Профилактика вредных привычек в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

12 декабря 2019 года.

Подготовил и провел:

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем занятии, и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

2. Психологический настрой

- Присаживайтесь, выпрямите спинки и повторяйте за мной.

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

- На доске рассыпались звёзды (буквы). Соберите их, чтобы получилось слово, и вы узнаете тему нашего занятия.

- Тема нашего занятия ПРИВЫЧКИ (давайте вместе повторим тему занятия) Слайд 1

- Кто знает, что такое привычка?

(Это то, что человек привык делать не задумываясь. Почему он делает что-то именно так, потому что он привык это делать.)

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

ПРИВЫКНУТЬ

Усвоить, приобрести постоянную привычку (делать что-нибудь или поступать каким-нибудь образом). Привыкнуть курить. Привык рано вставать.

У меня есть привычка - самая простая умываться по утрам и чистить зубы.

- Давайте определим цель занятия.

Как вы думайте ребята, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

(Мы будем учиться отличать вредные и полезные привычки.)

-Как правило, у человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред. В зависимости от этого все привычки можно разделить на две группы. Какие? (Вредные и полезные). Слайд 2

-Как вы думаете, какие привычки надо воспитывать каждому человеку у себя, а от каких избавляться?

- Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Привычки формируются в результате многократных повторений, когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает их повторять, не задумываясь.

- А могут ли привычки оказать влияние на здоровье человека? (Да, могут)

- Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными (чистить зубы, делать зарядку, питаться в одно и то же время).

-Привычки, наносящие вред здоровью называются вредными.

- Почему? (так как здоровье – главная ценность человека)

- Но, к сожалению, часто о здоровье мы начинаем говорить, когда его теряем. А теряем зачастую по своей вине. И большую роль в этом играют вредные привычки.

- Какие вредные привычки относятся к категории опасных? (курение, алкоголизм, наркомания)

- Как же вредные привычки влияют на здоровье?

Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу.

- Чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилия, старание. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной ещё сложней, это требует от человека проявления твёрдости и силы воли. Хуже всего то, что вредные привычки одного человека (например, курение, грызть ногти, опаздывать и т. д.) причиняют вред не только его здоровью, но и окружающих его людей.

Сегодня мы вместе постараемся ответить

1) Что такое привычка.

2) Узнать, на какие группы делятся привычки.

3) Определить, как влияют привычки на человек.

3. Мозговой штурм.

- Если вы услышите полезную привычку, то хлопните в ладоши вот так (хлопок, а если вредную - топните вот так : раз. два.

-делать зарядку; (Хлопок)

- опаздывать; (Топ)

- поздно ложиться спать; (Топ)

- есть много сладкого (Топ,

- есть овощи и фрукты; (Хлоп)

- целый день смотреть телевизор (Топ,

- долго сидеть за компьютером; (Топ)

- гулять на свежем воздухе (Хлоп,

- заниматься спортом; (Хлоп)

- курить (Топ)

- грызть ногти, ручку; (Топ)

- говорить обидные слова; (Топ)

- разговаривать с незнакомыми людьми (Топ);

- мыть руки перед едой; (Хлоп)

- употреблять много газировки, чипсов, сухариков;(Топ)

- чистить зубы; (Хлоп)

- выполнять домашние поручения (Хлоп)

4. Подведение итогов беседы, выводы.

-На какие 2 группы можно разделить все привычки человека?

*Послушайте отрывок из стихотворения.

«Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки,

Как же маме мне помочь?

Мыло пениться в корыте-

- О каких привычках мальчика идёт речь в этом отрывке? Как можно назвать такие привычки?

(ПОЛЕЗНЫЕ)

Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.

*Послушайте другой отрывок

«Коля, маленький лентяй,

За собою убирай!

У тебя ленивы руки:

Под столом ремень и брюки.

На полу рубашка,

- О каких привычках Коли рассказывает автор? (о лени и неряшливости)

Это для него вредно или полезно? Значит, как называются такие привычки?

(ВРЕДНЫЕ)

-Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.

Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском?

1. Любишь ли ты смотреть телевизор?

2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трех часов ежедневно?

3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?

4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?

5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?

6. Любишь ли ты уроки физкультуры?

7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?

8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?

9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?

10. Друзья зовут тебя поиграть в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствия, если это может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями.

Вам не всегда удается управлять своими желаниями. Не хватает силы воли. Из-за этого можно попасть в зависимость от вредной привычки.

-Этот тест показывает, кому нужно работать над своим характером, укреплять свою волю, учиться самостоятельности.

Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.

-Ребята, а чтобы быть здоровыми, что в первую очередь нужно делать? Правильно, соблюдать режим дня и правильно питаться и сейчас мы это проверим.

А что помогает избавиться от многих вредных привычек?

Как живёшь? (Вот так)

Как идёшь? (Вот так)

Как плывёшь? (Вот так)

Как летишь? (Вот так)

Как бежишь? (Вот так)

Как шалишь? (Вот так)

Как сидишь? (Вот так)

Тротуар ему не нужен,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет-

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно,

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

-О каких привычках рассказывается в стихотворении?

О вредных привычках : (не умывался, был грязнулей, неряхой, не уважал труд других людей)

Почему человека так называют? Какую привычку необходимо приобрести мальчику? (Аккуратность)

Что за художники

В школу приносят

Ножи или ножницы

Стыд и позор Пустякову Василию:

Он нацарапал на парте фамилию,

чтобы ребята во веки веков

-О каких привычках рассказывается в стихотворении?

(Вредная привычка : (портить школьное имущество, полезная привычка бережное отношение к труду других людей).

- О каких полезных вещах загадки?

Мудрец в нем видит мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

А обезьяну – обезьяна.

Вот подвели к нему Федю Баратова

Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)

Целых 25 зубков,

Для Кудрей и Хохолков,

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расческа)

Вроде не нежна на вид,

Но не просит пищи,

По одежде пробежит,

Она станет чище. (Щётка для одежды)

Лёг в карман и караулю,

Рёву, Плаксу и Грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовёшь меня – бегу,

От болезней берегу. (Вода)

Жё сткая щетинка:

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит. (Зубная щётка)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

- Ребята, для чего нужны эти вещи? (Ответ детей)

(Чтобы всегда содержать в чистоте и порядке своё тело, свои вещи. Быть всегда опрятными, здоровыми и красивыми).

Не зря народная мудрость гласит: “Кто аккуратен – тот людям приятен”

9. Итог занятия.

-О чем говорили сегодня?

-Какие привычки называют полезными?

- Какие вредными?

-К чему приводят вредные привычки?

-А вы помните, какова была цель занятия?

-А, мы достигли этой цели, мы научились различать полезные и вредные привычки?

-Сегодня на занятии мы поговорили о разных привычках. Как вы думаете, а вам - ученикам привычки нужны? Каким они сделают ученика?

- Ребята, что важно помнить вам, чтобы не подружиться с вредными привычками?

-Я думаю, что каждый из вас может гордиться собой, если научится самостоятельно мыслить, если научится говорить нет любым вредным привычкам.

-Я предлагаю каждому взять листочек, написать свою вредную привычку, от которой вы хотите избавиться прямо сейчас.

-Опустите её в сундучок. Мы закроем его крепко-накрепко, чтобы ваши вредные привычки не смогли выбраться оттуда и навсегда исчезли бы из вашей жизни.

Цель: создать условия для осмысления родителями предпосылок возникновения вредных привычек у детей и педагогически обоснованных подходов их предупреждения.

1Выявить источники возникновения вредных привычек у младших школьников.

2 Оценить значимость педагогически обоснованных подходов к воспитанию, предупреждающих появление вредных привычек у детей.

3 Вооружить родителей опытом педагогически обоснованного поведения в ситуациях, потенциально приводящих к появлению вредных привычек у детей.

Форма проведения: диалог с элементами ситуационной игры

Этап подготовки: проведение анкетирования родителей и детей

Этап проведение родительского собрания:

Итак выясним вначале, что такое вредные привычки и чем они опасны для психического состояния ребёнка.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний.Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);

накручивать или даже выдёргивать волосы и т. д.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам психологи относят следующие ритуалы:

ковыряние в носу;

нецензурная речь и т. д.

ковыряние в носу;

грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

Привычка грызть ногти.По мнению психологов, эта особенность является одним из главных признаков заниженной самооценки, беспокойства, тревожности и нервного перенапряжения. Ситуация усугубляется тем, что из-за привычки кусать ногти ребёнок может стать объектом для издевательств в школе, у него появятся проблемы с прикусом и речью, в организм вместе с грязью проникнут яйца глистов.

Ковыряние в носу. Эта неэстетичная привычка вызывает бурю негодования у невольных зрителей, поэтому, в отличие от многих других навязчивых действий, заставляет ребенка испытывать чувство вины.Большинство младших школьников ощущает себя вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными позаботиться о себе. Но у многих детей желания расходятся с возможностями. Например, мальчик уверен, что заправил рубашку в брюки, причесался и высморкался, а на деле оказывается, что он лишь пригладил чёлку и поводил платком по носу, а рубашка сзади так и осталась навыпуск. Заметив свою оплошность, ребенок может начать её исправлять, полагая, что на него никто не смотрит.

Привычка сквернословить тяжело ранит мам и бабушек. Папы обращают на неё меньше внимания, а вот женщинам сложно принять тот факт, что их особенные, умные, воспитанные дети начинают говорить так же дурно, как и представители самой невоспитанной части общества.

В 8–12 лет дети уже знают, где за использование крепкого словца им попадёт, а где нет. Скверно­словие помогает им занять позицию в обществе – по крайней мере им так кажется.

В чём опасность данных вредных привычек для психического и физического здоровья детей.

Какие могут быть последствия, если ребенок грызет ногти на руках?

во-первых, от этого на пальцах появляются заусенцы и ранки, которые болят и открыты для микробов, могут даже возникнуть нагноения;

во-вторых, вместе с нечистыми руками и ногтями в рот к ребенку могут попасть грязь, болезнетворные вирусы, это также может спровоцировать появление глистов;

в-третьих, обгрызенные ногти – это некрасиво и неопрятно.

Если нецензурные выражения по­явились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла про­износимого, тем не менее, прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и произносит в ситуации повышенного эмоционального напряжения. Взрослые не должны оставлять данные факты без внима­ния. Терпимое отношение к наруше­нию ребенком норм речевого этикета провоцирует формирование привыч­ки сквернословить. Бранные слова поначалу используются неосознанно, потом — для выражения плохого на­строения, неуважения к собеседнику, презрения к нормам морали, а далее уже бесконтрольно, безо всякого пово­да, и на этой стадии побороть данную привычку практически невозможно.

Ситуационная игра

Родителям предлагается разделиться на три группы по 6-7 человек, каждая группа выбирает одну вредную привычку и после совместного обсуждения предлагает меры профилактики и борьбы с данной вредной привычкой.

1-я группа выбрала привычку грызть ногти;

2-я группа выбрала привычку ковыряться в носу;

3-я группа выбрала привычку сквернословить.

После обсуждения родители каждой группы предложили способы профилактики данных привычек.

Что делать, если ребенок грызет ногти на руках?

Ругать и постоянно делать замечания, не стоит - это не поможет. Нужно набраться терпения.

Если это физиологическая проблема, то нужно заменить привычку грызть ногти другой – ухаживать за ними. Пусть у ребенка всегда будет с собой пилочка. Девочке можно предложить накрасить ногти и беречь их.

Если ребенок даже не замечает, как снова тянет пальцы в рот, можно придумать специальные сигналы, которые будут известны только вам. Например, вы будете чихать, как только заметите соответствующее поведение, или почесывать свой нос, или поглаживать по спине свое чадо.

В любом случае важно обратить внимание ребенка на то, что эта привычка вредна для здоровья. Показать, что обкусанные ногти выглядят неряшливо.

Что делать, если ребенок ковыряется в носу?

1. Предложите сыну или дочери понаблюдать за своими ровесниками. Увидев, как другие почесываются, ковыряют в носу или поправляют одежду, школьник станет чаще задумываться о том, как он выглядит со стороны.

3. Рассмотрите с ребенком ситуации, когда невозможно высморкаться, и приходится терпеть дискомфорт: например, если школьник забыл платок дома, или он остался в куртке, висящей в раздевалке. Можно спросить у учителя разрешение выйти, дождаться перемены и сбегать в столовую за салфеткой, высморкаться в умывальнике и т. д.

4. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка всегда был под рукой носовой платок. Чем прочнее закрепится правильный навык ухода за носом за то время, пока школьник находится под вашим присмотром, тем труднее ему будет пренебрегать им на людях.

Чтобы искоренить скверные слова из дет­ского лексикона, попробуйте применить комплексный подход.

Обеспечьте своему чаду максимум любви и заботы. В противном случае ребёнок будет искать способ обратить на себя внимание мамы и папы разными способами, в том числе и с помощью плохого поведения, сквернословия.

Внимательно относитесь к выбору фильмов и мультиков для ребёнка. Иначе плохие слова могут посыпаться на ребёнка ещё и с телеэкрана.

Избегайте конфликтных ситуаций в собственном доме. Мама и папа, ругаясь, нередко позволяют себе употребить одно-два крепких словца. А ведь дети всё слышат!

Учитель:надеюсь наша совместная работа была плодотворной и помогла вам найти способы профилактики вредных привычек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем детей, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь детей.

Выступление в МРИО подготовила учитель начальных классов Запорожец И.А.

«Опыт организации работы по профилактике вредных привычек

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем детей, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь детей.

Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни и воспитание здорового физически и нравственного молодого поколения – одна из первоочередных задач нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе. Вопросы воспитания у учащихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей.

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями учащихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся. Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием медицинских работников, полиции.

Семья – школа жизни и труда. Семья воспитывает ребенка всем образом своей жизни.Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

(слайд 6) Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями, и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная- загруженность родителей на работе.

(слайд 7) Но опасна не только гипооопека, но и прямо противоположный тип воспитания-гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой.

(слайд 8) Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения - ведь этому их в семье не научили.

Нормальная семья – это лучший залог предупреждения алкоголизма, табакокурения и иных асоциальных явлений. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Главные ошибки современных семей: нехватка семейного общения; безразличность в делах детей; злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизации и употреблению наркотиков имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе, а с другой - психологическими особенностями младших школьников.

Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.

Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.

Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.

Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.

Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодичес­ки делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.

Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.

Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.

Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на "престижность" потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.
Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека. Это обусловливает определенные требования к первичной профилактике вредных привычек. Например, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.

Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.

Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, при условии внесения изменения содержания изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, ОБЖ, классных часов, на родительских собраниях, а также в рамках специальных образовательных программ. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

Практический блок Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, педагогов и родителей:


Тренинг для учащихся 4 классов по профилактике вредных привычек.

Содержимое разработки

Занятие с элементами тренинга

Здоровый образ жизни предусматривает обретение высокой мотивации необходимости быть здоровым.

Возраст: учащиеся 4-5 классов.

Цель: пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

Повышение самооценки и уверенности в себе.

Развитие коммуникативных навыков.

Рассказать ребятам о вреде, который приносят сигареты.

Ребята, каждый из вас по порядку будет называть свое имя и положительное качество на любую букву своего имени. Мы с вами услышали имя и положительное качество каждого из группы.

Положительные качества в себе нужно развивать!

-Трудно было в себе находить положительное качество?

-Что ты чувствовал при этом?

Участники садятся в круг.

-Пересядьте все, кто. (проснулся в хорошем настроении, делал зарядку, завтракал, кто любит физ.культуру, лыжи, коньки ,кто в этом году не болел).

Правила работы в группе.

-Быть открытыми и искренними;

-Свободно высказывать свое мнение;

-Участвовать в создании и поддержании дружеской атмосферы в группе.

Если вы со мной согласны, давайте похлопаем в ладошки.

Какого человека мы называем здоровым?

Ответы детей (того, который хорошо себя чувствует, который сильный, крепкий, ловкий, не болеет, не пропускает школу).

-Если человек ведет здоровый образ жизни, то он.

Ответы учеников:

-соблюдает правильный режим дня;

-уделяет большое внимание личной гигиене;

-вырабатывает у себя полезные привычки;

-отказывается от вредных привычек.

Ребята, мы часто повторяем слова: привыкать, привыкайте.

Что же это такое – привычка?

-Привычка появляется, когда много раз повторяешь какое-то действие.

-Когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их не задумываясь.

-Привычка – это то, что становиться в твоей жизни необходимым.

Мы уже поняли, что полезные привычки сохраняют наше здоровье, например.

-Лег вовремя спать – проснулся бодрым и работоспособным;

-Постоянно чистишь зубы - бережешь себя от кариеса;

-Занимаешься спортом. закаливанием – меньше болеешь.

Но у человека и вредных привычек предостаточно.

Какие привычки вредят нашему здоровью?

-Читать лежа в постели;

-Подолгу сидеть у компьютера;

-Есть много сладкого;

-Читать при плохом освещении;

-Находиться около курящих, самому пробовать.

- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли? (Ученики отвечают, что не нашли).

- А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, дети приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

- Все люди разные и привычки у них разные. Привычки бывают полезными и вредными.

- Перед вами яблоки-карточки, на которых написаны полезные и вредные для здоровья поступки. Внимательно рассмотрите каждое яблоко. Возьмите зеленый карандаш и раскрасьте листочки яблок с полезными для здоровья поступками. Коричневым карандашом раскрасьте листочки яблок с вредными для здоровья поступками и поместить на фрукт червяка, который изображает губительное действие вредных привычек. Если вы не знаете, вредный или полезный для здоровья поступок изображен в яблоке, оставьте листочек не раскрашенным.

Карточки: курение, телемания, компьюторные игры, гигиена, зарядка, режим дня, закаливание, активный двигательный режим ,катание на конька, игра на сотовом телефоне катание на лыжах, занятие спортом.

Курение – вредная привычка для легких, мозга, сердца.

Организм человека при курении отравляется постепенно. Ученые доказали, что табак содержит около 400 вредных веществ, а самым вредным из них является никотин. Никотин – это яд!

Под воздействием табака поражаются внутренние органы – легкие. желудок, сердце, мозг.

Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этого бедствия становятся дети в возрасте 10-12 лет. Поэтому оставаться в стороне нельзя. Вот почему мы посвятили этой проблеме наше занятие. Сегодня мы постараемся дополнить свои знания и примем решение о том, какой же образ жизни нам более подходит, что мы выбираем.

-Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант – этоотказ. К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

-Ребята, давайте разделимся на группы.

Первый диалог( приготовили Артем и Илья).

Диалог № 1
Диалог приготовили из первой группы Артем и Илья.

Артем. На компьютере играть пойдешь?

Илья. Надо бабушке помогать, я вчера еще обещал, она старенькая.

Артем. Завтра поможешь, пойдем!

Илья. Я сегодня обещал, она ждать будет.

Артем. Очень интересная игра, на один день выпросил. Зря не идешь.

Саша молчит, не зная, что сказать.

- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

дети считают, что победил Артем.

Как это ни странно, Илья, ни разу не сказал: (Я не хочу). А ведь этого было бы достаточно, чтобы Артем от него отстал. Ведь если Илья его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Ильи сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

А теперь другой диалог: Кати и Лены.

Диалог №2
Катя. Пойдем ко мне смотреть телевизор?
Лена. Ой, нет, я не могу!
Катя. А почему?
Лена. У меня уроки не готовы.
Катя. Ну и что? Потом доделаешь уроки.
Лена. Мама не разрешает долго играть, а я уже играла.
Катя. А ты не говори, что играла.

Лена. Мама придет с работы, уроки проверит, а они не готовы.

Катя не знает, что еще предложить.

- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?

Класс считает, что победила Лена.

В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважением к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.

Диалог № 3
Сережа. На, кури.
Дима.. Не хочу!
Сережа. Кури, за компанию!
Дима. Отстань, кури сам, если хочешь!
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Захотел и пришел.
Сережа. Ну, тогда иди отсюда.
Дима. Не хочу.

- Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Так может вести себя только человек, уверенный в себе, уважающий себя. Человек, которого уважают в группе. А за что могут уважать?

Примерные ответы детей:
— За спортивные достижения.
— За силу.
----За смелость.
-- За то, что хорошо разбирается в чем-то.

-Ребята, разделимся на группы.

Каждой группе дается лепесток большого цветка. Совместно на нем нужно нарисовать то, что поможет сохранить и улучшить здоровье. А что мешает укреплению здоровья – обведите в красный круг и перечеркните.

Выберите одного добровольца, который от группы будет рассказывать, что получилось.

- Что нового узнали?

- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?


Передавая игрушку по кругу (сердечко), пожелайте своему соседу справа пожелание ( почаще улыбаться, кататься на лыжах. делать зарядку каждый день , есть овощи и фрукты, соблюдать режим дня. )

Молодцы! Большое спасибо за активную работу!

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе./Автор-составитель С.А.Цабыбин.-Волгоград: Учитель, 2009.-172с.

Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия./авт.-сост. К.Е.Безух (и др.)-Волгоград: Учитель,2011.-263с.

Диалог № 1
Миша. Давай закурим!
Саша. Я не могу.

Миша. Почему?
Саша. Родители увидят.
Миша. А мы отойдем за угол.
Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.
Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Саша. А я сигареты без фильтра не курю.
Миша. У меня с двойным фильтром.
Саша. Да я спички забыл.
Миша. У меня есть зажигалка.
Саша. Соседи из окон нас увидят.
Миша. А мы пойдем в подвал.
Саша молчит, не зная, что сказать.

- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

дети считают, что победил Миша.

Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал: (Я не хочу). А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

Диалог № 4
Сережа. На, кури.
Дима.. Не хочу!
Сережа. Кури, за компанию!
Дима. Отстань, кури сам, если хочешь!
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Захотел и пришел.


-75%

Факторы риска

В обучении есть незаметные для многих факторы риска, которые могут негативно повлиять на здоровье и привычки ребенка:

  • Стрессовая тактика педагогических воздействий.
  • Неадекватность требований к ребенку.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся.
  • Сверхраннее начало обучения.
  • Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса.
  • Недостаточная квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии и психологии.

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь является частью УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса. В неё включены репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде таблиц, схем и рисунков. Обобщение по каждой теме предложено в форме кроссворда. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений и личностных качеств учеников, а также задания повышенной сложности и дидактические игры. Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся.

Ведение профилактической работы

Условия профилактической работы:

  • Соблюдение СанПиНов.
  • Рациональная организация развивающих занятий
  • Индивидуализация обучения.

Этапы формирования культуры здоровья в школе:

Обустройство внутришкольной среды.

Рациональная организация учебного процесса.

Эффективная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просветительская работа с родителями.

  1. Организация системной работы в рамках курса.
  2. Заключительный мониторинг, оценка эффективности программы.



Формы реализации курса:

Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь является необходимым дополнением к школьному учебнику М.П. Фролова, М.В. Юрьевой "Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс" под редакцией Ю. Л. Воробьёва, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включённому в Федеральный перечень учебников, вместе с учебником и методическим пособием составляет учебно-методический комплект. Рабочая тетрадь включает различные типы заданий и построена в соответствии с логикой изложения материала в учебнике. Основная группа заданий предназначена для первичного закрепления знаний, тематического контроля и самостоятельной работы с учебником. Для развития поисковой и творческой деятельности предлагаются практические задания и ситуационные задачи. Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и дома.

Выявление и коррекция сложностей в рамках программы

Читайте также: