Диагностика по хореографии в детском саду 5 6 лет

Обновлено: 30.06.2024

1. Типы телосложения
Долихоморфный тип - характеризуется относительно длинными конечностями и узким коротким туловищем.
Брахиморфный тип – относительно короткими конечностями и длинным широким туловищем.
Мезоморфный тип – нормальное соответствие ног и туловища.

Критерии отбора детей.
Проверка действий. Пояснения и рекомендации.

II этап. Музыкальные данные
1. Музыкальный слух. Исполнить песню, громкого и тихого звучания. Отсутствие слуха затруднит обучение хореографическому искусству.
2. Ритм. Выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, выполнение движения с музыкой и изменением темпа. Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, развитию не поддается.

IV этап. Медицинские показания
1. Обучающийся должен пройти медицинское обследование. Справка – заключение о состоянии здоровья ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-ориентироваться на танцевальной площадке, исполнять различные перестроения.

Предполагаемые результаты к концу III-го года обучения.

- позы классического танца;

- позиции рук, ног;

- основы актерского мастерства.

- грамотно и выразительно исполнять новые и ранее изученные упражнения классического экзерсиса у станка и на середине зала в форме учебных комбинаций в более быстром темпе;

- грамотно и выразительно исполнять новые и ранее изученные комбинации народно-характерного танца в контрастных стилях и характерах;

- свободно двигаться в ритме современного танца;

- исполнять танцевальные композиции в различных жанрах (игровых, лирических, шуточных и т.д.) с различной актерской задачей.

Предполагаемые результаты к концу IV-го года обучения.

- терминология классического танца на французском языке (перевод на русский).

- выполнять технически сложные (в соответствии с возрастными особенностями учащихся) элементы классического и народно-характерного танца;

- владеть современной ритмопластикой;

- импровизировать под разножанровую и разнохарактерную музыку.

- ярко, легко, выразительно и непринужденно держаться на сцене;

- анализировать и обобщать полученные знания;

- иметь хорошо развитые физические данные, крепкую память, волю, мышечную силу, двигательную активность, а также достаточно высокий уровень музыкальности, координацию образного мышления, выразительность в движении.

- иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.

Формы и методы оценки результатов I-го года обучения.

Контрольный срез на знание танцевальных терминов.

Формы и методы оценки результатов II-го года обучения.

Контрольный срез на знание терминов классического и народного танцев.

- танцевальные импровизации под музыку.

Формы и методы оценки результатов III-го года обучения.

Практический зачет по основам актерского мастерства.

- составить комбинацию на заданную тему,

- танцевальная импровизация под музыку.

Формы и методы оценки результатов IV-го года обучения.

Контрольный срез на знание танцевальной терминологии.

- составление комбинации в классическом стиле,

- составление комбинации в народном стиле,

- составление танцевальной связки в современном стиле,

- танцевальная импровизация на заданную тему.

Критерии оценки знаний и умений (I год обучения)

Виды работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Не чувствует ритм и характер музыки, не ориентируется в музыкальном размере.

Двигается ритмично, путается в знаниях музыкального размера.

Двигается ритмично, учитывая характер музыки; легко определяет музыкальный размер.

Контрольный срез на знание танцевальных терминов.

Не знает танцевальной терминологии.

Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общение на профессиональном языке.

Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке.

Исполнение движений не выразительное, имеет замечания при исполнении упражнений партерного экзерсиса.

Правильно исполняет ритмические движения, упражнения партерного экзерсиса, элементы игровой хореографии.

Имеет высокие навыки выразительного движения, партерного экзерсиса, музыкально-ритмической деятельности.

Активен в игровой хореографии.

Этапы педагогического контроля

Срок проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

Выворотность, гибкость, шаг.

Ритмический рисунок музыки.

Текущая аттестация

Знание танцевальной терминологии

Промежуточная аттестация

Выявление знаний, умений навыков по итогам 1 года обучения.

Критерии оценки знаний и умений (II год обучения)

Виды работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

по истории хореографического искусства.

Поверхностно владеет информацией.

Знает основные этапы развития хореографического искусства древнейших цивилизаций, но отвечает не уверенно, путает фамилии и название балетов.

Знает основные этапы развития хореографического искусства древнейших цивилизаций. Легко отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы.

Контрольный срез на знание танцевальных терминов.

Не знает танцевальной терминологии.

Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общении на профессиональном языке.

Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке.

Имеет замечания при исполнении упражнений классического экзерсиса; не выразительно исполняет элементы народного и эстрадного танца.

Не уверенно исполняет упражнения классического экзерсиса; не выразительно элементы народного и эстрадного танца

Имеет высокие навыки исполнения классического экзерсиса, элементов простейших народных танцев, элементов эстрадного танца.

Этапы педагогического контроля

Срок проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

Текущая аттестация

по истории хореографического искусства.

Знания танцевальной терминологии

Промежуточная аттестация

Выявление знаний, умений навыков по итогам 1 года обучения.

Критерии оценки знаний и умений (IIIгод обучения)

Виды работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нет четкости в исполнении позы,

не знает позиции рук, ног.

Знает позы классического танца, но путает позиции рук, ног. Замедленная координация в определении заданной позы и позиций рук, ног.

Знает позы классического танца, легко ориентируется в позициях рук, ног. Точно координирует заданную позу с позициями рук, ног.

Не стремится предать заданный образ, комплексует при общем показе.

Выполняет задание с достаточным творческим подходом, но без яркого образного показа.

Творчески подходит к заданию, точно передает образ, с натуральностью, неповторимостью.

по истории хореографического искусства.

Поверхностно владеет информацией.

Знает основные этапы развития хореографического искусства в России, но отвечает не уверенно, путает фамилии и название балетов.

Знает основные этапы развития хореографического искусства в России. Легко отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы.

Промежуточнаяаттестация. Открытое занятие.

Имеет замечания при исполнении упражнений классического экзерсиса; не выразительно исполняет элементы народного и эстрадного танца.

Не уверенно исполняет упражнения классического экзерсиса; не выразительно исполняет элементы народного и эстрадного танца

Грамотное и выразительное исполнение упражнений классического экзерсиса у станка и на середине зала, изученных комбинаций народно-характерного танца в контрастных стилях и характерах.

Этапы педагогического контроля

Срок проведения

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

Текущая аттестация

Выявить умение воспитанников координировать позиции рук и ног.

Выявить умение детей легко и непринужденно перевоплощаться из одного образа в другой.

по истории хореографического искусства.

Промежуточная аттестация

Выявление знаний, умений навыков по итогам 3 года обучения.

Критерии оценки знаний и умений (IV год обучения)

Виды работы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

по истории хореографического искусства.

Поверхностно владеет информацией.

Знает основные этапы развития балетного театра в России, но отвечает не уверенно, путает фамилии и название балетов.

Знает основные этапы развития балетного театра в России. Легко отвечает на поставленные (дополнительные) вопросы.

Контрольный срез на знание танцевальных терминов.

Не знает танцевальной терминологии.

Знает в полном объеме, но отсутствует свободное общении на профессиональном языке.

Знает танцевальную терминологию, свободно общается на профессиональном языке.

Итоговая аттестация. Открытое занятие.

Обязательное наличие 1 критерия из 3 представленных.

Обязательное наличие 2 критериев из 3 представленных.

- умеет выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств.

- умеет соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений.

- умеет осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения.

Мониторинг педагогической деятельности является обязательным для педагога дополнительного образования в целях качественной реализации образовательной программы. Согласно нормативным документам по дополнительному образованию, диагностика проводится на трёх этапах: в начале, в середине и в конце учебного года.

Автор, являясь руководителем танцевального коллектива и реализуя дополнительную общеразвивающую программу по художественному направлению предлагает опыт проведения мониторинга по качеству обучения в танцевальном коллективе.

Цель программы: привитие обучающимся общей и танцевальной культуры, развитие их социальной активности на основе практической исполнительской деятельности.

Диагностика по программе включает: начальную, промежуточную, итоговую. Начальная диагностика проводится при приеме детей и в начале учебного года. Промежуточная диагностика проводится в середине года (декабрь) и при переходе на следующий год обучения (май). Итоговая – при окончании программы.

Программа предполагает 2 уровня обучения: начальный и базовый

Соответственно используются 2 системы диагностики: для начального и базового уровня.

Диагностика охватывает предметные, метапредметные, личностные результаты (самостоятельность, социальная и творческая активность, старание и прилежание) и качества исполнительской деятельности – творческого продукта – танца.

Система диагностики по программе.

социальные или познавательные

высокий, средний, низкий уровень

высокий, средний, низкий уровень

высокий, средний, низкий уровень

  1. Предметные результаты (освоение образовательной программы)

высокий, средний, низкий уровень

баллы от 1 до 10

  1. Творческое самовыражение (эмоциональное выражение характера музыки, импровизация, выразительность и артистизм)

высокий, средний, низкий уровень

высокий, средний, низкий уровень

(в исполнении причёски и макияжа, проведении разминки, сочинении танцевальных комбинаций, в организация выступлений)

высокий, средний, низкий уровень

баллы от 1 до 10

  1. Культура поведения (владение навыками культурного зрителя и артиста)

высокий, средний, низкий уровень

участия и достижения в конкурсах, фестивалях на разных уровнях

Основной формой предъявления результата является танцевальный номер. В диагностике по программе танцевальный номер оценивается по следующим критериям:

- музыкальность и ритмичность исполнения,

- синхронность исполнения,
- линии и пластика,

Дети начального уровня учатся давать оценку по каждому критерию отдельно. На базовом уровне задача перед обучающимися состоит в том, чтобы оценить исполнение танцевальной композиции в комплексе.

Данные материалы по диагностике помогают не только фиксировать и отслеживать результаты обучения и продвижения обучающихся, но и предъявлять к участникам образовательной деятельности единые требования.

  1. Компетентное профессиональное педагогическое наблюдение.
  2. Анкетирование.
  3. Опрос.
  4. Выступление, концерт.
  5. Оценка качества танцевального номера по критериям.
  6. Упражнения.
  7. Контрольные задания.
  8. Тест.
  9. Само- и взаимооценка.

Проявление динамики по критериям от начального до базового образовательных уровней.

Владеет основами музыкальной грамоты. Знает средства музыкальной выразительности

Координирует движения рук и ног при выполнении танцевального движения

Владеет танцевальными системами координации в различных танцевальных направлениях по программе

Знает направления шагов относительно корпуса. Имеет начальные навыки ориентирования на сценической площадке.

  1. Знания и умения по предмету (освоение образовательной программы)

Знает отличительные особенности классического, народного, бального и современного танца; владеет танцевальной терминологией и умениями и навыками по соответствующему танцевальному направлению.

Умеет держать спину при исполнении танца, правильно выполняет движения и координирует их с музыкой

Контролирует своё исполнение

  1. Творческое самовыражение (эмоциональное выражение характера музыки, импровизация, выразительность и артистизм)

Умеет импровизировать, эмоционально отражает характер музыки

Умеет выразительно исполнить танец и проявляет артистизм

Знает о роли танцев в формировании здорового образа жизни. Понимает необходимость разминки на занятиях. Знает и умеет выполнять физические упражнения.

Имеет навыки сохранения и поддержки собственной физической формы. Владеет комплексом упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств.

Участвует в мероприятиях Центра

Участвует в выступлениях по заявкам социума

Может самостоятельно провести часть разминки, подобрать танцевальное движение

Проявляет самостоятельность в сочинении танцевальных комбинаций, в организации выступлений, в исполнении причёски и макияжа, проведении разминки.

Умеет самостоятельно получать знания.

Имеет творческую самодисциплину

  1. Культура поведения (владение навыками культурного зрителя и артиста)

Знает правила культурного поведения

Владеет навыками культурного артиста и зрителя.

Выступает на уровне коллектива и Центра (на открытых занятиях, в классах, на праздниках.

Выступает на сценических площадках разного уровня

Диагностика старания и прилежания н занятиях (само и взаимооценка)

Существенным элементом для любой обучающей модели обучения является рефлексия. Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и стиль познания с тем, чтобы "найти себя", свое место в жизни.

Для 2-3 года – 6 -бальная система

Для последующих годов - 10-бальная

В самооценку работы на занятии входят

- приход на занятие вовремя: опоздание -1 балл

- наличие соответствующей формы одежды, обуви: отсутствие - 1 балл

- наличие аккуратной соответствующей прически: отсутствие - 1 балл

- старание на занятии: максимум 6 или 10 баллов

- за шпагат: поперечный, продольный (правый, левый)

- за выступления на различных уровнях

- за участие в мероприятиях коллектива

-за проведение разминки

- за самостоятельную работу

Итоги подводятся в конце каждого полугодия на основании листа само и взаимооценки и прилежания. Награждаются те, кто набрал большее количество баллов.

Итоги по Активности подводятся в конце года на основе карты активности обучающихся в течение года.

Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Задание: прохлопай (или простучи), ритм прослушанной мелодии. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Чувство ритма - Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках.

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

Диагностика теоретических понятий по программе (анкетирование, опрос)

Цель: выявит уровень осмысления теоретических понятий, закрепление усвоенных знаний и выявление значений не понятных или не понимаемых детьми

Дай толкование словам:

  1. Танец
  2. Доля (часть целого, единица)
  3. Баланс (равновесие)
  4. Интервал (промежуток, расстояние между чем-либо)
  5. Перенос веса (перемещение всей тяжести тела с одного места на другое)
  6. Музыкальная фраза (законченная часть мелодии)
  7. Свинг (качание)
  8. Свей (наклон)

Выбери правильный ответ:

Какие фигуры можно составить из линий в танце (параллельные, диагональ, полукруг, под углом, угол прямой, звездочка – соединение нескольких прямых линий в центре с раскрытием под одним углом)

Контрольные вопросы и задания по разным темам.

  1. Что такое рисунок танца? Назовите какие знаешь рисунки в танце.
  2. Назовите части сцены (авансцена, кулисы, задник, занавес, рампы и т.д.)
  3. Перечислите основные средства танцевальной выразительности.
  4. Перечислите какие знаете критерии оценки выступления.
  5. Что такое амплитуда? Выбери правильный ответ:
    1. максимальный размах,
    2. наибольшее отклонение колеблющего тела от положения равновесия (наибольшее расстояние между крайними точками),
    3. движение в танце,
    4. выполнение движения в полную силу.
    1. Напишите какие позиции ног знаете. Покажите позиции ног:1,3,6. По каким позициям исполняются танцы вальс, ча-ча-ча, лебедушка и т.д.?
    2. Покажите направления: лицом к зрителю, правым боком к зрителю, левым боком к зрителю, спиной к зрителю
    3. Покажите пружинистый шаг или галоп по левой диагонали, шаг с носка в правую диагональ, подскок вперёд, подскок назад
    4. Выполните поворот на ½, полкруга
    5. Встаньте в круг, в колонну, в линию лицом к зрителю
    6. Какие танцевальные ритмы вы знаете? Послушайте музыку и определите их. Найди сильную долю. Прохлопай ритм.
    7. В каком танце встречается подъём и снижение?
    8. Что такое опорная нога, свободная нога?
    9. В каком танце у нас есть музыкальная пауза?
    10. Что такое темп? В каком танце у нас используются разные темпы?

    Диагностика владения знаниями о культурном поведении артиста и зрителя (опрос, анкетирование).

    Цель: выявить уровень знаний по сценической и зрительской культуре поведения, как должен вести себя культурный, грамотный и воспитанный артист и зритель

    Выбери правильный ответ

    1. Культурный, грамотный и воспитанный артист тот, кто

    А) комментирует со снисходительным видом выступления других артистов;

    Б) умеет незаметно передвигаться за кулисами, готовясь к своему выходу;

    В) выглядывает из-за кулис, чтобы лучше видеть, как выступают другие;

    Г) приходит на концерт заранее, имея при себе всё необходимое для выступления.

    2. Быть готовым к выступлению, это:

    А) знать наизусть и без ошибок свою партию;

    Б) просто привести себя в порядок и прийти в чем есть;

    В) приготовить костюм (выгладить, подшить, почистить, сложить в специальный пакет);

    Г) знать, что должен исполнять партнёр и как взаимодействовать с другими исполнителями в номере;

    Д) сделать причёску, какая тебе нравится;

    Е) иметь с собой, расчёску, лак, шпильки, невидимки, резинки.

    3. Культурный, грамотный и воспитанный зритель тот, кто

    А) разговаривает, громко комментирует выступления, чтобы показать свои знания;

    Б) если не нравится выступление встает с места до окончания номера, входит и выходит во время выступления из зала;

    В) перед входом в зрительный зал обязательно выключает сотовый телефон;

    Г) всегда благодарит за выступления артистов аплодисментами;

    Д) может перекусить во время выступления, если проголодался;

    Е) ждет полного окончания спектакля или номера, чтобы выйти из зала.

    4. Продолжи правила поведения:

    1. Вставать с места до окончания номера…
    2. За выступление артистов благодарят…
    3. Перед входом в зрительный зал необходимо выключить …
    4. Разговаривать, перешептываться, шуршать фантиками, жеваться и употреблять еду во время выступления….
    5. Вставать с места до конца представления …
    6. На концерт приходить…

    Диагностика гибкости, силы, подвижности, равновесия (контрольные упражнения)

    1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

    3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

    4. Для определения уровня развития силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения:

    1. Прыжки через скакалку,
    2. Отжимания от пола или от скамейки,
    3. Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями

    5. Тест на равновесие

    Встаньте на одну ногу; поставьте на ее колено пятку другой ноги и закройте глаза, одновременно запустив секундомер или ведите счет секундам сами. Длительность стойки в таком положении будет характеризовать вашу устойчивость.


    Полный текст материала Статья: "Диагностика качества обучения в сфере художественного исполнительства детей (хореографии) в системе дополнительного образования" смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен фрагмент.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Настоящая образовательная общеразвивающая дополнительная программа относится к художественной направленности. Программа определяет содержание и организацию процесса развивающего обучения для дошколят 5-6 лет и рассчитана на 2 года прохождения курса.

    Одним из путей всестороннего развития ребенка, формирования из него сильной, творческой индивидуальности является эстетическое воспитание. Понятие "эстетическое воспитание" подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно- практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.

    Пояснительная записка

    Настоящая образовательная программа относится к художественно-эстетической направленности. Программа определяет содержание и организацию процесса развивающего обучения для дошкольников 5-6 лет и рассчитана на 2 года прохождения курса.

    Приобретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях хореографией, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.

    Психолого-педагогические принципы

    Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

    а) Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

    б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

    в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

    Цели и задачи

    Целью данной программы является формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

    • Укрепление здоровья дошкольников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма

    • Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям

    • Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора

    • Формирование общих представлений о культуре движений

    • Формирование культуры общения между собой и окружающими

    • Воспитание организованной, гармонически развитой личности.

    • Развитие основ музыкальной культуры

    • Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.

    • Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,

    • Развитие умения определять музыкальные жанры, виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия

    • Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях

    Межпредметные связи

    Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

    Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

    Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

    Читайте также: