Диагностика организационной культуры доу
Обновлено: 02.07.2024
- защищенность от психологического насилия;
- референтную значимость окружения;
- удовлетворенность в личностно - доверительном общении;
- систему психологической помощи и сопровождения субъектов образовательной среды.
Следует отметить, что эти условия сформулированы в отношении всех участников образовательного процесса, поскольку представляется невозможной ситуация, в которой один из субъектов ощущает опасность, а остальные чувствуют себя в безопасности. В первую очередь, это можно отнести к педагогу, поскольку именно позиция и психологическое состояние педагога определяет индивидуальное и групповое настроение воспитанников.
Обратимся к проблеме психологической безопасности педагогов.
Характеристики типового портрета педагога, считающего себя жертвой психологического насилия:
- раздраженный, плохо предсказуемый невротик с жалобами на депрессию и хроническое утомление;
- тревожный и подозрительный, агрессивный в отношении к детям и их родителям;
- ненавидящий свою работу и считающий ее бессмысленной;
- низко оценивающий себя и статус своей профессии;
- настороженно относящийся к новому, отказывающийся менять что-либо в собственном стиле и содержании работы;
- специалист, не умеющий взаимодействовать с коллегами, предъявлять и принимать претензии по качеству педагогической работы.
Причинами такого состояния являются:
- профессиональная перегрузка,
- напряженные отношения с коллегами, администрацией, воспитанниками, в семье,
- эмоциональное выгорание.
внутренний фокус и интеграция
стабильность и контроль
гибкость и дискретность
внешний фокус и дифференциация
Приложение
В.В. Рубцова и И.А. Баевой
Теперь
Предпочти-тельно
Детский сад имеет ряд уникальных особенностей. Он подобен большой семье. Сотрудники ДОУ имеют много общего
Детский сад развивается очень динамично, проникнут духом новаторства. Сотрудники готовы идти на различные жертвы и рисковать ради дела
Детский сад ориентирован прежде всего на высокий воспитательно-образовательный результат. Главное – добиться выполнения задач, поставленных администрацией. Сотрудники ориентированы на соперничество между собой при достижении поставленных целей
Детский сад жестко управляется администрацией. Действия сотрудников четко контролируются и определяются формальными процедурами
Всего
Анализ деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Улыбка" по методике К. Камерона, Р. Куинна "Диагностика организационной культуры". Рекомендации по целенаправленному развитию организационной культуры учреждения.
Рубрика | Психология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.02.2018 |
Размер файла | 145,7 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Исследование организационной культуры муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Улыбка"
Какое ДОУ можно назвать развивающим и развивающимся? На наш взгляд, это ДОУ, в котором создаются оптимальные условия для саморазвития детского и взрослого коллективов в целом, а также каждого ребенка, педагога и родителя.
Цель исследования: определить тип организационной культуры ДОУ и её состояние в целом, и, оценив человеческие ресурсы, выстроить дальнейшую стратегию поведения.
Ход исследования: Сотрудникам коллектива была предложена анкета, содержащая шесть разделов с четырьмя вариантами утверждений.
Тип культуры / Параметр
Общий стиль лидерства
Рисунок 7. Критерии успеха МКДОУ д\с «Улыбка
Результаты проведенного исследования показывают, что в коллективе преобладает семейная (клановая) культура это подтверждает сложившиеся в коллективе отношения, основанные на открытости и развитии человеческих ресурсов. Коллектив представляет собой сплоченную команду, действующую в бурной, быстро меняющейся среде. Основные особенности этих изменений -- трудности в долгосрочном планировании, когда принятие решений сопряжено с некоторой неопределенностью и эффективным способом координации организационной деятельности становится несомненная уверенность в том, что все члены команды разделяют одни и те же ценности и цели. В коллективе преобладает высокая степень обязательности.
В меньшей степени и практически в равных долях представлены инновационная (адхократическая) и результативная (рыночная) организационные культуры. Это говорит о том, что педагоги готовы экспериментировать и рисковать. В организации делается акцент на приобретении и развитии новых образовательных подходов, технологий и методик. Индивидуальная инициатива педагогов поощряется.
В то же время организационная культура ориентирована на достижение образовательного результата, главная забота педагогического коллектива -- четкое выполнение учебных и воспитательных задач. Педагоги отличаются целеустремленностью, характерно соперничество между сотрудниками. Лидеры -- твердые, требовательные руководители, способные к жестким решениям ради дела. Организация связывается воедино стремлением к высоким образовательным результатам. Репутация и успех являются общей заботой. Перспектива стратегического развития связывается с решением поставленных задач.
Наименее выражена в учреждении ролевая (иерархическая) организационная культура. При которой деятельность коллектива формализована и структурирована. Деятельностью педагогов управляют четкие правила и инструкции. Лидеры и руководители гордятся тем, что они -- рационально мыслящие организаторы и координаторы. Учреждении важно поддержание плавного течения всех внутренних дел. Учреждение объединяет стремление сотрудников следовать разработанным правилам и официальной образовательной политике. Долгосрочные заботы состоят в обеспечении планомерности и стабильности образовательного процесса и всей жизни детского сада. Успех определяется как стабильность и избежание всевозможных проблем. Администрация озабочена предсказуемостью изменений внешней ситуации и обеспечением гарантий долгосрочной профессиональной занятости сотрудников.
Результаты оценки будущего желательного состояния организации оказались следующими:
В будущем коллективу представляется значительное усиление инновационной (адхократическая), где педагоги будут динамически и творчески работать, рисковать, профессионально расти, что позволит им в долгосрочной перспективе овладеть новыми образовательными подходами, технологиями и методиками результатом которых станет разработка новых методических продуктов, а, следовательно, предоставление обучающимся новых образовательных услуг.
В то же время, в желаемом будущем организации значительно снижены семейная (клановая) и результативная (рыночная) организационные культуры за счет готовности экспериментировать и рисковать, быть новаторами способными к профессиональному поиску. Эти два типа культуры, а также, и ролевая организационная культура представлены в желаемом образе учреждения приблизительно в равных невысоких долях.
Если рассмотреть все шесть вопросов анкеты по отдельности, то можно отметить следующее:
По своим общим характеристикам дошкольное образовательное учреждение ориентировано на семейную организационную культуру. Элементы результативной и ролевой культур гораздо менее выражены. В дальнейшем коллектив видит преобладание инновационной культуры при снижении семейной, и увеличении результативной.
Существующий на сегодняшний день стиль лидерства характеризуется преобладанием семейной культуры при менее выраженной инновационной, результативной. Ролевая же культура выражена слабо. Лидер наставник способный осуществлять обратную связь и строить личные взаимоотношения. Лидер прогнозируемого будущего -- это новатор, способный к профессиональному росту. (преобладание инновационной культуры).
Стиль управления педагогическим коллективом характеризуется поощрением как совместной групповой работы при решении поставленных задач, а также индивидуальная инициатива и свобода педагогов. Преобладают характеристики, присущие семейной и инновационной культурам. В желаемом будущем респонденты отмечают еще более сильную инновационную организационную культуру, совмещаемую с семейной, при значительном снижении результативной культуры.
Дошкольное учреждение связывают воедино стремление к высоким образовательным результатам, динамическая и творческая организация деятельности, преданность общему делу, духу эксперимента и новаторства, а также взаимное доверие. Учреждение стремится быть идейным и методическим лидером. Таким образом, связующая сущность учреждения опирается в основном на ценности результативной, семейной, инновационной организационных культур, с малой долей признаков ролевой культуры.
В будущем видится усиление инновационной структуры за счет понижения семейной, результативной и ролевой организационных культур. По мнению педагогов, чтобы оказаться более успешным, нужно экспериментировать, осваивать новые методики, подходы, технологии, разрабатывать новые методические продукты и предоставлять новые образовательные услуги. В меньшей степени сущность учреждения должны связывать формальные правила и официальная образовательная политика, стремление к плавному течению дел. В настоящее время в дошкольном учреждении наибольшее значение в стратегическом планировании придается решению поставленных задач, высокой степени обязательности, высоким образовательным результатам, делается акцент на долгосрочной выгоде личностного совершенствования сотрудников. Таким образом, видно преобладание семейной и результативной организационных культур. Стратегическими целями в желаемом будущем видится приобретение и развитие новых образовательных подходов, технологий и методик.
Критерии успеха в настоящее время учреждение определяет на основе характеристик семейной и инновационной культур (добрые чувства и забота о каждом воспитаннике) при значительном стремлении в будущем к инновационной организации, где будет цениться стремление быть идейным и методическим лидером среди образовательных учреждений.
Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура, или старое традиционное поведение укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации, ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.
Рекомендации по целенаправленному развитию организационной культуры учреждения:
1. Развитие инновационного типа организационной культуры:
o формирование творческих групп для решения стратегических задач развития учреждения;
o поддержка педагогов, творчески работающих в инновационном режиме.
o поощрение индивидуальной инициативы педагогов.
детский сад организационный культура
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
2. Беннис У., Нанус Б. Лидеры: Стратегии принятия самостоятельных решений. Четыре правила для высокоэффективных людей. СПб.: Сильван, 1995.
3. Волков И. П. Стиль руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
5. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. №
6. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.
Подобные документы
Общая характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 "Семицветик". Кадровый состав организации. Основные направления деятельности педагога-психолога. Исследование уровня удовлетворения условиями работы.
отчет по практике [84,7 K], добавлен 19.06.2014
Психологические особенности детей раннего возраста. Влияние детского образовательного учреждения на социальную адаптацию детей. Оценка психолого-педагогических условий социальной адаптации детей дошкольного возраста посещающих и непосещающих детский сад.
дипломная работа [198,1 K], добавлен 28.06.2015
Характеристика понятия психологического выгорания, его связь с понятиями эмоционального и профессионального выгорания. Особенности профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, ведущие к психологическому выгоранию.
курсовая работа [100,4 K], добавлен 14.06.2015
Анализ теоретических аспектов синдрома эмоционального выгорания. Исследование степени выраженности, особенностей проявления данного синдрома у педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения до проведения профилактического тренинга и после.
курсовая работа [160,7 K], добавлен 13.12.2014
Понятия организационной культуры и конфликтов в зарубежной и отечественной литературе. Исследование социально-трудовых отношений на предприятии ООО "Поиск ТР": оценка конфликтоустойчивости, анализ влияния корпоративной культуры на уровень конфликтности.
Ключевые слова: корпоративная культура, дошкольная образовательная организация
В настоящее время способность и готовность к изменениям является решающим фактором развития, который обеспечивает конкурентоспособность той или иной образовательной организации, начиная с ее самой первой ступени — дошкольной.
Анализ психолого-педагогической литературы, исследований ученых А. С. Сухорукова, А. Ф Веселкова, П. Н. Шихирева, М. Х. Мескон, Т. Ю. Базарова, Б. Феган, К. Голда, Г. Моргана, В. А. Спивака, позволяют прийти к заключению, что корпоративная культура в дошкольной образовательной организации — это создание творческой атмосферы, а также объединение усилий всего коллектива для построения образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость в социализации личности ребенка.
В течение 2 лет нами проводится исследование, целью которого является изучение особенностей развития корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации, разработка мероприятий по её совершенствованию и отслеживание ее влияния на эффективность управления. Количество сотрудников принявших участие в диагностике — 16 человек. Диагностические инструменты: анкеты, опросные листы, наблюдения за сотрудниками, анализ данных по текучести и перестановке кадров.
Данное исследование проходило три этапа: на первом этапе (сентябрь 2014 г. – март 2015 г.) нами была изучена психолого-педагогическая литература, проанализирован передовой опыт в области менеджмента образовательной организации; на втором — (март-апрель 2015 г.) был проведен констатирующий эксперимент; на третьем этапе (май 2015г. – октябрь 2016 г.) нами была спроектирована и реализована система работы по развитию корпоративной культуры, планируется контрольный этап эксперимента.
Более подробно остановимся на особенностях второго этапа, цель которого — в выявлении уровня развития корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации и ее корреляции с эффективностью управления.
При проведении мониторингового исследования на базе МБДОУ, были использовали следующие психодиагностические методики:
Для того чтобы лучше проанализировать корпоративную культуру и понять проблемы, существующие в исследуемой образовательной организации, нами было проведено анкетирование коллектива. По результатам анкетирования можно сделать следующий вывод: уровень развития корпоративной культуры в МБДОУ выше среднего. Руководствуясь результатами анкетирования, можно выделить следующие проблемы: в МБДОУ система нематериального стимулирования труда (грамоты, благодарности, дипломы и т. п.) развита недостаточно; недостаточно высокий уровень профессионального развития сотрудников.
С целью выявления факторов приверженности организации, нами был использован опросник ОСК (Allen, Meyer). Анализ данных показал, что оценка корпоративного стиля выше среднего, а так как приверженность организации есть его принцип, следовательно, показатель приверженности в коллективе достаточно высок. Однако, выявлена пониженная степень ощущения обязанности или обязательства сотрудника работать в организации (1 %). Отсюда следует вывод, что в своем большинстве сотрудники разделяют нормы и ценности данной образовательной организации, имеют доброжелательное отношение и гордятся своим местом работы.
Применение методики Рокича, помогло выявить мотивацию персонала на успех. При данной мотивации, сотрудники, начиная дело, имеют в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. Стержнем в активности сотрудников стала вера в успех и заинтересованность в достижении успеха. Людей сильных духом, ответственных и инициативных отличает упорство в достижении поставленной перед ними цели и целеустремленность.
Результаты в целом, положительны: общий показатель свидетельствует о высоком уровне организационной культуры, благополучном положении дел в направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что перечисленные проблемы носят несистемный характер. В тоже время очевидна необходимость.
- Аверин А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. — М.: Флинта, 2005. — С. 37–38.
- Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. — М.: Финансы и статистика, 2001. — С. 87–88.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. — СПб.: Питер, 2001. — 141 с.
- Бочкарев А. В. Механизм формирования корпоративной культуры. Управление персоналом, № 6, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, корпоративная культура, организационная культура, Детский сад, образовательная организация, трудовая деятельность, уровень развития, высокий уровень, нематериальное стимулирование труда, психолого-педагогическая литература.
PsihologTut
Рязанова О.В., педагог-психолог
Известно, что люди по-разному проявляют и чувствуют себя, работая в разных коллективах. Одни коллективы способствуют проявлению лучших сторон личности человека, а другие подпитывают плохое. Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Существенную роль в развитии негативных психоэмоциональных состояний педагогов играет организационный стресс, значительную долю ответственности за который несет администрация образовательных учреждений. Неблагополучная психологическая атмосфера в педагогическом коллективе, особенности стиля руководства, взаимоотношения с коллегами являются источником эмоциональной напряженности и непосредственно влияют на развитие психологического переутомления. Именно поэтому практическому психологу важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития. Как следствие, чрезвычайно необходимыми становятся исследования, увязывающие в единое целое организационно-деятельностную основу образовательного учреждения, отражающуюся в духовном пространстве организационной культуры, и социально-психологическое самочувствие работников — носителей организационной культуры. В связи с этим рассмотрение вопросов организационной культуры и ее аномалий, а также последствий воздействия этих аномалий на психологический комфорт работников организации в виде анализа явления организационного стресса представляется чрезвычайно актуальным.
Организационная культура – понятие, которое сравнительно недавно пришло в педагогику из современного менеджмента. Изучение особенностей организационной культуры и организационного поведения традиционно занимает важное место в зарубежных исследованиях в области управления (Р. Акофф, Р. Ватерман, С. Девис, К. Камерон, Р. Куинн, Р. Морган, Т. Парсонс, Т. Питерс, Дж. Рорбах, В. Сате, Р. Уотерман, Ф. Харис, Г. Шварц, Э. Шейн и др.).
Понятие организационной культуры включает в себя совокупность представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и т.п., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации.
Организационная культура обусловливается, с одной стороны, такими внешними факторами, как национальные традиции, экономические условия, особенности культуры в окружающей среде. С другой стороны, на формирование организационной культуры серьезное влияние оказывают внутренние факторы, такие как особенности личности руководителя, провозглашенная миссия организации, цели и задачи, общий уровень образования и квалификации педагогов. Характерно, что многие проблемы и конфликты, которые воспринимаются руководством как обусловленные личностными особенностями отдельных сотрудников, на самом деле являются феноменом группового поведения на основе господствующих в коллективе стереотипов, то есть, обусловлены характером организационной культуры учреждения.
Выделяются следующие функции организационной культуры:
Функция формирования, накопления, сохранения и передачи опыта организации, или функция общественной памяти.
Интегрирующая функция. Единая система ценностей позволяет каждому ощутить себя частью единого целого и определить свою роль и ответственность. Формирует чувство общности, сопричастности, помогает сплачивать организацию.
Регулирующая и контролирующая функция. Организационная культура формирует и контролирует поведение членов организации. С помощью норм, стандартов, правил, в том числе неписаных правил, организационная структура определяет поведение людей в процессе работы. Задаются однозначность и упорядоченность в процессах профессиональной деятельности.
Коммуникативная функция. Через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов организации и их взаимодействие.
Охранительная функция. Специфическая система ценностей, норм и правил, принятых организацией, служат барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей из внешней среды.
Адаптационная и познавательная функции. Познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность.
Мотивационная функция, функция усиления вовлеченности сотрудников в деятельность организации, приверженности ее целям. Организационная культура обеспечивает значимость осуществляемой деятельности в глазах работников, т. к. достижение целей организации способствует достижению их собственных целей, удовлетворению их потребностей, соответствует внутренней структуре личности каждого работника (в идеале). Элементы организационной культуры, усвоенные работником ценности и нормы, являются внутренними побудительными силами, мотивирующими работника к эффективной деятельности, к более производительному и качественному труду.
Функция управления качеством. Качество организационной культуры определяет качество рабочей среды, микроклимата, которые в свою очередь определяют качество работы.
Функция укрепления социальной стабильности. Относительная устойчивость характеристик культуры к изменениям поддерживает у работников чувство стабильности, что отвечает потребности в безопасности, одной из базовых потребностей человека.
Функция формирования уникального имиджа организации. Организационная культура представляет внешней среде (потребителям, поставщикам, сообществу, в котором существует организация) информацию о целях существования и принципах деятельности организации.
Функции регулирования партнерских отношений и ориентирования на потребителя. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающие не юридическую, а моральную ответственность перед ними. Учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры и прежде всего в системе ценностей организации, способствует установлению более прочных и непротиворечивых отношений организации со своими клиентами.
Обобщая, можно сказать, что организационная культура выполняет две основные функции: внутренней интеграции (обеспечивает становление коллектива, превращение отдельных людей в эффективную команду) и внешней адаптации (обеспечивает адекватную реакцию на динамику внешней среды).
Таким образом, организационная культура гармонизирует отношения и внутри организации, и с внешним окружением.
Четыре характеристики культуры представляют ее различные уровни — от внешних символов до глубинных стабильных ценностей.
Символы — это слова, лозунги, действия, предметы, которые обычно используются в организации, чтобы сделать более ясными ее задачи (эмблемы, язык, манера одеваться, портреты на стенах и пр.).
Герои — образцы для сотрудников, чьи идеи поддерживаются ради развития организации.
Ритуалы — обычаи организации (манера приветствий, стиль проведения собраний, атмосфера праздников, дистанция между подчиненными и руководителями и т.п.).
Ценности и основные представления сотрудников, которые формируются у них на основе традиций организации.
Перечисленные уровни различаются по тому, насколько они поддаются управлению: артефакты относительно легко изменить, провозглашаемые ценности можно корректировать, если прикладывать значительные управленческие усилия в течение длительного времени, а базовые представления практически не поддаются коррекции.
Базовые представления лежат в основе провозглашаемых ценностей и артефактов, и только путем анализа базовых представлений можно правильно истолковать артефакты и дать реальную оценку принятым группой провозглашаемым ценностям. Можно сказать, что базовые представления – это мировоззрение организации, которое находит отражение в конкретных ценностях и стандартах поведения (провозглашаемых ценностях), которые, в свою очередь, имеют свои внешние проявления – артефакты.
На базовые представления огромное влияние оказывает национальная культура, основы которой усваиваются людьми еще в раннем возрасте. Признание роли национально-государственного и этнического фактора на культуру организаций привело к тому, что в современной литературе получили широкое распространение типологии организационных культур по национально-государственному признаку. В основе этих типологий лежат важнейшие ценностные ориентации и верования, характерные для тех или иных национально-государственных образований и этнических общностей (русская культура, американская культура, японская культура и т.д.).
1) Что из себя представляет сегодняшняя организационная культура?
2) Какой должна быть организационная культура, чтобы она поддерживала выработанную стратегию организационного развития?
Таким образом, понимание особенностей организационной культуры позволяет:
• выявить сущность уникальности данного ОУ, его реальные отличия от других;
• определить приоритеты и ограничения управленческих действий в рамках данной организационной культуры;
• предвидеть реакции педагогического коллектива на определенные инновации и уровень сопротивления изменениям;
• выяснить истинную причину многих конфликтных ситуаций;
• получить критерии применимости опыта других ОУ в данном коллективе.
В любом случае, прежде чем ломать что-то старое и привносить в жизнь новые идеи, необходимо понять структуру уже существовавшего, выделить из нее лучшее и максимально использовать это лучшее для создания более прогрессивных и отвечающих времени систем.
Типология организационной культуры
Соответственно выделяются четыре базовых типа организационной культуры:
• семейная (клановая), характеризующаяся, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией;
• инновационная (адхократическая), характеризующаяся, с одной стороны, гибкостью и дискретностью, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией;
• результативная (рыночная), характеризующаяся, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внешним фокусом и дифференциацией;
• ролевая (иерархическая), характеризующаяся, с одной стороны, стабильностью и контролем, а с другой — внутренним фокусом и интеграцией.
Семейная организационная культура представляется как очень дружественное место работы, где у сотрудников много общего. Организация похожа на большую семью. Лидеры и руководители воспринимаются как наставники и даже как родители. Сотрудники держатся вместе благодаря взаимной преданности и традициям. Высока степень обязательности. Делается акцент на долгосрочной выгоде личностного совершенствования сотрудников, придается особое значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как добрые чувства и забота о каждом воспитаннике. В ОУ поощряются коллективные формы работы, сотрудничество и согласие сотрудников.
Инновационная организационная культура связана с динамичным и творческим местом работы. Педагоги готовы экспериментировать и рисковать. Лидерами считаются новаторы, способные к профессиональному поиску. Связующим механизмом выступает преданность духу эксперимента и новаторства. Подчеркивается необходимость образовательной деятельности на переднем рубеже психолого-педагогической науки. В долгосрочной перспективе делается акцент на приобретении и развитии новых образовательных подходов, технологий и методик. Успех означает разработку новых методических продуктов, предоставление новых образовательных услуг. ОУ стремится быть идейным и методическим лидером среди образовательных учреждений. Поощряется индивидуальная инициатива и свобода педагогов.
Результативная организационная культура ориентирована на достижение образовательного результата, главная забота педагогического коллектива — четкое выполнение учебных и воспитательных задач. Педагоги отличаются целеустремленностью, характерно соперничество между сотрудниками. Лидеры — твердые, требовательные руководители, способные к жестким решениям ради дела. ОУ связывается воедино стремлением к высоким образовательным результатам. Репутация и успех являются общей заботой. Перспектива стратегического развития связывается с решением поставленных задач. Успех определяется высоким рейтингом и конкурентоспособностью на рынке образования. Стиль ОУ — жестко проводимая линия на достижение высокого образовательного уровня воспитанников.
Ролевая организационная культура — очень формализованное и структурированное место работы. Деятельностью педагогов управляют четкие правила и инструкции. Лидеры и руководители гордятся тем, что они — рационально мыслящие организаторы и координаторы. Особенно важно поддержание плавного течения всех внутренних дел. ОУ объединяет стремление сотрудников следовать разработанным правилам и официальной образовательной политике. Долгосрочные заботы состоят в обеспечении планомерности и стабильности образовательного процесса и всей внутренней жизни ОУ. Успех определяется как стабильность ОУ и избежание всевозможных проблем. Администрация озабочена предсказуемостью изменений внешней ситуации и обеспечением гарантий долгосрочной профессиональной занятости сотрудников.
Существует много методов, позволяющих изучать существующую культуру. К ним можно отнести интервью, косвенные методы, анкетный опрос, изучение устного фольклора, анализ документов, изучение правил и традиций, сложившихся в организации, а также исследование практики управления. В ходе диагностики сопоставляются представления об организационной культуре различных категорий сотрудников ОУ (руководителя; членов администрации; педагогов, имеющих большой стаж работы в данном ОУ и молодых специалистов). Анализ различий этих представлений позволяет выявлять феномены и тенденции развития ОУ (иллюзии администрации, культурные особенности различных профессиональных микрогрупп и пр.).
Методика диагностики организационной культуры OCAI
В итоге создается конфигурация желаемого профиля организационной культуры ОУ, разрабатывается политика администрации, обеспечивающая определенную направленность ее эволюционного развития, соответствующего условиям и требованиям избранной организационно-образовательной модели.
Таким образом, мониторинг развития организационной культуры представляется эффективным инструментом в процессе управления учреждением.
Данные такого мониторинга позволяют психологам давать администрации соответствующие рекомендации в плане коррекции социальной политики, направленной на построение избранной модели организационно-образовательной системы, разработки подходов к управлению персоналом, основанных на технологиях антистрессовой защиты работников, с учетом тенденций гуманизации сферы управления.
Список использованных источников
2. Грошев И.В. Организационная культура: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / под науч. ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2002.
5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008.
6. Ясвин В. Организационная культура педагогического коллектива // Школьный психолог. 2009. № 14. С. 19-30.
Читайте также: