Диагностика комаровой по нетрадиционному рисованию в доу

Обновлено: 01.05.2024

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.

2. Передача формы:

· Форма передана точно.

· Есть незначительные искажения.

3. Строение предмета:

· Части расположены верно.

· Есть незначительные искажения.

· Части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

· Пропорции предмета соблюдены.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

a) Расположение изображений на листе.

· На полосе листа.

· Не продумана, носит случайный характер.

b) Соотношение по величине разных изображений, составляющих картину.

· Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов.

· Есть незначительные искажения.

· Пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Передача движения:

· Движение передано достаточно точно.

· Движение передано неопределенно, неумело.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставилась на занятии или вытекает из темы занятия.

a) Цветовое решение изображения.

· Передан реальный цвет предметов.

· Есть отступления от реальной окраски.

· Цвет предметов передан неверно.

б) Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

· Многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого.

· Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно.

· Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Критерии и показатели для оценки проявления творчества в детском рисунке:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла, 2-й – 2 балла, 3-й – 1 балл.

· форма передана точно – 3 балла;

· есть незначительные изменения – 2 балла;

· искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.

Обработка результатов диагностики

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, т.е. составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему (табл.2). Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части, т.е. общее количество детей разделить на три подгруппы (по числу набранных баллов). Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных баллов). Можно составить сводную таблицу (табл.1), в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю

Итого баллов по критериям

Возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов (от высшего числа к низшему)

Наивысшее число баллов

Низшее число баллов

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.

Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.

Анализ продукта деятельности

Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:

1. Предметное рисование

А) форма передана точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл

А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В)строение передано не точно– 1 балл

А) пропорции переданы точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла

В) пропорции не верны (значительные искажения)– 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла

Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла

В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл

2. Сюжетное рисование

Расположение на листе

А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла

Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла

В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл

А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла

Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла

В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл

А) движение передано достаточно четко – 3 балла

Б) движение передано неопределенно – 2 балла

В) изображение статичное – 1 балл

Соотношение предметов по величине

А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла

Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла

В)Предметы не имеют связей– 1 балл

А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре)с верным их расположением – 3 балла

Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла

В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл

3. Декоративное рисование

Композиция в составлении узора

А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла

Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла

В) композиция не верна – 1 балл

А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла

Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла

В) не владеет кистью – 1 балл

Правильность исполнения элементов

А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла

Б) некоторые элементы не удались – 2 балла

В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла

Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 2 балла

В) цвет не соответствует действительному – 1 балл

Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов - 39, минимальное – 13.

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии

Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:

А) характер линии

1)слитная – 3 балла

2) прерывистая – 2 балла

3) дрожащая (жесткая, грубая)-1 балл

1) средний-3 балла

2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла

3) слабый (иногда еле видный)-1балл

В) Раскрашивание (размах)

1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла

2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла

3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла

Г) регуляция силы нажима

1) регулируется сила нажима – 3 балла

2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла

3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл

2. Регуляция деятельности

А) Отношение к оценке взрослого

2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла

3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)- 1 балл

Б) Оценка ребенком созданного им изображения

1)адекватна – 3 балла

2) неадекватна – 2 балла

3) отсутствует – 1балл

3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться

А) к предложенному заданию

Б) к процессу деятельности

В) к продукту собственной деятельности

3. Уровень самостоятельности

1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами

2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко

3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

4. Творчество

1) самостоятельность замысла

2) Оригинальность изображения

3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Карта анализа НОД. Предлагаю вашему вниманию карту анализа непосредственно образовательной деятельности, которую я использую в своей практике. КАРТА АНАЛИЗА.

Критерии оценивания центров речевого развития детей в рамках смотра-конкурса ПОКАЗАТЕЛИ СМОТРА - КОНКУРСА Центров речевого развития детей Предлагаю Вашему вниманию показатели смотра - конкурса центров речевого развития.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека диагностик художественно-творческого развития детей в детском саду.

Подготовила: воспитатель

МДОУ № 28 Сабаева М.А.

Диагностика художественно-творческого развития детей в детском саду.

Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству.

Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога - научиться по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту внутреннюю работу. Ведь именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому следует обращаться к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З.Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

1. Средства выразительности:

а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

III. Аппликация.

1. Средства выразительности:

а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения:

( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать;

б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

З. Содержание аппликации ( предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

4. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. художественный образ.

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.

Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.

Анализ продукта деятельности

Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:

А) форма передана точно – 15-20 баллов

Б) есть незначительные искажения – 10-15 баллов

В) искажения значительные, форма не удалась – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

А) правильно нарисованы все части предмета – 15-20 баллов

Б) есть незначительные искажения – 10-15 баллов

В)строение передано не точно – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

А) пропорции переданы точно – 15-20 баллов

Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 10-15 баллов

В) пропорции не верны (значительные искажения )– 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

Решение в цвете

А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 15-20 баллов

Б) цвета переданы правильно, но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 10-15 баллов

В) цвета не соответствуют предметам, ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

Расположение на листе

А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 15-20 баллов

Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 10-15 баллов

В) предметы расположены на листе хаотично – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 15-20 баллов

Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 10-15 баллов

В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

А) движение передано достаточно четко – 15-20 баллов

Б) движение передано неопределенно – 10-15 баллов

В) изображение статичное – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

Соотношение предметов по величине

А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 15-20 баллов

Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 10-15 баллов

В)Предметы не имеют связей– 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре) с верным их расположением – 15-20 баллов

Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 10-15 баллов

В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

Композиция в составлении узора

А) композиция равновесна и гармонична – 15-20 баллов

Б)Есть недочеты в композиции узора– 10-15 баллов

В) композиция не верна – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

А) ребенок свободно владеет кистью – 15-20 баллов

Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 10-15 баллов

В) не владеет кистью – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

Правильность исполнения элементов

А) все элементы росписи изображены в целом верно – 15-20 баллов

Б) некоторые элементы не удались – 10-15 баллов

В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

Решение в цвете

А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 15-20 баллов

Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 10-15 баллов

В) цвет не соответствует действительному – 5-10 баллов

Г) неверное исполнение работы – 0-5 баллов

Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов - 260, минимальное – 0.

Анализ процесса деятельности

Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:

А) характер линии

1)слитная – 15-20 баллов

2) прерывистая – 10-15 баллов

3) дрожащая (жесткая, грубая) – 5-10 баллов

1) средний – 15-20 баллов

2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу – 10-15 баллов

3) слабый (иногда еле видный) – 5-10 баллов

В) Раскрашивание (размах)

1) мелкими штрихами, не выходящими за предел контура – 15-20 баллов

2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура – 10-15 баллов

3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура – 5-10 баллов

Г) регуляция силы нажима

1) регулируется сила нажима – 15-20 баллов

2) не всегда регулируется сила нажима и размах – 10-15 баллов

3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 5-10 баллов

А) Отношение к оценке взрослого

2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) – 10-15 баллов

3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) – 5-10 баллов

Б) Оценка ребенком созданного им изображения

1) адекватна – 15-20 баллов

2) неадекватна – 10-15 баллов

3) отсутствует – 5-10 баллов

  1. Эмоциональное отношение к деятельности(насколько ярко (сильно, средне, безразлично)ребенок относиться

А) к предложенному заданию

1) сильно – 15-20 баллов

2) средне – 10-15 баллов

3) безразлично – 5-10 баллов

Б) к процессу деятельности

1) сильно – 15-20 баллов

2) средне – 10-15 баллов

3) безразлично – 5-10 балов

В) к продукту собственной деятельности

1) сильно – 15-20 баллов

2) средне – 10-15 баллов

3) безразлично – 5-10 баллов

1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами – 15-20 баллов

2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко – 10-15 баллов

3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 5-10 баллов

1) самостоятельность замысла – 15-20 баллов

2) Оригинальность изображения – 10-15 баллов

3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла – 5-10 баллов

Читайте также: