Диагностика опекаемых детей в школе

Обновлено: 05.07.2024

Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей.
Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В детском приюте временно находят пристанище самые разные дети. Разные по характеру, уровню знаний, условиям жизни. Жизненные испытания – пьянство родителей, их безответственное отношение к собственным детям – ожесточили души ребят.
Зачастую дети, поступающие в приют, имеют уровень знаний не соответствующий возрасту.
Проявлением социально-педагогической запущенности является неразвитость свойств личности ребенка, социально-коммуникативных качеств, труднообучаемость, недостаточная учебно-познавательная активность.
Социальный и педагогический аспект запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, не обучаемость, необразованность, в том числе не владение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, адаптацию в референтных группах.
Возрастные особенности детей, проявляющиеся в большой эмоциональности, зависимости от взрослого, подражательности и восприимчивости создают опасность закрепления и развития признаков социально-педагогической запущенности. Но с другой стороны дети легче перестраиваются, если определяющие воздействия адекватны возможностям и особенностям ребенка.
Поэтому так необходима диагностика, профилактика и коррекция.
Чтобы выбрать правильные формы работы с ребенком, составить индивидуальный план коррекции уровня знаний, определить для каждого адекватные методы, способствующие раскрытию его внутренних резервов и возможностей, ознакомиться с особенностями развития, лучше узнать его личностные качества и была разработана программа “Обследование воспитанников приюта с последующей коррекцией”.
Цель программы – помочь педагогу наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ребенка, чтобы выявить в конечном итоге те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

  • определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка;
  • выявление путей и способов их профилактики и коррекции;
  • прогнозирование дальнейшего развития ребенка, как субъекта общения, деятельности и самопознания;
  • изучение эффективности проводимой работы в реальных изменениях личности ребенка и ситуации его развития.

Наша программа обследования ребенка – не только сумма параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения ребенка. Взаимодействие – то средство, с помощью которого можно с большим успехом решать задачи социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Успех достигается за счет того, что устанавливаются определенные связи между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированные на одного и того же ребенка.

Работа с нашими детьми невозможна без тщательной индивидуализации воспитательного подхода сотрудников приюта.

Программа обследования воспитанников приюта состоит из восьми блоков, каждый из которых освещают специалисты приюта.

Взаимодействие специалистов.

  • Показатели развития ребенка
  • Устойчивость психического состояния
  • Наличие возрастных признаков психической депривации
  • Сформированность познавательных процессов и их
    произвольность
  • Социальный статус ребенка
  • Характеристика условий пребывания ребенка в семье
  • Соблюдение социальных норм поведения
  • Наличие родственников и связь с ними
  • Состояние здоровья ребенка и соотнесение с возрастными нормами
  • Группа здоровья
  • Наличие хронических заболеваний
  • Функциональное состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы
  • Выявление трудностей в обучении
  • Статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми
  • Интересы и увлечения
  • Соблюдение правил поведения
  • Пед. Прогноз учебных возможностей
  • Ликвидация пробелов в знаниях
  • Диагностика школьной готовности

Диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами воспитанников.

Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. Для достижения взаимопонимания начать беседу надо с разговора на нейтральные темы, продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуации, быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения – открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций ребенка. Выясняется круг вопросов, знание которых помогает построить программу поддержки: отношение ребенка к происходящему в семье, к родителям, их знакомым, а также к братьям, сестрам; устанавливается наличие связи с другими родственниками; выясняется круг интересов, увлечений; отношение ребенка к нормам морали и нравственности, принятым в обществе.

Результаты диагностики используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребенка и заносятся в индивидуальную реабилитационную карту воспитанника.

Научно-методическое пособие под реакцией Л.С.Алексеевой. М.,2000.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Справка педагога-психолога по результатам диагностики эмоционального состояния и степени комфортности проживания детей в приемных семьях

Проживающей по адресу_____________________________________________________.

По результатам проведенного психологического обследования установлено, что основные жизненные потребности ребенка удовлетворены: нормальные жилищно-бытовые условия, комната для занятий и игр, соблюдение санитарно-гигиенического режима, забота о здоровье, питании, обеспеченность сезонной одеждой и школьными принадлежностями. Опекун развивает познавательные интересы ребенка: оказывает помощь в учении, организации домашнего учебного труда, вместе с ребенком просматривают и обсуждают телепередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, поощряет любимые занятия ребенка.

Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. Опекуны-крестная и дядя – это люди наиболее близкие и значимые для девочки.

Людмила открытая, общительная, доброжелательная. Легко устанавливает дружеские отношения, сопереживает и помогает окружающим. Достаточно развита волевая, интеллектуальная сфера. Способна к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Самооценка не занижена. Не агрессивна, но может за себя постоять.

Признаки эмоционально-психологического неблагополучия ребенка (негативная агрессия, подавленная агрессия, повышенная тревожность, повышенное функционирование защитных механизмов психики, наличие сильного внутреннего напряжения, подавленные протестные реакции) не выявлены.

На основании результатов диагностики можно сделать вывод о благоприятном эмоционально-психологическом состоянии ребенка и удовлетворительной степени комфортности проживания в семье.

Директор школы _____________ (подпись)

Справка педагога-психолога

по результатам диагностики эмоционального состояния и степени комфортности проживания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в замещающих семьях.

Проживающей по адресу_____________________________________________________.

По результатам проведенного психологического обследования установлено, что основные жизненные потребности ребенка удовлетворены: нормальные жилищно-бытовые условия, комната для занятий и игр, соблюдение санитарно-гигиенического режима, забота о здоровье, питании, обеспеченность сезонной одеждой и школьными принадлежностями. Опекун развивает познавательные интересы ребенка: оказывает помощь в учении, организации домашнего учебного труда, вместе с ребенком просматривают и обсуждают телепередачи, читают книги, беседуют о прочитанном, поощряет любимые занятия ребенка.

Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. Опекуны-тетя и дядя – это люди наиболее близкие и значимые для мальчика.

Саша общителен, доброжелателен, но может закрываться в себе. Умеет устанавливать дружеские отношения, сопереживать и помогать окружающим. Для ответственного поведения необходим контроль старшего (в рамках возрастных требований). Волевая сфера, самооценка не занижены. Не агрессивен, но может за себя постоять. Предпочитает ласку, внимание, любовь со стороны старших.

Признаки эмоционально-психологического неблагополучия ребенка (негативная агрессия, подавленная агрессия, повышенная тревожность, повышенное функционирование защитных механизмов психики, наличие сильного внутреннего напряжения, подавленные протестные реакции) не выявлены.

На основании результатов диагностики можно сделать вывод о благоприятном эмоционально-психологическом состоянии ребенка и удовлетворительной степени комфортности проживания в семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативно-правовые документы

педагога-психолога

при сопровождении опекаемых семей.

Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

Конвенция о правах ребенка (статьи 16, 19, 24)

Гражданский кодекс РФ (часть первая), ст.26,28,35, 36

Семейный кодекс РФ (главы 11,12);

Федеральный закон 124

Федеральный закон 210

Федеральный закон 48

в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ.

Пояснительная записка.

Характерные проблемы и трудности воспитания ребенка в опекунской семье. Проблемные ситуации неизбежно возникают в опекунской семье, это связано с процессом изменений семейного уклада, который запускается с появлением ребенка в семье. Условно можно выделить следующие группы проблем и трудностей воспитания ребенка в опекунской семье:

Таким образом, мы можем говорить о том, что приемные родители и дети нуждаются в особом комплексном психолого-педагогическом сопровождении дальнейшего функционирования приемной семьи.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребёнка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приёмного ребёнка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Основываясь на дифференцированном подходе определения сложности проблем замещающих семей, можно условно выделить на три вида психолого-педагогического сопровождения замещающих семей: кризисное, активное и стабильное сопровождение.

Активное сопровождение предполагает контроль и создание условий для адаптации ребенка в семье, снятие ощущения родительской несостоятельности, формирование адекватных требований к ребенку (в соответствии с их возрастным развитием). Данный вид психолого-педагогического сопровождения характеризуется возрастающей интенсивностью сопровождения семьи. В качестве основной технологии работы с семьей используется социально-психологический патронаж.

Стабильное сопровождение предполагает оказание стабильной психолого-педагогической помощи, формирующее у замещающих родителей чувства нужности и снятие социального одиночества. А также отслеживание динамики и развития психического состояния ребенка, и функционирования семьи в целом.

Процесс сопровождения семьи может носить длительный характер и в течение всего времени работы с семьей возможен переход одного вида психолого-педагогического сопровождения в другой.

Таким образом, мы предполагаем, что психолого-педагогическое сопровождение способствует: успешной адаптации членов семьи к изменениям семейной системы; оптимальному психическому развитию ребенка; обеспечению психологического благополучия всех членов замещающей семьи; повышению воспитательного потенциала приемных родителей; восстановлению семейных отношений.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение

опекаемых детей и законных представителей.

План работы педагога – психолога

Цель: создание благополучных условий для личностного развития ребёнка;

Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи в процессе социализации, защита ребёнка (социальная, психолого-педагогическая, нравсвенная) в жизненном пространстве.

Основными задачами сопровождения являются:

1.Выявление и предупреждение психологических проблем, препятствующих благоприятной адаптации членов замещающей семьи.

2.Оказание психолого-педагогической помощи детям, проживающим в замещающей семье, и их родителям.

3.Содействие профилактике и предотвращению жестокого обращения с детьми, проживающих в замещающих семьях.

5.Психологическая помощь приемным родителям по преодолению тревог и страхов относительно проблемных семейных ситуаций.

Читайте также: