Диагностика школьной тревожности амен

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

[ дошкольный и мл. шк. возраст, по картинкам]

Экспериментальный материал

14 рисунков (8,5х11 см.) выполненные в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек. Лицо не прорисовано – дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы (улыбающееся лицо и печальное лицо), по размерам точно соответствующий контуру лица на рисунке.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию.

Во избежание персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = число эмоционально негативных выборов х 100 %

Высокий уровень тревожности - ИТ выше 50 %; средний - от 20 до 50 %; низкий - от 0 до 20 %.

Качественный анализ

Каждый ответ ребёнка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребёнка в данной и подобной ситуациях.

Высоким проективным значением обладают: рис.4, 6, 14. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательные эмоциональные выборы, могут обладать наивысшим ИТ.

Делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях (рис.) 2, 7, 9,11 – с большей вероятностью будут обладать высоким или низким ИТ.

Психологи выделяют 2 способа преодоления тревожности у детей:

Для преодоления школьной тревожности у учащихся 1-го класса необходимо:

1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворённости-неудовлетворённости, но и потому что гипертрофированные потребности, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности, общения.

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.

4. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

(Тэммл Р., Дорки М., Амен В.)

ИНСТРУКЦИЯ .

Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена к публикации В.М.Астаповым и включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить – какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое. Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность отрицательного эмоционального опыта ребенка в изображаемых ситуациях. Качественным результатом могут быть выводы о характере эмоционального опыта ребенка в этих и подобных ситуациях.

ВложениеРазмер
test_trevozhnosti.doc 647 КБ

Предварительный просмотр:

Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена к публикации В.М.Астаповым и включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить – какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое. Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность отрицательного эмоционального опыта ребенка в изображаемых ситуациях. Качественным результатом могут быть выводы о характере эмоционального опыта ребенка в этих и подобных ситуациях.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Американскими психологами Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки была разработана методика и стимульный материал для определения уровня тревоги у маленьких детей. Тест тревожности Тэммл Дорки Амен предназначен для дошкольников, то есть от 3 до 7 лет.

Помните, что страх является реакцией на угрозу, а тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние, которое впоследствии может стать частью личности. Уровень тревожности свидетельствует о степени эмоциональной адаптации к разным случаям в социуме, которые встречаются ему в жизни. Он определяет уровень взаимоотношений с родителями и сверстниками. Этот тест индикатор общего эмоционального состояния + он помогает определить источник раздражения, который провоцирует развитие тревоги.

Тревожность, которую испытывает ребёнок в одном случае не обязательно будет проявляться при других условиях. Значимость ситуации зависит от негативного эмоционального опыта, который приобрёл ребёнок в подобных случаях. Негативный опыт формирует эту черту характера и влияет на поведенческие реакции.

Онлайн тест

Проективный тест тревожности Дорки — Амен популярен среди специалистов по работе с детьми дошкольного возраста.

  1. Стимульный материал состоит из 14 карточек, которые адаптированы для мальчиков (на рисунках изображён мальчик) и девочек (на рисунках изображена девочка).
  2. На каждой картинке нарисована типичная ситуация для детей этого возраста.
  3. Лица на рисунках отсутствуют. В качестве ответа малышу необходимо будет решить, лицо с какой эмоцией должно быть на картинке, с улыбкой или грустное.

Вариант для девочек

онлайн тест

Вариант для мальчиков

Правила тестирования

Правила теста Тэммл Дорки Амен, которые вам было бы неплохо знать:

  1. При прохождении тестирования по этой методике испытуемый не обязан давать комментарии, почему он выбрал ту или иную карточку. Инструктор может только периодически просить малыша повнимательней присмотреться к изображению.
  2. Родителям подводить ребёнка к ответу запрещается!
  3. Тестирование должно проходить в отдельном помещении, проследите, чтобы ему никто не мешал, не намекал и не подсказывал ответы.
  4. Нельзя спрашивать объяснения у ребёнка, как он понимает ту ситуацию, которая изображена на изображении.
  5. Нельзя рассказывать (пояснять или комментировать) что происходит на изображении. Нужно, чтобы он давал ответы как понимает сам.

Совет Тэммл Дорки Амен. Дополнительно можно записывать устные комментарии, которые даёт ребёнок во время просмотра картинок. Такие заметки пригодятся при качественном анализе результатов теста. При анализе каждый ответ рассматривается психологом индивидуально.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954).

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться толь­ко в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуют­ся два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков.

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тре­нировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Интерпретация результатов.

Оцениваются ответы на вопросы №№ 2–11. Картинка № 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию. Картинка № 12 предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом.

 диагностика школьной тревожности

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для каче­ственного анализа данных.

Показателями дезадаптации могут выступать:

  • общее негативное отношение к школе;
  • нежелание ребенка учиться и посещать школу;
  • проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем;
  • установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др.

Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе.

Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности.

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности. 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Cтимульный материал к тесту для девочек

Cтимульный материал к тесту для мальчиков

Образец протокола: Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г.

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Читайте также: