Диагностика нарисуй себя в школе

Обновлено: 07.07.2024

Данная методика разработана А.М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5—9 лет.

Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура исследования

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, отвечать на все вопросы до того, как они начали рисовать.

Дети работают самостоятельно. Взрослый вмешивается только в том случае, если нарушается инструкция. Ценную дополнительную информацию дают наблюдения за поведением детей во время выполнения заданий, фикса-ция слишком быстрого или слишком медленного выполнения. При фронтальном проведении на выполнение всей методики уходит около урока.

Индивидуальное проведение обычно требует меньше времени (в среднем около 3 мин.). В целом такой вариант работы предпочтительней, поскольку позволяет фиксировать порядок рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания ребенка, его мимику, жесты, время, затрачиваемое им на каждый из рисунков. Кроме того, экспериментатор может побеседовать с ребенком сразу после того, как он закончил выполнение задания.

После завершения всей работы с ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о том, рисовать какой рисунок понравилось больше всего, а какой — меньше всего и почему? Какой рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже? Почему на одном рисунке мальчик (девочка) плохой, а на другом — хороший? Что можно рассказать о каждом из них? Кто — хороший или плохой мальчик/девочка — ему больше всего нравится? Кого бы он выбрал себе в друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда испытуемый предпочитает плохого ребенка). Каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить? Что он лучше всего умеет? А что не умеет? Чему хотел бы научиться? Как он думает, сможет ли он этому научиться? Что для этого требуется? и т.д. Здесь приведен лишь примерный перечень вопросов, который экспериментатор может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая.

Подобную беседу целесообразно проводить и в тех случаях, когда методика предъявлялась фронтально, но так как это происходит с определенной отсрочкой, необходимо перед беседой показать ребенку его работу и зафик-сировать те случаи, когда он высказывает желание что-либо изменить в рисунках, и его рассказ об этих изменениях. Причем важно именно собственное желание ребенка. Психолог не должен спрашивать его, хочет ли он что-то изменить в своем рисунке, или каким-либо другим путем наводить его на эту мысль. Если ребенок захочет нарисовать другие рисунки (один или все три), следует предоставить ему эту возможность.

Обработка результатов

Диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают (как в данном случае) человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Второй уровень предполагает анализ с точки зрения соответствия возрастным нормам. В случае резкого отличия рисунка от общевозрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск, например, отдельных деталей человеческого лица или фигуры с отставанием в развитии (что позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребенка) или это связано с определенными проблемами, страхами, конфликтами. Например, отсутствие кистей рук может свидетельствовать как о не-достаточном развитии, так и о низком уровне контактности, нарушениях в общении. Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уровень интерпретации — собственно проективный — следует проводить с особой осторожностью. Ряд авторов полагает, что при получении на первом и втором уровне показателей, свидетельствующих об органических поражениях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует переходить на третий уровень. Однако практика работы авторов методики показывает, что и такие дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому и здесь может быть применен анализ третьего уровня, однако делать это следует предельно осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая особое внимание на то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием.

Общая схема интерпретации результатов методики

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели, базирующиеся на методе прямого шкалирования.

4. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка); их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

Данная диагностика предназначена для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.

Методика проведения: каждому ребёнку даётся стандартный лист бумаги и цветные карандаши и просят нарисовать школу, время рисования неограниченно.

Оценить 366 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.

Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.

Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.

Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.

Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тест предназначен для детей 4–6 лет и направлен на выявление уровня самооценки ребенка.

Среднее время выполнения задания – 30–40 минут.

Необходимые материалы : стандартный лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша – черный, коричневый, красный и синий.

hello_html_m7b62407f.jpg


Инструкция . Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем мы его рисовать двумя карандашами – коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которого вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Со-всем плохой займет очень мало места Но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека.

После того как дети кончили рисовать, дается следующая инструкция. А теперь мы нарисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать мы их будем красным и синим карандашом. И чем лучше будет девочка или мальчик, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок.

Перед третьим рисунком дается такая инструкция. На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете нарисовать всеми четырьмя карандашами.

Схема обработки результатов.

Количество набранных баллов: 3–5 баллов – адекватное позитивное отношение к себе, больше – завышенная самооценка, меньше – заниженная самооценка, отрицательный результат (0 и меньше) – негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя.

Рисунок расположен в центре листа или чуть выше – 1 балл, рисунок очень большой, занимает практически весь лист – 2 балла, дополнительно к последнему еще и расположен анфас (лицом к нам) – 3 балла.

Рисуночная методика носит проективный характер, отражая эмоциональное отношение субъекта к изображаемому.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используют два вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение
ученика к школе;

2) содержательные характеристики, выявляющие отношение ученика к
учению.

К формальным характеристикам относятся следующие: а) цвет рисунка — темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как и использование неподражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому;

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка — при положительном
отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при
отрицательном — рисуется нарочито небрежно;

в) творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность
рисунка, свобода его композиции, наличие сюжета, его завершенность.
Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных
характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном
отношении к изображаемому.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изо­бражаемому, могут также выступать:

а) использование орнаментов и симметрических композиций для
выражения положительного отношения к изображаемому;

б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого
элемента предмета.

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьников к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т. е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного
рисунка на школьную тему, это свидетельствует о его положительном
отношении к учению.

3. Момент школьной жизни, отраженный в рисунке:

в) ситуация, внешне связанная со школой:

4. Отраженность содержания обучения:

а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными
предметами;

б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на
оценку.

Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Отраженность общения с другими субъектами:

б) со сверстниками;

в) изображен сам автор рисунка;

г) изображен учитель и ученики;

д) изображен любой ученик того же класса, но не автор рисунка.
Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка

могут быть интерпретированы различным образом в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, может свидетельствовать о его личностной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

В целом рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации учения младших школьников. Она носит проективный характер и помогает определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению уже известно. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

Проведение данной методики предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они могут применяться, начиная со 2-го полугодия 1 класса.

Методика предполагает определение того, какие предметы школь­ники считают для себя самыми интересными (так называемые ос­новные предметы — математика, чтение, русский — или остальные предметы). Методику можно проводить либо со всем классом одно­временно, либо индивидуально, с каждым учеником. Описание методики

Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов: математика, русский язык, чтение, .

Если основные школьные предметы (рус. яз., математика, чтение, окруж. мир, англ. яз.) стоят на верхних ступенях лесенки (I —IV), то отношение к ним определяется как положи­тельное, если они стоят на нижних ступенях лесенки (V—VIII) — как отрицательное.

Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой. Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку. Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них тебе нравится боль­ше всего? Возьми карточку с названием урока и положи ее ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек. Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положи эту карточку еще ниже. Теперь лесенка состоит из трех ступенек.

Понятно, как ее строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится.

Вверху на первой ступеньке должно быть название урока, кото­рый нравится тебе больше всего. Так ли это?

На нижней ступеньке лесенки должно быть название урока, который нравится тебе меньше всего. Так ли это?

Цель проведения: диагностика эмоционально ценностного отношения к себе и эмоциональной сферы в целом.

Для проведения исследования необходимо приготовить стандартный лист бумаги, сложенный пополам (1 – данные ребёнка; 2 – рисунок плохого ребёнка; 3 – рисунок хорошего ребёнка; 4 – автопортрет). И 6 карандашей: красный, синий, желтый, зелёный, черный, коричневый.

1. Анализ и сравнение плохого и хорошего ребенка.

Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребёнок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший - большого размера, тщательно.

2. Анализ автопортрета.

I. Автопортрет выполнен карандашами, что и хороший ребенок - высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.

II. Автопортрет выполнен карандашами, что и плохой ребенок, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.

III. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выпол­нен тщательно, в основном яркими карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цветом — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нра­виться взрослым, получить их одобрение.

3. Анализ параметров эмоциональной сферы.

1) Сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон если: рисунок начинается с изображения ног или ступней; фигура человека очень маленькая; рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней; в рисунке присутствуют облака симво­лизирующие тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью; у нарисованного человека покатые плечи; штриховка; отсутствуют основные деталей; преобладают темные, грязные тона (черный, ко­ричневый, лиловый, фиолетовый, серый).

2) О положительном эмоциональном фоне свидетельствуют вы­бор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минималь­ная штриховка. Некоторые исследователи [57] считают, что разме­щение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмо­ций (соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций). Однако, необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя — скорее всего, он достоверен только для правшей, т.е. для детей с ведущим левым полушарием.

3) Об эмоциональной напряженности может свидетельствовать: штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштри­хованные части являются источником негативных переживаний); штриховка, выходящая за контуры фигуры.

Стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не при­водящие к улучшению результата, также могут свидетельство­вать об эмоциональном напряжении ребенка, внутренних кон­фликтах, противоречивости чувств, в той или иной сфере, с ко­торой соотносится исправляемая деталь. Предпочтение красных тонов также свидетельствует об эмо­циональной напряженности.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигу­ры — показатель чрезмерно нагрузочных негативных пережива­ний, связанных с ними. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав ав­топортрет без рук и ступней. Если испытуемый рисует человека с очень длинными и муску­листыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым по­требность в компенсации физического несовершенства. Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, восприни­мающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего толь­ко глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней ос­торожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежела­ние общаться.

4) Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка: выполнение изображения короткими штрихами признак агрессивности представляющей со­бой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, в отношени­ях с людьми он подозрителен и недоверчив; наличие штриховки выходящей за контуры фигуры если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками ри­сования; изменчивый нажим карандаша указывает на не­уверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность; отсутствие изображения шеи; линия земли интер­претируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка).

Читайте также: