность** Корреляция с общим баллом*** Количество вопросов (карточек)
природа 0,55 0,62 2,8 0,46 8
техника 0,85 0,90 4,1 0,71 8
человек 0,49 0,61 4,1 0,40 8
знак 0,72 0,82 3,3 0,59 8
творчество 0,61 0,72 3,8 0,52 8
спорт 0,44 0,55 2,8 0,47 8

* Надежность-согласованность (коэффициент Альфа-Кронбаха или Split-half) – для личностных опросников допустимый показатель не менее 0,7 (при минимальном количестве вопросов от 10 штук)

** Ранг выбора. Чем выше частотность, тем реже выбираются карточки из шкалы в начале серии, и тем ближе к концу серии. Средняя желательная частота выбора = 3 (из 6 выборов в серии).

*** Минимально допустимый коэффициент корреляции Спирмена для выборки в 26 человек = 0,39 (p

Нажмите, чтобы узнать подробности

подборка необходимой и достаточной диагности по профориентации учащихся с 1-11 классы.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Блоки стратегии профессионального самоопределения

1. Образование и самообразование

Знания о профессиях.

Знание о привлекающей профессии(содержание, требования к человеку, потребность в ней рынка труда).

Знание о своих профессионально важных качествах (самооценка способностей, индивидуальных качеств, умений: обще трудовых, специальных, коммуникативных, организаторских, творческих).

Знание о вариативных путях профессионального самоопределения (первоначальное решение, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения, самостоятельность мониторинга и коррекции).

Положительно окрашенное отношение к профессиональной карьере (социальная значимость, престиж, материальная и личностная ценность).

Адекватное, отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе, положительная “Я концепция”, стремление к преодолению трудностей).

Творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению.

Оценочные суждении своих действий на разных этапах деятельности, оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков.

Способность к самореализации, пробе сил.

Ориентация на творчество (креативность), творческое самовыражение, оригинальность, стремление к освоению новых технологий, способов деятельности.

Способность найти профессионалов-консультантов, помощников (среди педагогов, психологов, родителей, знакомых, друзей и др.).

Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции).

Образование и самообразование выступают как накопление общеобразовательных знаний, включающих и знания о различных профессиях (на всякий случай, в жизни пригодится) или как добытые в результате целевого поиска познания о конкретной профессии, ее особенностях (в результате самоограничения, сужения границ поиска и перспектив).

Самопознание происходит как в широком плане — как индивида, человека вообще—его образа “Я”, реального и желаемого, положительных и отрицательных личностных качеств, так и целенаправленно — как субъекта профессионального самоопределения, деятеля прежде всего, его профессионально важных качеств.

Самореализация может происходить как активное участие в любых видах деятельности, пробуждая и укрепляя социальную смелость, демонстрируя широкую амплитуду разброса интересов, импульсивность метаний-исканий своего дела и места. Самореализация может выступать как увлеченное творчество в конкретной предметной деятельности, показывая устойчивость направленной содержательно активности, значимой для профессионального самоопределения.

В психолого-педагогической литературе значительное внимание уделено характеристике готовности человека к выполнению определенной деятельности.

Во многих работах отмечается, что, помимо готовности как психического состояния, у человека часто проявляется ГОТОВНОСТЬ как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не нужно формировать; такая ГОТОВНОСТЬ — существенная предпосылка успешной деятельности и относится к длительной или устойчивой готовности, имеет определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые знания, навыки, умения.

Исходя из этого, с позиций личностного подхода, ГОТОВНОСТЬ к профессиональному самоопределению возможно охарактеризовать как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств (ПВК) личности, положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, организованность, самообладание и т. д., опыт профессиональной деятельности, необходимые навыки, умения, знания.

Л. Ю. Ювенская трактует ГОТОВНОСТЬ школьника к профессиональному самоопределению как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности, способности и свое отношение к определенной профессиональной деятельности.

Для определения уровня сформированности указанных компонентов готовности предлагаются следующие критерии: 1) наличие необходимых знаний о мире труда, о профессии, о себе, общих и специальных умений и навыков; 2) эмоционально-оценочное от­ношение к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам: 3) осознанность выбора профессии. С. Н. Чистякова, Е. В. Машиньян выделяют следующие критерии и конкретизирующие их показатели готовности к принятию решения о выборе профессии старшеклассниками:

1. Мотивационно-потребностный критерий, включающий,такие показатели: наличие мотивов выбора профессии: положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии: наличие запасных вариантов профессионального выбора.

2. Критерий когнитивный (информированности) предполагает наличие сферы профессиональных интересов и включает показатели: представление об индивидуальных особенностях; полнота и дифференцированность знаний о мире профессий; знания о своих ПВК и склонностях; умение работать с источниками информации; информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека.

3. Деятельностно-практический критерий содержит следующие показатели: умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения; самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии; самоконтроль и коррекция профессиональных планов; самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии.

Для определения профессии школьнику необходимо ясное представление о самом себе, своих способностях, умениях, интересах, притязаниях, возможностях, ограничениях и их причинах;

знание требований и условий достижения успеха, преимуществ и недостатков, возможностей и перспектив в различных направлениях работы.

В связи с этим формирование готовности к выбору профессии необходимо рассматривать как процесс проявления, образования и развития тех необходимых качеств личности, мотивационных установок, навыков, которые бы обеспечивали ей возможность сознательно и обоснованно избрать вид профессиональной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ.

1. Диагностика сформированности профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации обучающихся и

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ
21 февраля 2018 г.

2. Основные понятия

2
Основные понятия
• Диагностика (греч. diagnostikos — способный
распознавать) — процесс распознавания и оценки
свойств, особенностей и состояний человека,
заключающийся в целенаправленном исследовании,
истолковании полученных результатов и их обобщении
в виде заключения (диагноза). Диагностика
используется для оценки здоровья, физического и
психического развития, профессиональной
пригодности, а также и в других сферах деятельности
человека

3. Предпосылки возникновения проф.диагностики

4. Предпосылки возникновения проф.диагностики

5. Особенности диагностики сформированности профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся

6. Основные понятия

6
Основные понятия
• Критерий (от греч. критерион – средство для суждения)
понимают качественное выражение, дающее возможность
оценивать то, о чем идет речь, или оценивать смыслы
вообще в какой-либо системе или процессе.
Краткий философский словарь / Под ред. М.Розенталя и П.Юдина. Москва,
Госполитиздат.
• Показатель – в большинстве случаев, обобщённая
характеристика какого либо объекта, процесса или его
результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в
численной форме.
• Показатель (англ. index/indicator; нем. Indikator/Kennziffer)
методологический инструмент, обеспечивающий
возможность проверки теоретических положений с
помощью эмпирических данных. Различают качественные
(фиксируют наличие или отсутствие определенного
свойства) и количественные показатели (фиксируют меру
его выраженности, развития).

7. Основные понятия

7
Основные понятия
• Профессиональное самоопределение - процесс
формирования отношения личности к себе как
к субъекту профессиональной деятельности,
владеющему комплексом знаний, умений и навыков
(компетенций), качеств личности, обеспечивающих
возможность профессионального роста.

8. Основные понятия

8
Основные понятия
• Профессиональное самоопределение - процесс
формирования отношения личности к себе как
к субъекту профессиональной деятельности,
владеющему комплексом знаний, умений и навыков
(компетенций), качеств личности, обеспечивающих
возможность профессионального роста.
• Выбор критериев, позволяющих наиболее полно
оценить, насколько сформировано профессиональное
самоопределение обучающихся

9. Критерии сформированности профессионального самоопределения обучающихся

9
Критерии сформированности профессионального
самоопределения обучающихся
Когнитивный - определяет степенью ознакомления
обучающегося с профессией, профессиональной
деятельностью, информированность о ПВК и степень развития
данных качеств, наличие индивидуального образовательного
плана или плана профессиональной карьеры.
Мотивационно-ценностный - выражает совокупность мотивов,
устойчивых интересов и ценностных отношений к профессии,
построению профессиональной карьеры; позиции, отражающей
отношение к обществу, коллективу, к себе на основе норм
морали, общечеловеческих ценностей; сознания личной
и общественной значимости будущей профессии.
Деятельностно-практический - показывает характер активности и
самостоятельности обучающихся в освоении будущей
профессии/специальности, наличие социально-нравственного
опыта, отражающего профессиональную самоопределенность
субъекта в деятельности.

10. Критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций

Критерий
Когнитивный
Показатели для ООО
1. Уровень информированности о
мире профессий, социальной
значимости профессии, знание
общих и специальных
профессионально важных качеств
(ПВК).
2. Уровень самооценки
потенциальных возможностей,
направленных на формирование
готовности к принятию решения о
выборе профессии.
Показатели для ПОО
1. Уровень информированности о
выбранной профессии.
2. Степень проработанности
личного плана построения карьеры,
оценка реалистичности
профессионального плана.
3. Уровень самооценки
потенциальных возможностей,
направленных на формирование
готовности к построению
профессиональной карьеры.

11. Критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций

Критерий
Показатели для ООО
Мотивационн 1. Наличие мотивов выбора
о-ценностный профессии.
2. Активная позиция ученика в
осуществлении процесса принятия
решения о выборе профессии,
наличие запасных вариантов
профессионального выбора.
3. Осознание ценности и смысла
общественно-полезного труда.
4. Определение смысложизненных
и карьерных ориентаций,
направленных на моделирование и
построение личностнопрофессиональных планов.
Показатели для ПОО
1. Уровень адаптации студентовпервокурсников.
2. Осознанная мотивация на
получение профессии.
3. Осознание ценности и смысла
будущей профессиональной
деятельности.
4. Определение смысложизненных
и карьерных ориентаций,
направленных на моделирование и
построение личностнопрофессиональных планов.

12. Критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций

Критерий
Деятельностн
опрактический
ный
Показатели для ООО
1. Уровень готовности к выбору
профессии, умение ставить цель
выбора профессии и составлять
программу действий для ее
достижения.
2. Устойчивые познавательные
интересы, положительное
отношение к продолжению
обучения в соответствии с
выбранной профессии.
Показатели для ПОО
1. Уровень профессиональной
направленности.
2. Уровень профессиональной
готовности.

13. Критерии и измерители результативности профессионального самоопределения обучающихся ООО

14. Критерии и измерители результативности профессионального самоопределения обучающихся ПОО

15. Он-лайн диагностика

19. Организация Диагностика сформированности профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации обучающихся и

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ

20. Планирование диагностики

20
Планирование диагностики

Плакируемая работа
Сроки
1
Подготовка программы мониторинга
Май, Август
2
Согласование сроков проведения диагностики,
включение в план работы
Сентябрь
3
Подбор диагностического инструментария
4
Первичная диагностика в соответствии с программой
5
Обработка и анализ результатов диагностики
6
Информирование администрации, классных
руководителей о результатах
Октябрь
Проведение работы по формированию ПС обучающихся с
учетом результатов диагностики
7
Повторная диагностика девятиклассников
8
Обработка и анализ результатов диагностики
. Информирование о результатах повторной
диагностики
Апрель

21. Результаты диагностики информированности обучающихся 9-х классов экспериментальных групп о мире профессий (I и II этапы

21
Результаты диагностики информированности обучающихся 9-х классов
экспериментальных групп о мире профессий
(I и II этапы констатирующего эксперимента)

22. Организационные условия проведения диагностики

22
Организационные условия проведения диагностики
• Наличие необходимого инструментария в достаточном
количестве.
• Наличие необходимого количества столов и стульев.
• Учет времени проведения диагностики.
• Учет характера деятельности обучающихся
до диагностики.
• Учет ситуативных отвлекающих факторов.

23. Сценарий проведения диагностики

23
Сценарий проведения диагностики
1. Цель диагностики.
2. Проговаривание инструкции.
3. Выполнение тренировочного задания.
4. Сообщить о регламенте и правилах.
5. Запись персональных данных в бланк.
6. Ответить на вопросы обучающихся.
7. Дать команду начать выполнение теста.
8. Контролировать процедуру диагностики.
9. Завершение диагностики в соответствии с
методикой.

24. Требования к педагогу

25. Значение диагностики

25
Значение диагностики
• Для обучающегося: познание себя.
• Выявление уровня сформированности
профессионального самоопределния в соответствии с
критериями.
• Возможность внесения необходимых корректив.
• База для планирования дальнейшей работы.

26. Информация о профориентации в соцсетях

27. Информация для слушателей курса «Организация сопровождения социальной адаптации и профессионального самоопределения

Читайте также: