Диагностика регулятивных ууд в доу

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий Автор : Райс Оксана А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий Автор : Райс Оксана А.

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий Автор : Райс Оксана Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 44 2015 © Фокина Лидия Петровна

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей деятельности ( в том чи.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей деятельности ( в том числе учебной) © Фокина Лидия Петровна

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Ре.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Регулятивные УУД Целепологание Планирование Оценка Прогнозирование Коррекция Контроль Волевая саморегуляция © Фокина Лидия Петровна

Приемы формирования навыков целеполагания 1. Формирование цели при помощи опо.

Приемы формирования навыков целеполагания 1. Формирование цели при помощи опорных глаголов; 2. Работа над понятием; 3. Подводящий диалог; 4. Создание проблемных ситуаций. © Фокина Лидия Петровна

Диагностика навыков целеполагания 1. Какая цель урока ставилась перед вами на.

Диагностика навыков целеполагания 1. Какая цель урока ставилась перед вами на уроке? Для ответа продолжи одно из предложений: Научиться__________________________. Понять ____________________________. Тренироваться _____________________. Узнать ____________________________. 2. Какие задачи помогли достичь цели урока? 3. Продолжи одно из предложений: Я научился сегодня на уроке __________. Я могу объяснить другому ____________. Мне еще надо поработать над _________. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Планирование Эффективные приёмы: 1)обсуждение готового плана решения учеб.

Планирование Эффективные приёмы: 1)обсуждение готового плана решения учебной задачи; 2) работа с деформированным планом решения учебной задачи; 3) использование плана с недостающими или избыточными пунктами; 4)составление своего плана решения учебной задачи. 5) Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, возможен графический план урока. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Диагностика умения составлять план работы Базовый уровень 1 класс Папа с Юрой.

Диагностика умения составлять план работы Базовый уровень 1 класс Папа с Юрой решили вырастить для мамы цветок к 8 Марта. Помоги папе и Юре составить план действий: пронумеруй картинки. вырастить приготовить посадить купить цветокземлюлуковицугоршок Критерии оценивания: 1 балл – с заданием справился; 0 баллов – не приступил к выполнению или допустил ошибку. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Диагностика умения составлять план работы Базовый уровень 3 класс Незнайка пр.

Диагностика умения составлять план работы Базовый уровень 3 класс Незнайка прилетел на Луну. Он захотел оставить там свой след. Одел скафандр и вышел погулять на лунную поверхность. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Критерии оценивания 1 балл –выбрал правильную последовательность действий 0 б.

Критерии оценивания 1 балл –выбрал правильную последовательность действий 0 баллов – не приступил к заданию или выполнил с ошибкой © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака).

Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака) Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели. Возраст: ступень начального обучения (9-11 лет). © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Диагностика действия контроля 1 класс Наша Тая громко плачут: Уромила в речу.

Диагностика действия контроля 1 класс Наша Тая громко плачут: Уромила в речу мячик. Тиже, Танечка, не пачь, Не утонет речке мяч. 2 класс Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь лю­дям. Скоро удалось мне на машине © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Критерии оценивания Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследовате.

Критерии оценивания Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др. Уровни сформированности внимания: 0—2 — высший уровень внимания, 3—4 — средний уровень внимания, более 5 — низкий уровень внимания. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Коррекция деятельности а) Организация взаимопомощи; б) использование различны.

Коррекция деятельности а) Организация взаимопомощи; б) использование различных памяток. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

 © Фокина Лидия Петровна

© Фокина Лидия Петровна

Условия формирования и развития регулятивных действий 1)Приучать ученика ис.

Условия формирования и развития регулятивных действий 1)Приучать ученика использовать в речи слова :для того чтобы…(цель)…надо…(действие). 2) Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. 3)С учащимися регулярно обсуждать изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений. 4)Использовать цветные и графические формы самооценки. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Условия формирования и развития регулятивных действий 4)Использовать цветны.

Условия формирования и развития регулятивных действий 4)Использовать цветные и графические формы самооценки. 5) Поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия. 6)Использовать в образовательном процессе таких форм работы как: -организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп, -обсуждение участниками способов своего действия; -заполнение рефлексивного портфолио. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Примерный методический комплекс диагностики уровня сформированности регулятив.

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика "Корректурная проба".

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Пример: © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Список методик для диагностики регулятивных УУД Проба на внимание (П. Я. Галь.

Список методик для диагностики регулятивных УУД Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет). Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Список методик для диагностики регулятивных УУД Выкладывание узора из кубиков.

Список методик для диагностики регулятивных УУД Выкладывание узора из кубиков Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу. Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет). Форма: индивидуальная работа . © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Список методик для диагностики регулятивных УУД Проба на внимание (поиск разл.

Список методик для диагностики регулятивных УУД Проба на внимание (поиск различий в изображениях) Цель: выявление умения находить различия в объектах. Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет). Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком. Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Список методик для диагностики регулятивных УУД Диагностика особенностей разв.

Список методик для диагностики регулятивных УУД Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака) Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели. Возраст: ступень начального обучения (9-11 лет). © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика на выявление умения.

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика на выявление умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика "Островитянское пись.

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика "Островитянское письмо"(По Эльконину Д.Б., Воронцову А.Б.) Цель: проверить сформированность регулятивных умений: принимать и сохранять учебную задачу;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Диагностика воли Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (Реф.

Диагностика воли Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха) Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности. В 1 классе проводится устно, во 2-3 - письменно © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Карта наблюдений за сформированностью регулятивных УУД Уровни развития Диагно.

Карта наблюдений за сформированностью регулятивных УУД Уровни развития Диагностические признаки и показатели Фамилии обучающихся Итого 1. Целеполагание высокий Устную или письменную инструкцию воспринимает с первого предъявления и действует в соответствии с ней, не нуждается в дополнительных пояснениях, может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал средний Воспринимая учебную задачу (устную или письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях, задаёт уточняющие вопросы в ходе работы, отвечает на вопросы о её содержании. низкий Воспринимая учебную задачу, не понимает, что от него требуется, задаёт вопросы о том, что надо делать. Практически не в состоянии действовать самостоятельно, нуждается в пошаговом предъявлении промежуточных целей с пошаговым контролем усвоения © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Лист индивидуальных достижений по формированию регулятивных УУД учени_____ МО.

Лист индивидуальных достижений по формированию регулятивных УУД учени_____ МОУ СОШ № ______________ № п/п Формируемые УУД Даты 1. Целеполагание (постановка учебной задачи) 2. Составление плана своих действий 3. Осуществление самоконтроля и коррекции 4. Самооценка 5. Волеваясаморегуляция(приложение волевых усилий) © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе собраны методики, которые позволяют оценить регулятивные УУД.

Методики оценки регулятивных универсальных учебных действий

1. Методика диагностики уровня сформированности. действия рефлексии (А. 3. Зак)

Испытуемым предлагается серия мыслительных задач. После их решения даётся задание ответить на вопросы, по ответам на которые устанавливается уровень сформированности рефлексии, т.е. способности осмысливать собственные действия, отдать себе отчёт в их основаниях. Опыт состоит из двух частей: тренировочной и основной. Цель тренировочной части опыта заключается в ознакомлении испытуемых с задачами, которые им -будут предложены в основной части опыта, по результатам которой определяется уровень развития действия рефлексии. В тренировочной части опыта испытуемым предлагается решить 2 задачи, в основной части опыта — 3 задачи. Условия задач предъявляются испытуемым на отдельном листе, образец которого приведён ниже. Все задачи заключаются в перестановке букв по определённому правилу.

Процедура проведения тренировочной части опыта. Детям предъявляется инструкция, текст которой приведён ниже. После предъявления инструкции детям предлагается самостоятельно решить первую тренировочную задачу. Решение задачи проверяется у каждого ребёнка, имеющиеся ошибки детально разъясняются и исправляются. Решение второй тренировочной задачи также проверяется, ошибки разъясняются и справляются. Экспериментатор в процессе проведения тренировочной части опыта должен убедиться, что дети поняли правило решения задач и освоили форму записи решения.

Инструкция к тренировочной части опыта. «Посмотрите, слева, в начальном расположении написанные на доске буквы стоят в одном порядке, а справа, в конечном расположении —в другом.

ЛВН — НЛВ Нужно сделать так, чтобы слева буквы стояли так же, как справа. Для этого их нужно переставить местами по такому правилу: одним действием считается одновременная перестановка любых двух букв. Пользуясь этим правилом, такую задачу можно решить не меньше, чем за два действия. Эти действия — перемещения, перестановки букв надо делать в уме, как при устном счёте, а тот порядок букв, который получается после каждого действия, нужно записывать так:

ВЛН — результат первого действия, во время которого местами поменялись буквы Л и В. Их переставили для того, чтобы букву Л поставить на то место, где она стоит в конечном расположении — посредине. НЛВ — результат второго действия. Он получился после того, как переставили буквы В и Н, чтобы поставить их на те места, на которых они стоят в конечном расположении.

Процедура проведения основной части опыта. После завершения тренировочной части опыта испытуемым даётся инструкция 1 по решению задач основной части опыта. После того, как большинство детей решило основные задачи, им даётся инструкция 2.

Лист с заданиями

РПН — НРП /2 действия/

КСВ — СВК /2 действия/

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1.ВГЛЖ — ГВЖЛ /2 действия/

РСЧП — ЧПРС /2 действия/ , '

ШТФБ — ТШБФ /2 действия/

Все основные задачи похожи.

Все основные задачи разные.

Первая и вторая основные задачи похожи, а третья от них отличается.

Первая и третья основные задачи похожи, а вторая от них отличается. ;

Вторая и третья основные задачи похожи,-а первая от нщ отличается.

2. Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий/способности решать задачи в уме/ (А. 3. Зак)

Детям предлагается решить серию задач, позволяющих определить уровень сформированности основных составляющих внутреннего плана действия: способности представить результаты будущего действия, спланировать путь достижения цеди, способ достижения нужного результата в конкретных условиях. Опыт состоит из двух частей: тренировочной и основной. Цель тренировочной части Опыта заключается в том, чтобы дети освоили операций, которые являются элементами решения задач основной части опыта. По результатам основной части опыта делается заключение о сформированности внутреннего плана действия.

Процедура тренировочной части опыта. Перед началом обследования экспериментатор должен начертить на доске девяти клеточное квадратное игровое поле размером примерно см. Клетки должны быть хорошо видны с последней парты. Три вертикальных ряда обозначаются буквами внизу поля, а три горизонтальных ряда обозначаются цифрами слева от поля.

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Возраст: предшкольная ступень (6.5 -7 лет).

Форма: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Ситуация оценивания: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.

Критерии оценивания:

количество допущенных при кодировании ошибок;

число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.

Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.

Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.

4. Выкладывание узора из кубиков

Цель: выявление развития регулятивных действий.Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

Описание задания: ребёнку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.)

Критерии и уровни оценивания: функциональный анализ направлен на оценивание

Ориентировочной, контрольной и исполнительной частей действия (П.Я.Гальперин, 2002).

Ориентировочная часть.

Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом).

1. Отсутствует ориентация на образец.

2. Соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения.

3. Началу выполнения действия предшествует тщательный анализ, и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.

1. Развернутая с опорой на предмет – хаотическая.

2. В отдельных частях развёрнута, в отдельных – свёрнута; ребёнку не всегда удается организовать ориентировку.

3. Свернутая ориентировка – организованная. Размер шага ориентировки: 1 – мелкий; 2- пооперационный; 3- блоками.

Предвосхищение: промежуточный результат: 1 - предвосхищения нет; 2 - в отдельных

операциях ; 3 – предвосхищение есть; конечный результат: 1 – нет; 2 – возникает к концу действия; 3 – есть.

Характер сотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия): 1 – сотрудничества нет; 2 – сорегуляция со взрослым; 3 – самостоятельная ориентировка и планирование. Исполнительная часть.

Степень произвольности: 1 – хаотические пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия; 2 – опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 – произвольное выполнение действия в соответствии с планом.

Степень произвольности контроля: 1 – хаотичный; 2 – эпизодический; 3 – в соответствии с планом контроля. Наличие средств контроля и характер их использования:

1 – средств контроля нет; 2 – средства есть, но неэффективные; 3 – средства есть,

Применяются адекватно. Характер контроля: 1 – нет, отсутствует; 2 – развернутый, констатирующий; 3 – свернутый, предвосхищающий.

Структурный анализ основан на следующих критериях:

Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определёнными условиями: 1 – нет планирования; 2 – план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется; 3 – план есть, адекватно используется.

Контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен; 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин

неудачи, отношение к успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2 – оценивается только достижение / недостижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

Отношение к успеху и неудаче: 1 парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 – адекватная на успех, неадекватная – на неудачу; 3 – адекватная – на успех и неудачу.

Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и Уровня ее произвольности является вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия.

5. Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).

Цель: выполнение уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу

Над ними расстилаласьледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось зта ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

На Краиним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде вырасли много моркови. Под

Москвой не разводили,а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много игрушек. Грачи для птенцов Червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольнойплощадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество ошибок: пропуск слов в предложении,

букв в слове, подмена букв, слитное написание слов с предлогом, смысловые ошибки и т.п. Уровни сформированности внимания:


В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младшие школьники, регулятивные универсальные учебные действия, начальная школа, диагностика, федеральный государственный образовательный стандарт

In the article the results of diagnostics of regulatory universal educational actions in children of primary school age are considered.

Keywords: junior schoolchildren,regulatory universal educational actions, primary school, diagnostics, Federal state educational standard

Более детально рассмотрим группу регулятивных УУД. Они помогают учащимся организовывать их учебную деятельность. Н. Г. Салмина выделяет в начальной школе такие регулятивные учебные действия: умение планировать, контролировать, оценивать; способность принимать, сохранять и следовать целям и задачам учебной деятельности; умение планировать свою деятельность и действовать в соответствии с выработанным планом, преодолевать импульсивность и непроизвольность, контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно реагировать и воспринимать оценки и отметки, различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в любых видах деятельности [2]. Также происходит формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, основ оптимистического восприятия мира, готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов их разрешения.

А. Г. Асмолов относит к ним: целеполагание (умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца), планирование (планировать своё действие в соответствии с заданным образцом), прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), коррекцию (вносить необходимые коррективы в исполнение), контроль (осуществлять контроль по результатам и процессу), оценку (оценивать правильность выполнения действия) и саморегуляцию (мобилизовать свои силы и энергию, преодолевать препятствия) [2].

С целью совершенствования работы по формированию и развитию регулятивных учебных действий детей младшего школьного возраста нами был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе мы выявляли уровень их развития (а именно: действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции) у 25 учащихся в возрасте от 9 до 10 лет (3 класс).

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 1].


Высокий уровень действий контроля выявлен у 2 учащихся, что составляет 8 %, это значит, что младшие школьники очень внимательны и контролируют свою деятельность, проявляют наблюдательность, сообразительность и используют воображение при выполнении заданий. Средний уровень показали 16 учеников, что составляет 64 %, это говорит о том, что такие учащиеся недостаточно внимательны при выполнении заданий, контроль деятельности происходит не так активно, как у их одноклассников с более высокими показателями. Низкий уровень действий контроля имеют 7 учащихся, то есть 28 %, у таких учеников слабо развито внимание и умение контролировать выполнение заданий, они часто отвлекаются, что мешает им качественно заниматься.

При наблюдении за учащимися в ходе выполнения задания, было замечено, что не все проверяют текст несколько раз, возможно именно поэтому так мало высоких показателей, но при этом большинство читают его вслух. Большинство допущенных ошибок являются смысловыми (пропуск слов в предложении), также часто встречается подмена или пропуск букв в словах, реже — слитное написание слов с предлогами.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такое регулятивное универсальное учебное действие, как контроль, у большинства учащихся класса развито на среднем уровне.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 2].


Высокий уровень саморегуляции показали 5 учеников, то есть у 20 %, это говорит о том, что учащиеся легко могут мобилизовать свои силы и приложить волевые усилия, не отвлекаться от выполняемой работы. Средний уровень имеют 15 младших школьников, что составляет 60 %, данной категории учащихся немного труднее регулировать свои действия, они могут отвлекаться от работы, но делают это редко и быстро возвращаются к её выполнению. Низкий уровень саморегуляции выявлен у 5 учеников, то есть у 20 %, это связано с тем, что учащиеся не стараются, слабо проявляют свои волевые качества и не прилагают усилий для выполнения заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся действия саморегуляции, а именно: мобилизация воли, находятся на среднем уровне, но при этом есть и низкие показатели.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 3].


Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований зафиксирован у 6 учащихся, что составляет 24 %, данная группа младших школьников может сознательно контролировать свои действия. Средний уровень имеют 16 учеников, то есть 64 % учащихся ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Низкий уровень регуляции действий выявлен у 3 учащихся, что составляет 12 %, это говорит о том, что младшие школьники постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.

Совокупность данных методик позволяет условно отнести учащихся к одной из трех групп: с высоким, средним и низким уровнем сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

Высокий уровень развития наблюдается у учащихся, которые демонстрируют целенаправленное и планомерное управление своей деятельностью и поведением, соподчиняют мотивы, осуществляют целеполагание и сохраняют цель, способны прилагать волевое усилие для её достижения, строят своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществляют планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Младшие школьники, находящиеся на среднем уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий, могут выполнять все описанные выше действия, но порой они сталкиваются с трудностями в их выполнении.

Низкий уровень указывает на то, что учащиеся не умеют ставить цели и следовать им, планирование, контроль и оценка своей деятельность вызывает у них трудности и им сложно мобилизовать силы для их преодоления, их необходимо возвращать к заданиям и корректировать выполнение работы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такие регулятивные УУД как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка у учащихся данного 3 класса развиты в основном на среднем уровне, но есть и низкие показатели, следовательно, необходимо повышение уровня развития данных регулятивных действий. Это может быть достигнуто при применении учителем различных методов, приёмов и способов, способствующих формированию регулятивных УУД: создание проектов, кейс-технология, дебаты, анализ текста, составление кроссвордов, работа со схемами, таблицами и картами, исследовательская деятельность (опыты и эксперименты), конкурсы, клубы по интересам, концерты и выставки.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 47 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): действие, учащийся, выполнение заданий, данные, контроль, уровень, задача воспроизведения образца, младший школьный возраст, начальная школа, правильность выполнения действия.


В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младшие школьники, регулятивные универсальные учебные действия, начальная школа, диагностика, федеральный государственный образовательный стандарт

In the article the results of diagnostics of regulatory universal educational actions in children of primary school age are considered.

Keywords: junior schoolchildren,regulatory universal educational actions, primary school, diagnostics, Federal state educational standard

Более детально рассмотрим группу регулятивных УУД. Они помогают учащимся организовывать их учебную деятельность. Н. Г. Салмина выделяет в начальной школе такие регулятивные учебные действия: умение планировать, контролировать, оценивать; способность принимать, сохранять и следовать целям и задачам учебной деятельности; умение планировать свою деятельность и действовать в соответствии с выработанным планом, преодолевать импульсивность и непроизвольность, контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно реагировать и воспринимать оценки и отметки, различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в любых видах деятельности [2]. Также происходит формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, основ оптимистического восприятия мира, готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов их разрешения.

А. Г. Асмолов относит к ним: целеполагание (умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца), планирование (планировать своё действие в соответствии с заданным образцом), прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), коррекцию (вносить необходимые коррективы в исполнение), контроль (осуществлять контроль по результатам и процессу), оценку (оценивать правильность выполнения действия) и саморегуляцию (мобилизовать свои силы и энергию, преодолевать препятствия) [2].

С целью совершенствования работы по формированию и развитию регулятивных учебных действий детей младшего школьного возраста нами был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе мы выявляли уровень их развития (а именно: действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции) у 25 учащихся в возрасте от 9 до 10 лет (3 класс).

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 1].


Высокий уровень действий контроля выявлен у 2 учащихся, что составляет 8 %, это значит, что младшие школьники очень внимательны и контролируют свою деятельность, проявляют наблюдательность, сообразительность и используют воображение при выполнении заданий. Средний уровень показали 16 учеников, что составляет 64 %, это говорит о том, что такие учащиеся недостаточно внимательны при выполнении заданий, контроль деятельности происходит не так активно, как у их одноклассников с более высокими показателями. Низкий уровень действий контроля имеют 7 учащихся, то есть 28 %, у таких учеников слабо развито внимание и умение контролировать выполнение заданий, они часто отвлекаются, что мешает им качественно заниматься.

При наблюдении за учащимися в ходе выполнения задания, было замечено, что не все проверяют текст несколько раз, возможно именно поэтому так мало высоких показателей, но при этом большинство читают его вслух. Большинство допущенных ошибок являются смысловыми (пропуск слов в предложении), также часто встречается подмена или пропуск букв в словах, реже — слитное написание слов с предлогами.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такое регулятивное универсальное учебное действие, как контроль, у большинства учащихся класса развито на среднем уровне.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 2].


Высокий уровень саморегуляции показали 5 учеников, то есть у 20 %, это говорит о том, что учащиеся легко могут мобилизовать свои силы и приложить волевые усилия, не отвлекаться от выполняемой работы. Средний уровень имеют 15 младших школьников, что составляет 60 %, данной категории учащихся немного труднее регулировать свои действия, они могут отвлекаться от работы, но делают это редко и быстро возвращаются к её выполнению. Низкий уровень саморегуляции выявлен у 5 учеников, то есть у 20 %, это связано с тем, что учащиеся не стараются, слабо проявляют свои волевые качества и не прилагают усилий для выполнения заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся действия саморегуляции, а именно: мобилизация воли, находятся на среднем уровне, но при этом есть и низкие показатели.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 3].


Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований зафиксирован у 6 учащихся, что составляет 24 %, данная группа младших школьников может сознательно контролировать свои действия. Средний уровень имеют 16 учеников, то есть 64 % учащихся ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Низкий уровень регуляции действий выявлен у 3 учащихся, что составляет 12 %, это говорит о том, что младшие школьники постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.

Совокупность данных методик позволяет условно отнести учащихся к одной из трех групп: с высоким, средним и низким уровнем сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

Высокий уровень развития наблюдается у учащихся, которые демонстрируют целенаправленное и планомерное управление своей деятельностью и поведением, соподчиняют мотивы, осуществляют целеполагание и сохраняют цель, способны прилагать волевое усилие для её достижения, строят своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществляют планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Младшие школьники, находящиеся на среднем уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий, могут выполнять все описанные выше действия, но порой они сталкиваются с трудностями в их выполнении.

Низкий уровень указывает на то, что учащиеся не умеют ставить цели и следовать им, планирование, контроль и оценка своей деятельность вызывает у них трудности и им сложно мобилизовать силы для их преодоления, их необходимо возвращать к заданиям и корректировать выполнение работы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такие регулятивные УУД как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка у учащихся данного 3 класса развиты в основном на среднем уровне, но есть и низкие показатели, следовательно, необходимо повышение уровня развития данных регулятивных действий. Это может быть достигнуто при применении учителем различных методов, приёмов и способов, способствующих формированию регулятивных УУД: создание проектов, кейс-технология, дебаты, анализ текста, составление кроссвордов, работа со схемами, таблицами и картами, исследовательская деятельность (опыты и эксперименты), конкурсы, клубы по интересам, концерты и выставки.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 47 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): действие, учащийся, выполнение заданий, данные, контроль, уровень, задача воспроизведения образца, младший школьный возраст, начальная школа, правильность выполнения действия.

Читайте также: