Диагностика готовности к школе спб

Обновлено: 02.07.2024

Позволяет оценить степень психологической готовности ребенка к поступлению в первый класс, помогает определить оптимальную стратегию обучения.

Диагностика психологической готовности к школе дает ответы на вопросы:

  • Готов ли ребенок этой осенью пойти в первый класс или стоит подождать еще год?
  • Поступление в школу запланировано на следующий год: чем стоит заняться в течении этого времени, как и к чему готовить ребенка?
  • Какую программу начального образования выбрать — гимназическую или общеобразовательную?

В школе к ребенку предъявляются новые требования, которых не было в дошкольном детстве. Чтобы чувствовать себя уверенно, с удовольствием и успешно выполнять роль ученика, ребенку нужно накопить порядочный запас умений. Как это ни удивительно, но читать и считать уметь вовсе необязательно, этому как раз успешно учат в первом классе. Для психологической готовности важны другие показатели.

При решении вопроса о поступлении ребенка в первый класс важно обратить внимание на следующие моменты:

  • интеллектуальное развитие – прежде всего это внимание, особенности памяти и уровень развития разных компонентов мышления,
  • эмоциональное состояние – тревожность, ожидания и опасения связанные со школой, общий эмоциональный фон,
  • особенности общения со взрослым – умение выполнять инструкции, самостоятельно регулировать свое поведение.

Все эти особенности выявляются в диагностическом тестировании. По результатам диагностики проводится встреча с родителями, где подробно обсуждаются полученные данные, даются рекомендации, обсуждаются пути дальнейшего развития.

Возраст: 6-7 лет, тестирование может проводиться в течение года перед планируемым поступлением в 1 класс.

Исследование состоит из 2 встреч:

  • 1-я встреча 90 мин – непосредственная диагностика ребенка
  • 2-я встреча 60 мин – беседа с родителями по результатам диагностики, письменное заключение

Компоненты готовности к школе

Диагностика уровня развития ребёнка

Данный вид диагностики проводится для детей от 1 года до 5 лет.

Психологическая диагностика позволяет выявить уровень актуального развития ребенка. Развит ли в соответствии с возрастом или отстает по некоторым характеристикам.

Чтобы узнать, готов ли ребенок к обучению в школе, проводится специальное тестирование. Его можно пройти перед посещением школьной комиссии, чтобы успеть скорректировать слабые стороны развития ребенка, если такие будут выявлены.

Кроме того, тестирование на готовность к школе помогает родителям получить информацию об общем уровне развития ребенка. При тестировании заключение пишет психолог, а при неоднозначных ситуациях собирается консилиум из специалистов, в который могут входить логопед, нейропсихолог и коррекционный педагог (дефектолог). В случае, если у ребенка выявляются серьезные органические поражения мозга или нервной системы, будет рекомендовано обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и искать соответствующее учебное заведение, ориентированное на спецобучение.

Тестирование на готовность к школе

Тестирование на готовность к школе может ответить на следующие вопросы:

  1. Следует ли отдавать ребенка в школу в этом году или подождать еще год? Это актуально для детей, которым на момент 1 сентября не будет полных 7 лет
  2. Справится ли ребенок с общеобразовательной программой или необходимо искать специализированные адаптивные варианты?
  3. На что следует обратить внимание, чтобы подготовить ребенка к школе и облегчить его адаптацию? Это могут быть проблемы с вниманием, усидчивостью, незнание простых геометрических форм, цветов, неумение правильно держать ручку или кисточку для рисования и многое другое.

Диагностика может проводиться непосредственно в учебном заведении или в коммерческом психологическом центре, но всегда заключение пишет специалист психолог. Для определения уровня готовности к школе используются специально разработанные методики по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Единый протокол и использование одинаковых тестов гарантируют объективность обследования и полученных результатов даже в том случае, если возникают сомнения в профессионализме психолога, проводящего тестирование.

Тестируются следующие функции:

  • Эмоциональная – умение контролировать свое поведение и эмоциональные реакции, развитость волевых процессов.
  • Социально-коммуникативная – умение строить отношения с людьми из различных возрастных групп, своевременно занимать лидирующую или подчиняющуюся позицию, способность к самопрезентации.
  • Психологическая – уровень познавательной активности, развитие мыслительных и речевых операций, когнитивных процессов. Также сюда относится ориентация в бытовых аспектах, понимание окружающего мира, наличие определенной мотивации к обучению.

Примеры методик, применяемых при тестировании готовности к школе:

В государственных учреждениях, как правило, протокол тестирования единый. В коммерческих центрах, в том числе в нашем, психолог может использовать эти же методики или заменить их на аналогичные, в зависимости от задач, которые озвучил и согласовал с ним родитель. Также специалист при тестировании добавляет или убирает какие-либо диагностические инструменты.

Минимальное время диагностики составляет один час, но тестирование может протекать и дольше. Время увеличивается, если поставлены специфические индивидуальные задачи или необходимо участие смежных специалистов. Кроме того, на длительность обследования может влиять скорость работы самого ребенка и его внутренний настрой.

Какие вопросы помогает решать психолог детям?

Улучшение эмоционального состояния (перепады настроения, истерики, и пр.)

Снижение агрессивности, выражение злости без причинения вреда окружающим

Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах

Повышение школьной успеваемости

Решение проблем в общении с детьми и взрослыми

Переживание кризисных ситуаций (развод родителей, рождение братика или сестренки, смерть близкого и т.п.)

Преодоление страхов и чрезмерной тревожности

Какие вопросы помогает решать психолог детям?

Стоимость одной консультации психолога для ребенка:

в течение 1 часа: 3 000 рублей
в течение 1,5 часов: 3 500 рублей

Расписание психологов:
Алла Иванова (детский, взрослый психолог) — Среда, пятница
Лиза Вахромеева (подростковый психолог, взрослый психолог) — Воскресенье

Какие вопросы помогает решать психолог взрослым?

Помогает найти ответ на вопрос — "Хороший ли я родитель?"

Контролировать личное эмоциональное состояние и поведение

Помогает улучшить взаимодействие с внешним миром — выстраивание отношений со школой

Помогает справляться с родительскими проблемами воспитания детей любого возраста

Какие вопросы помогает решать психолог взрослым?

Стоимость одной консультации психолога для взрослого:

в течение 1 часа: 3 500 рублей
в течение 1,5 часов: 4 000 рублей

Ведущий психолог АРТ Личности

Алла Иванова

Ведущий детский и подростковый психолог, тренер

Образование: Педагогический Университет им. А.И. Герцена, специальность – психолог, преподаватель. Специализация: консультирование детей и взрослых (группы раннего развития, детский сад, семейное консультирование, разработка и проведение тренингов). В том числе, опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. Разработка авторской методики развития и диагностики подготовки к школе. Стаж: более 10 лет.

Поэтому на консультациях я всегда стараюсь помочь и подсказать родителям, как лучше поступить, какие инструменты применить.

Подростковый психолог

Елизавета Вахромеева

Психолог, Наставник по Soft Skills

Психолог. Создатель авторской методики развития soft skills. Специализация — индивидуальные/групповые консультации с подростками.

Отзывы

Анастасия, мама Дарьи, 12 лет

Спасибо-спасибо-спасибо! Меня очень волновало, что моя дочь часто плачет по пустякам, переживает из-за любой мелочи. Каждый день по любому поводу! Вы помогли разобраться. Теперь перепады настроения не так часто Дашеньку мучают. Она даже научилась себя сама успокаивать!

Елена Александровна, мама Дмитрия, 16 лет

Катерина, благодарю вас. Наши проблемы в прошлом. Мой сын теперь слышит меня, а я его лучше понимаю. Его увлеченность компьютером теперь не мешает занятиям в школе.

Наталья, мама Василисы, 9 лет

Надежда, мама Кирилла, 11 лет

Спасибо Алле!))) Мы теперь всё успеваем, остаётся время и погулять, и в кино сходить! Это удивительно, как всё просто…)

Елена, мама Насти, 9 лет.

Каждый ребенок индивидуален. Для одного будет полезнее оказаться в школе пораньше, для другого - попозже. Чтобы выяснить, готов ли Ваш ребенок к школе, лучше всего обратиться к психологу. Специалист проведет несколько тестов с малышом, которые помогут выявить степень его готовности к школе.

Готовность ребенка к школе определяется по трем аспектам, которые взаимосвязаны между собой. Это физическая, интеллектуальная и личностная готовность.

Физическая готовность к школе определяется в ходе медосмотра. Ребенка осматривает не только терапевт, но и врачи-специалисты. Результаты медицинского осмотра заносятся в амбулаторную карту ребенка. Никто не говорит, что ребенок должен быть абсолютно здоровым. Однако по результатам осмотра врач может предложить и повременить со школой, если имеются проблемы со здоровьем, которые могут помешать нормальному обучению ребенка в школе (или усугубиться из-за школы).

Под интеллектуальной готовностью к школе подразумевают достаточный уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия и речи. Когда познавательные процессы ребенка недостаточно развиты, обучение в школе будет представлять для него трудности, ведь требования, предъявляемые к ученикам в школе, основаны на предпосылке, что у всех учеников познавательные способности развиты на нормальном для их возраста уровне.

В ходе диагностики психолог проводит специальные тесты, которые позволяют выяснить, как у ребенка развиты:

  • кратковременная слуховая и смысловая память
  • словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (к школьному возрасту мышление у ребенка должно быть представлено во всех трех формах)
  • речь (фонематический слух, словарный запас, грамматический строй, связная речь)
  • координация движений
  • мелкая моторика рук
  • произвольное внимание
  • пространственная ориентация.

Также проверяют элементарные математические навыки, общую осведомленность ребенка об окружающем мире и умение действовать по инструкции.

Наконец, под личностной готовностью подразумевают школьную мотивацию. Главный критерий — это наличие у ребенка выраженного интереса к обучению и знаниям.

Еще личностная готовность включает в себя то, насколько ребенок ориентируется в окружающем мире, уровень его самостоятельности, активности и инициативы, умение устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми, потребность ребенка в общении. Все это выясняется в ходе беседы.
Обычно длительность беседы с ребенком не превышает получаса.

А августе, можно будет провести повторную диагностику, чтобы окончательно решить, готов ли ребенок идти в школу в этом году.

Читайте также: