Диагностика готовности к школе детей с нарушением зрения
Обновлено: 05.07.2024
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Объект исследования – мотивационная готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования – особенности мотивационной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению
Цель исследования: выявить особенности формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза: мы предположили, что содержание и организация диагностической работы по оценке готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению, будет наиболее полной и правильной , при разработке необходимого инструментария , для диагностического обследования.
Мы предположили, что реализация методик и диагностики поможет стать средством формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения.
В соответствии с целью и гипотезой был определен круг задач:
1. Теоретическое обоснование понятия и структуры готовности ребенка к школьному обучению
2. Подбор диагностических методик по оценке мотивационной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению
3. Организация и методика проведения работы, по выявлению мотивационной готовности детей с нарушением зрения
4. Разработка содержания и организация проведения работы по подготовке мотивационной готовности.
На основании вышеизложенного, было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
. Констатирующий эксперимент-выявление у дошкольников с нарушением зрения уровня мотивационной готовности к школьному обучению
. Формирующий эксперимент - разработка программы коррекции выявленных у детей с нарушением зрения , низкой мотивационно готовности
. Контрольный эксперимент - итоговый анализ эксперимента.
В ходе изучения мотивационной готовности, к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами были использованы следующие методики: мотивационная готовность ребёнка к школьному обучению с нарушением зрения, преобладание определенного мотива, проективный рисунок-тест. По результатам исследования большинство детей изучаемой группы (10 детей) показали средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению.
Он характеризуется доминированием мотивов, относящихся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочные мотивы. Дети имеют несколько ограниченное представление о деятельности школьников и учителя. Другие дети проявляют стремление обучаться в школе, мотивируя желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника сформирована не до конца. Низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению отмечен у 2 детей, высокий уровень не был отмечен у 8. На основании полученных результатов нами разработано содержание комплекса коррекционно-развивающих занятий по формированию мотивационной готовности к обучению, включающее этапы, цели, задачи, примерное содержание, которое адаптировано с учётом специфики нарушения детей изучаемой группы, а также методы, формы, приёмы работы. (Таблица 1.1.)Таким образом, на основе данных проведенного экспериментального изучения, можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения испытывают трудности в области мотивационной готовности к обучению в школе
Этапы формирования мотивационной подготовленности
Основные направления реализации мероприятия
Материалы и средства реализации мероприятия
1.формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2.формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3.формирование опыта учебной деятельности .
II этап- основной
Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
1.Народная игра для воспитания сосредоточенности(подробное описание Приложение1.)
Познавательная игра для развития самоконтроля
Упражнение для воспитания произвольности движения
III этап- заключительный
Игры, на подведение итогов
Пословицы о школе и учёбе.
Загадки о школе.
1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 224 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008. - 400 с.
3.Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст)// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - с. 351-357.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
6. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе// Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца, А.К. Марковой. - М.: Знание, 2007. - с. 250-257.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 448 с.
Читайте также: