Диагностика эмоционально волевой сферы в доу

Обновлено: 05.07.2024

2 План работы круглого стола: Вступление: Методы психологии. Классификация психологических методик. 3.Эмоции. Виды эмоций. 4.Волевые качества личности. 5.Формирование произвольной сферы дошкольника. 6.Интегративные качества ребенка, выпускника детского сада. Из опыта работы: Методы диагностики эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Презентация руководителя Лаборатории психолого- педагогического сопровождения ФГТ и ФГОС Климовой И. Разное.

3 Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А.Сухомлинский

4 Метод - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный, нормативный способ осуществления научного исследования. Путь исследований, вытекающий из общих теоретических представлений о существовании изучаемого объекта. Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые далее для выработки практических рекомендаций. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

5 Методы психологии: наблюдение; лабораторный и естественный эксперимент; исследование продуктов деятельности; биографический метод; психологическое моделирование; сравнительно-генетический метод анкетирование и тестирование;

6 МЕТОДИКА - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании – методика- способы исследования и изложения материала. Классификация психодиагностических методик Формализованные методики : Тесты Опросники Проективные техники Психофизиологические методики Малоформализованные методики : Метод наблюдения Беседа Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)

7 Психометрические требования к построению и проверке методик : Стандартизация Надежность Валидность

8 В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию детей, а развитию эмоций уделяется недостаточное внимание. Однако только согласованное функционирование эмоций и интеллекта может обеспечить ребенку успешное выполнение деятельности. Дети слабо управляют чувствами, эгоцентричны, что осложняет их общение с окружающими. Поэтому так важна работа по развитию эмоций дошкольников.

11 Последовательность появления эмоций и чувств у детей раннего дошкольного возраста (П. Янг).

12 Уровни базовой аффективной регуляции Оценка сформированности системы базовой аффективной регуляции должна быть проведена в соответствии с ее четырехуровневым строением : уровень аффективной пластичности ( полевой реактивности ); уровень аффективных стереотипов ; уровень аффективной экспансии ; уровень эмоциональной регуляции. ( Четырехуровневая система базовой аффективной регуляции приводится по работам О. С. Никольской и ее школы )

13 Учитывая, что аффективно - эмоциональная сфера и лежащая в ее основе аффективная регуляция входят как компонент в любую деятельность ребенка, в том числе и познавательную, следует признать, что результаты и качество выполнения любой методики могут быть проанализированы с точки зрения сформированности системы базовой аффективной регуляции, гипо - или гиперфункционирования каждого из уровней аффективной регуляции.

16 На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. В психологии наиболее распространённая точка зрения состоит в том, что воля это высшая форма произвольного поведения, а именно волевое действие это действие в условиях преодоления препятствий при наличии трудностей (В. А. Аснин, Г. С. Костюк, В. К. Котырло, Я. З. Неверович, В. И. Селиванов и др.).

22 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Такая оценка может быть произведена на следующих уровнях : произвольная регуляция сенсомоторной ( двигательной ) активности ; произвольная регуляция ( произвольность ) психических процессов и функций ; сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом.

23 Произвольная регуляция сенсомоторной ( двигательной ) активности Естественно, что оценка сформированности произвольной регуляции движений опирается на закономерности и показатели нормативного развития двигательной активности ребенка в онтогенезе

26 ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА 1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиениче­ скими навыками. 2.Любознательный, активный. 3.Эмоционально отзывчивый. 4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (пробле­ мы), адекватные возрасту. 7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (бли­ жайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. 8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. 9.Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Перечень методик

для проведения диагностического обследования

эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста

Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. Время проведения 10-15 мин.

Анализ результатов

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

сила нажима на карандаш

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д." Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета

вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов
4 балла - позитивное психическое состояние
3 балла - негативное психическое состояние низкой степени
2 балла - негативное психическое состояние средней степени
1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 - 69 % - средняя сБПК;
26 - 41,9 % - незначительная сБПК;
0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до - 25% -средняя сНПК;
- 26 % и ниже - сильная сНПК .

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

С самого раннего возраста эмоциональная сфера ребенка постоянно развивается и изменяется.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Эмоции и чувства - неотъемлемая часть каждого человека, даже самого маленького. Их развитие для ребенка играет важную роль, поскольку именно через них он показывает свои потребности, переживания. С самого раннего возраста эмоциональная сфера ребенка постоянно развивается и изменяется.

Характеристика

Эмоционально-волевая сфера дошкольника выражается разнообразными эмоциями и чувствами. Именно они представляют собой ни что иное, как восприятие и отражение реальных событий в виде разнообразных переживаний. Таким образом, эмоциями и чувствами у ребенка проявляются его потребности, а также степень их удовлетворения.

В свою очередь, как во время раннего развития, так и во взрослом возрасте, чувства являются более постоянными и устойчивыми. Эмоции, соответственно, являются следствием какой-либо ситуации или происшествия.

Чувства состоят из различных форм и очертаний переживаний. У ребенка раннего возраста они могут выражаться в эмоциях, аффектах, смене настроения, стрессах и т.д. И именно это в совокупности образует эмоциональную сферу дошкольника.

Во время раннего развития, в частности в дошкольном возрасте, у ребенка возрастает устойчивость и постоянство чувств. Вместе с этим у малыша появляются способности контролировать свои эмоции и реакции.

Методы изучения чувств и эмоций

С самого раннего возраста малыш проявляет свои эмоции исключительно двигательно. Например, если он удовлетворен, на лице сияет улыбка. Если же наоборот, то он будет хмуриться. Пока малыш не может членораздельно говорить, достаточно тяжело понять и изучить его эмоциональную сферу. Диагностика в таком случае может проводиться только через познавательные процессы и поведение личности ребенка.

Есть также нормативные показатели, методики и их особенности, которые напрямую зависят от возраста. В зависимости от того, сколько малышу лет, норма уровня раннего развития ребенка заключается в следующем:

Это лишь основные моменты раннего развития детей дошкольного возраста. Неплохо раскрыта данная тема в литературе педагогов. Популярна Кряжева Н.Л., которая раскрывает вопросы эмоционального мира ребенка:

  • структура личности малыша;
  • особенности раннего развития;
  • адаптация малыша в детском саду;
  • детские кризисы и их преодоление;
  • значение детских фантазий и многое другое.

Однако Кряжева не единственная, кто достаточно понятно повествует и помогает с различными методиками в понимании эмоционального мира ребенка.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика - достаточно не новое явление, которое позволяет при использовании той или иной методики определить степень раннего развития у детей эмоциональной стороны личности. Большую популярность получили прожективные тесты, в частности тест тревожности Амена.

Суть данного способа (вар-т прожективного теста) состоит в следующем: для детей готовят десяток картинок, на которых будет представлен (нарисован) их сверстник. При этом стоит помнить о том, что если тест проводится с девочкой, то на картинке должны быть девочки, и наоборот.

На картинках представлены ситуации, которые представляют события, происходящие в школе, дома. При этом в каждой ситуации у малыша на картинке лицо представлено в контурных линиях. Испытуемому необходимо ответить, какое выражение лица на картинке веселое, злое, грустное. На основании этого теста можно определить, есть ли тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Помимо этого есть множество рисовальных методик, которые позволяют оценить последовательность рисования, характер отображения некоторых деталей – фигур, людей, животных, цветовые решения и многое другое.

Игры в процессе формирования эмоционального мира ребенка

Дошкольный возраст – это особое время, когда ребенок получает общие способности, необходимые для его нормального функционирования и проживания в обществе.

Многие проблемы современности связаны с тем, что дети стали не такими восприимчивыми и отзывчивыми к чувствам других членов общества. Это связано с тем, что они стали менее способными к пониманию чувств других личностей. Еще одной проблемой является то, что современные дошкольники даже не умеют играть. А ведь через игры раньше дети воспринимали необходимые знания и учились вести себя в той или другой ситуации.

Игры должны присутствовать в жизни малыша. Есть огромный список таких упражнений в игровой форме, которые помогут развить в ребенке эмоциональный мир.

Я радуюсь, когда/если

Суть игры в следующем: взрослый называет имя одного из детей, после чего кидает ему мячик и просит рассказать, при каких ситуациях он радуется. Ребенок ловит мячик и рассказывает, при каких обстоятельствах он рад. Далее он называет имя другого сверстника и бросает ему мячик.

Игры для улыбки

В некоторых случаях, малыш не сразу может обратиться к самому себе. Однако настаивать не следует. Возможно, со следующего раза он сможет выполнить такие игры. Такое поведение может быть связано с недостатком внимания со стороны взрослых.

Помимо улыбки можно также попробовать изобразить другие моменты – грусть, страх, удивление и т.д. Если малыши затрудняются с выражением того или другого варианта, можно показать перед выбором картинки ее изображение. Ребята должны отметить, как расположены брови, выражение глаз, уголков рта.

Игры На полянке

Данное упражнение характеризуется как фантазией, так и возможностью выразить свои чувства. Для игры необходимо, чтобы педагог попросил ребят закрыть глаза, представить, что они находятся на лесной полянке, где тихо, солнечно. Они должны быть расслаблены и представить, что вокруг них огромное количество разнообразных цветов. Этот вариант игры предполагает изучение радости в зависимости от цвета. Малыши должны закрыть глаза, представить картину, а потом ответить, цветок какого цвета вызывает у них чувство радости.

Помимо перечисленных, если еще огромное количество игровых методик, которые помогут определить, необходима ли дополнительная работа с малышом или нет.

Эмоциональная сфера – серьезный момент в развитии ребенка. В дошкольный период нужно обращать внимание на то, как ребенок общается со сверстниками, а также выражает свои чувства. Для диагностики существует множество игр, упражнений и методик диагностики, которые помогут ответить на интересующие вопросы.

Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным развитием личности ребёнка. Начинает развитие воли, формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.

К концу дошкольного возраста формируется готовность к школе.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватного реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.
Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

приход в детский сад;

незнакомая, удивительная игрушка;

плач, крик сверстника, друга;

нападение сверстника, друга;

неуспешность в деятельности;

запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

уход матери, близкого взрослого;

желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

желание иметь что-то, что нельзя взять;

сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

внимание близкого обращено на другого ребенка;

другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

сверстники не принимают в игру;

неуспешность на занятиях;

воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

приход в детский сад/домой;

выполнение задания, действия;

восприятие собственного отражения в зеркале;

восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

смешные незнакомые звуки;

воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

приход в детский сад;

уход матери, близкого взрослого;

игра, общение со сверстниками;

невнимание со стороны взрослого;

трудности при выполнении задания;

сверстники не принимают в игру.

приход в группу, прогулка;

рассказ взрослого или показ чего-либо;

проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

подготовка к праздникам.

появление чего-либо/кого-либо в группе;

на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

близкий взрослый общается иначе.

(Авторская - Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Методика "Выбери нужное лицо"

Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7 лет.

На основе полученных данных проводится количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков:

Результат:

Высокий уровень тревожности — ИТ больше 50% Средний уровень тревожности — ИТ находится в пределах от 20 до 50%

Низкий уровень тревожности — ИТ находится в пределах от О до 20%. Отдельно по каждой картинке возможно провести качественный анализ, в зависимости от того, к какой

Читайте также: