Диагностика обученности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Сущность диагностики как общего подхода и диагностирования как процесса практической педагогической деятельности. Последовательность и особенности диагностирования, контроля, проверки и оценки знаний, учащихся. Специфика демократизации школьной жизни.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.12.2014
Размер файла 22,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таласский государственный университет

Гуманитарный факультет

Реферат

Выполнила:

Саадабекова Ч. М

Группа А-1-14

Проверила:

Ажибаева А. Ж.

Талас 2014

План

1. Диагностика обученности

2. Демократизация школьной жизни

3. Принцип наглядности

Включение в школьное обучение требует известного уровня развития, который достигается ребёнком в результате дошкольного воспитания. Но школьное обучение не просто надстраивается над уже созревшими функциями. Необходимые для школьного обучения данные получают дальнейшее развитие в процессе самого школьного обучения; необходимые для него, они в нём же формируются.

1. Диагностика обученности

Будем различать диагностику как общий подход и диагностирование как процесс (составную часть) практической педагогической деятельности. Диагностика, напомним еще раз, -- это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.

Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Как видим, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества -- категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.

2. Демократизация школьной жизни

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга -- показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Если обучаемый желает учиться без контроля и без оценок, плата за обучение взимается в 3--4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания.

Почему? Как вы это объясните?

I. Что такое диагностирование обученности? Из перечисленных альтернатив выберите правильную, обосновав ошибочность остальных.

1. Диагностирование обученности -- это контроль и оценка знаний и умений обучаемых.

2. Диагностирование обученности включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование результатов.

3. Диагностирование обученности -- это правильное (по установленным критериям) оценивание знаний, умений.

4. Диагностирование обученности требует отмены оценок, экзаменов, других форм контролирования.

5. Диагностирование обученности заключается в установлении личного рейтинга каждого обучаемого.

Контроль успеваемости учащихся

О=Ф/П- 100%,

где О -- оценка успеваемости (обученности, продуктивности), Ф -- фактический объем усвоенных знаний, умений, Л -- полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения. Как видим, показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100% -- полное усвоение информации и 0% -- полное отсутствие такового.

Для определения оценки по этому критерию необходимо научиться измерять объемы усвоенной и предложенной информации. Эта задача решена на уровне удобной практической технологии.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка -- единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса -- от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

диагностика обученность диагностирование

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка -- это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки -- обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе -- периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки -- диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки -- систематизация и обобщение.

Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем). Например, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний, изучаемых в курсах физики, химии, математики, биологии, географии и других предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы преодолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки -- диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Еще одной причиной необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания.

Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние школьники отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.

Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять учащимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

Заключение

Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных (музыкальных, художественных и т.д.) в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. В ходе обучения способности не только проявляются, но и формируются, развиваются. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения знаний. Таким образом, основные закономерности процесса обучения - педагогического характера.

Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объём информации. Обучение - это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическое отношение: преподавание - учение.

Литература

1. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. -- М., 1988.

2. Ильин Е. Рождение урока. -- М., 1986.

3. Кириллова Г Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -- М., 1980.

4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. -- М., 1986.

5. Маргулис ЕД. Коллективная деятельность учащихся. -- Киев, 1990.

6. Махмутов М.И. Современный урок. -- М., 1981.

7. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. -- М.,1990.

8. Онищук В. А. Урок в современной школе. -- М„ 1981.

9. Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеванного. -- Киев, 1991.

10. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. -- Киев, 1989.

11. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. -- 2-е изд. -- М., 1987.

12. Поташник ММ. Как развивать педагогическое творчество. -- М., 1987.

13. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. -- М., 1989.

Подобные документы

Принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся, последовательность контроля и оценки знаний и умений. Осуществление контроля знаний методом тестирования с использованием технических средств. Рейтинговая система контроля.

курсовая работа [62,4 K], добавлен 30.01.2013

История развития педагогической диагностики. Система диагностирования, проверки и оценивания знаний. История применения диагностических тестов. Диагностика результатов обучения русскому языку и уровня подготовки по литературному чтению в начальной школе.

курсовая работа [66,3 K], добавлен 29.03.2012

Педагогическая диагностика как совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, а также дифференциации учащихся. Принципы и задачи данного процесса, анализ и оценка его практической эффективности.

контрольная работа [26,0 K], добавлен 18.06.2014

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста. Система качеств знаний учащихся и методические основы проверки знаний. Особенности и организация контроля знаний учащихся 5 класса при изучении действий с десятичными дробями.

дипломная работа [139,0 K], добавлен 18.08.2011

Проблема организации контроля знаний учащихся и правильной оценки уровня их знаний. Виды контроля. Роль и значение тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, пути и методы проведения тематического контроля знаний учащихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели диагностики: 1) оптимизировать процесс индивидуального обучения, 2) определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, 3) свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.

Теоретические положения. Проблема педагогической диагностики является одной из наиболее актуальных в науке и практике.

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;

собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;

оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;

коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;

ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;

информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учетом следующих принципов: гуманизации, изучения учащихся в деятельности; в динамике, а также комплексного изучения школьников.

1. Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову)

Цель – определить перспективу в обучении школьников. В процессе определения зон актуального и ближайшего развития учитель выполняет следующие действия: 1) Выбирает небольшой по объёму материал базисного характера на 7 – 8 минут (это минимальное рефлексивное время прохождения самосознания до саморегуляции), объясняет его; 2) показывает образец применения нового знания; 3) проводит самостоятельную работу тренировочного характера на усвоение нового материала; 4) проводит проверочную самостоятельную работу, аналогично предыдущим.

Ключ. Если ученик без труда справляется, то он находится в зоне актуального развития (ЗАР), если испытывает затруднения – в зоне ближайшего развития (ЗБР)

Самостоятельная работа планируется на 10 минут, если не выполняется за это время, то учитель ещё раз объясняет новый материал.

Учащимся даётся возможность завершить самостоятельную работу при условии, что она носит контрольный характер. Затем проводится занятие по коррекции знаний и умений по изученной теме.

hello_html_710b435f.jpg

2. Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)

Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

Диагностирование помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов. Диагностирование включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика .

Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательного процесса – все его участники: учителя, ученики и родители.

Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.

Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.

Руководители школы получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательного процесса, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа затруднений учителя и учеников. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательным процессом.

Диагностика предметной обученности по предмету проводится в несколько следующих этапов .

Анализ минимума содержания образования и учебных программ по предмету показал, что сегодня классифицированы лишь знания и умения. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Диагностируемые ЗУНы классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.

1) Первоначальные (предварительные) знания, умения и навыки. Их диагностика проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.

2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.

3) Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.

4) Итоговые знания, умении и навыки, приобретенные на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.

2. Подбор заданий для диагностических работ.

Инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются тексты диагностических заданий (работ), составленные учителем. В диагностических заданиях следует учитывать степень сложности, рассчитывать время их выполнения. Они могут выполняться на одном уроке или на нескольких учебных занятиях.

Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обученности – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность .

3. Проверка работ учащихся.

Работы учащихся тщательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются в соответствии с заданными критериями.

4. Анализ результатов диагностики.

На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в классе.

Для повышения информативности анализа диагностической работы мы считаем необходимым подсчитывать показатели качества, успеваемости и степени обученности учащихся.

Диагностическое сравнение эффективности образовательного процесса

В данной диагностической части педагогического мониторинга учителя мы выделили два компонента:

индивидуальный педагогический мониторинг по предмету;

педагогический мониторинг класса по предмету.

По данным индивидуального мониторинга выстраиваются графики, показывающие динамику уровня усвоения материала и эффективности протекания образовательного процесса для данного учащегося.

Индивидуальный педагогический мониторинг лежит в основе педагогического мониторинга класса по предмету.

Данный компонент педагогического мониторинга был разделен нами на следующие составляющие:

мониторинг качества образовательного процесса по периодам обучения;

динамика качества образовательного процесса по годам обучения;

сохранность качества образовательного процесса при смене содержания программ и учебников.

Данная форма педагогического мониторинга позволяет отслеживать результаты образовательного процесса в течение учебного года и, по мере необходимости, вносить в систему управления качеством образовательного процесса необходимые коррективы.

Сравнение результатов образовательного процесса по годам обучения позволяет выяснить как сработал учитель, идет ли процесс ухудшения или улучшения.

Недостатки существующей системы оценивания:

Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;

Результаты обучающихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, перспективной работы и т.д) выставляются в журнал. Учитель может выставить или наоборот неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах младшего и среднего звена на уроке русского языка плюс дома в общей сложности ученик получает три-четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;

Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через неаудиторную нагрузку;

Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

К наиболее распространенным типичным ошибкам оценивания относятся:

ошибки великодушия, ореола, центральной тенденции, контраста, близости,

Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении учителем завышенных оценок.

Ошибки "центральной тенденции" проявляются у учителя в стремлении избежать крайних оценок. Например, - не ставить двоек и пятерок.

Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью предметников и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный учитель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.

Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что учителю трудно сразу после двойки ставить пятерку. При неудовлетворительном ответе "отличника" он склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.

"Логические" ошибки проявляются когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.

Перечисленные типичные ошибки оценивания обучающихся часто допускаются бессознательно всеми учителями. Иногда осознанное, преднамеренное искажение оценок рассматривается как способ стимулирования обучающегося.

Учителя, вынося оценку, должны каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:

— что собираются отслеживать;

— какие возможные результаты предполагают получить;

— как можно повлиять на эти результаты;

— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:

— минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);

— общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);

— продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными явными и латентными ассоциативными связями).

Основным методическим звеном в предметном учебном мониторинге является анализ результатов учебной работы . Учитель-предметник в рамках предметного мониторинга может:

анализировать индивидуальные результаты каждого ученика, сводные результаты по целому классу или по произвольной группе учеников;

анализировать степени усвоения конкретных учебных элементов или усредненные степени усвоения произвольных наборов учебных элементов;

получить список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили хуже всего или с которыми они еще не работали;

анализировать динамику усвоения учебного курса каждым учеником;

просматривать результаты выполнения контрольных тестов, оценивать распределение ошибок по учебным элементам, которые в эти тесты вошли, сравнивать результаты выполнения нескольких контрольных тестов классом в целом (например, до и после коррекции);

создавать свои собственные схемы анализа, которые будут адаптированы к условиям индивидуальной педагогической деятельности.


На основе предметного мониторинга учитель-предметник может:

формировать учебные группы;

выдавать рекомендации ученикам и их родителям по организации самостоятельной работы с учетом имеющихся пробелов в знаниях;

вносить временные или постоянные изменения в повседневную практику преподавания предмета с целью повышения его эффективности.

Методы контроля знаний учащихся разнообразны: формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ, материалы - тесты.

Современная действительность ставит перед школой новые, порой довольно сложные задачи. Обеспечение такого уровня знаний учащихся, которые соответствует требованиям образовательного стандарта – одна из проблем, к решению которой необходимо подходить комплексно и системно. С одной стороны, учитель обязан дать минимум знаний заложенном в программе, и для этого необходима отлаженная система контроля, позволяющая увидеть, как учащийся продвигается к уровню, обозначенному в стандарте. С другой стороны, учитель обязан учить всех детей: способных и не очень, гуманитариев или математиков. Сложность для учителя состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом, помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Этого можно достичь, реализуя индивидуальный подход в обучении на самых разных этапах: от знакомства с новым материалом до контроля за полученными знаниями. В педагогической теории индивидуальный подход имеет ряд преимуществ:

  • Подчёркивает необходимость систематического учёта не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ученика;
  • Индивидуальный подход нужен каждому;
  • Творческое развитие индивидуальности ученика

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация обучения на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приёмов преподавания, разнообразие видов и форм работы. При работе в одном классе детей с разным уровнем знаний и темпов усвоения материала возникает вопрос: как объективно оценить деятельность уч-ся, как выстроить систему контроля, которая будет давать достоверные оперативные сведения о степени продвижения каждого ученика в освоении изучаемого материала. При традиционной системе отметки не всегда оказываются объективными и в большинстве случаев позволяют оценить лишь факт знания или незнания какой-то части учебного материала, но не сформированности умений предусмотренных программой.

Технология диагностики предметной обученности учащихся

Диагностика обученности – это безотметочная оценка знаний и умений уч-ся на момент диагностирования, включающая в себя:

  • контроль;
  • проверку;
  • оценивание
  • накопление статистических данных и их анализ;
  • выявление их динамики;
  • прогнозирование результатов.

Технология системного диагностирования предметной обученности даёт возможность:

  • объективно судить о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной цели не только отдельного уч-ся, но и диагностируемого ученического коллектива, а также всего образовательного учреждения в целом;
  • определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно - развивающую работу с уч-ся (как коллективную, так и индивидуальную)
  • обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета
  • 0моделировать новые учебные технологии.

Этапы применения технологии системного диагностирования предметной обученности

1. Дифференцирование и системное структурирование навыков и умений по предмету и постановка учебных целей.

Анализ Стандарта основного общего образования и учебных программ по математике в части ЗУНов показал, что классифицированы на данный момент лишь знания и умения. Однако опыт показывает, что с целью объективного определения продуктивности учебного процесса необходимо дифференцировать умения и навыки.

Выделяются и классифицируются умения и навыки по следующей схеме:

  • Итоговые умения и навыки по окончанию обучения;
  • По окончании каждой ступени обучения
  • Промежуточные по учебным полугодиям и (или) четвертям, триместрам;
  • По окончанию изучения каждой темы.

Выделенные умения и навыки системно структурируются в таблицы.

Аналогично выделяются умения, которые будут формироваться в каждой четверти учебного года и при изучении каждой темы. В соответствии с выделенными умениями перед началом изучения темы учителем формируются учебные цели, которые должны достичь уч-ся к определённому сроку. Под целью понимается осознанное представление результатов деятельности необходимых для отработки учебных действий. Сформировав учебные цели изучения всей темы, следует определить задачи на каждый урок (определить микроцели) совокупность микроцелей выстраивает дидактическую траекторию достижения цели изучения темы.

2. Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической таблицы.

Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как полностью на одном уроке. Так и по частям на нескольких. Диагностическая работа не превращается в контрольную и не оценивается отметкой.

3. Проверка работ уч-ся и заполнение диагностической карты.

Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляется диагностическая карта.

Ф.И. уч-ся Тип ошибки Основные умения Оценка деятельности уч-ся
1 2 3 4 5 6 7 8
Антонов Г + + + +
Берснев. Д +
Гончарь К. + - - -
Кол-во выполнявших задание 10 10 10 10
Справившихся успешно 5 4 6 7
Допустивших ошибки 5 6 4 3
Обученность класса 50% 40% 60% 70%
Кол-во уч-ся, у которых умение сформировано 40% 25%
В стадии формирования 40% 50%
Не сформировано 20% 25%

При проверке работ

знаком - отмечается количество ошибок;

знаком умение сформировано;

знаком умение находится в стадии формирования;

знаком умение не сформировано.

Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах, а также делаются статистические выводы.

Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.

Системная диагностика предметной обученности даёт возможность учителю сравнивать умения уч-ся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с уч-ся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.

4. Анализ результатов диагностики.

Количественный анализ результатов отражён в диагностической карте – это подсчёт в % обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения. Под качественным анализом следует понимать выявление индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков у уч-ся. Сравнительный анализ диагностических карт, составленных в конце учебного года по итогам обучения, и начальной диагностики, проведённой в начале следующего года в одном и том же классе, позволяет выявить также степень прочности усвоения учебного материала. Содержание диагностической работы в начале учебного года можно не разрабатывать, а предложить работу, проводимую в конце предыдущего года. Сроки проведения начальной диагностики – первая неделя учебного года. Проводится она без предварительной подготовки уч-ся. Анализ результатов работы определит содержание работы с уч-ся во время, отведённое на повторение, которое будет целенаправленно использовано для коррекции необходимых при дальнейшем обучении умений.

5. Планирование и организация коррекционно-развивающей работы.

Завершает работу с картой вывод о последующей дифференцированной работе с уч-ся по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого уч-ся коррекционно-развивающей работе (вместо работы над ошибками). Анализ диагностических карт позволяет учителю спланировать развивающее-коррекционную работу (коррекция это средство, а развитие ребёнка – цель) и с помощью системы упражнений помочь каждому уч-ся достигнуть планируемых результатов обучения. Формы такой работы: индивидуальная (творческого характера или повышенной сложности у кого сформировано) и групповая (из анализа карты) в соответствии с допущенными ошибками. Проводить коррекционную работу можно в начале каждого урока в течение 5-10мин или посвятить целый урок.

6. Подбор и системное комплектование тренировочных упражнений и заданий

Читайте также: