Диагностика моторики у детей начальной школы
Обновлено: 04.07.2024
отметить качество правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое
2. Исследование произвольного торможения движений
маршировать и, остановиться, внезапно по сигналу
отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу
3. Исследование статической координации движений
а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги
б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперёд. Время выполнения 5 секунд
отметить: свободно удерживает, позы или с напряжением, раскачивается, из стороны в сторону,балансирует туловищем, pyками, головой; сходит с места
или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза, и отказывается выполнять пробу
4. Исследование динамической координации движений
а)маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами
б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках
отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается
отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками;
становится на всю ступню
5. Исследование пространственной организации (по подражанию)
а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении,
через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа
б) то же выполнить слева
в) по словесной инструкции проделать эти же задания
отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей
руки, неуверенность выполнения
6. Исследование темпа
а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а но следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить
б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе
отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный
ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
Цель работы: определить уровень развития готовности руки к обучению письму.
Оборудование : карточки - образцы размером 8 х 14 см с изображенным на нем кругом диаметром 2,5 см.
Обследуют детей 7-8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображением на ней кругом диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести его по контуру, не отрывая руки.
1 балл – точное воспроизведение образца;
2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;
3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;
4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;
5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.
Достаточно выполнить хотя бы одно из 2 условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если ошибка составила 3 мм на ¼ длины окружности, он получает 5 баллов.
Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, т.е. легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.
Данное обследование повторяют через определенный промежуток времени, отмечая изменения в уровне развития руки.
Исследование координации движений руки при вырезании ребёнком
( мотометрический тест Н. И. Озерецкого )
Цель работы: определить уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними, необходимый для обучения в школе.
При наличии готовности к обучению в школе ребенок выполняет это задание не более чем за 1 мин и допускает не более двух неточностей (надрезов внешнего или внутреннего круга).
Результаты заносят в таблицу и повторяют обследование после проведения серии коррекционных занятий.
Изучение особенностей зрительно – моторной координации,
( тест Н. Л. Локаловой )
На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
Проверка уровня развития мелких и точных движений, используя задание
Данная диагностика проводится индивидуально. Перед диагностируемым кладут лист с заданием. Его задача состоит в том, чтобы внимательно выслушать задание и приступить к его выполнению. Все задания (таблица 1) выполняются простым карандашом.
Интерпретация результатов
Менее 16 баллов, что говорит о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Выбранная методика обследования моторных функций сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми нейропсихологическими методами, предложенными А. В. Семенович (6).
Методика носит тестовый характер, процедура её проведения и система оценки стандартизированы.
Методика состоит из двух серий. Первая серия содержит задания, на определение уровня кинестетического праксиса (3 задания). Вторая серия состоит из 4 заданий, позволяющих определить состояние кинетического (динамического) праксиса.
Методика позволяет провести обследование мелкой моторики рук с целью выявления качества и степени дифференцированных движений пальцев рук и возможность действий с предметами.
Серия 1. Кинестетический праксис.
Задания:
1. Праксис поз по зрительному образцу.
Ребёнку последовательно предлагаются различные позы пальцев (всего 8 проб), которые он должен воспроизвести(рис.1). Поочерёдно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребёнок свободно кладёт руку на стол.
Максимальный балл за 1 задание равен 24.
2. Праксис поз по кинестетическому образцу.
Максимальный балл за 2 задание также равен 24.
3. Перенос поз по кинестетическому образцу.
Образцы поз и условия те же. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки, а затем наоборот.
Максимальный балл за 3 задание соответствует 24.
Общий балл за 1 серию равен 72.
Серия 2. Кинетический (динамический) праксис
Два раза вы делаете задание вместе с ребёнком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе.
Максимальный балл равен 9.
Максимальный балл соответствует 1,5 б.
Максимальный балл за это задание также равен 1,5 б
4. Реципрокная координация рук.
Несколько раз вы делаете задание вместе с ребёнком, потом предлагаете ему сделать самому. Условия те же, что и в задании 1 серии 2.
1,5 балла – сохранная мелкая моторика (качественное и точное выполнение проб);
балл – легкая недостаточность;
0,5 баллов – моторика ограничена;
0 баллов – грубые нарушения или невозможность выполнения.
Максимальный балл соответствует 1,5.
Максимальный балл за 2 серию равен 13,5 б., за всю методику - 85,5 балла.
Таким образом, вся методика состоит из 62 проб.
При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, серию, раздел и методику в целом. Максимально успешный результат соответствует 85,5 баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение.
Если принять 85,5 баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 85,5.
Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности:
IV уровень – 100 – 80% (высокий);
III уровень – 79,9 – 65% (выше среднего);
II уровень – 64,9 – 50% (средний);
I уровень – 49,9% и ниже (низкий).
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук
Выбранная методика обследования моторных функций сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми нейропсихологическими методами, предложенными А.В.Семенович (6).
Методика носит тестовый характер, процедура её проведения и система оценки стандартизированы.
Методика состоит из двух серий. Первая серия содержит задания, на определение уровня кинестетического праксиса (3 задания). Вторая серия состоит из 4 заданий, позволяющих определить состояние кинетического (динамического) праксиса.
Методика позволяет провести обследование мелкой моторики рук с целью выявления качества и степени дифференцированных движений пальцев рук и возможность действий с предметами.
Серия 1. Кинестетический праксис
1. Праксис поз по зрительному образцу.
Ребёнку последовательно предлагаются различные позы пальцев (всего 8 проб), которые он должен воспроизвести(рис.1). Поочерёдно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребёнок свободно кладёт руку на стол.
Максимальный балл за 1 задание равен 24.
2. Праксис поз по кинестетическому образцу.
Максимальный балл за 2 задание также равен 24.
3. Перенос поз по кинестетическому образцу.
Образцы поз и условия те же. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки, а затем наоборот.
Максимальный балл за 3 задание соответствует 24.
Общий балл за 1 серию равен 72.
Серия 2. Кинетический (динамический) праксис
Два раза вы делаете задание вместе с ребёнком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе.
Максимальный балл равен 9.
Максимальный балл соответствует 1,5 б.
Максимальный балл за это задание также равен 1,5 б
4. Реципрокная координация рук.
Несколько раз вы делаете задание вместе с ребёнком, потом предлагаете ему сделать самому. Условия те же, что и в задании 1 серии 2.
Критерии оценки:
1,5 балла – сохранная мелкая моторика (качественное и точное выполнение проб);
балл – легкая недостаточность;
0,5 баллов – моторика ограничена;
0 баллов – грубые нарушения или невозможность выполнения.
Максимальный балл соответствует 1,5.
Максимальный балл за 2 серию равен 13,5 б., за всю методику - 85,5 балла.
Таким образом, вся методика состоит из 62 проб.
При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, серию, раздел и методику в целом. Максимально успешный результат соответствует 85,5 баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять 85,5 баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 85,5. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырёх уровней успешности:
IV уровень – 100 – 80% (высокий);
III уровень – 79,9 – 65% (выше среднего);
II уровень – 64,9 – 50% (средний);
I уровень – 49,9% и ниже (низкий).
Обработка и анализ результатов обследования моторных функций учащихся
Читайте также: