Диагностика по тестопластике в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Зайцева Татьяна Юрьевна

Организация: МДОУ Д/с №102

Населенный пункт: г. Ухта

Данная программа составлена воспитателем второй младшей группы "Росток" Зайцевой Татьяной Юрьевной. Программа предназначена для кружковой работы в детском саду .Материал может быть использован воспитателями детских садов и педагогами учреждений дополнительного образования. Программа используется воспитателем на занятиях по тестопластике и включает в себя комплекс занятий на различные тематики.

Пояснительная записка.

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.

Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Преимущество соленого теста:

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

-легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

Цель :

развитие мелкой моторики руки средствами тестопластики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи :

- закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);

- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);

- учить детей создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;

- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- развивать интерес к процессу и результатам работы;

- развивать интерес к коллективной работе.

- воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – не более 15 минут.

В основу программы положены принципы:

Ожидаемые результаты.

- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;

- повысятся технические навыки и умения;

- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;

- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающем миром.

Возраст детей : младший дошкольный возраст (3-4 года).

Сроки реализации : 1 год

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

4. Физическая пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приемы лепки:

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Методические приемы:

- показ технологических приемов;

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;

- игровые приемы (приход героя и др.);

- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Оборудование:

- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).

- инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы:

Совместная деятельность педагога с детьми.

В результате реализации данной программы к концу года дети должны освоить следующие приемы лепки:

- скатывание прямыми движениями;

- скатывание круговыми движениями;

- соединение в виде кольца;

- защипывание края формы;

- лепка из нескольких частей;

- оттягивание части от основной формы;

- сглаживание поверхности формы;

- вдавливание для получения полой формы;

Вводное занятие:

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть

Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни. Цветное тесто, стек, семечки

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов (печати, формочки). Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. Цветное тесто, формочки, карандаш, пряжа для оформления подвески

Воспитывать художественный вкус. Цветное тесто-голубое, бусины, греющая свеча

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Цветное тесто, картонная заготовка

Украшение изделия из подручных средств Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфеттии др.) образ праздничной новогодней ёлки.

Бисер, клей ПВА, кисточка для клея, гель с блёстками

Украшение изделия из подручных средств Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфеттии др.) образ праздничной новогодней игрушки.

Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера Гуашь, палитра, кисть №2

Раскрашивание изделия Дать понятие цветовой контраст Гуашь, палитра, кисть №2

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д., использование природного материала (дроблённый горох). Развивать художественный вкус. Цветное тесто, горох, пряжа для подвески

Лепка весёлого клоуна Закрепляем умения и навыки различных способов лепки, учить передавать настроение средствами лепки Цветное тесто, стек

Рамка для фотографии

Лепка фона рамочки Закрепить все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях, Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Цветное тесто, картонная заготовка, стек

Лепка сюжетных деталей рамочки Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Развивать чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Рельефные пуговицы, старый фломастер

Методика диагностики развития навыков и умений работы с тестом

Цель: определить уровень развития навыков и умений у детей в работе с тестом.

Диагностика умений и навыков детей:

Умеет раскатывать комочки теста прямыми и круговыми движениями кистей рук

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, умения планировать работу по реализации замысла, способность проявлять творчество.

Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.

ВложениеРазмер
monitoring.docx 26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование на выявления уровня творческого развития детей

старшего дошкольного возраста.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, умения планировать работу по реализации замысла , способность проявлять творчество.

Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.

Мониторинг по выявлению уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной деятельности

А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  • Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • Развить мелкую моторику рук, глазомер.
  • Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
  • Сформировать умение работать в коллективе.
  • Развить самостоятельность, аккуратность;
  • Сформировать потребность в саморазвитии.

В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами

В своей работе опираюсь на принципы:

1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному

4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности .

На занятиях использую различные приемы:

- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.

Заниматься начала со средней группой. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

В старшей группе формировала представление об истории образования тестопластике, о традициях, расширяла знания о работе с тестом.

Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.

Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т.д.

На этом этапе с детьми старшей группы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т.д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях кружка. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.


Программа по тестопластике для детей от 3-7 лет.Программа основана для творческого развития и для развития мелкой моторики.

Содержимое разработки

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

Московский государственный областной университет

для детей 3–7 лет.

Выполнила: воспитатель 1 категории

Пшеничникова Наталья Сергеевна

1. Пояснительная записка

2. Цель программы

3. Задачи программы

4. Этапы проведения

6. Организация учебного процесса

7. Формы организации работы с детьми

8. Особенности проведения кружка

9. Приёмы и методы

10. Ожидаемые результаты

Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается духовный мир личности,
это своеобразный магнит,

который притягивает человека к человеку.
Сухомлинский В. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Тесто -хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

-Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.

-Учить основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

- Воспитывать навыки аккуратной работы.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ:

Подбор литературы, приобретение материалов и оборудования; подбор художественной литературы и музыки.

Продуктивная творческая деятельность.

Рассматривание итоговых детских работ. Выставка по итогам работы.

Необходимый материал для работы с тестом:

Скалки, формочки для печенья, ситечко, стеки, чесноковыжималки, расчески, бисер, пищевой краситель, краски, кисти, клей, мука, соль, салфетки, фартуки, нарукавники.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Занятия проводятся 1 раз в неделю, группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Длительность занятий 15 – 30 минут (в зависимости от возраста детей).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Проводятся с детьми 3-7 лет

Тематика рассчитана на 1-2 дня работы

Во время работы используется кратковременный отдых (физкультминутки)

Используется метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, даёт нужные советы).

Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся делать скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание, выполняя различные предметы.

На занятиях используется художественное слово, музыка, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ .

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

рассматривание наглядных пособий и поделок;

показ выполнения работы ;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- свободно проявлять находчивость в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их воссоздании в лепке;

- самостоятельно уметь выбирать способы создания выразительных образов, используя и реализуя для этого основные технические приемы, которые они освоили;

- работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

-уметь работать с инструментами необходимыми для работы;

- получать эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

С родителями: личные беседы, консультации, рассылки на электронную почту.

С детьми: беседы о безопасной работе с оборудованием; рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Тема занятия

Оборудование

Познакомить детей с особенностями лепки из соленоготеста и с назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

Учить скатывать шары различных размеров, учить создавать из шаров необходимый образ. Приложение №1

Тесто, стек.

Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера.

Гуашь, палитра, кисть №2

Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры.

Тесто, ножницы, перец горошком.

Учить смешивать чистые цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий.

Гуашь, палитра, кисть №2

Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски.

Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.

Цветное тесто, стек, семечки

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий

Гуашь, палитра, кисть №2

Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов

(печати, формочки). Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста.

Цветное тесто, формочки, карандаш, пряжа для оформления подвески

Учить лепить широкую невысокую посуду в определённой последовательности, учить скатывать шары одинакового размера

Цветное тесто – оранжевое и голубое

Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, бисером, бусинами, природным материалом и т. д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.

Воспитывать художественный вкус

Тесто, бусины, греющая свеча

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий

Гуашь, палитра, кисть №2

Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.

Цветное тесто, картонная заготовка

Украшение изделия из подручных средств

Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфеттии др.) образ праздничной новогодней ёлки.

Бисер, клей ПВА, кисточка для клея, гель с блёстками

Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать : по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Цветное тесто, стек

Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры, украшать их налепами, природным материалом. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т. д. Развивать воображение. Воспитывать активность и инициативность.

Тесто, стек, арбузные семечки

Учить смешивать чистые, яркие цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий

Гуашь, палитра, кисть №2

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра, вырабатывать умение вытягивать мелкие детали. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) образа

Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции

Гуашь, палитра, кисть №2

Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции

Гуашь, палитра, кисть №2

Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Развивать наблюдательность, чувство пропорции. Поощрять самостоятельность и творчество.

Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции

Гуашь, палитра, кисть №2

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике

Гуашь, палитра, кисть №2

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике

Гуашь, палитра, кисть №2

Знакомим детей с формой круга и шара, учить находить между ними различие, учим формообразующему движению-скатывание жгутика, развиваем образное мышление, воображение

Цветное тесто, стек

Продолжаем развивать композиционное мышление, наблюдательность, знакомим с миром насекомых

Картонная заготовка-листик, тесто, стек, 2 спички

Дать понятие цветовой контраст

Гуашь, палитра, кисть №2

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание шариков и т. Д.).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д., использование природного материала(дроблённый горох). Развивать художественный вкус.

Цветное тесто, горох, пряжа для подвески

Лепка весёлого клоуна

Закрепляем умения и навыки различных способов лепки, учить передавать настроение средствами лепки

Цветное тесто, стек

Рамка для фотографии

Лепка фона рамочки Закрепить все способы лепки, которые изучали на предыдущих занятиях.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Цветное тесто, картонная заготовка, стек

Лепка сюжетных деталей рамочки

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Развивать чувство композиции и фантазию, размещая произвольные детали на заготовленном фоне для рамочки

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Рельефные пуговицы, старый фломастер

1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве

Конспект по тестопластика

- Формировать навык детей работать с тестом.

- Уточнить знания и представления о геометрических телах.

- Закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая её на листе из зелёного картона.

- Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

- Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

Оборудование:

Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто, картон зеленого цвета, ножницы, шаблон листочка. Иллюстрации гусениц.

Предварительная работа:

Воспитатель: Ребята уже наступила осень, все листочки пожелтели, многие насекомые спрятались в щели, под кору деревьев. Птицы начали улетать в теплые края. Помните, как мы на прогулках наблюдали за птицами и насекомыми? Кто вам больше всего понравился? Ответы детей.

Воспитатель: Мне хочется, чтоб у нас остались воспоминания о лете. Поэтому я предлагаю вам слепить гусеницу, и вырезать для неё из картона красивый зеленый листочек, чтоб ей было чем поживиться. Вам нравится моя идея? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте подумаем, из каких форм будем лепить гусеницу.

Воспитатель: как вы будет раскатывать шары?

Дети: между ладонями круговыми движениями.

Воспитатель: а шары вы будете делать одного размера?

Дети: можно одного, а можно сначала большой, а затем каждый раз поменьше.

Воспитатель: Молодцы. Я тоже думаю, что гусеницу нужно сделать из шаров разного диаметра, тогда она получится симпатичней. Не забудьте, что каждый раз вам нужно будет брать теста немного меньше. А перед тем как вы будете лепить, я помогу вам вырезать листочек из картона, чтобы было куда поместить саму гусеницу.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Какая замечательная у вас получилась гусеница, теперь она будут нам напоминать о лете. Вы все очень старались. Кто хочет рассказать, понравилась ли вам лепить гусеницу?

Дети делятся впечатлениями от работ друг друга

Цель: Развитие художественных и творческих способностей дошкольников через использование технологии текстопластики.

Задачи: Лепка конусообразной формы и создание образа ежа: оттягивание пальцами мордочки. Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать упрощенные фигуры. Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни. Воспитание усидчивости, умения довести начатую работу до конца.

Материал к занятию: тесто, ножницы, дополнительный материал (клеенки, перец горошком, стеки, салфетки для рук, скульптура ежа малой формы или мягкая игрушка.)

Воспитатель: Я вам загадаю загадку, о животном, а что это за животное не говорите, вы мне его покажите.

Как оно двигается? Какой у него голос? И есть ли у него песенка?

Остроносый, круглый, колкий,

Защитил себя всего.

Уж на что зубасты волки,

А не могут взять его! (ответы детей)

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ….(ответы детей)

Воспитатель: -Обращаю внимание на то, что ежики ночные животные, и они двигаются очень тихо. Молодцы правильно показали.

-Посмотрите, пожалуйста, на ежика. Какой формы у него туловище? (Овальное)

-Какая у него мордочка? (узкая, вытянутая.)

-А какие у него ножки? (маленькие, короткие) А что у него еще есть (ушки, глазки, носик, и иголочки)

-Правильно. А теперь работают ваши глазки и ушки, ушки внимательно слушают, а глазки смотрят… Сначала я отламываю большой кусок теста. Показ.

-Затем я помещаю кусок глины между ладонями и начинаю катать шар, круговыми движениями (показ).

-Но так как у ежика мордочка узкая, я начинаю катать шар как палочку, нажимая с одной стороны сильнее, вот так (показ)

-Посмотрите, что у меня получилось (морковка)

-Теперь беру заготовку за острый конец, чуть-чуть оттягиваю,и загибаю вверх, получилась мордочка.

-Теперь ушки, я их сделаю при помощи стеки, кончиком стеки подрезаю тесто чтобы получились ушки, нос сделаем из душистого перца, а глазки из обычного перца для нашего зверька. Посмотрите, чего-то не хватает ежику. Кто догадался, что нам нужно еще сделать. (иголки). Правильно не хватает иголок, а их мы сделаем с помощью ножниц. И получились настоящие острые колючки.

Перед выполнением творческого задания, повторяются правила техники безопасности при работе со стекой. Затем дети выполняют работы самостоятельно. Воспитатель контролирует выполнение задания и кому необходимо оказывает помощь. Во время работы следить за тем, чтобы дети не испачкались, выполняли изделия аккуратно.

-Ребята кто закончил лепить ежика, наводим порядок на своих местах, салфетками вытираем руки, стеки положите на клеенку. Все вместе рассматривают готовые работы.


-75%

Читайте также: