Диагностика короткова и нежнова в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: определить индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми возрастными нормами развития для своевременной коррекции построения образовательного процесса в группе ДОУ.

( Составлена на основе работы Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова

"Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах", 2014

Соотнесение мотивационно-содержательных характеристик деятельности

ребенка с целевыми ориентирами Стандарта*

Эффективно, охотно выполняет различную деятельность, сопряженную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения, активен во всем.

СХЕМА-МАТРИЦА

нормативной карты развития*

Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики

Интеллектуально-мотивационные характеристики деятельности

Направления развития

* Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова "Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах", 2014

** дополнена автором.

НОРМАТИВНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ

(трехуровневая модель развития ребенка дошкольного возраста или нормативы этапов качественных сдвигов, т.е. так обычно должен действовать ребенок в соответствии возраста)*

* Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова "Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах", 2014

ИНСТРУКЦИЯ

Как работать с нормативной картой развития*

Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально- групповая*.

Авторы считают, что воспитателю удобнее видеть сразу всю картину группы по каждой сфере инициативы (это позволяет избежать дополнительной работы по сведению оценок отдельных детей в общегрупповую картину).

Для удобства работы предлагается нормативная карта развития, которая разделена на 5 бланков - по сферам инициативы.

Данная карта предлагается в трех экземплярах на каждую возрастную группу, т.к. карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки (для уточнения воспитатель может обратиться к полному описанию, данному в таблице "Нормативная карта развития" ).

Карта заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности. Т.е. наблюдаем за самостоятельной деятельностью детей, а не поведением детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним).

Воспитателю предлагается не организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения, а использовать для оценки те сведения, которые уже есть в его сознании, которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений, т.е. тот "образ" ребенка, который уже сложился.

Первый раз заполнять карту предлагается по прошествии первого месяца учебного года, т.к. этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка, но не в адаптационный период.

Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца.

Третий раз - в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту в любой возрастной группе, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки*:

- "обычно" (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

- "изредка" (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

- "нет" (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Предлагается маркировки использовать с учетом представленных на бланке описаний разных уровней-качеств инициативы следующим образом.

Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка "обычно".Метка "обычно" проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.

В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет метки "изредка" и "нет".Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз, или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

Оценивается качественный показатель сферы инициативы (уровень качества), а не количественный, т.е. частота появления по сравнению с другими сферами инициативы.

Мы не сравниваем, чем ребенок занят больше игрой или рисование, нам важно как он может играть самостоятельно и в коллективе, как он рисует, может ли отобразить и закончить задуманное (конечно в соответствии с возрастными возможностями).

Конфигурация отметок против фамилии ребенка в заполненной карте может выглядеть примерно так*:

нет - обычно - изредка;

изредка - обычно - изредка;

нет - обычно - нет;

обычно - изредка - нет; и т.п.

ВАЖНО! Если при заполнении карты педагог испытывает искушение поставить отметку "обычно" сразу в двух или трех столбцах, или поставить отметки "изредка" и "нет" во всех трех столбцах, не ставя совсем отметку "обычно", это означает, что относительно данного ребенка у него не возник определенный образ и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности.

- Пригласить специалиста (педагога-психолога или учителя-дефектолога), если есть такая возможность.

- Если такой возможности нет, то воспользоваться целевыми ориентирами образования в раннем возрасте (ФГОС ДО п.4.6.), которые можно представить как нулевой уровень. (См. таблицу с целевыми ориентирами раннего возраста).

В итоге заполнения карты развития появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.

Заполнив карту, нужно ориентируется, прежде всего, на отметку "обычно". Линия этой отметки (проведенная по всей группе) означает наличный уровень развития отдельных детей и всей группы.

Если эта линия попадает в соответствующий возрасту группы нормативный возрастной диапазон, значит дела обстоят благополучно, и можно продолжать использовать выбранную ранее тактику организации образовательного процесса.

Если основная часть детей по отметке "обычно" оказывается в предшествующем нормативном возрастном диапазоне (по одной или нескольким сферам инициативы), то следует пересмотреть тактику организации образовательного процесса.

Подбирая более адекватную тактику, следует обратить внимание на два существенных условия, изъяны в которых могут тормозить продвижение детей:

1) характер и мера собственного участия взрослого в совместной деятельности с детьми, в процессе которой он демонстрирует образцы данного вида культурной практики,

2) предметное наполнение среды, создающее стимул и опору для обращения детей к данному виду культурной практики.

ПРОБЛЕМА ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

И так, по результатам заполнения карты развития можно легко определить отдельных детей, нуждающихся в особой индивидуальной работе с ними (не дотягивающих до норматива по одной или нескольким сферам развития). Определив по карте в общем виде сферу отставания для такого ребенка, необходимо обратиться к специалистам (психологу, логопеду, дефектологу), которые на основе специальных диагностических процедур могут выявить тонкие причины отставания ребенка и помогут составить программу индивидуальной работы с ним.

В целом, использование нормативной карты развития позволяет гибко проектировать образовательный процесс, расширяя или усложняя содержание культурной практики детей, которая соотносится с той или иной сферой инициативы.

Итоговый срез в конце года свидетельствует о степени эффективности образовательного процесса и может служить поучительным уроком для рефлексии (взгляда на свою работу в течение года и фиксации удачных и неудовлетворительных моментов в ней, не давших должного результата, т.е. должны быть проанализированы и отражены в "Аналитическом отчете за год").

Преимущества данной нормативной карты развития:

- карта позволяет наглядно определить место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития - во всем возрастном диапазоне (увидеть отставание и опережение);

- выделяет основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам);

- позволяет непосредственно выходить на проектирование образовательного процесса (т.к. настроена на используемые в детском саду традиционные виды детской культурной практики, а не на отдельные искусственные упражнения).

* Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова "Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах", 2014

Для лучшего понимания, как работать с картой развития, приведем пример конкретного ее заполнения (на примере таблицы 3).

Оценивались дети средней группы детского сада, в возрасте от 4лет 4мес. до 5лет Змес; оценка проводилась в середине учебного года (январь).

Нормативные карты развития детей средней группы

Дата заполнения_январь 2015г.__ (промежуточный этап)

Вывод: индивидуально-групповая картина развития по сфере инициативы как целеполагание и волевое усилие:

- По отметкам "обычно" почти половина группы обнаруживает благополучные позиции, попадая или в соответствующий возрасту нормативный диапазон (второй уровень - второй столбец), или даже обнаруживая характеристики более высокого уровня (1 ребенок - на третьем уровне, это как раз ребенку чуть более 5-ти лет);

- последовательность отметок "нет - обычно - нет" свидетельствует об очень стабильной позиции ребенка на данном уровне;

- последовательность отметок "нет - обычно - изредка" свидетельствует о том, что ребенок уже начал осваивать более высокий уровень.

- дети, для которых отметки "обычно" попали в первый столбец, но за ними следует отметка "изредка" во втором столбце, не должны вызывать беспокойства, они уже на пути к следующему уровню, им нужно лишь расширить данную сферу практики.

Тревогу в данной ситуации должен вызывать лишь ребенок (Ваня), получивший последовательность отметок "обычно - нет - нет". Это означает, что он прочно застрял на предшествующем уровне и нуждается в особом внимании

(ЕСЛИ ЕГО ОТМЕТКИ И В ДРУГИХ СФЕРАХ ТАКОВЫ, НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К СПЕЦИАЛИСТАМ).

ИНСТРУКЦИЯ заполнения

карты психологического фона развития детей*

Назначение данной карты - помочь воспитателю контролировать психологический фон развития ребенка. В ее основу положены представления Э.Эриксона, согласно которым в дошкольном возрасте помимо формирования у ребенка инициативности происходит процесс своего рода "подтверждения" тех субъектных психологических образований, которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза: базисного доверия (открытости) к миру и к себе и самостоятельности. Это "подтверждение" (или не подтверждение) указанных образований определяется тем, насколько успешно и самостоятельно ребенок справляется с кругом тех бытовых, социальных и личностных задач, которые составляют функциональный фон его жизнедеятельности. Предлагаемая Н.А.Котротковой и П.Г.Нежновым карта содержит перечень основных позиций, позволяющий воспитателю систематически удерживать в поле внимания этот процесс.

К числу таких позиций отнесли: решение бытовых задач (самообслуживание); осуществление контактов со взрослыми; осуществление контактов со сверстниками; поддержание положительного отношения к себе.

Указанные стороны жизнедеятельности ребенка отвечают важнейшим человеческим потребностям - в физическом комфорте, безопасности, сопричастности к жизни группы, душевной близости, уважении и самоуважении (см. А.Маслоу)*.

В случае, если какие-то из названных задач остаются нерешенными, это создает предпосылки неудовлетворенности и, возможно, невротизации ребенка, что нарушает нормальный ход его жизнедеятельности и развития. Поэтому контроль над этими процессами может рассматриваться как осуществление психопрофилактической функции.

Карта психологического фона развития оформлена в виде рабочей матрицы, где вертикаль задает совокупность позиций и показателей, а горизонталь - фамилии и имена детей.

Татьяна Зайцева
Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.

Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.

Внедряем познавательно-исследовательскую технологию Н. А. Коротковой.

Сегодня одним из главных направлений в системе образования является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где необходимо проявлять исследовательское поведение. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В работе анализируются основные подходы к пониманию исследовательского поведения и экспериментирования в исследованиях по педагогике и психологии. под исследовательской деятельностью понимается: 1) активность ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, по мнению автора, познавательно-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников.


1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;


2) коллекционирование (классификационная работа);


3) путешествие по карте;


Развивающие функции:

-развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

-освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

-перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

-развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

-расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Таким образом, в процесс познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста можно ввести любое содержание, входящее в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций (камней, марок, вкладышей и т. п.). Каждый из обозначенных культурно-смысловых контекстов, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи, по преимуществу это:

— опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

— коллекционирование (классификация) — освоение родовидовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

- путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);

Таким образом, используя технологию Н. А. Коротковой,

дети через познавательно-исследовательскую деятельность всех смысловых контекстов, которые предлагает автор, постигают устройства вещей,

связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.


Проект-познавательно игровой

Проект-познавательно игровой Тот, кто с солнышком встаёт, Делает зарядку, Чистит зубы по утрам И играет в прятки,- Тот спортивный человек, И вполне весёлый. Постарайся.

Трудовая деятельность дошкольников в природе через исследовательскую деятельность Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи:.

Короткое напоминание об устройстве инструмента. Карта развития.

Интеллектуальные и мотивационно-динамические характеристики деятельности

Сферы инициативы


Проецирование подходящего сочетания культурных практик


Очевидно, что наиболее однородна картина на границах дошкольного детства: подавляющее большинство детей младших и подготовительных к школе групп попадают в крайние столбцы схемы-матрицы.

Анализируя статистику

"Нормальная", "продвинутая" и "западающая" сферы инициативы.

Профиль группы как отправная точка для сочетания культурных практик.

Варианты "западающих" сфер инициативы.

Варианты организации работы на примере частых сочетаний

Два примера работы со старшими группами детского сада.

Пример 1.


Картина старшей группы № 1 через полугодие имела следующий вид.


Пример 2.







Результаты.

[1] См.: Короткова Н.А., Нежное П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольни­ков. - Ребёнок в детском саду. - 2005. - № 3,4.

[2] Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2007.

[3] Выготский Л.С. Общие вопросы дефектологии // Собр. соч. Т. 5,1983.


«П. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития.

Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Педагогический контроль физического воспитания дошкольников


Пояснительная записка

Нормативная карта возрастного развития дошкольников, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов


Пояснительная записка

Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития

Диагностический инструментарий для выявление профессиональной компетентности педагогов

Читайте также: